ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ



ВОЗДЕЙСТВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней сре­ды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество пси­хологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосозна­ние. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует фор­мирование конструктивных механизмов психологической защиты.

Психологическая защита является многомерным явлением. Защит­ные механизмы исключительно индивидуальны, многообразны, неред­ко иррациональны, поэтому не всегда поддаются анализу.

Как пишет Е. Романова, «среди исследователей нет единой точки зрения ни на общее количество механизмов защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом, ни даже на их ясные определения в не­которых случаях. Это осложняет выявление инвариантных характерис­тик защиты и ее роли в социально-психической адаптации индивида».

В данной книге мы не ставим перед собой задачу внести свой вклад в исследование психологической защиты. Для нас важен аспект реагирова­ния, ситуативного поведения человека в условиях моделируемого стресса.

В качестве стрессового фактора в нашем случае выступает фактор внешней среды — дождь.

Попробуем понять символическое значение дождя.

Дождь является важным символом плодородия и связывается в ар­хаических земледельческих культурах с божественным семенем. Вспом­ним, как Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, благодаря чему родился герой Персей. В шаманизме призывание дождя было связано с процессом вхождения в контакт с духами. Согласно Д. Тресиддеру, «выс­ший бог плодородия ацтеков Тлалок (Чак в пантеоне майя) был богом Дождя; его отличительный признак— зубчатая корона, символизирую­щая дождь. Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя. Подобная связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся про­тив черного коня — засухи. Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому ритуалы очищения часто про­водились именно для того, чтобы вызвать дождь. В магических ритуалах, прямо направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя то­панье ногами имитировало стук падающих на землю капель».

Итак, в данном контексте дождь может символизировать жизнен­ную силу, проливающуюся с неба, благословение и откровение Бога. Так проявляется его созидательная ипостась.

Но, с другой стороны, дождь (ливень) может быть источником по­топа и разрушений, проявлением гнева Бога. Свидетельство тому — Все­мирный потоп. В Книге Бытия сказано, как Господь объявил Ною: «...чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли». И далее: «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю... Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Таким образом, дождь представляет собой амбивалентный символ. Есть люди, которые любят дождь, есть те, у кого он вызывает диском­форт. Предлагая людям нарисовать человека под дождем, мы увидели, что одни рисуют жизнерадостные картины, другие — совсем наоборот. Вероятно, так проявляются две стороны глубинного символизма дождя.

Для более полного понимания клиента важно посмотреть, как он «ведет себя» под дождем. Это даст нам возможность либо обратиться к его внутренним ресурсам (если восприятие дождя жизнерадостное), либо проработать способы преодоления жизненных трудностей (если мы видим «плачевную картину»). Нельзя сказать, чтобы эти рисунки были информативны относительно психологической защиты клиента, но тем не менее они дополняют общую картину его мировосприятия.

Методика «Человек — Человек под дождем» была предложена Е. Романовой и Т. Сытько для оценки адаптивных возможностей и ус­тойчивости человека к воздействию стрессовых факторов. Рисунки рас­сматриваются в сравнении. Дождь символизирует стрессовую ситуа­цию. По тому, как меняется человек по сравнению с первым рисунком, можно судить об отношении автора к трудностям и способам их пре-

одоления. Например, на первом рисунке мужчины изображен бравый моряк. На рисунке человека под дождем изображена остановка, ска­мейка, под скамейкой лежит мужчина; из-под колес отъезжающего от остановки автобуса вырываются брызги. Если дождь, это символичес­кая трудность, препятствия, сложная ситуация, то легко сделать вывод, что навыки конструктивного реагирования и поведения в стрессовых ситуациях у автора данных рисунков не сформированы.

Спорным моментом в использовании данного теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Анализ эмпи­рического материала позволяет сделать следующий вывод — до 8-9 лет рисунки человека под дождем являются малоинформативными.

В каких ситуациях психологу необходима информация о способ­ности человека к противостоянию негативным влияниям?

Во-первых, в ситуациях, когда необходимо составить прогноз со­циальной адаптации ребенка или подростка (например, для выпускни­ков школ, учебно-воспитательных учреждений); оценить, имеет ли под­росток ресурсы для того, чтобы самостоятельно преодолеть трудности.

Во-вторых, в ситуациях, когда психологу необходимо составить индивидуальную программу социальной адаптации ребенка или под­ростка. В этом случае оценка способности к противостоянию «труд­ным ситуациям» позволит сформировать перспективные задачи психо­логической коррекции.

В-третьих, в ситуациях, когда перед психологом стоит задача про­фессионального отбора сотрудников на работу, предполагающую по­вышенную степень риска. В этом случае психологическая устойчивость и способность сопротивляться негативным воздействиям явится пока­зателем профессиональной пригодности.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!