История говорит нам о множестве народов, которые после постигших их потрясений вновь вернулись в варварство; в чём в таком случае заключается прогресс?



– "Когда твой дом грозит рухнуть, ты ломаешь его, чтобы построить из него более прочный и более удобный; но пока дом твой не построен, не восстановлен, в твоём жилище царят беспорядок и неразбериха.

Пойми ещё и то: ты был беден и жил в лачуге; но ты становишься богат и покидаешь её, чтобы жить во дворце. И тогда какой-то бедняк, каким был и ты, занимает твоё место в этой лачуге, к тому же он очень доволен, ибо прежде у него не было и этого. Так вот! знай же, что духи, воплощённые теперь в этом выродившемся народе, не те, что творили мир в давние времена его расцвета. Те, что жили в нём прежде, уже удалились в тонкие обиталища: более совершенные - прогрессировали дальше, а менее продвинутые, заняли их место, которое они в свою очередь, придёт время, также покинут."

Нет ли племён, по природе своей неспособных к прогрессу?

– «Есть, но такие племена с каждым днём телесно приходят в упадок.»

– И какова будет грядущая участь душ, одухотворяющих такие племена?

– «Они, как и все другие, достигнут рано или поздно совершенства, проходя через иные существования, в иных Мирах, ином воплощении, - Бог никого не обездоливает.»

– Таким образом, самые цивилизованные люди прежде могли быть дикарями и людоедами?

– «Ты сам был всем этим, да не один раз, прежде чем стать тем, что ты есть сейчас.»

Народы – это коллективные индивидуальности, которые, как и индивиды, проходят через пору детства, зрелый возраст и старость; эта истина, подтверждённая историей, не наводит ли на мысль, что и самые передовые народы века нынешнего будут иметь свой упадок и конец, как народы античности?

– «Народы, живущие лишь жизнью тела, те, чьё величие основано только на грубой силе и числе, рождаются, растут и умирают, как и сила отдельного человека; те, чьи эгоистические законы не вяжутся с прогрессом знаний и милосердием, умирают, потому что свет рассеивает тьму, а милосердие убивает эгоизм; но у народов, как и у отдельных людей, есть жизнь души; и те, чьи законы гармонируют с вечным законом Создателя, будут жить и будут светочем для других народов.»

Соединит ли однажды прогресс все народы Земли в один народ?

– «В один народ, нет, это невозможно; ибо из-за климатических различий рождается и различие в нравах и потребностях, составляющих национальности; поэтому им всегда будут нужны законы, приспособленные к этим нравам и потребностям; но милосердие не ведает меридианов и не делает различия между цветом кожи у людей. Когда законы Божьи повсюду станут основой человеческих законов, когда каждый человек примет «табу на проявление методов зла», а народы на самом деле будут осуществлять уважение и милосердие в отношении друг друга, как люди - от человека к человеку; тогда они станут жить счастливо и в мире, потому что никто не будет стремиться в чём-то ущемить права своего соседа, а тем более (паразитировать) жить за его счёт.»

Примечание. Человечество прогрессирует в отдельных людях , которые мало-помалу улучшаются и просвещаются; тогда, когда количество добра возобладает числом, оне являют пример, и увлекают за собой других. Время от времени среди них возрождаются люди, одарённые гением, дающие порыв, затем люди, имеющие авторитет и власть, всё это орудия Божьи, которые за несколько лет заставляют прогрессировать человечество, пройти путь многих веков.

Прогресс народов позволяет ещё понять и справедливость перевоплощения. Благие люди совершают похвальные усилия, чтобы продвинуть нравственное и интеллектуальное совершенствование нации; преобразованная нация будет более счастлива в этом мире и в ином, это так; но во время её медленного движения по векам тысячи индивидов умирают каждый день; какова судьба всех тех, кто падает в пути? Их относительная неразвитость, лишает ли она их счастья, уготованного тем, кто придёт последними? Или блаженство их будет лишь относительно? Божественное правосудие не могло бы освятить подобной несправедливости. Во множестве существований право на счастье одинаково для всех, ибо никто не остаётся в стороне от прогресса; те, кто жили во времена варварства, могут вернуться вновь в эпоху цивилизации, как в том же самом народе, так и в другом, из чего следует, что восходящее движение затрагивает всех.

Но, система единичности существований представляет здесь ещё и иную трудность. Ведь согласно этой системе, душа притягивается в миг соития, от взаимности чувств; просыпается в миг рождения; и если, стало быть, один человек более развит, чем другой, то это потому, что Бог вложил, по желаниям двоих, душу более развитую. За что же ему эта милость? Какова заслуга того, кто жил не больше другого, а то и меньше его, чтобы быть одарённым душою более высокой организации? Но главная трудность не в этом. Какая-то нация за тысячу лет переходит от варварства к цивилизации. Если бы люди жили по тысяче лет, то можно было бы ещё понять, что они за этот промежуток имели время прогрессировать; но они ежедневно умирают во всяком возрасте; они непрестанно обновляются таким образом, что каждый день с появлением одних из них исчезают другие. И к концу тысячелетия от старейших обитателей не остаётся и следа; нация из варварской, какой она была, стала цивилизованной; так кто же в ней прогрессировал? Не индивиды ли, некогда варварские? но они мертвы. Не те ли, что пришли после? Но, ведь, если душа их вкладывается в миг зачатия, то души эти обладают силой не улучшать несовершенные души, но лишь побуждать развивать души более совершенные.

Сравним эту теорию прогресса с теорией, данной духами. Души, пришедшие в пору цивилизации, имели своё детство, как и все другие, но они уже жили прежде и пришли более продвинутые общественным прогрессом; они приходят, привлечённые симпатичной им средой, находящейся во взаимной связи с их состоянием; таким образом, работы, употреблённые на то, чтобы приобщить какой-либо народ к цивилизации, не имеют своим следствием сотворение в будущем душ более совершенных, но привлечение тех, что уже прогрессировали, независимо от того, жили ли они ранее, в этом же самом народе в пору его варварства, или же пришли сюда откуда-либо ещё. В этом ключ к загадке всего человеческого прогресса; когда все народы будут находиться на одном уровне в развитости чувства добра, Земля станет местом встреч благих духов, кои будут жить друг с другом в братском союзе, и злые, будучи здесь неуместны и отсюда отторгаемы, вынуждены будут уже в низших мирах искать себе подходящую среду, пока они не сделаются достойными того, чтобы придти в наш преобразованный мир. Такая теория имеет ещё и то следствие, что работы над общественным улучшением приносят пользу только настоящим и будущим поколениям; они оказываются совершенно бесплодны для прошлых поколений, ошибка которых в том, что пришли они слишком рано и стали тем, чем могли, обременённые своими варварскими деяниями. Согласно же Учению Духов, последующие достижения равно идут на пользу и этим поколениям, рождающимся вновь в лучших условиях; имеющими право совершенствоваться далее в очаге культуры. (См. N 222).

 

Цивилизация


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!