Епископ Глазовский Виктор (Островидов), викарий Вятской епархии.



Он окончил СПб Духовную Академию. Как иеромонах, был в Иерусалимской духовной миссии. По возвращении в Россию состоял Наместником столичной Александро-Невской Лавры. Хорошо знал митрополита Сергия, как и митрополит знал его, поскольку в свое время был ректором СПб Духовной Академии. Но епископ Виктор еще в 1911 году официально высказывался о митрополите Сергие как о иерархе, могущем принести Церкви потрясения:

“Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были ещё в 1911 году, и я писал о нём в старообрядческом журнале, что придет время и он (митрополит Сергий) потрясет Церковь...”

(Из письма другу, еп. Уржумскому Авраамию Дернову).

В обновленческое время Преосвященный Виктор твердо стоял за православие, в то время как Митрополит Сергий занимал яркую позицию согласия с “Живой Церковью”. Но с опубликованием пресловутой “декларации” 1927 года, он занял резко отрицательное отношение к деянию Митрополита Сергия. Владыка Виктор не терпел никаких компромиссов, был прямой и очень открытый по нраву. Будучи в Соловках с 1928 по 1930 год, он очень сошелся с епископом Максимом. Хотя и был в некотором смысле противоположен ему. Если Владыка Максим смотрел на историю Российской Церкви пессимистично, то Владыка Виктор был оптимистом. Он надеялся на возрождение православия. И был он ко всем заключенным доброжелательно-ласков, каждому находил ободряющее слово. Особенно жалел он молодых “ýрок” (воришек). Посылки, приходившие к нему, сразу раздавал, не оставляя для себя ничего...

Но в вопросах веры и благочестия, как уже сказано, был непоколебимо тверд, не принимал совершенно никаких компромиссов. И поэтому первый изо всей иерархии Российской Церкви выступил с обличениями против митрополита Сергия.

Погиб он в безвестности, где-то в Соловках, на Май-Губе, примерно в 1934 году.

Вечная память!

 

Святый священноисповедниче, а возможно и мучениче, святителю отче Викторе, моли Бога о нас!

 

 

Епископ Серпуховской Максим (Жижиленко).

О нём уже было говорено прежде в связи с деятельностью Святейшего Патриарха Тихона, интимным другом которого стал будущий епископ Максим, а в ту пору доктор медицинских наук и профессор Михаил Александрович Жижиленко. Святейший в беседах с ним пришел к заключению, что:

Верность советской власти, выражаемая в выполнении ее “политических” требований, с необходимостью влечет к неверности Христу, к нарушению всех принципов христианской веры, к измене Христу Богу и Его Святой Церкви.

При этих обстоятельствах единственным выходом для Всероссийской Православной Церкви, чтобы сохранить свою верность Христу, – будет в ближайшем будущем уход в катакомбы...”

Такова точка зрения Святейшего Патриарха Тихона, переданная Патриархом при конце своей жизни будущему епископу Катакомбной Церкви. И при этом Святейший делает последнее указание, как бы личное для сведения собеседника, а в сущности имеющее важное принципиальное значение:

В том случае, если в будущем высшая церковная иерархия, в лице ее возглавителя изменит Христу и уступит советской власти духовную свободу Церкви, – ему (проф. д-ру. М. А. Жижиленко), приняв тайное монашество, стать тайным епископом Катакомбной Церкви...”

Ныне известно, что тайную хиротонию над ним совершили митрополит Петроградский Иосиф и епископ Гдовский Димитрий. Но Богу было угодно, что это не осталось тайной от гонителей-врагов. В 1929 году епископ Максим был арестован. По-началу он получил три года лагерей строгого режима, а потом был арестован в Соловецких лагерях, отправлен в Мocкву, судим второй раз и приговорен к “высшей мере наказания”, к расстрелу. Эту участь свою он предсказал в Соловках ещё летом 1930 года, за год до мученической кончины.

Но можно ли допустить мысль, что специально поставленный для Катакомбной Церкви епископ бездействовал как епископ этой Церкви? Что он не рукопологал далее тайно не только в пресвитерский, но, что более важно, в епископский сан никого? Конечно, такую мысль надо отвергнуть, как противоречащую его собственному назначению. И если мы никаких данных об этом не имеем, то это не означает, что таких рукоположений и не было совсем. Повторный суд и расстрел этого епископа как будто говорит о том, что было вскрыто “что-то” очень важное, что привело этого епископа к мученической кончине. А что именно, мы не можем теперь знать. Быть может, в будущем узнаем, в чем его обвиняли. Но характерно то, что “суд” над ним был закрытый. Это уже доказывает “что-то”!

Епископ Катакомбной Церкви Преосвященный Максим, заранее прощаясь в Соловках с близким человеком, просил всех молиться о нем после его смерти. Он в возрасте 46 лет был расстрелян в Москве 6 июля 1931 года, или 23 июня ст. ст., в день Чудотворныя иконы Владимирския и в канун Рождества Предтечи Господня Иоанна.

 

Святый священномучениче, святителю отче Максиме, моли Бога о нас!

 

 

13. Епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик), викарий Черниговской епархии .

Родился он около 1880 года. Среднее образование получил семинарское. Далее окончил агрономический институт и институт восточных языков. Принял монашество и отправился в Пекин в Православную Миссию. Вернувшись в Россию, в Киеве был слушателем Киевской Духовной Академии. В одной из своих проповедей коснулся сбывшегося предчувствия Вл. Соловьева о грозном нашествии тёмных сил на Россию. Усиленно боролся с обновленчеством. О “Живой Церкви” он писал:

В основе ее – ложь, орудие ее – насилие, цель, её – разложение Православной Церкви!”

За “отсутствием” епархиального архиерея, находившегося в заключении, управлял Черниговской епархией. Многократно арестовывался. В 1925 году был арестован в Москве вместе с Митрополитом Петром, Местоблюстителем Патриаршего Престола и другими архиереями, близкими к Местоблюстителю. После этого ареста он сослан в Туруханский край, жил в гор. Красноярске и других местах. В конце 1926 года имел встречу с митрополитом Кириллом, после чего они остались на всю жизнь единомысленными, связанными искренней любовию друзьями, и поддеживали деловую связь перепиской.

С появлением “декларации” митрополита Сергия Владыка Дамаскин писал много писем и разсылал их через верных людей во многие города России. В этих письмах он всесторонне рассматривал деяния митрополита Сергия и приходил к выводу, что деятельность его катастрофична для Российской Православной Церкви:

Это не – легализация (Церкви), а – ликвидация!”, – писал он.

Освобожденный из ссылки, он, проезжая через Москву в декабре 1928 г., имел продолжительную беседу с митрополитом Сергием, после которой окончательно порывает с ним всякую связь.

В 1929 году Вл. Дамаскину удается снестись с Местоблюстителем Митрополитом Петром через верного человека, доставившего послание епископа Дамаскина и другие материалы на остров Хэ.

В том же году епископ Дамаскин попадает в лагерь на Соловках. Здесь он – по лето 1934 года. Жизнь его здесь протекает в непрестанной, сосредоточенной молитве. Летом он получает “свободу” на несколько месяцев и все силы свои вкладывает в организацию тайной (“Катакомбной”) Церкви. Но в ноябре 1934 года его опять арестовывают и отправляют в ссылку в Казахстан, с пешими переходами на большие расстояния. На одном из этапов он нес на себе ослабевшего собрата и тем спас его от неминуемого расстрела как “отстающего”.

В 1935 году он был арестован в Казахстане и отправлен в Сибирь... По одним сведениям он, спасая на этапе от гибели священника, одетого в подрясник, снял с себя рясу со словами:

у кого две одежды, тот дай неимущему!” (Лк. 3, 11),

и одел замерзающего, а сам простудился и погиб при переправе баржей, на которой везли этап по реке... А по другим данным он погиб в тюремном лазарете от гангрены отмороженных ног...

Праведник этот жил на земле около пятидесяти лет.

 

Святый священноисповедниче, святителю отче Дамаскине, моли Бога о нас!

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!