Жанр классицистической комедии. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина: русские и европейские источники, поэтика, политическая позиция автора



Поэтическое творчество М.Н.Муравьева. Зарождение сентиментализма в России

Русский сентиментализм прежде всего и прочнее всего утвердил свои позиции в лирике. В этом плане показательно поэтическое творчество Муравьева, относящееся к 1770-1880-м годам. Оно носит переходный ха­рактер, является своеобразным мостиком от поэзии классицистов к поэзии сентименталистов. Первые сборники стихотворений Муравьева "Басни в стихах" (1773), "Оды" (1775) еще продолжают традиции классицизма. По­степенно в творчестве Муравьева выстраивается новая идейно-поэтическая система, главное в которой - противопоставление "природы'" и государст­венного "официального" мира, воплощенного в образе города. Наиболее естественным выражением темы природы стала пейзажная лирика ("Ночь", "Роща"). Муравьев стремится как можно полнее отразить в по­эзии личность; каждое проявление жизни представляет для него интерес настолько, насколько оно развивает воображение и чувствительность. Дей­ствительность настолько растворяется в эмоции автора, что почти невоз­можно отделить субъект от объекта. Для новой поэтической задачи требо­вались и новые средства. Гуковский заметил, что поэтический словарь Муравьева ориентируется на особые поэтические слова "сладостного' по­этического характера (приятный, сладкий, живительный и др.). По мере усиления субъективизма поэзии Муравьева, конкретно-вещественные эле­менты описания почти исчезают из нее, заменяясь сначала "морально-оценочной характеристикой, а затем эмоционально-многозначительными формулами. "Сладкий стон", "дар сердца", "сумрак" <...> переходят с не­большими изменениями из одного стихотворения в другое, создавая осо­бый поэтический словарь, призванный передать полутона, оттенки на­строения" (Кулакова Л.И. Муравьев / Л.И.Кулакова // История русской ли­тературы. - М., 1947. - Т. 4. - С. 459).

В поэзии Муравьева можно выделить три разновидности лирических мотивов: идиллические ("Ночь", "Сельская жизнь", "Роща"), элегические ("Письмо к A.M. Брянчанинову", "К Хемницеру''), медитативные ("Время", "Размышление"). В то же время Муравьев связан с представителями французской "легкой поэзии" второй половины XVIII века, которая несет новое, подчас ироническое отношение к миру. Стихотворениями "Зима". "Примирение". "Бедственное положение" Муравьев стремится доставить удовольствие читателю, принести мир его душе.

Поэтическое творчество И.Ф.Богдановича. «Душенька» и галантная культура XVIII в

Поэма ''Душенька" И.Ф. Богдановича стала первым в жанре поэмы образцом "легкой поэзии". К "легкой поэзии'' относились произведения, целью которых было развлекать читателя игрой остроумия, фантазии или чувства. Широко распространилась "легкая поэзия" во Франции XVII-ХУШ веков - в моду вошли мадригалы, эпиграммы, надписи, песенки. В этих жанрах острее чувствовалась связь с действительностью, что само по себе способствовало преодолению канонов классицизма.

"Душенька" явилась вольным переложением повести Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона". Новаторство Богдановича состояло прежде всего в том, что он переложил повесть Лафонтена вольным разностопным ямбом, до сих пор применявшимся только в баснях. В основу поэмы поло­жен ирои-комический принцип. "Душенька" не пародия на определенное произведение или жанр, она представляет собой попытку создания шуточной поэмы, в основу которой положено ироническое отношение автора к рассказываемому. В свое произведение Богданович активно включает элементы русского сказочного фольклора, вводит в ткань поэмы простонародные выражения, фразеологические фольклорные сочетания, диалекти­ческие формы, что является преодолением канонов классицизма. Зарожде­ние новых принципов художественного освоения мира проявляется в фор­мах увлечения описанием бытовых подробностей и жизненных реалий.

Бурлескная поэма Богдановича противоположна майковскому ''Ели­сею''. Она не груба, а утонченно-изысканна, но точно так же не умещается в рамках классицизма. Одно из главных достижений, которое несла откры­тая Богдановичем манера эпического повествования, - возможность прояв­ления в данном жанре личности автора. Автор выступает очевидцем событий, комментирует происходящее. Так зарождаются предпосылки повествовательной манере. В русской поэзии происходит постепенное формирование но ной системы эстетических представлений, в которых нормативность по­этики классицизма уступала место принципу конкретною выражения чувств и впечатлений автора. "Душенька" - «первый и прелестный цветок легкой поэзии на языке нашем» (Батюшков) - явилась несомненным дос­тижением русской литературы.

О галантном веке


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 776; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!