Образование и педагогическая мысль в Беларуси в Х IX веке.



Белорусский губернии (Витебская, Гродненская, Могилевская, Минская) вошли в состав Виленского учебного округа в Виленским университетом в центре, деятельность которого регламентировалась специальными уставами. Согласно принятым уставам в Беларуси предполагалось создать: приходские училища за счет средств дворян, помещиков, прихожан; уездные училища, семейные гимназии. В 1812 году была создана Полоцкая иезуитская академия, курировавшая все иезуитские учебные заведения в России.

После подавления польского восстания 1830-1831 гг. эти положения были еще более углублены и расширены: был закрыт Виленский университет (1832 г.), ликвидирован Виленский учебный округ (восстановлен в 1850 г.) и образован Белорусский учебный округ, закрыты школы католических орденов, во всех типах учебных заведений введено преподавание на русском языке и т.д. Господствующим типом школы в Белоруссии стала общеобразовательная русская школа. В 1848 г. был открыт первый в России сельскохозяйственный институт, Горы-Горецкий земледельческий институт, готовивший агрономов и управляющих имениями. Развитие народного образования, открытие большого количества начальных народных школ ставило вопрос о подготовке для них учителей. В 60-70 годы в Беларуси были открыты 4 учительские семинарии.

К.С. Калиновский - выпускник Петербургского университета, один из руководителей восстания 1863 г., издатель и редактор нелегальной революционно-демократической газеты «Мужицкая правда». В своей общественно-политической деятельности К.Калиновский уделял пристальное внимание вопросам народного образования и нравственного воспитания в формировании личности человека и жизни общества. Он резко критиковал существующую систему образования, официальную школьную политику царского правительства, направленную на лишение основной массы белорусского народа полноценного образования. Достаточно смело К. Калиновский ставил вопрос об открытии широкой сети школ для народа, обучении детей на родном языке, воспитание молодежи в духе любви к родине.

А.Е. Богданович - видный общественный деятель Беларуси конца ХIХ века, отец известного белорусского поэта Максима Богдановича, талантливый педагог, этнограф, публицист, лингвист, фольклорист. По глубокому убеждению А.Е. Богдановича народное образование в Беларуси представляло собой белорусской картину: схоластика, догматизм, отрыв школы от жизни, тяжелое бесправное положение учителя народной школы. Просвещение народа он неразрывно связывал с борьбой против социально-экономического гнета, мыслил школу и образование светскими, свободными от влияния религии. В центр содержания школьного образования он ставил естественно-научные знания, уделил огромное внимание трактовке дидактических принципов (наглядности, систематичности, последовательности, активности и самостоятельности, учета возрастных особенностей, воспитывающего характера обучения. Существенное место в педагогических взглядах А.Е. Богдановича занимали проблемы семейного воспитания, цель которого он усматривал во всестороннем воспитании детей.

Ф.Фребель и разработка теории и практики дошкольного воспитания.

Марксистское учение о воспитании и образовании.

К разработке своих идей К. МарксиФ. Энгельс приступили в Германии, в 40-х годах ХIХ в. Они подвергли пересмотру идеи утопического социализма ХIХ в. И предложили новое решение вопросов о формировании человеческой личности и месте воспитания в развитии человека.

К. Маркс и Ф. Энгельс положительно оценивали утверждение, что человек – продукт обстоятельств и воспитания. В тоже время они признавали наличие природных различий у людей рассматривая эти различия как результат определенного исторического развития. Человек наделен от природы не готовыми способностями или определенными свойствами ума, воли и характера, а лишь задатками, которые являются предпосылками этих способностей. В процессе своего активного воздействия на природу и общество человек одновременно из меняет и свою собственную природу.

К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что воспитание определяется общественными отношениями и для формирования людей на новой основе необходимо революционное изменение самих общественных отношений в результате классовой борьбы пролетариата.

Ведущее место умственного воспитания как составной части всестороннего развития диктовалось в понимании К. Маркса и Ф. Энгельса превращением науки в производственную силу. Поэтому школа, по их мнению, должна обеспечить усвоение подрастающем поколением разносторонних, необходимых в жизни научных знаний. К. Маркс и Ф. Энгельс, как и многие мыслители ХIХ в. Критиковали характерную для школьного образования того времени недооценку реальных знаний. Высказывая свое отношение к этому, Ф. Энгельс, в частности, замечал, что новое мировоззрение должно найти себе подтверждение и проявить себя именно в реальных науках. Ф. Энгельс обращал внимание на необходимость познания как законов внешней природы, так и законов, управляющих тесным и духовным бытием самого человека.

Высказав мысль о политехническом – или техническом – образовании, К. Маркс и Ф. Энгельс имели в виду необходимость ознакомления подрастающего поколения с основными принципами всех процессов производства, выработку понимания с основными принципами всех процессов производства, выработку понимания его научных основ и о владение навыками обращения с простейшими орудиями производства.

Глубокие общеобразовательные знания, общетехническая культура и практические производственные навыки позволяют молодым людям хорошо ориентироваться во всей системе производства и в случае общественной необходимости и личного желания переключиться на выполнение различных видов индустриального труда. К. Маркс и Ф. Энгельс считал, что в социалистическом обществе, где создаются все предпосылки для уничтожения противоположности между умственным и физическим трудом, подрастающее поколение должно с определенного возраста участвовать в общественном производстве.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!