Поэтическое творчество В.Майкова и А.Ржевского



Средние жанры поэзии русского классицизма: идиллия, эпистола, элегия

В «средних» (драма, идиллия, элегия) жанрах русского классицизма описывалась борьба между общими идеями (долгом) и стремлением к личному счастью (чувством). Конфликт «чувства и долга» неизменно разрешался в пользу последнего. Образно говоря, если бы Ромео и Джульетта жили в эпоху классицизма, то принадлежность к своей семье для них была бы выше любовного чувства. Элегия, послание и песня, составляющие "средние"' жанры, не заняли в литературе классицизма ведущего положения, поскольку были обращены к изображению внутреннего мира отдельного человека.

Литературное творчество М.М.Хераскова

Его «оды» делятся на «торжественные», «анакреонтические», «нравоучительные», и к ним же относятся его «духовные гимны» («разные сочинения»). В одах первого типа он восхвалял Екатерину II и императора Павла со дня их восшествия на престол (дни коронации, празднование побед и т. д.). Оды эти чужды пафоса Ломоносова.

Все его оды написаны тепло и прочувствованно; он воспевает Екатерину не от своего имени, а от имени «общества»; воспевает ее без пафоса, скорее с умилением, видя в ней не «полубога», а «мать отечества».

 

Оды Хераскова иногда переходят в молитву за Екатерину, часто сбиваются на «описание» и «повествование». Из описаний любимый образ его – появление весны – аллегория, под которой надо подразумевать, очевидно, воцарение Екатерины.

Более содержательны другие лирические произведения Хераскова. Будучи масоном, он выразил в них религиозные и философские верования свои в своих друзей. Так, он признал вместе с ними суетность земной жизни, ничтожество разума; с ними он пережил разочарование в радостях бытия, – вся земная жизнь предстала перед ним, как не имеющая никакой цены. Единственное спасение для него – мысль о Боге и жизнь в Боге. «Правда» и «взыскание Бога» – вот, пути к возможному счастью. Отсюда в поэзии Хераскова – вера в бессмертие души, отвращение к скептицизму и материализму, отсюда – идея о торжестве праведных, апофеоз «чистых сердцем».

 

Непостижимость Бога, его величие, его всепрощающее милосердие – любимый мотив гимнов Хераскова, в которых звучит высокое примирение души и её очищение близостью к Богу. Такое содержание песней Хераскова естественно приблизило его к поэзии св. Писания. И, действительно, он широко пользуется образами и идеями, почерпнутыми оттуда. Но можно с уверенностью сказать, что его искреннее религиозное вдохновение порою и само находило себе образы, картины и язык, подходящие к высоте его настроений. Он находился, кроме того, под влиянием масонских песен, завезенных к нам из-за границы. По-видимому, и сам Херасков сочинял такие гимны, которые пелись потом в собраниях русских масонов.

В своих «нравоучительных» одах он проповедовал «воспитание души», «величие добродетели», «преодолевание страстей», «разум, умеренный верой». В этих же одах вполне высказал он понимание своей поэзии. Его лира «проста», но, по его признанию, «своею простотою и искренностью она может утешить более, чем громкие струны и пышные слова». Его пение бесхитростно, – он не льстил себя надеждой сравняться с Гомером, Овидием, даже Анакреоном; цель его – «с забавой мешать общую пользу и петь простым слогом». Скромный в оценке своих достоинств, он верно понял величие истинной поэзии.

В интимной лирике Херасков не прочь был порою посентиментальничать, – от него осталось несколько трогательных любовных стихотворений; таким образом, иногда и он мог быть «эхом свирелок» Анакреона. «Гремящей лиры песни» ему нравились менее, чем тихие песни нежного сердца.

 

В области драмы Херасков был учеником Сумарокова, впрочем самостоятельным и вскоре далеко отошедшим от учителя. В 1759 году он перевел корнелевского «Сида» (под названием: «Цид»). В 1758 году сочинена была им трагедия в трех действиях: «Венецианская монахиня»; в 1765 году – трагедия «Пламена», в 1767 – «Мартирия и Фалестра», в 1777 – «Борислав», в 1782 – «Идолопоклонники, или Горислава».

Останавливаться на разборе этих трагедий не стоит, хотя нельзя не отметить того факта, что Херасков, отходя постепенно в своих трагедиях от типа псевдоклассических, стал подходить к новому роду пьес – «слезным драмам». К произведениям этого рода относятся его драмы: «Друг несчастных» (см. краткое содержание), «Гонимые», «Милана», «Школа добродетели», «Извинительная ревность».

Во всех пьесах Хераскова изображены трогательные страдания добродетельных людей, или людей недурных, но слабых. Духом всепрощения и милосердия, духом гуманности проникнуты эти произведения. В этом их значение, в этом и состоит «новое слово», которое было внесено ими на русскую сцену, до того оглушавшую слушателя одними трескучими тирадами о героических добродетелях.

Херасков умер в Москве, в 1807 году.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 770; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!