Педагогические воззрения Л.Н. Толстого.



Острой критике современную ему систему образования и ее официальные идеологические основы подверг Лев Николаевич Толстой (1828-1910), великий русский писатель, философ, педагог-экспериментатор, создавший знаменитую школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Здесь он смело реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном положении о том, что именно ребенок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому и недопустимо грубое вмешательство взрослых – педагогов и родителей – в духовный мир его личности.

Дав острую критику современной ему школы, как российской, так и зарубежной, Л.Н. Толстой противопоставил ей свою систему воспитания, ценной чертой которой являются уважение к личности ребенка, развитие активности и творчества детей.

Л.Н. Толстой требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией и была его Яснополянская школа (1859-1862). В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Твердого расписания занятий не было. Дети не обязаны были ежедневно посещать школу, тем не менее, они охотно приходили в нее и настолько заинтересовывались учебой, что им приходилось напоминать – пора по домам. Замечаний за опоздание не делалось, и, тем не менее, дети не опаздывали. Какие бы то ни было наказания и взыскания отсутствовали.

В круг обучения в Яснополянской школе входило: чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование, черчение и пение. Л.Н. Толстой пришел к выводу, что сведения по географии, истории и природоведению надо давать детям в виде художественных рассказов на уроках русского языка. Л.Н. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать детям самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. В этом плане интересным представляется такой прием, как написание детьми творческих сочинений-рассказов на данную им тему.

Хотя Яснополянская школа просуществовала недолго и была единичным опытом, несмотря на существенные недостатки в ее организации (недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, расписания, программы, идеализация личности ребенка) она имела большое значение как протест против формализма и подавления детей. Следует учесть, что достижения Яснополянской школы во многом объяснялись гениальностью и мастерством самого Л.Н. Толстого как педагога.

Л.Н. Толстой является автором неоднократно переиздававшихся учебных книг для начальной народной школы: «Азбуки», «Новой Азбуки», «Русских книг для чтения». Эти книги многократно переиздавались и наряду с «Родным словом» К.Д. Ушинского были самыми распространенными учебниками в народных школах России.

Характерными чертами составленных Л.Н. Толстым книг для чтения являлись: художественность, выразительность, сжатость и простота языка, доступность материала для чтения детскому пониманию. Почти весь материал брался из жизни, большей частью из жизни деревни.

Русская революционно-демократическая педагогика Х IX века.

Революционно-демократическая мысль в общественно-педагогическом движении ХIХ века в России была представлена В.Г. Белинским, А.И. Герценым, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым. В центре их внимания оказались такие проблемы как цель, сущность и задачи воспитания, факторы формирования личности, вопросы дидактики, проблемы свободы личности и воспитания дисциплины.

Виссарион Григорьевич Белинский, великий критик, выдающийся представитель русской философской мысли дал острую критику крепостнического воспитания, выдвинул идеал воспитания высоконравственного и всесторонне образованного человека, борца с крепостничеством и самодержавием. Он требовал, чтобы в основу воспитания был положен принцип народности, был горячим сторонником равноправия женщин, в том числе и в области образования, много внимания уделял семейному воспитания, по-новому поставил вопрос о средствах воздействия на детей, решительно возражал против телесных наказаний. Много ценных мыслей он высказал по вопросам дидактики. Он считал, что образование должно быть всесторонним, в его основу должны быть положены родной язык, литература и история, с одной стороны, математика и естествознание с другой.

Александр Иванович Герцен, демократ, социалист-утопист, революционер, один из основоположников русский революционно-демократической педагогики. Он дал острую критику системы школьного и семейного воспитания в России, сумел увидеть отрицательные стороны только что сложившегося буржуазного воспитания в Западной Европе, подверг глубокой критике педагогические системы И.Г. Песталоцци и Ж.Ж.-Руссо, указал на ряд ошибочных положений в педагогических взглядах Р. Оуэна. Цель воспитания по А.И. Герцену – подготовка свободной, деятельной, борющейся с общественным злом, гуманной, всесторонне развитой личности. Как и В.Г. Белинский он уделял большое внимание народности воспитания. Наука, просвещение и школа не должны отрываться от народа. Задача воспитания – подготовить людей, которые содействовали бы освобождению народа.

Николай Гаврилович Чернышевский, выдающийся философ, экономист, писатель, придавал просвещению, народному образованию громадное значение. Цель воспитания видел в подготовке граждан-борцов с крепостничеством и царизмом, в подготовке человека, который ставит общественные интересы на первое место и горячо любит свою родину. Протестуя против угнетения и муштры детей, Н.Г. Чернышевский требовал уважения к личности ребенка, развития его творчества и инициативы. Самым решительным образом он выступил против телесных наказаний детей. Главнейшим средством воздействия на детей он считал личный пример учителей и родителей.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!