Раздел учебника 6 класса: «Мир образов камерной и симфонической музыки»



Параграф раздела: «Инструментальный концерт».

Разворот учебника: Итальянский концерт (с. 112 – 113).

Разворот творческой тетради: «Тончайшие краски в дрожании струн…» (с. 48 – 49).

Задания базового уровня

Вспомните известные музыкальные сочинения, навеянные образами Италии (романс «Венецианская ночь» М. Глинки; «Песня Веденецкого гостя» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова; «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона). Спойте их главные темы.

Вспомните, в какой стране возникло искусство «бельканто» – искусство прекрасного пения (с. 38 учебника 6 класса), жанр «опера» (с. 48 учебника 5 класса).

Определите на слух авторов музыкальных сочинений, их исполнителей: «Чакона» ре минор для скрипки-соло И. С. Баха[16] и одна из частей концерта «Времена года» («Весна», «Зима») А. Вивальди[17].

Выявите сходство манеры письма этих композиторов XVIII в. – немецкого и итальянского, представителей эпохи барокко: яркий эмоциональный строй, сопоставление мелодии и гармонического сопровождения, динамические контрасты.

Прочитайте текст учебника «Музыка» для 6 класса (с. 112), выделите в нём основные мысли, направленные на понимание желания И. С. Баха сочинить в 1735 г. именно «Итальянский концерт».

Послушайте фрагменты 1-й и 2-й частей «Итальянского концерта», выявите «сходство и различие» этих фрагментов, сопоставляя их музыкальный язык; проведите подробный интонационно-образный анализ двух первых частей «Итальянского концерта» Баха[18][20].

На основе информации, полученной из учебника, выскажите предположение о том, как должна звучать 3-я часть (финал) концерта.

Исполните вокализом мелодию «Арии» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха[19]; подготовьте исполнение хором, солистами, ансамблями песен: «Музыканты», немецкая народная песня, русский текст К. Алемасовой[20]; «Музыкант», слова и музыка Б. Окуджавы[21]; «Старый добрый клавесин» Й. Гайдна, русский текст П. Синявского[22] и др., дайте оценку их исполнения, исправьте ошибки в звучании.

Задания повышенного уровня

Представьте себя создателями оркестрового переложения «Итальянского концерта» Баха. Определите, каким инструментам симфонического оркестра можно поручить исполнение мелодии, голосов сопровождения.

Послушайте и сопоставьте главные темы трех частей «Итальянского концерта», выделите в них общие и различные черты.

Определите, какими темами «Итальянского концерта» можно озвучить слова известного исследователя творчества Баха А. Швейцера: «Любая баховская тема, – всё равно, выражает ли она радость или скорбь, – звучит возвышенно».

Определите, какое представление об эпохе создания «Итальянского концерта» дают изображения на с. 112 – 113 учебника.

Найдите в Интернете видеофрагменты с записью исполнения музыки И. С. Баха, бесед о его творчестве (например, программу М. Казиника «Эффект Баха». 1-я часть: https://www.youtube.com/watch?v=I1Cgw6cwDV4

2-я часть: https://ok.ru/video/2884634074

Напишите эссе на тему одного из высказываний немецких композиторов XIX в.: «Не ручей – море ему имя» (Л. Бетховен); «Бах не новый, не старый, он нечто большее – он вечный» (Р. Шуман).

Вспомните и запишите в творческой тетради (с. 49) названия знакомых произведений И. С. Баха: вокально-хоровых, органных, клавирных (фортепианных).

Критерии оценки планируемого результата

Базовый уровень: названы музыкальные произведения, созданные под впечатлением образов Италии; названа страна – родина оперы, бельканто; на слух определены знакомые шестиклассникам фрагменты произведений А. Вивальди и И. С. Баха, их исполнители; прослушаны 1-я и 2-я части «Итальянского концерта», проведен их интонационно-образный анализ с использованием принципа «сходства и различия» (по Б. Асафьеву); высказано предположение о том, как должна звучать 3 часть концерта; исполнены песни, проведена оценка исполнения, скорректированы неточности в звучании.

Повышенный уровень: в полном объеме выполнены задания базового уровня; проведен сопоставительный анализ трех частей «Итальянского концерта»; высказано предположение о возможности оркестровки данного сочинения; предложены письменные размышления о музыке Баха в опоре на высказывания исследователей его творчества, композиторов XIX в.; выполнены задания из творческой тетради по жанровой классификации сочинений Баха; найдена информация о музыке, жизни и творчестве Баха в Интернете; представлены одноклассникам интересные факты о композиторе, его музыке; выявлены ассоциативные связи изображений на страницах учебника с эпохой создания «Итальянского концерта», его образным строем и музыкальным языком. При исполнении песен составлен их исполнительский план, представлены вокально-хоровые умения и навыки, способствующие выразительности их звучания.

Личностные результаты: продолжено формирование позитивного отношения к классическому музыкальному наследию на примере музыки И.-С. Баха; выявлены эстетические взгляды композитора на продолжение традиций написания инструментальных концертов; осмыслено значение творчества Баха для развития мировой музыкальной культуры; проявлен интерес к самообразованию, поиску интересных фактов из жизни И. С.Баха.

Метапредметные результаты: выявлены способы развития в жанре инструментального концерта для клавира; изучены приемы анализа музыкальных произведений стиля барокко (на примере музыки А. Вивальди, И. С. Баха); определены закономерности построения композиции инструментального концерта на основе аналитической деятельности; освоена классификация знакомых музыкальных сочинений И. С. Баха.

Предметные результаты: осмысленная работа с текстами учебника, (с выделением ключевых мыслей, терминов и понятий); проявление интереса к восприятию музыки в стиле барокко, их анализу в соответствии с темой урока; умение анализировать содержание изображений, предлагаемых на страницах учебника, подбирать к ним ассоциативный музыкальный ряд; умение исполнять главные темы изучаемых сочинений (в процессе вокализации, дирижирования, имитации игры на скрипке); аргументация собственного отношения (читателя, слушателя, зрителя) к музыкальным произведениям (включая песенный репертуар), высказываниям деятелей музыкальной культуры; объективное оценивание творческих работ, выполненных самостоятельно и совместно с одноклассниками, стремление пропагандировать изучение творчества И. С. Баха в проектной, внеурочной, внешкольной, досуговой деятельности.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!