Деяния Петра и Двенадцати Апостолов 60 страница
Некий глас явился к ней: "Есть Человек и Сын Человеческий". А (это) услышал Первый Архонт Ялдабаот. Он подумал, что <этот> глас не некое явление свы[ше. (Тем не менее, это) дал зн]ать им о себе Отец Святой Совершенный, Первый Человек в образе человека. Блаженный явил свое подобие им, и склонилось (понуро) Архонтство все(, что) Семи Властей(, и вот тут) они увидели в воде образ лика. Сказали они друг другу: "Давайте создадим человека по лику Бога и с подобием (Бога)!". (И) они создали посредством (/из) друг друга и их Силами ((/из) их Сил) всеми (всех). Они вылепили изображение из (самих) себя. И каж[дая и]з Си[л] [привнесла чер]ту (свою собственную) и (?) силу в] д[уш]у. Они (= силы и архонты) создали ее (душу человека) по лику, который они видели <его>, в подражание Того (= Тому), который был извечно, Совершенного Человека. Они (= силы и архонты) сказали: "Давайте наречем его Адамом, дабы имя сего и сила его стали для нас Светом!".
И они начали снизу, т.е. силы. Первая (черта/сила, или "черта силы") - это Божественность: душа костей это. Вторая - это Господство (= "Христовость"): жила души это. Третья - это Огонь: душа плоти это. Четвертая - это Предвидение: душа мозга это, а также квинтэссенция всего тела. Пятая - это Царство: ду[ш]а [крови это. Ш]естая - это Рассуди[тель]н[ость]: душа кожи это. Седьмая - это Мудрость: душа волос это. И они (= цари с присущими им силами) собрали тело целиком - а их ангелы витали над ними - из тех (= элементов), которые были уже подготовлены посредством властных сущностей душевных для упорядочения в виде членов (и) суставов.
|
|
И они создали тело целиком, причем оно отлаживалось сонмом ангельским, о которых я говорил выше. И оно (= тело) пребывало в состоянии бездеятельности долгое время, и не было сил (ни) у Семи Властей, чтобы пробудить его, ни также (у) трехсот шестидесяти Ангелов, которые собрали члены (и) су]ста[вы].
И М[ать пожелала за]брать силу, которую она дала Архонту Сладострастия. Она вернулась в непорочность (и) взмолилась Отцу Миров (?) Всемилостивому и Богу Света. Он послал по Предопределению Святому Единосущного с четырьмя Светилами в облике ангелов Первого Архонта. Они дали совет ему (= Ялдабаоту), дабы изъять из него (= Ялдабаота) силу Матери. Они сказали ему так: "Дунь ему (= человеку) в лицо духом, что в тебе! И изделие (= человек) встанет". И он (= Ялдабаот) дунул на него духом, который есть сила от Матери, (вдохнул) внутрь, в тело, и тот (= человек) задвигался в [тот же миг. Взревн]овали тотчас [остальные] Власти: ведь он возник из них всех, и дали они человеку силы, исходящие (тоже) из них. И он обладал (= носил в себе) душами Семи Властей и их силами. Его мудрость была сильнее, чем (у н)их всех, и сильнее, чем у Протоархонта. Они поняли к тому же, что он абсолютно лишен греха, ибо мудрее их и вошел внутрь Света. (Тогда) они взяли его и перенесли вниз в районы целиком материальные.
|
|
Блаженный же Отец - Благодетель <это> милосердный: Он смилостивился над Силой Матери, принесен]ную о[т] П[ротоарх]онта, дабы она смогла обрести силу [н]ад телом опять (/заново) Он (нис)послал Духа Благого, и его милость великую как заступника для Первого (= человека), который сошел на землю (и) которому дали имя <его> "Адам", - Эпиною (= замысел) Света, ту, которую он нарек сам как "Жизнь". Она-то и трудится над созданным всем, занимаясь с ним (= Адамом), помещая его в его храме совершенном, его собственном, и открывая ему глаза на это (нис)хождение на землю как (на) его ущербность, (и) наставляя его о его вознесении. И Эпиноя (= замысел) Света пребывала сокрытой внутри него, дабы Архонты не (про)знали, но (чтобы) наша [с]естр[а София, подобная нам, полож[ила] своим недостаткам конец посредством Эпинои Света.
И человек засветился благодаря отблеску Света, что внутри него, и его мысль возвысилась над создавшими его. И насупились они (= последние). И увидели, (что) человек возвысился над ними. И приняли они решение вместе с Ангельством всем Архонтов и с остальными Силами их. Тогда огонь и земля смешались с водой и пламенем. Они унеслись четырьмя ветрами огнедышащими, переплетающимися между собой и производящими вели]кое возмущение. И] они [прине]сли его [во]внутрь полумрака смерти. Они создали иное - поддельное - лепное изображение, повторно, и притом из земли, воды, огня и ветра (?), т.е. из материи, мрака, страсти и духа противоречия (?). Это и есть бремена, это и есть могила образа тела, - это именно то, что они навязали (= надели на) человеку (/а) в виде пут из материи. Таков первый (человек), нисшедший на землю, и первый раскол его. Энноя же Первого (?) Света, находится в нем, пробуждая его мысль.
|
|
(Взял да) унес его (= человека) Первый Архонт(, и) поместил его в Рай, туда, о котором он (= Ялдабаот) полагал, что блаженство для него (= человека) это, то есть, что он обманется (/он обманет его): их блаженство ведь горько, а их краса - непотребство это; их блаженство - обман это, а их древо - их беззакония эти (= это); их плод - яд это, причем нет исцеления от него, а их посул(ы) - смерть для него (= человека) это. (Таково) вот их древо, которое они посадили, говоря: "Древо Жизни это". Я, я приобщу вас к сокровенному смыслу их жизни. Таков вот (= уж) их обманчивый дух, исходящий из них, чтобы заставить его (= человека) развратиться, с тем, чтобы он не смог познать совершенства своего.
|
|
Древо (Жизни) то - такого рода оно(, что) его корень горек, его ветви - пологи смерти это; его листья - ненависть это и обман; его сок - масло лукавства это, а его плод - алчность смерти это. Его семя обычно выпивает из [тех, кто берет пробу с него. Ад - их место пребывания.
Древо же, которое они обычно именуют <его> сами (= именуется ими самими) "Познанием Добра и Зла", - это ведь Эпиноя (замысел) Света, та, из-за которой они (= Ялдабаот и иже с ним) отдали приказ, чтобы не брать пробу (с него), т.е. не слушаться ее (= Эпинои Света), ибо <этот> приказ был направлен против него (= человека), дабы не взирал он ввысь, на свое совершенство, и не смог бы познать своей полной лишенности (= наготы в/от) собственного совершенства. Я же, я подвел их к тому, что заставлю их съесть!".
Я сказал ему: "Христос, но разве не Змий это, научивший ее (= Еву)?".
Он улыбнулся и ответил: "Змий открыл ей глаза на зарождение влечения к скверне и гибели, ибо они потребны ему (= Змию). И он (= Змий) понял, что не будет она слушаться его, что умна она более него. И вознамерился он (= Змий) вызвать силу, которая была дана ему (= Змию) от него (же = Ялдабаота). И тот наслал сон на Адама".
Я сказал ему: "Христос, что такое "сон"?".
Он же ответил: "Это не так, как по Моисею, (когда он) говорит: "Он усыпил его"". Просто он (= Ялдабаот) накрыл его способности (к ощущению и осознанию) пеленой (и) отяготил (= одурманил) его посредством тупоумия. Ведь он же изрек через пророка, говоря так: "Я отягощу уши их сердец, дабы не узнали они, и дабы не увидели они!".
Тогда Эпиноя Света сокрылась внутри него (= Адама). Но в своем желании вознамерился он (= Ялдабаот) извлечь ее наружу из ребра (Адама). Что же до нее, Эпинои Света, то (внутри ребра Адама) недостижима она, и хотя Мрак гонялся за нею, так и не смог он настичь ее. (Тогда) вознамерился он вызвать Силу из себя, дабы сделать снова изображение с внешностью женской. И сделал он так, что появилось оно (= изображение) перед ним, но не по тому способу, описанному Моисеем, сказавшим: "Он взял ребро (и) сотворил женщину (и поставил ее) пред ним". Тотчас же он (= Адам) протрезвел от опьянения Мраком. (И) сбросила она (= Эпиноя Света) пелену, которая была на его сознании, Эпиноя Света. Тут же, как только он осознал свою сущность, он сказал: "Вот, теперь кость это от моих костей и плоть от моей плоти". Потому человек оставит своего отца и свою мать и прилепится к своей жене и станут вдвоем плотью единой. Оттого, что будет послана (людям/в мир) посредством супруга мать, отведено ей будет должное место. Поэтому Адам назвал ее "Матерью всех живущих".
Благодаря Повелению Свыше (= Выси (?)) и Откровения Эпиноя научила его (= Адама) Знанию посредством древа в виде орла. Она открыла глаза ему на поглощение знания, дабы заботился он о своем совершенстве, ибо был изъян у обоих от незнания.
Узнал Ялдабаот, что отдалились они от него, и проклял их, да к тому же и навязал жене (бремя), заставив мужа господствовать над ней, не зная таинства, что возникло по Воле Выси Святой. Они же убоялись проклясть его и выявить его незнание. (И тогда) его ангелы все вытолкнули и]х вон из рая.
Он (= Ялдабаот) напустил на него (= Адама) мглу Мрака. И тут разглядел девицу, стоявшую подле Адама, Ялдабаот, и исполнился бессердечности, возжелав произвести потомство от нее. Он осквернил ее и породил первого сына, а равно и второго: Я(х)ве, с лицом медведя, и Эло(х)има, с лицом кота. Тогда как один - справедливый <это>, другой, наоборот, - несправедливый <это>. Элоим - это Справедливый, Яве - это Несправедливый. Тогда как Справедливого он поставил <его> над Огнем и Ветром, Несправедливого, наоборот, он поставил <его> над Водой и Землей. Таковы те, которых обычно именуют <их> (так) в поколениях людей всех как "Каин" и "Авель" вплоть до сего дня.
И произошло соитие брачное благодаря Первому Архонту. Он зародил в Адаме страсть к размножению, ибо из той сущности есть та, что порождает подобие из их подражания. Архонтов же двух он (= Ялдабаот) поставил <их> над началами, дабы властвовали они над гробом.
Познал свою сущность, подобную ему, Адам, и породил Сифа (Сета). И в подобие роду, что в небе, в Эонах - точно так же Мать послала того, который принадлежит ей (= духа). Дух низошел к ней (= Еве), дабы разбудить (= реализовать) сущность, которая подобна ему(, и) которая по образу совершенства, дабы пробудить их ото сна и плена могилы. И так он пребывал какое-то время (и) трудился во благо потомству, дабы, когда низойдет Дух от Эонов Святых, то (чтобы) поставил бы он их (= потомство) вне скверны (= недостатка = плена могилы), в (один) ряд с Эоном, дабы свершилось Преисполнение (= совершенство) Святое, дабы свершилось, наконец, очищение от скверны в нем (= потомстве)".
Я же спросил: "Христос, души какие-нибудь переживут Чистоту Света?".
Сказал он мне: "Ты углубился в рассмотрение кардинальных проблем, так как они трудны для разъяснения их остальным (людям), кроме только тех, что из того рода, который неколебим. Те, на которых Дух Жизни нисходит, а они уже оказываются связаны с Силой, те (и) будут спасены, и станут совершенными. И они удостоятся вознестись к Великим Светилам, достойны будут ибо очиститься ими (= Светилами) от скверны всякой, и от искушений лукавства, и пусть не думают ни о чем, кроме Собора Непреходящего, устремляясь в него без гнева, ревности, страха, страсти и пресыщения. Посредством этих (= последних) всех не удерживаются они ни в чем ином <из них>, кроме только плоти, которой они пользуются, ожидая, что будут они забраны однажды и встречены <они> принимающими, удостаиваясь жизни вечной непреходящей и приглашаясь. Причем они претерпевают все и переносят все, дабы выдержали они испытание и унаследовали жизнь вечную".
Я сказал: "Христос, если они не сделали этого, души (- то) что будут делать? - Те, в которые вошли Сила и Дух Жизни, дабы они спаслись тоже?".
Он сказал мне: "Те, к которым этот самый Дух является <к ним>, в любом случае они будут жить и они (= эти) определенно выйдут из порока. Сила, ведь, входит в человека любого: без нее, ведь, не смогут они (= люди) устоять на ногах. Как только родилась она (= душа), тотчас доставляется Дух Жизни к ней. А если уж пришел Дух Сильный Божественный к жизни, он дает укрепиться силе, т.е. душе, и она (= душа) не обратится ко злу. Те же, которые входят внутрь их Ложного (Подражательного) Духа, обманет он (= ложный дух) ее (= душу) сам собою и она (= душа) собьется с пути".
Я же спросил: "Христос, души эти]х, когда выходят они из плоти, они отправятся куда?".
Он же улыбнулся (и) ответил: "В место (предназначенное для) Души, которая есть Сила, превзошедшая намного Подражательный Дух. Она - сила! Она (= душа такого человека) непременно избежит соблазнов зла и посредством заботы вечной она (= душа) спасется и вознесется в место отдохновения Вечных Сущностей (Эонов)".
Я же спросил: "Христос, (а) те, которые не познали Полноты (Учения (?)), что с их душами? Точнее: Куда они направятся?".
Ответил он мне: "Что до них, то Дух Ложный (уже) набрал силу над ними, когда оступились они, и таким образом он (= Дух Подражания) обременяет их душу и побуждает ее (= душу) к деяниям зла, и приводит ее (= душу) к затмению в результате.
После того, как она (= душа) обнажится догола, он (= Дух Подражания) п(е)редаст ее Властям, которые возникли при Архонте. Снова они (= Власти) поместят их (= души) в оковы (плоти), и они (= души) будут ходить туда-сюда с ними (= оковами), пока не спасутся они (= души) от затмения и не получат знания, (и) таким образом пока не дойдут до совершенства и не спасутся".
Я же сказал: "Христос, (а) как душа постепенно уменьшается и опять входит в естество матери (= женщины?) или человека (= мужчины?)?".
Он же обрадовался, когда я спросил его, и сказал: "Ты блажен в понимании/следовании. Вот потому-то они (= люди) объединяются с тем, другим, который (содержит) Дух Жизни в себе, ради повиновения ему. И слушая(сь его), посредством него она (= душа таких людей) спасается. Только при этом (условии) она (= душа) не входит внутрь другой плоти".
Я спросил его: "Христос, те, кто познали, но отступились, их души - что с ними?".
Он ответил мне: "Они отойдут туда (= в место), куда удалятся Ангелы Милосердия. Те, к которым не пришло раскаяние, будут они удержаны до того дня, в который их вразумят. Все, кто произнес хулу на Духа Святого, будут они ввергнуты в мучение вечное".
Я же спросил: "Христос, откуда пришел Ложный Дух?".
Ответил он мне: "После того, как Мать, обильная своей милостью, вместе с Духом Святым, милосердным, который был заботлив с нами, - он же - Эпиноя Света, - и вместе с Потомством, которое он (= Святой Дух) пробудил в мысли, привели (= "породили") людей/Рода этого Совершенного Человека Света Вечного, (то) понял тут Протоархонт, что они превосходят его в высоте их (= своей) мудрости. (И) вознамерился он завладеть их умом. Будучи невежественным, он не знал, ч]то они умнее его.
Он принял решение вместе со своими Силами (и) они породили Судьбу и опутали (= ограничили) посредством меры (массы и пространства) и (мер) временных, а также случайностей Богов Небес(ных), Ангелов, Демонов и людей, дабы заставить их всех существовать в ее (= Судьбы) путах, а она (= Судьба) при этом была бы господином по отношению к каждому из них - замысел злой и коварный.
И он сокрушился сердцем над теми, возникшими всеми при его посредстве. Он задумал сделать (= наслать) истребление (= потоп) (в ответ) на высокомерие все человека. И Величие Пронои (= Провидения), то есть Эпиноя (= Замысел) Света, открыло глаза Ною. Он (= Ной) возвестил людям, но они не (по)верили ему. (Это было) не так, как Моисей сказал, что он (= Ной) укрылся в ковчеге, но (он) укрылся в некоем месте. Не Ной только, но (и) люди из рода, который неколебим. Они пришли в некое место, укрылись облаком световым, и он (= Ной) осознал свое превосходство вместе с теми, кто был с ним в Свете, который освещал их, ибо Мрак разливался над всем, что на Земле.
Он (= Ялдабаот) держал совет со своими ангелами (и) они послали своих ангелов к дочерям людей, дабы произвели они потомство из чрева их на потребу для них (= Ялдабаота и иже с ним). Но не добились они (= Ялдабаот и иже с ним)/позволили они (= женщины) сперва (и) пришли они (= Ангелы Сонма Ялдабаота), к решению совместно сотворить Подражательный/Ложный Дух, имея в виду Дух, нисшедший на Землю.
И Ангелы изменили свой вид по образу их (= женщин) мужей (и) насытили их (= женщин) Духом, который наполнил их Мраком. Из лукавства они (= Ангелы) принесли золото им и серебро, и дары, а также металлы - медь и железо, и всякую всячину, и они побудили их к искушению, дабы не смогли они думать о своей Проное (= Провидение, Промысл), которая не колеблется. И они (= Ангелы Ялдабаота) взяли их (= женщин). Те породили сыновей от Мрака (т.е.) от Подражательного/Ложного Духа. Он (= Дух подражания) закрыл их сердца (= умы). Они закоснели косностью Подражательного/Ложного Духа до сего дня. Та же, которая блаженна, то есть Мать Отцов, она же Обильная своим милосердием, принимает (все равно) участие (букв. "образ") в ее (= своем) потомстве (людском).
Прежде, (чем) я вознесся в Эон Совершенный, Я вот, я говорю это тебе<, что>: ты должен записать и передать их (= писания) твоим единомышленникам в тайне. Это тайное учение ведь принадлежит тому роду, что не колеблется. Мать же явилась еще раз передо мной. Таково вот то, что она сделала в миру: она поставила свое потомство на ноги. Я собираюсь известить вас о том, чему надлежит произойти, потому и (пере)дал это тебе для записи, дабы хранили это надежно".
Затем сказал Он мне: "Будь проклят всякий, кто захочет (пере)дать это в обмен на дары, или в обмен на еду, или в обмен на питье, или в обмен на одежду, или в обмен на другое, подобное этому".
Он (пере)дал ему (= Иоанну) тайное учение. Тотчас (же) сделался Он невидим ему. И он (= Иоанн) пришел к своим соученикам, и начал (пере)сказывать то, что сказал (/было сказано) ему сам (/самим (= со стороны)) Спаситель (/Спасителем (= Спасителя)).
Апокриф Иоанна.
А.И. Еланская, 2004
Случилось же в один из дней, что когда поднялся Иоанн, брат Иакова, - которые (Иоанн и Иаков) суть сыновья Зеведея, - когда он поднялся к храму, подошел к нему некий фарисей, имя которого Ариманий, и сказал ему: "Где твой Учитель, этот, за которым ты следовал?". Сказал он (Иоанн) ему: "Место, из которого Он пришел, - Он снова пошел к нему". Сказал ему фарисей: "Обманом обманывал вас этот Назареянин и [наполнил ваши уши л[ожью], и замкнул [ваши сердца]. Он отвратил вас о[т] преданий ваших о[тцо]в".
Когда я услышал эти (слова), я повернул от храма к г[о]ре, к месту пустынному, и я [п]ечалился весьма в моем сердце, говоря (себе): "Как же был из[б]ран Спаситель и почему Он был послан в мир Своим Отцом, Который послал Его, и кто Его Отец, и какого рода этот Эон, к которому мы пойдем? Он говорил нам, что этот Эон принял образ того Нетленного Эона, и Он не объяснил нам относительно того (Эона), какого он рода".
Тотчас, как я подумал об этих (вещах), небеса разверзлись и весь мир осветился светом, который (был) [под не]бом, и [весь] мир [содрогнулся]. Я испугался и [посмотрел, и вот [явилось м]не дитя. [Оно] же [превратилось] в образ старца, в котором [был св]ет. [Смотря] на него, я не [понимал это]го чуда: [форма] ли [эт]о, образы которой многочисленны [в св]ете - (и) ее образы [являли]сь один за дру[гим - или] же это одна [форма,] являющаяся триликой.
Ска[зал Он мне]: "Иоанн, по[чему] ты сомневаешься и [страшишься]? Ведь ты [не] чужд [этой форм]е. Не будь мало[душен]. Я с [вами во] всякое [время]. Я [Отец], Я Мать, Я [Сы]н. Я - существующий вечно, незапятнанный, чис]тый. Т[еперь Я пришел,] чтобы объяснить тебе, [что] существует, и что [существовало, и что долж[но] произойти, чтобы ты [знал] невидимых и видимых, и [объяснить тебе] о Совершенном Человеке]. Теперь же подними твое [лицо] и внемли и [прими те (вещи), которые Я] скажу тебе сего [дня, чтобы] ты со своей стороны сообщил [их твоим со]братьям по духу, этим, которые [из] рода неколеби[мого Совер]шенного Человека".
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!