Взаимодействие литературы и музыки.



После чтения калмыцкой народной сказки «О родном крае» (2 класс, с. 42 – 43)учащимся предлагается, разделившись на пары сочинить к ней два четверостишия и спеть их: одно – печально, другое радостно. Затем нарисовать иллюстрацию к сказке, голосом или на музыкальных инструментах изобразить пение птиц, вспомнить, какую знакомую калмыцкую музыку можно услышать, читая сказку. Таким образом, через различные виды деятельности детей происходит расширение музыкально-художественных представлений о культуре другого народа.

Знакомство с фрагментом из книги Л. Гингольд-Щукиной «В поединке с судьбой» (3 класс, с. 92 – 93) помогает третьеклассникам задуматься над тем, почему рассказ назван именно так, понять черты характера Л. Бетховена, подобрать созвучные этому рассказу музыкальные сочинения композитора, аргументируя свой выбор, найти дома вместе с родителями незнакомые им произведения Бетховена, и, послушав их, записать свои впечатления об одном из них.

В учебном пособии «Музыка» для 4 класса на развороте «Слова и звуки» (с. 94 – 95) приведено стихотворение современного поэта Т. Травника «Художник. Музыкант. Поэт»:

Теперь уж давнею зимою На благодатный звздный свет Шли странники – их было трое – Художник, Музыкант, Поэт.   Земная жизнь летит годами, И промедления в том нет, Но сохраняют миг желаний Художник, Музыкант, Поэт.   Ведут нас верною тропою Три «да» сквозь непролазность «нет» По знакам, данным им судьбою, – Художник, Музыкант, Поэт. Что ж ищете на старых фресках Героев, в этом ли ответ? Их имена давно известны: Художник, Музыкант, Поэт.   Вот так, от веку и до века Несут служенья горний свет… Три ангела? Три человека? Художник, Музыкант, Поэт…  

 

Вспомним, как это стихотворение перекликается с рассказом С. Романовского «Троица» из учебника «Музыка» для 4 класса (серия «Школа России»).

Именно на примере представителей трех творческих профессий – художника, музыканта, поэта – автор стихотворения размышляет с учащимися над смыслом их деятельности. Четвероклассникам предлагается вести поиск ответов на вопрос: какие новые знания о мире, людях приобретаешь ты – зритель, слушатель читатель, знакомясь с шедеврами изобразительного искусства, музыки, литературы?, а также выполнить задания – вспомнить произведения живописи, музыки, литературы (поэзия, проза), в которых идет речь о силе искусства, его воздействии на окружающий мир; подготовить коллекцию любимых произведений разных видов искусства, включая в нее разделы: «Художники», «Музыканты» (композиторы, исполнители), «Поэты и писатели».

Взаимодействие изобразительного искусства и музыки

Во 2 классе на развороте «Краски и звуки» (с. 68–69) учащиеся рассматривают картины Р. Базарова «Праздник в кишлаке» и Ф. Рубо «Игра Кокпар».  Учащимся предлагается придумать названия картин. На первой – они видят яркую сцену узбекской свадьбы, жениха и невесту, празднично одетых гостей за столами (в цветистых

 

Базаров Р. Праздник в кишлаке                  

атласных халатах, тюбетейках), музыкантов, играющих на народных инструментах – дутар, дойра (бубен), танцующих людей – взрослых и маленькую девочку. Какой музыкой можно озвучить эту картину – решают сами школьники, опираясь на музыкально-слуховые представления, которые они получили, слушая и исполняя узбекские песни, танцевальные мелодии, подбирая ритмическое сопровождение к ним, сравнивая тембры музыкальных инструментов народов Средней Азии и Российской Федерации.  

Картина «Игра Кокпар» известного художника Ф. Рубо запечатлела момент игры, популярной среди казахов, киргизов, таджиков, узбеков и других народов Средней Азии. В ней соединяются конная скачка, борьба за тушу козла, и игры. Всадники, завладев добычей, должны доставить ее за несколько километров до условного места (например, своего аула) или забросить ее в «казандык» (ворота) команды соперника.

  Рубо Ф. Игра Кокпар

 

Школьники могут увидеть на картине красочную колонну всадников на несущихся вскачь конях, их яркие одежды, раскаленный песок, который служит контрастом конных фигур, стремительное движение, азарт игры. Учащимся предлагается записать дома свои размышления о картинах «Краски и звуки – волшебство превращений».

В 4 классе в разделе «Музыкальные путешествия» (в Англию, Испанию, США, Бразилию, Аргентину, Японию, Китай) на развороте «Краски и звуки» представлено несколько живописных полотен: Майерс Г. «Черное, коричневое и бежевое», Гарсиа Рамос Х. «Танец для священника», Янагава Сигэнобу Первое исполнение музыкального произведения (лист из серии «Соревнование цветов»).

На картине «Черное, коричневое и бежевое» художник изображает джазового музыканта-юношу, который играет на банджо. Этот струнный инструмент был завезён в Америку из Западной Африки. В XIX в. банджо использовали менестрели (бродящие музыканты и актеры), а затем он стал в ранних джазовых коллективах инструментом ритмического плана.. Пусть ребята подумают над тем, почему художник в названии картины использовал три «краски» – черную, коричневую, бежевую? Музыку какого характера исполняет музыкант? Озвучить это живописное полотно можно фрагментами джазовых композиций («Караван» Д. Миллса, Д. Эллингтона, Х. Тизола; «Рапсодия в стиле блюз», «Я поймал ритм» Дж. Гершвина).

 

Информация для учителя

Гил Майерс, современный американский мультимедийный художник и фотограф, большой ценитель джазовой музыки. «Это действительно американская музыка; она перешагивает все культурные барьеры. Джаз – это иногда горячая полоса, иногда холодная, а иногда и в клетку. Это американская форма искусства. Я пытаюсь запечатлеть визуально характер джаза. Мне нравится, когда люди смотрят на мою работу и слушают музыку. Это показатель креативности моего творчества», – писал художник. Гил сам играет джазовые композиции, прекрасно импровизирует. Он работает акриловыми красками, в технике пастели, грифелем и всем, что может попасть ему под руки, таким образом, он старается расширить возможности изображения. Кроме того, Майерс получил признание и как фотограф. Главным в искусстве он считает возможность общения, т.е. возможность донести то, что заставляет людей думать, а не просто принимать на веру.

 

Черное, коричневое, бежевое Г. Майерс                                          

 

 На картине «Танец для священника» испанского художника Гарсиа Рамос Хосе изображена бытовая сцена: во дворе дома за столом сидят люди, среди которых священник. Перед ними танцуют две молодые девушки, их одежда украшена яркими шалями. Мягкие линии фигур танцующих говорят о том, что они исполняют неторопливый танец. На полотне можно увидеть фигуру пожилого музыканта-гитариста, который аккомпанирует танцовщицам. Пусть учащиеся выскажут свои предположение, какими музыкальными произведениями испанской музыки можно озвучить эту картину, сопоставят средства выразительности этого живописного полотна с музыкой, выявят сходные и различные черты.

Информация для учителя

Гарсиа Рамос Хосе (1852 – 1912) – испанский художник XIX в. Большинство его работ отражают повседневную и праздничную жизнь Севильи. Между тем его полотна больше следуют традициям романтизма, нежели реализма, то же ощущается и в выбираемых им темах. Его рисунок отличается изяществом, красочностью мазков. Наиболее известные картины художника «У испанского кабаре», «Красный зонт», «Испанское ухаживание», «Оставляя бал-маскарад».

 

На картине «Первое исполнение музыкального произведения» (лист из серии «Соревнование цветов») изображена женщина в японском народном костюме – кимоно. В руках у неё струнный японский музыкальный инструмент – сямисэн; перед ней на полу стоят ноты.

Действие картины происходит в доме: об этом говорят чашка с чаем, котенок, цветущая сакура (вишня) за окном.

 

 Предложите школьникам проанализировать средства художественной выразительности на этом живописном полотне: линии рисунка, сочетание цветов (холодных, теплых), общий колорит картины, ритм изображений, особенности композиции, а также найти аналоги в японской музыкальной культуре, которые созвучны данному изображению.

Информация для учителя

Янагава Сигэнобу (1787 – 1832) – японский художник XVIII в. Вначале занимался изготовлением кукол. Впоследствии стал учеником и приемным сыном знаменитого японского художника Хокусая. После женитьбы на дочери Хокусая взял творческое имя учителя — Райто. Книжный иллюстратор, специализировался в жанрах «пейзаж» и «бидзинга» (общее название произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии).

 

Необходимо также отметить, что определенную нагрузку в учебных пособиях серии «Перспектива» выполняют разделы «Я – артист», в которых различные формы проявления музыкальных и художественных способностей помогают школьникам с увлечением готовиться к праздникам, представлять многонациональную культуру России и мира в своеобразных музыкальных путешествиях по странам и континентам, а также участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

 Таким образом, красочное оформление учебных пособий «Музыка» из серии «Перспектива», подбор неизвестного детям литературного и художественного материала, доступного им по содержанию, тематика исследовательских проектов делает возможным развивать их ассоциативно-образное мышление.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!