Русская комедия после Фонвизина: «Ябеда»В.Капниста



1770-е годы в русской драматургии отмечены появлением первые образцов комической оперы, жанра небольшого театрально-музыкального представления, сочетавшего музыку и пенке с разговорной речью. Она вы­водила на сиену представителей 'низших" классов - крестьян и ремеслен­ников, сочетала в себе смешное и печальное, что противоречило поэтике классицизма. Комическая опера была востребована новым демократиче­ским зрителем. Крестьянская жизнь изображается в комических операх в зависимости от идейных позиций ее авторов.

 

Самым ярким явлением в комедийном жанре стала пьеса В.В. Кап­ниста "Ябеда" (закончена в 1793-1794 гг., поставлена в 1798), принадлежащая, по словам Белинского, к исторически важным явлениям рус­ской литературы, как смелое и решительное нападение на крючкотворство, ябеду и лихоимство, так страшно терзавшие общество прежнего времени. Тема ''Ябеды" - произвол бюрократического аппарата. Все судейские чи­новники, - от председателя судебной палаты до ее секретаря - мошенники, готовые за деньги сделать правого виноватым. В конце комедии порок на­казывается, но все ее действие проникнуто мыслью о неизбежности судеб­ного произвола, так что торжество добродетели носит условный характер. Это было очевидно для Павла, на годы правления которого пришлось по­явление "Ябеды" а печати и на сиене, полому после четырех представле­ний пьеса была запрещена.

"Ябеда" написана по всем правилам классицизма, но от комедий по­добного рода она отличается тем, что в ней нет центрального отрицатель­ного характера: ее героем является суд, судебные порядки. Это не столько комедия, сколько социальная сатира, в которой больше страшного, чем смешного.

Жанр чувствительной повести в творчестве Н.М.Карамзина. Проза Карамзина

Повести Карамзина заняли почетное место в истории литературы благодаря своему жанрово-стилистическому новаторству и разнообразию идей и образов. Для подробного анализа предлагается "Бедная Лиза" как образец сентиментальной повести и "Остров Борнгольм", представляющий предромантизм в русской литературе.

В повести "Бедная Лиза" нашла свое преломление этико-эстетическая программа Карамзина. С точки зрения писателя, только ис­кусство развивает душу и способствует зарождению внутренней потребно­сти к добру. Искусство должно быть свободным от нравоучения. "Сво­бодное от морализаторства искусство и способно морально воспитывать читателя", - пишет Ю.М.Лотман о позиции Карамзина в 1790-е голы. В "Бедной Лизе"' на передний план выдвигается этическая проблема, что по­зволило ряду исследователей, в том числе Гуковскому, Благому, Пиксанову, утверждать, что этический конфликт заменил социальный. И все же со­циальная проблематика в повести не снимается: "Автор показал и проти­воположные социальные характеры крестьянки и дворянина, и их отноше­ние к любви''. Показательна гуманно-демократическая тенденция повес­ти: ''И крестьянки любить умеют". "Свободное от морализаторства искус­ство'" не требовало прямого осуждения Эраста как дворянина-соблазнителя: чувства грусти и сожаления автор распространяет не только на Лизу, но и на виновника ее гибели, создавая, по сути, новый тип героя в литературе - "слабого" человек. В свои произведения Карамзин вводит те­матику "заблуждения сердца". Новыми для русской литературы оказыва­ются и такие темы, как падение женщины, самоубийство от любви, любов­ный треугольник или инцест. Новые темы требовали и новых средств для своего выражения. Средством создания психологической сложности обра­зов главных героев повести становится динамика и изменчивость чувства. Анализируя систему образов произведения, нужно учитывать ее связь с реализацией идейно-художественного замысла Карамзина.

Не менее важное место, чем рассказ о действующих лицах, занима­ют в повести описания природы. Природа становится действующим лицом произведения. Необходимо определить функции пейзажа в повести, дать типологию пейзажных зарисовок, понять, что нового вносит Карамзин в изображение мира природы, его связи с миром человека.

 

Карамзина называют зачинателем новой художественно- повествовательной прозы. Исследователи отмечают близость карамзинской прозы, изобилующей поэтическими фигурами и тропами, к стихо­творной речи. Повести «Остров Борнгольм", "Сиерра-Морена", "'Афинская жизнь" являются образцами русского предромантизма. Повести "Остров Борнгольм" свойственны предромантические мотивы двоемирия, мировой скорби, тайны, роковой любви, инцеста. Источником нравственных противоречий героев является антитеза "свобода-мораль". Героиня повести на вопрос путешественника, невинно ли ее сердце, отвечает: "Сердце мое могло быть в заблуждении", и этот ответ совпадает с мыслью Карамзина, высказанной в "Разговоре о счастии": "За­блуждение сердца, безрассудность, недостаток в просвещении виною дурных дел". Следовательно, основой нравственных законов является не только сердце, но и разум.

Новаторство Карамзина проявляется не только в тематике повести, но и в композиционном решении произведения. Композицию повести можно на­звать "разорванной": она ведется романтическими отрывками, как потом будет строить свои поэмы Байрон.

Начиная с 1790-х годов, Карамзин ищет новых форм. Романтические повести сменяются бытовыми повестями на современном материале русской дворянской жизни. В своих повестях Карамзин открыл проблему характера, психологического анализа героя (''Юлия"). Карамзин хотел не только анализировать человеческую душевную жизнь, но и по­строить индивидуальный характер. Он узаконил повествовательные жанры прозы - повесть, новеллу, разработал жанр очерка. Проза Карамзина имела большое значение для становления русского реалистического психологи­ческого романа.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!