Посмотрите на YouTube мультсериал «Маленький Моцарт» (Германия, Индия, 2006, режиссеры У. Дебертин, У. Бейссел). Что нового Вы узнали о жизни Моцарта?



Прочитайте запись из дневника русского композитора XIX в. П.И. Чайковского (1886 г.): «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознавания своей близости к чему-то, что мы называем идеал, как он... В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно...». Определите в словесной форме своё отношение к музыке Моцарта.

Критерии оценки планируемого результата

Базовый уровень: правильно определено название и автор знакомого произведения (Моцарт «Симфония № 40, 1-я часть), из текста учебника выделены главные мысли и ключевые слова, направленные на понимание содержания музыки Моцарта, прослушаны новые для обучающихся сочинения Моцарта, правильно определен их интонационно-образный строй, жанровая принадлежность, средства выразительности. Учащиеся принимали участие в интонировании их главных мелодий, исполнении с помощью музыкальных инструментов, пластического интонирования. Рассмотрены фотографии и художественные изображения, их содержание соотнесено с прослушанными и исполненными музыкальными произведениями. Дано аргументированное словесное обоснование высказывания Э. Грига.

Повышенный уровень: в полном объеме выполнены задания базового уровня. Предложена аргументация при ответах на вопросы. Выполнена работа по поиску, изучению и систематизации художественного материала из Интернета, проявлен интерес к процессу самостоятельной работы по расширению собственных представлений о жизни и творчестве композитора. Подготовлены мини-сообщения о результатах поисковой работы. Продемонстрирован достаточный уровень понимания содержания фрагментов из книг, фильмов, а также музыкальных сочинений Моцарта, анализа их содержания, интонационно-образных и жанрово-стилевых особенностей. Дана характеристика личностного отношения к музыке Моцарта (на основе понимания смысла дневниковой записи Чайковского).

Личностные результаты: формирование позитивного отношения к изучению творчества В.-А. Моцарта, его произведений, раскрывающих «вечные темы» жизни: красота человека, его чувств, мыслей, деяний, радость познания мира, вера в добро, скорбь об ушедших людях; гармонизация личности школьника с окружающими миром; становление целостного мировоззрения в процессе изучения образов музыки Моцарта; восприятие музыки Моцарта как части мировой художественной культуры; развитие эстетического сознания обучающихся на основе изучения музыки, литературы, художественных творений других видов искусства (изобразительное искусство, кино, театр); использование информационно-коммуникационных ресурсов в процессе накопления и расширения представлений о значении творчества Моцарта для современных слушателей и исполнителей.

Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД) и отражают умения: самостоятельно формулировать учебные задачи и выбирать эффективные способы их решения при анализе образов музыки Моцарта, их соотнесения с литературными текстами (информационными, художественными: письмо Моцарта другу, фрагмент из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин), художественным оформлением разворотов учебника; оценивать правильность выполнения учебно-практических и учебно-творческих задач, осуществлять контроль и коррекцию собственных действий при восприятии и исполнении музыки, ответов на вопросы, высказываний, устанавливать ассоциации, аналогии и классифицировать жанры сочинений Моцарта; осознанно использовать речевые средства в процессе анализа музыкальных образов, высказываний собственной точки зрения, выводов; применять ИКТ для поиска необходимой информации о жизни и творчестве Моцарта, его музыки.

Предметные результаты: осознанное чтение информационных и литературных текстов, выделение ключевых слов и выражений; определение содержания, жанровой основы, средств выразительности предлагаемых на уроке музыкальных сочинений Моцарта; соотнесение содержания литературных источников с музыкальным и зрительным рядами учебника; умение участвовать в дискуссии по поводу воздействия образов музыки Моцарта на слушателей, исполнителей; умение лаконично и обоснованно излагать свои мысли по материалам урока устно и письменно (в «Творческой тетради»); проявление интереса к выполнению творческих самостоятельных заданий, оцениванию их качества; приобретение навыков самообразования в процессе изучения и закрепления учебной темы.

Раздел «Музыка и изобразительное искусство».

Параграф раздела: «Музыка на мольберте».

Развороты учебника: Композитор-художник (с. 134 – 135); «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…» (с. 136 – 137); «Вселенная представляется мне большой симфонией…» (с. 138 – 139).

Разворот Творческой тетради: «Дирижёр и оркестр – единое целое» (с. 72 – 73).

Методические рекомендации к разработке сценария урока.

При моделировании сценария урока по теме «Музыка на мольберте» целесообразно активно использовать работу пятиклассников в трёх малых группах (каждая работает с одним из разворотов учебника). Общий вопрос, на который школьники ищут ответ: «Как вы понимаете выражение “Музыка на мольберте”?». При подготовке к данному уроке можно предложить учащимся найти в словарях, энциклопедиях по искусству значение слова «мольберт».

Мольберт (от нем. m albe r tt – доска для рисования) – подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т.д.

В процессе дискуссии пятиклассники выдвигаются разные точки зрения по поводу выражения «Музыка на мольберте – это»:

а) рисунки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов;

б) живописные полотна, написанные под впечатлением музыкальных произведений;

в) художественные изображения, в которых используются различные знаки, характерные для музыки – ноты, нотный стан, ключи, указания динамики, темпа и др.

Перед началом работы по группам пятиклассникам предлагается послушать фрагменты произведений к данному уроку (по выбору учителя): И. С. Баха – «Прелюдия и фуга» до мажор из цикла «Хорошо темперированный клавир», том 1; «Органная прелюдия» соль минор; Ария альта «AgnusDei» («Агнец Божий») № 23 из «Мессы си минор» («Высокая месса»)[8]; Ария из Оркестровой сюиты № 3[9]; Маленькая прелюдия и фуга для органа[10]; М. Чюрлёниса – Прелюдии для фортепиано (ми минор, ля минор)[11]; «Море», симфоническая поэма[12].

В заключение урока, посвященного творчеству М. Чюрлёниса, целесообразно начать разучивание одной из песен, связанных с тематикой раздела учебника «Музыка и изобразительное искусство»: «Рисунок» А. Куклина, слова С. Михалкова, «Птица-музыка» В. Синенко, слова М. Пляцковского, «Семь моих цветных карандашей» В. Серебрянникова, слова В. Степанова[13].

Предлагаемые вопросы теста для пятиклассников могут выявить уровень усвоения темы урока.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!