Митрополит Ярославский Агафангел.



Митрополит Ярославский Агафангел был старейшим иерархом Российской Православной Церкви и не только по возрасту, но и по епископскому рукоположению. Поместным Собором он был избран постоянным членом Св. Синода при Патриархе Тихоне. Собором же было предоставлено право Святейшему Тихону, на случай чрезвычайных событий, наметить трех Местоблюстителей, имена которых предполагалось хранить в тайне. И вторым Местоблюстителем был намечен Патриархом Митрополит Агафангел. А первым и третьим были избраны Митрополит Кирилл Казанский и Митрополит Крутицкий Петр.

При аресте Патриарха Тихона, по его распоряжению, Митрополит Агафангел вступил в права Местоблюстителя, поскольку Митрополит Кирилл находился в ссылке. Он успел издать указ, по которому каждый правящий архиерей будет управлять свой епархией самостоятельно, по совести и присяге архиерейской. И лишь в недоуменных случаях обращаться к его, Митрополита Агафангела, смирению. За это он был вторично арестован, после ареста Патриарха в 1922 году (а первый раз – в 1919 году) и отправлен в ссылку. Видимо, советской власти была нужна централизованная Церковь!

В 1926 году, ввиду ареста Местоблюстителя Митрополита Петра и нахождения в ссылке первого кандидата в Местоблюстители, Митрополита Кирилла, – Митрополит Агафангел вступает в свои права, но сразу отказывается, поскольку “заместитель” Местоблюстителя Петра, Митрополит Сергий идет на явный шантаж, запугивая Митрополита Агафангела, и предает его на усмотрение единомысленных “архиереев”, пригрозив Митрополиту Агафангелу, что его поступок может повлечь даже лишение сана...

В 1928 году Митрополит Агафангел отказывается от повиновения административным распоряжениям временного заместителя Местоблюстителя, номинально признавая за ним “заместительство”. Но фактически порывавает с митрополитом Сергием, мотивируя это следующим образом: “Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте исполнять не могли и не можем”.

Как передают посетившие митрополита Агафангела в этот период (1927-28 годы), физическое состояние его было ужасным. Истощенный следствиями, тюрьмами, ссылками и переживаниями в связи с отношением к нему заместителя Местоблюстителя, Митрополит потерял способность ясно говорить и производил впечатление затравленного и жалкого.

Сергиане распространяют слух о том, что Митрополит Агафангел якобы перед смертью “примирился” с митрополитом Сергием. Этот слух основан на неосновательном выводе из того факта, что между Майкопом и местопребыванием митрополита Агафангела, на адрес последнего, пришла телеграмма с вопросом:

Правда ли что (Вы) соединились канонически (с) Митрополитом Сергием(?)”

На эту телеграмму был получен телеграфический ответ, за подписью “Митрополита Агафангела”, такого содержания:

Верно. Митрополит Агафангел”.

Если был бы собственноручный ответ, то можно было бы судить, кто писал. А такой ответ, в условиях СССP, никак не убедителен. Если в отношении Патриарха Тихона НКВД совершало подлоги и подделки, то в отношение больного Митрополита – тем более...

Через четыре месяца митрополит Агафангел скончался в возрасте 74-х лет.

Вечная память исповеднику Христову!

 

Святый священноисповедниче Агафангеле, моли Бога о нас!

 

 

Архиепископ Угличский Серафим.

Серафим, архиепископ Угличский, еще молодым был направлен Синодом, как начинающий миссионер, в Америку в распоряжение епископа Тихона, будущего Патриарха Московского. Епископ Тихон, впоследствии переведённый в Ярославль, вызвал из Америки о. Серафима себе в помощь.

В 1920 году Патриарх Тихон рукоположил архимандрита Серафима во епископа Угличского. В 1924-м году Святейший возвёл преосвященного Серафима в архиепископы.

После ареста Заместителя Местоблюстителя митрополита Иосифа в эту должность вступил архиепископ Серафим, но удержался в ней около четырех месяцев. Сам архиепископ понимал из опыта предшественников по заместительству Местоблюстителей Патриаршего Престола, что и он лично обречен, как и выбранный им его преемник. Поэтому, вступив в декабре 1926 года в обязанности Заместителя, он не намечал никого себе в преемники. И на допросах в Московском ГПУ ему задавали вопрос:

– Кто же возглавит Церковь, если Вас не выпустят?

На это он мудро отвечал:

– Сам Господь Иисус Христос!

– Все ведь у вас оставляли заместителей: и Тихон Патриарх, и Петр Митрополит?

– Ну, а я на Господа Бога оставил Церковь...

Ему предлагали здесь подписать “декларацию”, подобную той, которую подписал митрополит Сергий, но он отвечал:

– Я не считаю себя в праве решать такие принципиальные вопросы без старших иерархов!

Удивлённое такими ответами архиепископа Серафима, ГПУ выпустило его и отправило в Углич.

Уступая Митрополиту Сергию должность Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола, Архиепископ глубоко доверял ему, но когда тот издал свою “декларацию” от 16/29 июля 1927 года, Архиепископ выступил против своего преемника Митрополита Сергия с обличением и “актом отхода”, подписанным митрополитом Агафангелом, викарными епископами Ярославской епархии и митрополитом Петроградским Иосифом. В связи с этим Архиепископ Серафим был арестован и приговорен к пяти годам концлагерей, которые отбывал на Соловецких островах.

Это обличительное “увещание к митрополиту Сергию” начинается словами:

Более чем полугодовой срок, протекший со дня издания Вами декларации 16/29 июля 1927 года, показал, что все надежды Ваши на “мирное устроение” наших церковных дел, “на приведение” в должный строй и порядок всего нашего церковного управления, напрасны, а Ваша “уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона”, совершенно несбыточна и никогда не может при настоящих условиях перейти в действительность...

Своей декларацией и основанной на ней церковной политике Вы силитесь ввести нас в такую область, в которой мы уже лишаемся этой надежды (на всесильную помощь Божию!), ибо отводите нас от служения истине, а лжи Бог не помогает.

Мы – лойяльные граждане СССР, покорно выполняем все веления Советской власти, никогда не собирались и не собираемся бунтовать против нее, но хотим быть честными и правдивыми членами и Церкви Христовой на земле и не “перекрашиваться в советские цвета”, потому что знаем, что это безполезно и люди серьёзные и правдивые не поверят...

Дорогой Владыко... С какой радостью я передал Вам свои права заместительства, веря, что Ваша мудрость и опытность будут содействовать Вам в управлении Церковью.

Что же случилось?... Неужели это роковое безповоротно... Неужели Вы не найдёте мужества сознаться в своем заблуждении, в своей роковой ошибке – издании Вашей декларации 16/29 июля 1927 года?... Вы писали мне и искренне верили, что избранный Вами путь принесёт мир Церкви... и что же Вы видите и слышите теперь? Страшный стон несётся со всех концов России... Вы обещали вырывать по 2, по 3 страдальца и возращать их обществу верных, а смотрите, как много появилось новых страдальцев, которых страдания ещё усугубились при сознании, что эти страдания есть следствие Вашей новой церковной политики... Неужели этот стон страдальцев с берегов Оби и Енисея, с далёких берегов Белого моря, от пустынь закаспийских, с горных хребтов Туркестана – не доносится до Вашего сердца?...

Мне ли юнейшему сравнительно с Вами писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоучёного Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает меня снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце... Проявите мужество, сознайтесь в своей роковой ошибке и, если невозможно Вам издать новую декларацию, то для блага мира церковного передайте власть и права заместительства другому.

Я имею право писать Вам эти строки и делать это предложение, ибо многие теперь укоряют меня, что я поспешно и безоговорочно передал Вам права заместительства...

Серафим архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии,

бывшый Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

1928 года, 24 января /6 февраля.”

За это увещание архиепископ Серафим получил пять лет концлагеря... В марте 1932 года его освободили, но направили в область Коми-Зырян, к северу от Вятки. “Он слабел телесно, но духом был твёрд. Он считал, что в эпоху гонений не должно быть единого центрального Церковного Управления. Епископ должен управлять сам своей епархией; в ссылке он возглавляет тайнуто Церковь там, где проживает, ставит тайных священников, совершает тайные постриги...” Это и последующее сообщает протопресвитер М. Польский: “От верующих я слышал, что Архиепископ из ссылки не выходил. Её срок кончался в 1933 году. Говорили глухо, что где-то он погиб без медицинской помощи в лишениях, чему поверить легко, кто знает состояние его больного сердца ещё в 1932 г.”

 

Святый священноисповедниче, отче святителю Серафиме, моли Бога о нас!

 

Если бы он дожил до 1935 года, то ему было бы пятьдесят лет.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!