Митрополит Киевский Владимир.



Первым по времени иерархом, принявшим мученический венец от власти предтечи антихриста в 1918 году, был митрополит Киевский Владимир, старейший иерарх Русской Церкви, возглавлявший поставление новоизбранного Патриарха Московского и всея России Тихона. Митрополит Владимир благословил Патриарха при его возшествии на престол первосвятителей Рoccийcкиx благословением Церкви Православной Всероссийской. Он пострадал за чистоту православия, не дал благословения на введение украинского языка в богослужение на Украине. Тогда священники Василий, Николай и другие, всего двенадцать, отправились в Софийский собор к мощам первого святителя Киевского, святого Митрополита Михаила, и “саморукоположились” во “епископы”. Этo происходило так. Василий положил свою руку на голову мощей, следующий Николай положил свою руку на голову Василия и так далее, все двенадцать священников последовательно клали свою руку на голову предшествующего. Таким способом все двенадцать священников стали считать себя “рукоположенными во епископа”... Но это кощунственное “рукоположение” явилось лишь насмешкой, пародией на подлинную хиротонию. Там епископ кладет руки на посвящаемого, а здесь наоборот – на голову “епископа” клали руки священники. Причем последний священник “рукополагал” предпоследнего, одиннадцатого, этот одиннадцатый “рукополагал” десятого и так далее до Василия... В Православной Церкви “священство” есть одно из семи Святых Таинств, передаваемых от Святых Апостолов через “возложение рук священства” (1 Тим. 4, 14). А то, что было совершено над мощами священниками, признавшими себя достойными “архиерейства”, может ли считаться святым таинством, через которое передаётся с апостольских времен благодать священства? Конечно, нет. Это – кощунственное новшество и самочиние!...

Подобное этому кощунство, но в менее резкой фopмe, появилось позднее в обновленчестве и было отвергнуто Церковью... И вот за отказ принять это “обновленчество” старец-митрополит был выведен под конвоем из стен Киево-Печерской Лавры и расстрелян. Святитель Христов благословил своих убийц и руки бездыханного тела его свидетельствовали о его всепрощении... А что касается самозванцев-священников, напрасно они обратились к мощам первого митрополита Киева, святого Михаила. Ведь он сам себе изменить не мог. При жизни он дал благословение совершать богослужение не только в Киеве, но и по всей Руси, на древне-славянском языке, а “самосвяты” пытались, через мнимое рукоположение во епископы самих себя, ввести иной язык, украинский, язык весьма непригодный для этой цели. Так, например, общеизвестные слова: “Радуйся, Невесто неневестная!”, были переведены на украинский язык как:

“РЫГОЧИ, ДИВЧИНА НИВИНЧАНА!” и т. п.

Итак, священномученик Владимир, митрополит Киевский, 25 января 1918 года первым пал на своем архипастырском посту как защитник чистоты православия.

 

Святый священномучениче, святителю Христов Владимире, моли Бога о нас!

 

 

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский.

Прежде всего, необходимо сказать, что автор этой краткой заметки, будучи в неволе в СССР, не имел возможности знакомиться с литературой по вопросу. В его распоряжении была только, уже упомянутая выше, автобиография схи-епископа Петра. Сам схи-епископ Петр не мог быть свидетелем многих событий, которые затрагивает в своих воспоминаниях, а черпал их из разных устных источников. Вот и в данном случае он дает подробности, которых, очевидно, нет в иных материалах. В этом повествовании очень пожилого иерарха (он умер 94-х лет) возможны неточности, но нельзя допустить, чтобы всё было лишено исторической верности. Мы делаем эту оговорку по той причине, что в числе дающих информацию по истории Церкви имеются такие, которые совершенно отрицают этот источник, автобиографию схи-епископа Петра. В особенности те, которые играли известную роль в обновленчестве. И вот как раз по теме, которой мы коснемся, их информация не совпадает, – с той, которую мы даем на основании “автобиографии”. Не вступая в дебри полемики, мы считаем, что ещё не настало то время, когда можно отсеять достоверное от ошибочного или ложного.

2 мая 1922 года Святейший Патриарх Тихон был арестован за то, что издал указ, поясняющий декрет советского правительства о том, что все христианские храмы должны сдать государству всё золото и серебро. Патриарх разъяснил, что золотые и серебряные сосуды, в которых совершалось уже таинство св. Евхаристии, по правилам церковным, не подлежат сдаче. Можно сдать только те, которые не были в евхаристическом употреблении... Но нашлись три епископа, которые объявили о своем несогласии с решением Святейшего. Это – Евдоким, Антонин и Леонид, как и священники – Введенский, Красницкий, Боярский, Белков и др., которые выступили с опровержением решения Патриарха и подписали в этом смысле акт, что Патриарх назаконно запрещает, а “мы” де разрешаем... При этих обстоятельствах Патриарх Тихон и был арестован и посажен в тюрьму...

При таких условиях Святейший передал правление первому Местоблюстителю, утвержденному Поместным Собором – митрополиту Ярославскому Агафангелу. Митрополит Агафангел принял правление 3-го мая. Одновременно с оповещением всех архипастырей, пастырей и мiрян о своем вступлении в права Местоблюстителя, митрополит Агафангел сообщал, что впредь каждый правящий архипастырь должен вести свою паству по архиерейской совести и присяге, которую каждый дал при святой хиротонии. А в недоуменных вопросах обращаться к его, митрополита Агафангела, смирению. Но как только митрополит издал такой указ, его сразу же арестовали и сослали в Сибирь. А бывшие епископы – Евдоким, Антонин и Леонид сразу присвоили себе звание “митрополитов” и сделали “митрополитами” упомянутых священников. Одновременно с этим самозванцы-“митрополиты” учредили Высшее Церковное Управление (В.Ц.У.). Советская власть сразу их признала и утвердила. И это “Управление” стало управлять церковными делами всей России.

Они составили программу из 28 пунктов, в которой утверждалось, что Господь Иисус Христос не есть Бог, а только одаренный человек...

Пресвятая Богородица, во-первых, не “Богородица”, а, во-вторых, конечно, не “Дева”, а просто – “женщина”... И так далее, прочие пункты в том же еретическом духе.

Яcно, что это лжеучение было повторением ереси Ария, со всеми её подразделениями, неоднократно осужденной Святыми Вселенскими Соборами. И эти новые ариане направили свой первый удар на Москву. “Страха ради иудейска”, они добились там значительного успеха. ВЦУ требовало ото всех принятия “28 пунктов” программы. Менее, чем за месяц, к 27 мая, они окончили свои “дела” в Москве. Кто из священства не принял их “28 пунктов”, того со дня на день ждал, со стороны советсткой власти, арест, тюрьма.

28 мая они прибыли в Петроград. Проделав необходимую подготовку “в местах не столь отдаленных”, сотрудники ГПУ к вечеру явились к митрополиту Петроградскому Вениамину. Предложили ему программу из “28 пунктов”.

Мудрый иерарх на это ответил:

– Я избран на эту кафедру народом. Без народа – я не могу решать. Завтра – воскресенье, народ свободен. Созовем верующих. Вы им разъясните Ваши установки и всю программу “Живой Церкви”. И если народ примет, то тогда я уже смогу давать ответ...

Прибывшие согласились. В воскресенье митрополит Вениамин служил в Александро-Невской Лавре. Там и было назначено собрание верующих для рассмотрения программы “Живой Церкви”...

По окончании литургии митрополит Вениамин, обращаясь к народу, сказал:

– Прибыли из Мocквы представители “Живой Церкви”. Они предлагают принять их программу и учение. Слушайте внимательно. Без вас я не могу решать. Но вы решите за себя, принять или отвергнуть это учение. А потом выскажу свое мнение и я!

К десяти часам утра уже начал сходиться народ. Вce пожелавшие присутствовать на этом собрании расписывались в тетрадях. Собралось около 12 000 народу и священства от каждого петроградского храма.

Митрополит предложил избрать президиум. В него вошли: сам митрополит, четверо от духовенства и три мiрянина. Святитель открыл заседание. Вышел на амвон самозванный “митрополит” Введенский. Он говорил о том, что:

– До сих пор мы подчинялись Государю... А теперь мы свободны. Сам народ должен править Церковью. Поэтому мы желаем разобраться в том, что нам навязано в прошлом... Вот уже прошло более 1900 лет, как нам было предписано, что Господь Иисус Христос – Сын Божий и Бог, что Он родился от Девы Марии... Но кто может с этим согласиться?! Конечно, Он не Бог! Это всякому ясно... Мы признаем Бога. Да, это и есть Господь Бог Саваоф. Об этом свидетельствует вся Библия. Все пророки писали об этом. И мы всё это признаем... Но Иисус Христос, конечно, не Бог. Он просто очень умный человек... И посудите сами, как может быть Девою та, которая Его родила. Раз она родила, то уже не может быть и Девою...

Мы должны соединиться все вместе – православные и католики и евреи – во единую живую (а не мертвую!), общенародную Церковь!...

Когда он это сказал, весь народ закричал:

Не надо нам такую “церковь”!... Мы верим, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и Бог, а Матерь Божию признаём за Деву!...

Затем говорил живоцерковный “митрополит” Красницкий. Он отверг крещение младенцев, как безсознательное... Надо сперва вырасти, а потом уже принимать крещение, с ясным сознанием того, что принимаешь... Отверг он и таинство брака. Брак нельзя заключать вслепую. Надо сперва сойтись гражданским браком. Узнать – подходят ли один другому брачующиеся. Если не подходят, разойтись. А кто ужился, тот и может принять церковный брак...

– Мы не признаём никаких святых и никаких мощей... Не признаём и монашества; мужчина не может быть без женщины, а женщина – без мужчины... Архиереи должны иметь жён... Священник вдовый может жениться и второй и третий раз...

Вышел и “митрополит” Боярский. Он начал с возражения Введенскому:

– Хотя Введенский и сказал, что Иисус Христос не Бог, а умный человек, а Матерь Божия – не Дева!... Я не согласен с ним. Я признаю, что Иисус Христос – Сын Божий, а Матерь Божия – Дева... Но крещение, брак, святые мощи, монашество, – я не признаю!...

Когда он это сказал, народ закричал:

Нам не нужны ваши объяснения... Мы не желаем вашей новой , “живой церкви”... П o з op, позор!...

Председательствовавший митрополит Вениамин поднялся и успокоил народ. А потом он сказал:

– Вот все вы слышали от представителей так называемой “Живой церкви” их объяснения, что эта “церковь” собой представляет. Вы слышали, что “Живая Церковь” в нашей Святой Соборной и Апостольской Церкви опровергает и отвергает. И что она, эта “Живая Церковь”, принимает, как “истину”, богохульнейшее лжеучение... Тем из вас, кто согласился с ними и готов перейти к ним, соединиться с говорившими, я, как архипастырь ваш, как поставленный в Церкви Святой блюсти чистоту веры и оберегать Её от всех “волков, губящих ю (её)”, я обязан сказать то, что должен. Это – волки в одеждах овчих! Святый Апостол Павел пророчески говорил:

Аз бо вем сие, яко по отшествии моем (по смерти моей) внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада. И от вас самех возстанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгнути ученики в след себе. Сего ради бдите!...” (Деян. 20, 29-30).

И вот, и я свидетельствую перед вами, – продолжал Митрополит Вениамин, – что эти волки вошли ныне к нам для того, чтобы сделать и здесь свое волчье дело. Вошли они в наших одеждах, но они – не наши... Берегитесь, берегитесь их!.. Я, как архипастырь ваш, сказал вам это...

Это богохульство, которое вы слышали, было уже проповедано Арием и его последователями. Но Арий и его последователи осуждены Святыми Вселенскими Соборами и преданы анафеме, отлучению от Церкви Христовой. В таком случае и я, недостойный, согласно правилам Святых Апостолов и Святых Вселенских Соборов, обязан предать всех руководителей этой новой, еретической “Живой Церкви” и всех их последователей – анафеме!

После этих слов он повернулся к Царским Вратам и произнес:

– Именем Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Пречистыя и Пренепорочныя Его Матери, Приснодевы Марии, Богородицы, предаю анафеме так называемую “Живую Церковь” с её руководителями и пасомыми!

И тут же протодиакон провозглашает анафему всем учителям и последователям “Живой Церкви”. Но пока пели: “Анафема, анафема, анафема!”, Введенский, выбежав через боковую дверь в алтаре во двор Александро-Невской Лавры, сообщил по телефону о происшедшем в ГПУ. А митрополит Вениамин начал проповедь об этой ереси. Пока он говорил, явились представители советских властей и арестовали митрополита Вениамина и с ним весь президиум. И сразу увезли их на Гороховую улицу, где помещалось ГПУ. Весь народ, бывший в Лавре и около Лавры, пошел туда и требовал освобождения. Но взятых власти не освободили. Народ всё собирался и к вечеру на площади перед ГПУ и прилегающих улицах собралось около 30 тысяч. Толпа не расходилась, требовала освобождения... Тогда вечером пустили конную часть прямо на народ и начали топтать подковами лошадей. Сколько там погибло народу! По суду прошло около сотни человек. А сколько было арестовано и репрессировано, этого и приблизительно сказать нельзя. Десять человек приговорили к расстрелу. Шести заменили высшую меру сроком. Как и остальным давали разные сроки. Из президиума был расстрелян митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (бывший член Государственной Думы), безстрашно говоривший всю правду палачам, и другие. Все держались с большим достоинством. Но сам митрополит Вениамин всех потряс своей кротостью, смирением и в то же время полной преданностью на волю Божию и несокрушимой твердостью христианского исповедания!... Мученическую кончину он и его сподвижники приняли в ночь с 12 на 13 августа 1922 года (или с 30 на 31 июля старого стиля).

 

Святый священномучениче, святителю Вениамине и иже с ним за Христа пострадавшии, молите Бога о нас!

 

Так сообщает об этих событиях и о кончине митрополита Вениамина архиепископ Питирим, в схиме – Петр.

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!