Митрополит Казанский Кирилл и митрополит Петроградский Иосиф.



Поскольку эти два столпа церковных закончили жизнь свою мученически, – в один и тот же час, в одну и ту же минуту, – пролитая ими кровь смешалась вместе. И так как они перед смертью были в одной и той же одиночной камере и духовно были во всём единомысленны, – то и мы их ставим вместе. О мученической и одновременной кончине их ни в подсоветской России, ни за рубежом, очевидно, никто не знает.

Митрополит Казанский Кирилл – один из выдающихся, а, по оценке иных, самый выдающийся в духовном отношении и самый волевой иерарх Российской Православной Церкви последнего времени. Он был очень заметен в российской иерархии. С ним все считались, признавая его высокий авторитет... И поэтому с первых же дней советской власти он был изолирован и сослан. Характерно для этого иерарха было его отношение к “советской власти”. Он открыто не признавал “советскую власть” властью, поскольку она явилась насильственным, кровавым путем, опирающимся только на жесточайший террор. Он часто, будучи в заключении, спрашивал их, представителей так называемой “советской власти”:

– Кто вы? И откуда? И кто вам дал это право – распоряжаться нашими умами, нашими душами и телами? Кто вам дал право лишать нас всякой свободы, заключать нас в тюрьмы, в лагеря, отправлять в ссылки? Кто вам дал это право?!

Ведь я не по своей воле стал и являюсь тем, чем оказался. Я – епископ, митрополит. Но меня таковым сделала Церковь, Церковь Христова. Не я сам себя поставил! Но Она, Святая Церковь Христова, Она меня, недостойного, поставила быть епископом. А это слово греческое и означает: “надзирающий”, “наблюдающий”... И я дал клятву, принес присягу быть верным на своем епископском посту Церкви Христовой, которая уже существует на замле около двух тысяч лет. Я дал присягу, что буду зорко следить за всем, что совершается как в Церкви, так и около Неё, что буду содействовать всеми силами тому, что Ей полезно и, напротив того, буду пресекать, насколько это в моих возможностях, всё вредное...

Да, я епископ, митрополит Христовой Церкви. Я имею на себе преемственность духовной власти апостолов, святых учеников Христовых, рукоположивших вместо себя Мужей апостольских. А сами апостолы ушли из этой жизни в иную жизнь, жизнь вечную, мученическим путем. И уходя из этой жизни, они заповедали своим преемникам совершать рукоположения и далее. И так это апостольское рукоположение дошло и до меня, многогрешного... И я поставлен во Святой Церкви епископом. И я имею на себе бремя их власти духовной... Да, в некотором смысле, я – “власть”, хотя бы в том смысле, что “имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся” (Иоан. 20, 23)... О себе я сказал: кто – я. Но я не знаю, не слышал от вас: кто – вы? И кто вам дал “право” и “власть” и “силу” на это?! И Вы не сможете ответить на мои вопросы: кто дал?... А я знаю, кто вам дал власть: “И дал ему (этому зверю) дракон силу свою и престол свой и великую власть” (Откр. 13, 2). Вы в “Откровении” представлены в образе “зверя”, которому диавол дает свою мощь и власть. Какая же это власть? “...И дана ему власть над четвертою частью землиумерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными...”(Откр. 6, 8).

Так примерно говорил этот боговдохновенный муж!

Также твердо митрополит Кирилл стоял против антицерковной и антихристианской линии поведения “заместителя Местоблюстителя” митрополита Сергия. Вначале митрополит Кирилл отошел от заместителя как от раскольника. Ибо Сергий внес великий раскол в Церковь. Но, по мере того, как Сергий всё более и более отходил от канонического поведения, иными словами, от православия, а затем и вообще от христианства, отрицательная оценка его деятельности получила иной удельный вес. И когда митрополиты Кирилл и Иосиф промыслом Божиим были соединены в своем заключении вместе и имели возможность разсмотреть всё поведение узурпатора церковной власти, то они пришли к выводу, что митрополит Сергий далеко перешагнул святоотеческое понимание “ереси”. После этого они отмежевались совершенно от митрополита Сергия и его последователей. Тем более, что митрополиту Иосифу было известно соборное отлучение “их”, вынесенное гонимою Церковью, гонителями которой оказались и сам Сергий и его окружение. И такая точка зрения была воспринята обоими иерархами, не дожившими до высшей точки “апофеоза” благоволения Сталина по отношению к “заместителю”, возведенному на кафедру Московского “патриарха”...

Вообще, митрополит Кирилл всегда говорил прямо, смело и открыто. Недаром один из следователей, допрашивавших святителя, выразился о нем так:

О, КРАСИВЫЙ СТАРИК !”

Красивый, конечно, не физическими чертами, а своим духовным обликом, своим открытым, мужественным исповеданием веры, своим духовным героизмом. Перед подобным героизмом способны преклоняться и враги, – говорил в похвалу святому Василию Великому святой Григорий Богослов. И когда один диакон, при следствии, начал “вилять”, хитрить и колебаться, то следователь ему сказал:

Вот митрополит Кирилл был у нас... Хотя и заплатил за это своею кровью, но остался тем, чем был! А Вы что?!

И этого диакона всё же расстреляли, не ради чего-нибудь в чем обвинялся, а только из-за презрения к нему... А этот иерарх, святитель, митрополит Кирилл, говорил тем духом, которому, по слову Спасителя, не в состоянии были “противиться” все его противники. “Аз бо дам вам уста и премудрость, ей же не возмогут противитися или отвещевати вси противляющиеся вам” (Лк. 21, 15).

Даже всесильный Тучков получил такой ответ, на который не сумел ответить иначе, как грубым насилием. И, однако, даже и он не удержался, чтобы не разсказать о своем разговоре с митрополитом Кириллом. Прежде, чем предложить митрополиту Сергию место “заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола”, он пытался склонить двух одобренных Поместным Собором “Местоблюстителей” занять место “заместителя”. И когда он говорил с митрополитом Кириллом, то обусловил это заместительство секретным сотрудничеством с органами ГПУ.

– Если нам понадобится убрать какого-либо архиерея, Вы должны нам помочь в этом.

– Да, если архиерей окажется виновным в каком-либо церковном преступлении... В противном случае, я ему скажу прямо, что этого требуют от меня власти и что я не имею против него ничего.

– Нет! – ответил Тучков. – Вы должны подыскать подходящий повод и убрать его как бы по Вашей инициативе. На это святитель ответил:

– Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой Вы хотите взорвать изнутри нашу Церковь!

После отказа митрополита Кирилла, такое же предложение получил и митрополит Агафангел, но и он отказался. И только митрополит Сергий принял на себя эту безчестную и ужасную роль – быть в Церкви тайным орудием в руках ГПУ.

 

Митрополит Иосиф – один из выдающихся светочей российской иерархии. Вполне естественно, что богоборная власть советская обратила на него особое внимание, как на “неугодного” им. Избранный народом на кафедру Петрограда, после мученической кончины митрополита Вениамина, этот иерарх становится ещё более опасным. И вот “неугодный” вдруг переводится сразу на другую кафедру митрополитом Сергием, в Одессу. Причем, сам Владыка Митрополит узнает об этом переводе по прибытии в Петроград нового “правящаго архиерея”. Этого насильственного перевода ставленника советской власти, митрополита Сергия, как незаконного, несогласующегося с канонами Святой Церкви, Митрополит Иосиф не признал (1927 год). Через несколько месяцев он подписывает акт “непризнания митрополита Сергия” как узурпатора власти “первого епископа Церкви” (1928 год). Митрополит Сергий отвечает на “непризнание” запрещением в священнослужении митрополита Иосифа. Как следствие непризнания митрополита Сергия, митрополит Иосиф в том же году (1928) арестован советскими властями и сослан в пустыни Казахстана. Ссылка эта продолжается до последнего дня жизни Владыки Митрополита. У нас нет необходимых сведений, в какой последовательности он побывал в разных пунктах пустынного Казахстана. Но свидетели говорят, что он был: в Кзыл-Орде, в Турлюле, на станции Туркестан, в Аулиете... Ссылка эта была более тяжелая, чем заключение. Она сильно подорвала здоровье митрополита Иосифа. Ему необходимо было принимать только диетическую пищу. А какое снабжение в пустыне, если даже и сейчас население там живет за счет приходящих поездов, и люди, если имеют деньги, скупают все в вагонах-ресторанах, а дети бегают под окнами с протянутыми руками за куском хлеба.

Митрополит Иосиф рассказывал, в каких условиях ему приходилось жить. Ему властью было отказано жить в условиях человеческих, а только с животными, со свиньями. Его ложе, голые доски, отделялось несколькими жердями от свиней. Грязь, нечистота и воздух, отравленный миазмами. Летом невыносимая жара, зимою мороз до пятидесяти градусов.

Однажды, змея, держась хвостом за плетень потолка, свесилась над самой его головой. И долго висела... Так заплатил митроплит Иосиф за отказ признать ставленника советской власти – митрополита Сергия. Однако, исповедника Христова эти невыносимые условия не сломили, потому что благодать Божия давала силы немощному естеству. Но и коренное население Казахстана, казахи, видя такие страдания безвинных жертв богоборства, переходило на их сторону и требовало для страдальцев сносных условий. И, наконец, сама безчеловечная власть поняла, что ей самой невыгодно держать в подобных условиях митрополита Иосифа. Сломить его нельзя, – он это доказал! Но эта жестокость власти давала благоприятную почву для сильнейшей антисоветской агитации. И к концу жизни своей митрополит Иосиф получил несколько иные условия. Его перевели жить в более нормальные условия города Чимкента.

Благочестивые жители Чимкента рассказывают о его коротком пребывании в их городе... И можно сказать с поэтом: “Но столица та была недалёко от села”. Жил митрополит в отдельной хате. Почитатели постарались, в пределах возможного, украсить жизнь больного иерарха. Архимандрит Арсений, старец отмеченный благодатию Божиею, снабдил его жилище клавикордом, родом органа, и это дало возможность для Владыки, большого музыканта, петь вместе с этим инструментом дивные песнопения православного богослужения.

После насильственной смерти Патриарха Тихона Местоблюститель Патриаршего Престола, Митрополит Петр был главою тайной, Катакомбной Церкви. По его благословению по всей подъяремной России появились гнезда этой тайной Церкви. По его благословению трудились на этой ниве и Митрополиты Кирилл и Иосиф, как и очень многие иерархи, принявшие мученическую, вследствие этого, кончину... В этот период своей ссылки в Казахстане Митрополит Иосиф самоотверженно насаждал очаги “непоминающих” (митрополита Сергия и его “советской церкви”). Из Чимкента он имел возможность незаметно ускользать из-под надзора и лично посещать пасомых Катакомбной Церкви. Так, например, был один подземный храм в столице Казахстана, в Алма-Ате, вырытый долгим трудом упомянутого архимандрита Арсения. Владыка Митрополит Иосиф сам освятил в 1936 году этот катакомбный храм и в нём служил несколько раз. У протопресвитера М. Польского приводятся слова одной верующей о встрече с Владыкой Митрополитом Иосифом в этой тайной, катакомбной церкви в Алма-Ата за год с небольшим до его ареста и мученической кончины:

“Какой это чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенник! Это отражалось в его облике и в глазах, как в зеркале. Очень высокого роста, с большой белой бородой и необыкновенным добрым лицом. Он не мог не притягивать к себе, и хотелось бы никогда с ним не расставаться. Монашеское его одеяние было подобрано, так же как и волосы, иначе его сразу арестовали бы еще на улице, так как за ним следили и он не имел права выезда... Он лично говорил, что Патриарх Тихон предложил, немедленно по своем избрании, назначить его своим первым заместителем. Почему-то в истории церковного заместительства об этом еще нигде не упоминaeтcя... Он признавал, как законного главу Церкви, Митрополита Петра Крутицкого и вплоть до последнего ареста в сентябре 1937 года имел с ним тайные сношения, когда везде уже ходили слухи, что Митрополит Петр умер...

23 сентября 1937 года было арестовано везде, в окрестностях Алма-Аты и по Казахстану, всё духовенство потаенных Иосифлянских церквей, отбывавших вольную ссылку за непризнание “советской церкви”. Все были сосланы на десять лет без права переписки и, как я узнала после, в числе их был арестован и Митрополит Иосиф...”

Но, видимо, протопресвитеру Михаилу Польскому не было известно то, что здесь, в Чимкенте, митрополит Иосиф встретился с митрополитом Кириллом, вместе с ним жил под арестом и принял вместе с ним мученическую кончину. Во всяком случае, в Катакомбной Церкви в Москве этот факт знали. Автору этих строк московский священник рассказывал в заключении такую подробность. Когда митрополитов Кирилла и Иосифа выпускали ежедневно на прогулку, то они гуляли рядом, прижавшись друг к другу. Причем, митрополит Иосиф был высокого роста, а, сравнительно с ним, коренастный Митрополит Кирилл, был маленького роста. Митрополиты, гуляя по кругу, всегда были заняты сосредоточенной беседой, очевидно, здесь на открытом воздухе их нельзя было подслушать. И эти две фигуры, как бы влитые одна в другую, показывали трогательное “двуединое единство” этих иерархов. А за прогулкой Митрополитов всегда следили с горы катакомбницы-монахини. Это было не безопасно. Надо было маскироваться, чтобы власти не заметили всей тайной сигнализации. А она сводилась к тому, что Митрополиты давали им свое благословение в начале и в конце прогулки. Эту подробность я слышал от жителей Чимкента и в заключении и на воле. Так что пребывание Митрополита Кирилла вместе с митрополитом Иосифом осенью 1937 года не подлежит сомнению. Об этом свидетельствует и “Москва” и “Чимкент”. Сейчас уже не осталось и следа от того домика, в котором содержались иерархи-исповедники. Его снесли, когда заметили, что это место пользуется особым уважением со стороны верующих...

Митрополит Иосиф в письме к Архимандриту Льву, получившем широкую известность в Катакомбной Церкви, высказывает мысль, что понятие “ереси”, в применении к деянию митрополита Сергия, неактуально, потому что “убийца Церкви хуже всякого еретика”. На этой точке зрения стоит Катакомбная Церковь. Конечно, подобное мнение о Митрополите Сергие вполне разделял с митрополитом Иосифом и митрополит Кирилл, как сообщник “двуединого единства”. И это не было от следователей-чекистов скрыто.

Эта тема была непременным предметом “обсуждения” при многочисленных допросах. И оба иерарха высказывали одну и ту же точку зрения. “Декларация” Правительству СССР от 19 июля 1927 года была полнейшей капитуляцией “Церкви”, управляемой м. Сергием. “Администрация” этой “Церкви” попросту стала секретным отделом идеологических работников “партии”, чем она и является до сих пор.

Эта “декларация” явилась постыднейшим актом человекоугодничества и низменного пресмыкательства и раболепия перед сильными мiра сего, перед Сталиным, и, конечно, такие два иерарха, как митрополиты Кирилл и Иосиф, должны были заплатить за свое свидетельство собственной кровью. И они мужественно приняли смерть во славу Господа Иисуса Христа, как неложные свидетели божественной истины. Они возглавили целый сонм мучеников, убиенных одновременно с ними.

Всех этих святых мучеников расстреляли около города Чимкента, к вечеру накануне “Собора святого Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил, 8 ноября 1937 года по старому стилю. В эту ночь повсеместно были произведены массовые расстрелы. Их вывели большой группой, около ста пятидесяти человек. Всё – катакомбное духовенство. Митрополитов с ними не вели, – их доставили позже машиной прямо на место расстрела. Здесь же был и алмаатинский архимандрит Арсений, содержавший Митрополита Иосифа на своем иждивении... Здесь вся группа попросила взаимно друг у друга прощение. Все дали друг другу (кто успел) последнее целование. Митрополиты преподали всем благословение и “напутствие”. И, несмотря на все меры предосторожности, всё же оказался один свидетель расправы. Это был чабан, пастух овец, и он видел, как люди эти пали под пулями. Он свидетельствовал, что среди расстрелянных был один “большой мулла”. Это несомненно сказано о Митрополите Иосифе, который выделялся своим огромным ростом...

Вечная память!

 

Святители Христовы и священномученицы Кирилле и Иосифе, и вси мученицы, иже с ними, молите Бога прилежно о нас!

 

Митрополит Казанский Кирилл принял мученическую смерть за Христа в возрасте 74 лет, а митрополит Петроградский Иосиф – 65 лет.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!