Типология заданий для тестов-рисунков



Существенным достоинством психодиагностики с помощью ри­сунков является многовариантность тестовых заданий. Опытный пси­холог всегда может гибко «подстроить» инструкцию под индивидуаль­ную специфику клиента. Это, безусловно, имеет и оборотную сторону: новая инструкция фактически становится новым тестом и нуждается в собственном «аппарате» для интерпретации. Однако в случаях экспресс-диагностики или определения контекста для психологической беседы это необязательно. Задание нарисовать что-либо просто актуализирует некоторую ипостась личности, что становится предметом для психоло­гического анализа.

Являясь творческими людьми, в практической работе психологи не могут довольствоваться только известными заданиями. Поэтому они придумывают новые инструкции и даже правила интерпретации. В связи с этим мы попробовали систематизировать наиболее распространенные инструкции и создать типологию заданий для тестов-рисунков.

Имеет смысл выделить две большие группы инструкций:

• свободные;

• тематические.

Под свободными инструкциями понимаются задания со слабо вы­раженной структурой. Примерами свободных заданий являются сле­дующие:

• «свободный рисунок»;

• «спонтанный рисунок»;

•   «мое настроение»;

• «самоощущение в данный момент»;

• «рисунок с закрытыми глазами».

Под тематическими инструкциями понимаются задания, имеющие выраженную структуру или идею. Тематические инструкции можно разделить на две группы:

• традиционные;

• нетрадиционные.

Традиционные инструкции относятся к известным, широко рас­пространенным, популярным тестам, надежность которых прошла до­стойную проверку в нашей стране и за рубежом. Традиционные инст­рукции можно разделить на две группы:

• «личностная»;

• «семейная».

«Личностную» группу составляют тесты-рисунки, направленные на исследование индивидуальных особенностей человека:

• «человек»;

• «автопортрет»;

• «дерево»;

• «дом»;

• «конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»;

• «несуществующее животное»;

• «картина мира»;

• «дом-дерево-человек».

«Семейную» группу составляют тесты-рисунки, направленные на исследование особенностей внутрисемейных отношений и самоощу­щения человека в семье:

• «рисунок семьи»;

• «кинетический рисунок семьи»;

• «дом-дерево-человек» (вариант интерпретации, в котором дом символизирует материнскую фигуру, дерево — отцовскую, человек — автора рисунка);

• «семья в образах»;

• «семья в образах животных»;

• «метафорический рисунок семьи».

Нетрадиционные инструкции, собственно, не относятся к «тесто­вым заданиям». Они применяются психологами для актуализации опре­деленных личностных ипостасей и психических процессов, но не имеют надежного, статистически проверенного «аппарата» для интерпретации. Появление подобных заданий связано с процессами творческого поиска исследователей и практических психологов. Тем не менее, мы их включа­ем в типологию на основании самого факта их существования.

Нетрадиционные инструкции мы также разделили на две группы:

• «символическая»;

• «моделирующая».

В «символическую» группу входят задания, связанные с симво­лизацией некоторого психического процесса. Например:

• «Во что бы меня заколдовали» (или «Во что бы меня заколдо­вал злой колдун»);

• «В кого бы меня превратил Добрый Волшебник»;

• «Мой маскарадный костюм»;

• «Что бы я хотел „выбросить» из своей жизни»;

• «Мои запреты»;

• «Каким я вижу себя в зеркале»;

• «Каким меня видят другие»;

• «Мои достоинства»;

• «Иллюстрация к любимой сказке».

В «моделирующую» группу входят задания, связанные с созна­тельным моделирование некоторой ситуации или будущего. Например:

• «Моя жизнь через три года» (варианты: «через пять лет», «че­рез 10 лет» и т. д.);

• «Карта моей жизни»;

• «Карта сказочной страны»;

• «Мудрец на краю Вселенной».

«Жизненные ценности» (это цикл рисунков, в котором каждая цен­ность является отдельной темой, например: «Любовь», «Дружба», «Ис­тина», «Жизнь», «Смерть», «Вера» и т. д.).

Таким образом, у психолога, четко представляющего себе цель ди­агностики, всегда есть выбор в средствах для исследования.

Основания для психологического анализа рисунков

Представим себе ситуацию, когда психолог уже держит в руках готовые рисунки клиента. Допустим, он выбрал «психологический» подход к интерпретации. И вот он рассматривает рисунки, стараясь найти в них указания на «теневые» и «ресурсные» проявления личности автора. Более того, он их нашел и составил список. Однако его не поки­дает ощущение, что ему чего-то не хватает. Недостает некой «детали», которая помогла бы связать всю информацию воедино и получить осно­вания для формирования перспективных задач психологической работы с автором рисунков.

Что же это за «деталь»? Попробуем ее найти, и для этого вернемся к «традиционным» тематическим рисункам, стараясь понять основа­ния и правила их интерпретации.

В таблице представлены наиболее известные традиционные тема­тические тесты-рисунки и основы их интерпретации.

Название графичес­кого теста

Авторы Цель применения Основы интерпретации

1

2 3 4

«Рисунок семьи»

Хьюлс, Кауфман, Берне, Хоментаускас, Захаров, Романова Выявление особенностей внутрисемейных отношений. Оценка особенностей восприятия и переживания отношений в семье. Оцениваются: степень развития и стадии изобрази тельной деятельности; особенности эмоционального состояния ребенка во время рисования; особенности внутрисемейных отношений и самочувствие ребенка в семье. Информационные признаки: Графическое качество: примитивность изображения, изящество линий, четкость и выразительность образов; наличие сильной штриховки, размер фигур, применение ярких красок; степень выраженности положительных эмоций у членов семьи, степень близости их изображений
«Автопортрет», субтест«Человек»

Берне, Маховер, Е. Романова

Выявление когнитивного образа собственных качеств, способностей, внешности, социальной значимости. Исследование представлений человека о себе, типологических особенностей. Интерпретируются: графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность изображения); формальная структура (динамичность рисунка, расположение на листе); элементы рисунка (части тела, дополнительные образы)
«Несуществующее животное»

В российской психологической литературе подробно описан Е. Романовой

Исследование особенностей взаимоотношений с окружающим миром, типологических особенностей. Выявление проблемной симптоматики. Интерпретируются общая энергия рисунка, расположение композиции рисунка, отдельные части тела животного, название животного.
         

Целью интерпретации традиционных тематических рисунков «личностной» серии является выявление индивидуальных типоло­гических особенностей человека. Другими словами, они направле­ны на то, чтобы узнать, чем данный исследуемый человек отличает­ся от других.

Целью интерпретации традиционных тематических рисунков «се­мейной» серии является выявление особенностей внутрисемейных от­ношений. Другими словами, на основе выполненного изображения ис­следователь может оценить особенности восприятия и переживаний клиентом отношений в семье. Основаниями для интерпретации явля­ются:

• оценка степени развития изобразительной культуры,

• оценка стадии изобразительной деятельности,

• оценка качества изображения,

• оценка эмоциональной выразительности.

Например, эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у чле­нов семьи.

Однако здесь возникает серьезный вопрос, сформулированный еще А. Грибоедовым: «А судьи кто?» Ведь оценка всегда носит субъектив­ный характер. Конечно, можно организовать экспертную оценку и пере­дать рисунок группе специалистов. Но это довольно энергоемко.

Безусловно, интерпретация через оценку может осуществляться только опытным специалистом. Что же делать тем, кто только начинает свой путь в практической психологии? Можно .опираться на интуицию и трактовать рисунок «в свободном стиле». Но позволителен ли такой подход, корректен ли он по отношению к клиенту?

Можно получить дополнительную информацию, задавая вопросы автору рисунка. В методике «Рисунок семьи», например, предусмотрен ряд вопросов, которые психолог должен задать автору рисунка. Авторы даже подчеркивают необходимость этой процедуры в особых случаях: например, «при стрессе психолог должен пытаться выяснить смысл на­рисованного...».

Проблема состоит в том, что во многих традиционных тематичес­ких тестах-рисунках не приводятся инструкции относительно правил интерпретации полученной информации.

Наш опыт показывает, что психологам (особенно молодым специа­листам) приходится сталкиваться с тем, что, выполнив все рекоменда­ции по тесту и получив массу информации, они не знают, что с ней де­лать. По большому счету, использование тестов-рисунков нередко сво­дится лишь к тому, что специалист делает выводы о наличии тревоги, агрессии и заниженной самооценки. На самом деле тесты-рисунки не­сут в себе намного больше информации. К сожалению, применение про­ективных графических тестов в проблемно ориентированном русле ли­шило специалистов возможности познать через рисунки целого челове­ка. Цель выявить лишь недостатки, патологию, отклонения не может быть ведущей в психологическом консультировании. Особенно она неприем­лема в сказкотерапевтическом подходе. Мы предлагаем взглянуть на рисунок как на целостную картину мира клиента, обратить внимание не только на «оценку стадии изобразительной культуры», но и отметить ре­сурсные стороны картины.

Итак, понятно, что, сделав основаниями для интерпретации от­дельные детали рисунка, как это предлагается во многих традицион­ных тематических тестах-рисунках, мы получаем столько личностных

изъянов, сколько деталей имеется в рисунке. В итоге человек, обратив­шийся за помощью, легко представляется либо шизофреником, либо, в лучшем случае, невротиком. Любой рисунок можно трактовать, исходя из наиболее известных «клинических» оснований, как патологический.

В связи с этим возникает необходимость формирования иных ос­нований для психологического анализа рисунков, выполненных здоро­выми людьми, имеющими «сохранный психический статус», но попав­шими в жизненные затруднительные ситуации. Для этого необходимо отталкиваться не от проблемно ориентированных позиций и в основу анализа положить не клинические проявления. Но где найти такую те­орию, ключевой идеей которой было бы представление о человеке как о саморазвивающейся системе?

Подобное представление о человеке распространено в современ­ных естественных и точных науках, а в психологии наиболее ярко пред­ставлено теорией личности, созданной Абрахамом Маслоу.

Итак, мы предлагаем в качестве концептуальных оснований для психологического анализа рисунков использовать теорию личности и иерархию потребностей А. Маслоу. Ключевой идеей для психологичес­кого анализа в этом случае становится идея самоактуализации. Под самоактуализацией понимается стремление человека к наиболее пол­ному использованию своих талантов, способностей, возможностей в процессе социальной самореализации.

На этом основании рисунки могут быть рассмотрены как «фото­графии» внутренней динамики самоактуализирующегося человека. По фотографиям внешнего облика, если выстроить их на «временной пря­мой», можно увидеть внешние возрастные изменения человека. А ка­ким образом меняется внутренний мир в процессе самоактуализации? Именно об этом нам могут рассказать рисунки человека.

Поговорим о самоактуализации подробнее.

Что же представляет собой самоактуализированный человек? По этому поводу А. Маслоу пишет: «Первое, на что обращаешь внимание, общаясь с самоактуализированным человеком, так это на его порази­тельную способность распознавать малейшее проявление лжи, фаль­ши, неискренности. Оценки этих людей удивительно точные». У само­актуализированных людей, согласно А. Маслоу, более высокое каче­ство взаимодействия с реальностью, он легко отличает оригинальное от банального, конкретное от абстрактного. Самоактуализированные люди предпочитают жить в реальном мире, им не по нраву искусственно со­здаваемые миры абстракций, выхолощенных понятий, умозрительных представлений и стереотипов; миры, в которых пожизненно поселяется большинство наших современников. Самоактуализированному челове­ку явно больше по душе иметь дело с тем, что у него под рукой, с реаль­ными событиями и явлениями, а не со своими собственными желания­ми, надеждами и страхами, не с предубеждениями и предрассудками окружающих. Здоровых самоактуализированных людей не страшит не­известность, неопределенность, не пугает их так, как пугает среднеста­тистического человека. Они относятся к ней совершенно спокойно, не видя в ней угрозы или опасности для себя.

Неизвестность не пугает этих людей, и поэтому они не цепенеют перед черной кошкой, не плюют через плечо, не скрещивают пальцы — словом, их не тянет на действия, которые предпринимают обычные люди, желая уберечься от мнимых опасностей.

Многие характеристики, отличающие самоактуализированных людей, не что иное, как разные формы проявления одной основопола­гающей, фундаментальной установки, а именно — отсутствие самодов­леющего чувства вины и стыда. Самоактуализированный человек при­нимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со всеми прису­щими ей изъянами и недостатками, при этом ему не свойственно самодовольство и самолюбование. А. Маслоу говорит о том, что само­актуализированная личность умеет сосуществовать со своими слабос­тями, принимает свою греховность и порочность, умеет относиться к ним так же просто, как мы относимся к природе. Он смело смотрит на то, что представляется его взгляду, он не прищуривается и не надевает очки, чтобы разглядеть несуществующее, не искажает и не раскраши­вает реальность в те или иные цвета. С наибольшей очевидностью эта способность к полному принятию обнаруживает себя на самом низком уровне потребностей, на так называемом животном уровне. Самоак­туализированного человека можно назвать крепким, здоровым живот­ным. Ничто человеческое не чуждо ему, и он не будет испытывать сты­да по поводу своих позывов. У него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса и других физиологических вле­чений. Его принятие распространяется не только на эти, низшие потребности, но и на потребности других уровней — на потребности в бе­зопасности, любви, принадлежности и самоуважении. Он не хочет ка­заться лучше, чем есть, ему это несложно уже потому, что он умеет мириться со своими недостатками, а по мере самоактуализации, и осо­бенно на склоне жизненного пути, привыкает относиться к ним уже не как к недостаткам, а как к вполне нейтральным личностным характе­ристикам.

Однако все вышесказанное еще не означает, что самоактуализи­рованным людям незнакомы чувство стыда, печаль, тревога или само­защитные тенденции. Речь идет лишь о вредной, ненужной, невроти­ческой вине и о таком же стыде.

Итак, Абрахам Маслоу ввел понятие само актуализации, понимая под этим полное использование талантов, способностей, возможнос­тей и пр. Самоактуализированный человек— это человек, у которого не что-то добавлено, а ничего не отнято.

Абрахам Маслоу призывал перенести акцент на изучение психи­чески здоровых, талантливых людей. «Давайте изучать не „калек", т. е. невротиков, а здоровых, творческих людей», — предлагал коллегам А. Маслоу.

Абрахам Маслоу выделил показатели психической «нормы», или признаки самоактуализированных людей. Среди прочих важными яв­ляются:

• более эффективное восприятие реальности, более комфорта­бельные взаимоотношения с ней;

• принятие себя, других, природы;

• спонтанность, простота, естественность;

• центрированность на задаче, а не на своих проблемах;

• некоторая отъединенность и потребность в уединении;

• автономность, независимость от культуры и среды;

• постоянная свежесть оценки;

• мистичность, опыт переживания высших состояний;

• чувство сопричастности, единения с другими;

• более глубокие межличностные отношения;

• демократическая структура характера;

• различение средств и целей, Добра и Зла;

• философское, невраждебное чувство юмора;

• творчество;

• устойчивость к влиянию культуры, трансцендентность по отно­шению к любой культуре.

Абрахам Маслоу выделил «Восемь шагов к самоактуализации»:

Шаг Содержание шага
Переживание — полное, живое, беззаветное Глубокое чувствование действительности, в отличие от поверхностного взгляда на нее.
Выбор в пользу роста Выбирать рост — это значит открыть себя новому, не­ожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном. Само актуализация — выбор не между новым и старым, а открытие себя, прислушивание к себе.
Сонастроенность с внутренней приро­дой Важно научить себя сонастраиваться со своей внутренней природой, слышать, что мне нравится, а что нет. Независи­мо от точки зрения других.
Честность и при­нятие ответственно­сти за свои действия Важно искать ответы внутри себя, а не позировать или стараться выглядеть порядочным и правильным.
Обнаружение за­щит и работа с ними Есть нечто стереотипное, препятствующее росту. Важно это вовремя обнаружить и проработать.
Развитие потен­циала Самоактуализация — постоянный процесс развития сво­их потенциальностей. Именно не единое переживание, а процесс.
Мистические пик-переживания Моменты, когда человек чувствует великий экстаз, благо­говение, восторг. Являются главной причиной важных жиз­ненных перемен самоактуализирующсгося человека.
Стремление к лучшему, к совер­шенствованию Вера в свои способности и действие в соответствии с ними и человеческими ценностями.

Абрахам Маслоу создал концепцию мотивации как иерархии по­требностей, согласно которой все потребности являются врожденны­ми и могут быть расположены в порядке их очередности: физиологические потребности;

• потребности безопасности и защиты;

• потребности принадлежности и любви;

• потребности самоуважения;

• потребности в знаниях;

• эстетические потребности;

• потребности самоактуализации, личностного совершенство­вания.

Благодаря идеям А. Маслоу мы имеем серьезную концептуальную основу для анализа рисунков. Предположим, что «уровень самоактуа­лизации» можно установить, поняв, в какой степени у человека удов­летворены его потребности. В этом случае в основу анализа рисунков можно положить иерархию потребностей и выделить соответствующие показатели.

Схема показателей и критериев для анализа рисунков

Группа

потребностей

Показатели проявле­ния потребности

Критерии

«проблемный»

«ресурсный»
Психофизио­логические потребности

Сексуальные жела­ния.

Чрезмерный акцент на области генита­лий, неоправданое изображение обна­женных фигур и пр.

Наличие символов «здоровой сексуаль­ности»: рыба, грибы, цветы и пр.
   

Ощущение безопасности.

Тревожная штриховка, сюжеты и символы, свидетельствую­щие о проявлении тревоги, страха. Символы, свидетельствующие о проявлении агрессии.

Спокойная штриховка, сюжеты и символы, свидетельствую­щие об ощущении безопасности.

Потребности

безопасности и защиты

Способность сопро­тивляться жизнен­ным трудностям, не­благоприятным факторам внешней среды.

Демонстрация в сю­жете рисунка, в ха­рактере изображе­ния бессилия и неза­щищенности.

В сюжете, характере изображения отобра­жается способность противостоять не­благоприятным воз­действиям.

 

 

Наличие символов конструктивной пси­хологической защи­ты.

При наличии в ри­сунке агрессивной или неблагоприят­ной среды наблюда­ется отсутствие сим­волов защищеннос­ти.

При наличии в рисун­ке агрессивной или неблагоприятной сре­ды автор изображает символы адекватной защиты (например, в рисунке «Человек под дождем» — зонт).

Потребность в

принадлежно­сти и любви

Ощущение общнос­ти с группой (семь­ей).

Отсутствие или не­достаточность общ­ности. Фигуры на рисунке ничего не объединяет.

Наличие общности: фигуры на рисунке держатся за руки, расположены близко друг к другу и пр.

 

 

Ощущение близос­ти, персональные предпочтения.

Отсутствие близос­ти, индивидуализм, изоляция (по цвету, выбору животного, героя).

Идентификации: рас­крашивание себя од­ним цветом с кем-то из членов семьи, бли­зость образов и пр.

Потребность самоуважения

Ощущение приня­тия и положитель­ной оценки со сторо­ны окружающих.

В сюжете рисунка наблюдается явное отвержение или агрессия по отноше­нию к фигуре авто­ра со стороны дру­гих фигур.

В сюжете рисунка на­блюдается принятие, уважение по отноше­нию к фигуре автора рисунка со стороны других фигур.

 

Ощущение уверен­ности в своих силах и способностях.

Автор изображает себя в виде ущерб­ных образов.

Автор изображает себя в виде образов, обладающих силой, знаниями, навыками, способностями, та­лантом.

Потребности

в знаниях

Наличие образов, символизирующих стремление к новым знаниям, обучению.

Отсутствие изобра­жения символов по­знания (книги, тетра­ди, блокноты и пр.).

Изображение симво­лов познания.

 

 

Наличие действий, указывающих на стремление к приоб­ретению новых зна­ний, обучению.

Отсутствие изобра­жения действий, со­пряженных с обуче­нием, приобретени­ем новых знаний и опыта.

Изображение дей­ствий, сопряженных с обучением или приоб­ретением новых зна­ний (читает книгу, си­дит за партой, оказы­вается на распутье и пр.).

Эстетические потребности

Гармоничность ри­сунка.

Фигуры несоразмер­ны листу, расположены в хаотической

последовательности, рисунок несиммет­ричен, композиция дисгармонична.

Фигуры соразмерны листу, композиция ри­сунка гармонична, уравновешенна.

 

 

Эстетичность рисун­ка.

Рисунок выполнен неаккуратно, не­брежно, формально.

Рисунок выполнен старательно и акку­ратно, неформально, с любовью, прорисо­ваны детали, автор стремится к тому, что­бы рисунок был кра­сивым.

Потребности самоактуали­зации и лич­ностного со­вершенство­вания

Идеальный образ себя и другого.

При рисовании ска­зочных образов вы­бираются ущербные герои, нуждающие­ся в помощи. При рисовании ска­зочных образов выби­раются созидатель­ные герои, обладаю­щие большим потенциалом.

 

 

Проявление творче­ства.

Изображение стан­дартно, обычно. Рисунок необычен, неординарен, имеют­ся необычные детали, ощущается полет фантазии автора.
               

Безусловно, не все потребности могут найти отражение в одном рисунке. Но, анализируя рисунки на основании данной схемы, мы мо­жем установить, какая потребность проявлена, «проблемно» акценти­рована, а какие потребности гармонизированы. Если в рисунке прояви­лись преимущественно «проблемные» критерии по большинству групп потребностей, мы можем говорить о низком «уровне самоактуализа­ции». Что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости психоло­гической работы. Если в рисунке проявились преимущественно «ре­сурсные» критерии по большинству групп потребностей, можно гово­рить о достаточном «уровне самоактуализации». Такой человек не нуждается в коррекционном воздействии, но профилактическая и раз­вивающая работа ему будет на пользу.

Чаще всего «проблемные» и «ресурсные» критерии находятся в определенном соотношении. В этом случае можно выделить наиболее «проблемную» и наиболее «гармоничную» группы потребностей. Зна­ние «проблемной» группы потребностей позволит психологу сформи­ровать задачи психологической коррекции, а знание «гармоничных» групп потребностей даст психологу информацию об источниках силы, ресурсах для психологической работы.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!