Модель государственно-законодательного регламентирования ( XIII – XVIII вв.)



История социальной работы в России (краткий конспект лекций) 2

Социальная работа за рубежом (краткий конспект лекций) 8

История социальной помощи в России (1900-1960 гг.) 21

1. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1900-1915. 21

2. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1916-1920. 54

3. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1921–1925. 65

4. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1926–1930. 71

5. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1931-1935. 74

6. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1936-1940. 93

7. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1941-1945. 104

8. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1946-1950. 117

9. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1951–1955. 128

10. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1956–1960. 134


История социальной работы в России (краткий конспект лекций)

 

Основные модели социальной помощи с глубокой древности до наших дней. В историческом плане данные модели были связаны с возможным в данных условиях справедливым распределением и перераспределением материальных и духовных благ, с практикой поддержки нуждающихся, особенностями способа производства, а также с историческими институтами власти и «общественным мнением»

Формы социальной помощи в древнейших славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т.д. Основные формы социальной защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:

 ♦ культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами ( растворение в природе, связь помощи нуждающимся с различными мифами, наделение сакральными свойствами различных растений и животных, культ героя с княжескими пирами, где складывались христианские добродетели: милость, нищелюбие;

 ♦ общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения: особая форма круговой поруки- «вервь» как система взаимоподдержки общинников друг друга, определение на постой дряхлых стариков, усыновление детей-сирот внутри родовой общины (приймачество), мирская помощь вдовам;

 ♦ хозяйственная взаимопомощь и взаимовыручка – «помочи», оказывающаяся людям в экстремальных ситуациях; «складчина»(объединение семей для различных форм работ).

  1. Модель княжеского и церковно-монастырского попечения ( XI - XIII вв.)

Благотворительность, или филантропия – оказание помощи, сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся.Благотворительность – продукт своей эпохи, определенных исторических условий, которые влияют на масштабы благотворительности, ее материальные возможности, формы, методы и главные направления. Разрушение родоплеменных отношений с X века - формы поддержки, связанные с княжеской защитой и попечительством, которые претерпевают 2 этапа становления: I – связан с распространением христианства на Руси, II монастырско-церковные формы призрения.

♦ опека определенных слоев населения, которое законодательно берется под княжеский и церковный патронаж (люди церкви, изгои, вдовы и старики); основная задача попечения – питание, т.е. сохранение образа жизни подопечного, кормление нищих (нищелюбие) под влиянием христианского вероучения

♦ форма поддержки носит спонтанный характер, не имеет закрепленных механизмов и находит свое выражение в изменении объема «десятины», которая жертвовалась князьями; постепенно утверждается остаточный принцип, когда поддержка осуществляется из «избытка чего-либо». В связи с неразвитой системой хозяйствования помощь на уровне власти носит временный и непостоянный характер. Однако, помощь адресная и конкретная, действия князей регламентируются определенными традициями и законами;

♦ предпринимаются первые шаги в организации институтов поддержки со стороны церквей и монастырей – больницы, богодельни, основы медицинской помощи и просветительской деятельности. Особой щедростью отличались иноки Киево-Печерского монастыря, строили особые дома, куда помещались калеки, нищие, прокаженные. Первые в государстве бесплатные больницы для бедных были учреждены Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г. При всех монастырях, имевших средства кормили нищих и убогих, порою предоставляя им помещение. Отчисление на церковь и благотворительность делали и частные лица. Никогда в последствии на дела благотворения не выделялось такой значительной части общих доходов (в нек. районах десятая часть от поступлений от хлеба, скота и т.д.). Отличительная черта благотворительности – «слепая»раздача милостыни, следуя указанию «просящему – дай». Великий князь Киевский Владимир в 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением. К XIII веку практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы. Приходская благотворительность по сути была не церковной, а гражданской т.к.приход являлся административной, территориальной и податной единицей, т.е.преследовала не только религиозные цели – спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающимся.

Модель государственно-законодательного регламентирования ( XIII – XVIII вв.)

в связи с формированиемгосударственности важнейшим атрибутомобщественных отношений становится принцип «мира и спокойствия»и принцип «благочиния»;

♦ регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями

♦ стремление государственной власти через законодательные меры инициировать деятельность церкви на благотворение нищих, убогих, людей церкви, возложив на церковь распределение социальной помощи нуждающимся; государство берет под контроль деятельность богоделен, проживание в них больных и нищих;

♦ растет роль государства в деле борьбы с голодом, организуются приказы (Житный приказ, ведущий продовольствием), введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг;

♦ под государственный контроль берутся мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья погибли на государственной службе

♦ сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Земский собор 1681 г. (период царствования Федора Алексеевича побуждает правительство в 1962 г. подготовить особый акт, открывающий новые взгляды на общественное призрение. Очевидно, смерть царя затормозила действие этого акта и к нему вернулись уже в период царствования ПетраI .


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!