Ода Г.Р.Державина «Бог» и русская духовная поэзия XVIII в.



Воззрения Державина на человека с наибольшей полнотой и поэтической дерзостью воплощены в философской оде «Бог». Поэт был религиозным человеком, и потому в оде нашли свое выражение его идеалистические воззрения на устройство мира, вера в бога-творца. Но в оде утверждалась и смелая мысль: человек хотя и является «созданием создателя», но величием своим он равен богу. Державинский герой не покорный «раб божий», но смело думающий и рассуждающий человек, с гордостью осознающий свое величие, могущество человеческого ума, достоинство независимой личности.

 

Анакреонтика Г.Р.Державина и русская анакреонтика XVIII в.

Оды Анакреона, действительные и приписываемые ему, переводили и «перелагали» почти все русские поэты XVIII в. Державин издал сборник под названием «Анакреонтические песни». В нем были представлены переводы од Анакреона «Богатство», «Купидон», «Кузнечик», «Хмель» и др. Однако большую часть стихотворений, вошедших в книгу, представляли оригинальные произведения Державина, написанные в анакреонтическом духе.

 

Державин обладал замечательной способностью приблизить свое творчество к жизни и быту. В лице Анакреонта и Горация он нашел по­этов, родственных ему по характеру дарования и отчасти мировоззрения. Образцовыми в антологическом роде считаются послания "Приглашение к обеду"' и "Евгению. Жизнь Званская".

В "Приглашении к обеду", обращенном к Шувалову, ярко вырази­лось жизнерадостное, горациански умеренное мироощущение Державина. Посвящая день лишь друзьям и красоте. Державин в обычном для него контрасте вспоминает о смерти. ''И смерть к нам смотрит чрез забор", - за­мечает поэт, используя шутливо-простонародные выражения. В стихотво­рении он дает свое понимание ''блаженства"': оно заключается "в здравии, спокойстве духа"; "умеренность есть лучший пир". Послание написано в свободном и непринужденном тоне, простым языком, местами близким к народному.

Послание "Евгению. Жизнь Званская'' дает блестящую и широкую картину помещичьего быта. В стихотворении звучит тема проти­вопоставления жизни городской и сельской, причем решается она в кон­тексте темы более широкой - темы творчества. В классицистической эсте­тике поэту было отведено место безличного, абстрактного выразителя ис­тины, никак не связанного с прозой жизни. Образ поэта, созданный Дер­жавиным, был лишен условности, он был конкретен. В послании "Евге­нию" как раз и раскрывается образ автора-героя в его биографической конкретности, в окруженности деталями быта, природы. Державин пыта­ется запечатлеть и творческий процесс в условиях повседневной жизни. Все это дает исследователям возможность сблизить послание Державина и '"Осень"' Пушкина, эпиграфом к которому Пушкин взял строки из державинского стихотворения, и назвать их "звеньями одной цепи".

 

«Песни» Державина знаменовали собой важный этап в истории русской поэзии, когда от переводов и переложений од Анакреона был сделан переход к собственной, отечественной анакреонтической поэзии. Дальнейшим шагом в этом направлении явилась «легкая поэзия» Батюшкова и молодого Пушкина.

Творчество А.Н.Радищева. Проблематика «Путешествия из Петербурга в Москву»

Значение Радищева как писателя, мысли геля-революционера и по­литического деятеля в истории русской культуры чрезвычайно велико. По своему мировоззрению, идейной позиции, кругу интересов он принадле­жал к плеяде европейских просветителей XVIII века.

 

Ранняя публицистика обнаруживает глубину патриотизма и свободо­любия Радищева. В "Письме к другу, жительствующем; в Тобольске" пи­сатель дает оценку деятельности Петра I: "...он дал первый стремление столь широкой громаде'', то есть России, но «мог бы... славнее быть, возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную", дру­гими словами, гражданскую. Уже тогда Радищев считал, что "нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил доб­ровольно что-либо из своея власти" - без революционного переворота не­возможно ограничение самодержавии.

В "Беседе о том, что есть сын Отечества" Радищев раскрывает граж­данское понимание образа борца за справедливость: "Человек, человек по­требен для ношения имени сына Отечества'". В России же крепостные "земледельцы" превращены в "тяглый скот, а помещики недостойны знания человека, потому что они грабители и кровопийцы.

В "Житии Федора Васильевича Ушакова" Радищев предложил свое понимание нового типа положительного героя. Он стремился написать произведение, которое бы строилось на автобиографическом материале, и рассказать в нем о годах юности, проведенных в Лейпцигском университе­те. Однако он избираем не жанр исповеди, подсказанный литературной традицией, а жанр '"жития", хотя его герой не знаменитый человек. Герой книги Радищева - юноша Федор Ушаков, а рассказывает она о формирова­нии убеждений, выдвигая центральную тему своей эпохи - тему воспита­ния. Жанровая природа произведения отличается достаточным своеобра­зием: в "Житие" входят элементы жанров повести, жития, мемуаров, трак­тата, послания. Жизнеописание Ушакова органически переплетается с фи­лософскими, моральными и политическими рассуждениями.

 

Основное внимание следует уделить анализу одного из самых выдающихся произведений русской литературы XVIII века - "Путешествия из Петербурга в Москву", в котором с большой полнотой воплотилось ми­ровоззрение его автора, нашла отражение его социальная и философская позиция. Каждая из глав книги, названная по станциям дороги от одной столицы в другую, содержит новую тему, а иногда и две. Ими являются социальное бесправие крепостного крестьянства и ужас его положения, связь крепостного права и помещичьих привилегий с аппаратом государственного принуждения, бесчеловечность самодержавно-бюрократического строя, разложение нравов дворянства и высокие добродетели в среде крестьян, эстетическая и нравственная жизнь народа, рекрутчина и др. Но при этом '"Путешествие" не распадается на отдельные очерки и новеллы, поскольку все темы подчинены раскрытию основной идеи книги, крепостнически-помещичий строй должен быть разрушен, а народ - освобожден. Главенствующая роль в процессе освобождения отводится народу, революции. Кроме того, весь огромный материал книги подчиняется единому сюжету, которым в "Путешествии" является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, "история идейного и морального обновления путешественника".

 

В образе путешественника раскрывается радищевский идеал челове­ка; это прежде всего "'общественный человек", живущий социальными ин­тересами ("Душа моя страданиями человеческими уязвленна стала"). От сознания несовершенства существующей государственной системы к фор­мированию революционных убеждений - таков путь нравственной эволю­ции героя. Последовательность духовных испытании путешественника строго обозначена

На страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" появляется много действующих лиц, очерченных автором кратко, но резко, и высту­пающих в качестве представителей различных социальных слоев русского общества конца XVIII века. Их можно разделить на три группы. Первая состоит из угнетателей народа: помещиков, чиновников, придвор­ных. В изображении Радищева они "звери алчные, пиявицы ненасытные". Выясняя место и роль образов помещиков в образной системе произведе­ния необходимо обратиться к вопросу о документальной основе их созда­ния, рассмотреть основные приемы художественной типизации и опреде­лить особенности проявления авторской позиции по отношению к разным типам поместного дворянства. Образы царя и придворных, чиновников, купцов и офицерства у Радищева включены в контекст проблемы соотно­шения власти и закона, идеала и действительности.

Вторую группу представляет крестьянство, народ. Начиная с главы "Городня", путешественник общается по преимуществу с крестьянами и утверждает мысль о том, что крепостное право не смогло уничтожить в русском национальном характере основных источников его духовных и нравственных сил и возможностей. Путешественник выступает союзником автора оды "Вольность", то есть самого Радищева, уверенного в необхо­димости революционного переустройства действительности. Именно на­роду предстоит обновить Россию. Характер изображения людей из народа, само отношение Радищева к ним - новое явление а русской литературе и знаменательная победа писателя. Для Радищева народ не абстрактная кате­гория: писатель пытается дать образ крестьян в их индивидуальном свое­образии. В подтверждение этому уместно сопоставление образов крестьян в главах "Любани", "Медное", "Городим". В помещичьей среде Радищев отрицает существование нравственного и физического здоровья, чести, собственного достоинства, но все эти качества он приписывает русскому крестьянству. Подобное изображение крестьянина служит выражением идеи писателя о том, что именно народ является носителем гражданских начал, необходимых для устройства нового, свободного общества. Здесь мысль Радищева полемически направлена против дворянских идеологов, утверждающих, что народ не способен вынести бремя свободы. Тенденции к идеализации народных образов противостоит стремление Радищева не приукрашивать действительность. Рабы по положению могут стать раба­ми по духу, и виновен в этом будет, с точки зрения писателя, помещичий класс, развращающий крестьян нравственно и физически. О мощной ду­ховной активности народа свидетельствует в книге Радищева его способ­ность к творчеству, поэтому проблеме использования писателем опыта устного художественного творчества народа следует уделить особое вни­мание

Третья группа действующих лиц произведения - интеллигенты, лю­ди высоких духовных стремлений, душой приверженные к народу - "сочувственники'' путешественника. В отношении "приятеля Ч...", "A.M.К."', новгородского семинариста, господина Крестьянкина и других необходи­мо решить вопрос о соотношении документального и художественного на­чал в этих образах и раскрыть значение героев данного типа в образной системе произведения, в логике развитии авторской идеи.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 597; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!