Поэтическое творчество Г.Р.Державина. Реформа русской оды.



 

Поэзия Державина оказалась своего рода памятником, памятником слома двух литературных, поэтических эпох: 18 и 19 веков, недаром поэзия Державина развивалась как в 18, так и в 19 веке. Надо сказать, что многими сторонами своей личности Державин был близок именно 18 веку. Так, он был писатель-государственный деятель, писатель-вельможа, и особенно высоко ценил он именно свои общественные успехи, именно свою замечательную государственную карьеру.

 

Поэзия Державина обращена и к привычным для 18 века жанрам, в ней мы обнаруживаем и привычные топосы, привычные формулы, она часто строится по риторическим правилам. Поэт как бы развертывает те или иные риторические стратегии, создавая рассудительную поэзию. Но вместе с тем, наряду с этой связью с прошлым, в поэзии Державина совершенно ощутимо заметно новое лирическое качество. И надо сказать, что сам Державин прекрасно понимал, что его поэзия начинает совсем новый этап в истории русской литературы. В одном из набросков своей
автобиографии, называя себя в третьем лице, очевидно из уважения к самому себе, Державин пишет, что в молодые годы «он хотел подражать господину Ломоносову, но не мог постоянным набором красивых слов выдержать единственно российскому Пиндару свойственных велелепия и пышности, а потому в 1779 году он избрал совсем особый путь».
В чем же состоит этот «особый путь», избранный Державиным, начиная с 1779 года? В самом общем виде можно сказать, что Державин отказывается от чисто риторического принципа поэтического творчества. Он переходит от рассуждений, от размышлений по тем или иным поводам к прямому и непосредственному лирическому описанию, к выражению
того, что чувствует личность, что чувствует человек, поэт, сталкиваясь с тем или другим явлением. С этой лирической описательностью державинской поэзии и связаны ее важнейшие качества, которые оказались новыми для поэтического дискурса 18 века и которые, в конечном счете, обусловливают необычайно значительное место, которое Державин занимает в русской литературе. Во-первых, это особая эмоциональная напряженность, создающаяся риторическими фигурами, образностью, прежде всего, метафорами и метонимиями. Во-вторых, это красочность. До Державина, в принципе, поэзия была черно-белой, она была графической. Начиная с Державина, поэзия обретает подлинную
многоцветность, и с особым чувством Державин как раз обращается к описанию разных красочных пейзажей, разных красочных элементов мира, которые он замечает. И наконец, и это самое основное, в связи с переходом Державина от риторической к лирической поэзии в
центре его поэзии, в центре его поэтической системы оказалась личность.

 

"Фелица" представляет оду нового типа - в ней Державину удалось соединить "высокие" (одические) и - низкие" (сатирические) начала. В об­разе "премудрой", "богоподобной царевны" Фелицы поэт восхваляет Ека­терину II, создавая ее портрет в новой манере, принципиально отличаю­щейся от традиционной одописи. Это не земное божество, а деятельная и умная "Киргиз-Кайсацкая царевна", которая изображается и как частное лицо в повседневной жизни, и как правительница, что обуславливает деле­ние оды на две части, Фелице противопоставлен образ порочного "мур­зы'; что определяет жанровое своеобразие оды: она сливается с сатирой. Мурза в изображении Державина - это и собирательный образ, включаю­щий в себя порочные черты екатерининских вельмож, но это и сам Держа­вин. В этом заключена новизна пути, избранного поэтом. Лирическое "я" в русской оде 1740 - 770-х голов сливалось с "мы", поэт считал себя выра­зителем мнений народа. В "Фелице" лирическое 'V приобретает конкрет­ность - среди персонажей оды появляется сам одический поэт. Он и "мур­за' - носитель всех пороков, и поэт, достойный воспевать идеальную го­сударыню. Речь поэта в "Фелице" свободная, непринужденная, пронизан­ная подлинным лиризмом. Державин развивает в оде образы, созданные Екатериной в ее "Сказке о царевиче Хлоре", что дает автору возможность пользоваться шуткой, остроумными намеками. "Фелица" была самым смелым и решительным отступлением Державина от традиций классиче­ской оды. "'Екатерининская" тема в творчестве Державина продолжается стихотворением "Благодарность Фелице", "Изображение Фелицы'' и в знаменитом "Видении мурзы".

 

Подлинно гражданские темы и мотивы звучат в оде "Вельможа" (1794), Обличение современного поэту "вельможества" ведется с граждан­ской точки зрения, хотя в оде сохраняется религиозно-нравственный эле­мент. В первых строфах развивается мысль о том, каким должен быть ис­тинный, идеальный вельможа, рисуется идеал человека-гражданина. Ос­новная часть произведения - сатирическая, в которой по контрасту с пре­дыдущей рисуется отрицательный образ изнеженного вельможи. Заключи­тельные строфы вновь звучат в торжественном тоне оды - в них поэт воз­вращается к мысли об истинном назначении вельможи. Живая личность поэта, появившаяся в "Фелице", уже не уходит из его творчества. По мне­нию исследователей, в образе человека-гражданина есть и реальные черты самого Державина, администратора и государственного деятеля.

 

Оды 1779 г. "На смерть князя Мещерского", "Ключ" и "На рождение в Севере порфирородного отрока" обозначили в русской поэзии один из самых значительных ее рубежей. Они явились результатом и первым образцом так называемой "державинской реформы оды".. Реформа эта, как известно, заключалась в смешении стилей (а значит, и жанров) в рамках одной, свободной по форме, теме и стилю оды, отличающейся богатством интонаций и возможностью самовыражения в новом, современном нам, смысле. По существу, державинская реформа касалась не только отдельного жанра, а заключалась в перевороте, постепенно приведшем к обновлению всей поэтической системы в целом.

 

Классицизм диктовал разделение поэзии на жанры, что определяло закон единства стиля. Каждому жанру соответствовала своя тема, которая требовала своего языка и точно обозначенной образной системы. Держа­вин разрушал каноны классицизма, смело смешивал "'высокое'' и "низкое", "возвышенное" и "смешное", следуя за реальной действительностью, в ко­торой все явления находятся в тесной взаимосвязи. Содержание, соответ­ствующее оде, он излагает жанром анакреонтической песни, сочетает хва­лебную оду с сатирой и т. д.

 

Именно в творчестве Державина лирика обрела, наконец, свободу от посторонних социально-нравственных заданий и стала самодостаточной и цельной. Во всех формах литературного творчества, перечисленных выше, этот перелом осуществлялся на основе синтеза высоких и низких жанров, взаимопроникновения бытового и идеологического мирообразов, и поэзия Державина в этом смысле отнюдь не была исключением.
Державин не создал новой нормы поэтического языка в том смысле, как это сделал Ломоносов, вооруживший русскую поэзию твердыми представлениями о метрике, строфике, сочетаемости окончаний и рифм, стилевых нормах словоупотребления (заметим, что без этих представлений и Державин как поэт был бы невозможен) . Державин не создал и своей литературной школы, как это сделали Ломоносов и Сумароков: державинский поэтический стиль навсегда остался уникальным явлением в русской поэзии. Но в этом своеобразном поэтическом языке наметилась сфера некоей содержательной и эстетической общезначимости, без которой после Державина русская поэзия уже не смогла обходиться так же, как без силлабо-тонических принципов стихосложения, выработанных в индивидуальном ломоносовском поэтическом стиле. Ломоносов и Державин вместе создали русскую поэзию. Если Ломоносов дал ей метрические и ритмические формы — так сказать, тело, оболочку, то Державин вдохнул в нее живую душу, и в его резко индивидуальном поэтическом стиле выразились универсальные эстетические основы грядущей русской лирики.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 932; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!