Седьмой раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».



Разворот «Природа и музыка» (с. 116 – 117). На развороте школьники могут увидеть репродукции картин «Цветущие вишни» (1901 г.), «Осенняя песнь» (1905 г.) В. Борисова-Мусатова.

Основными понятиями, с которыми знакомятся школьники в результате восприятия музыки Г. Свиридова («Весна и осень» из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель») и картин В. Борисова-Мусатова, являются лады – мажор и минор.

Главные мелодии пьес Свиридова записаны под картинами. При восприятии музыки целесообразно предложить второклассникам следить за их развитием по нотной записи. Мажорный лад мелодии «Весны», где солирует флейта, созвучен светлому колориту картины «Цветущие вишни», спокойному созерцанию художника красоты весенней природы.

На удивительную композицию картины «Осенняя песнь» – трехчастность: желтые, золотые ветви склоненных над водой берёз (крайние части формы) и серо-зелено-голубые краски реки, поля, леса (средняя часть) нужно обратить внимание учащихся. Музыкальное название картины «песнь» перекликается с задушевным минорным ладом, неспешным темпом «Осени» Свиридова.

 

                  

Борисов-Мусатов В. Цветущие вишни         Борисов-Мусатов В. Осенняя песнь

 

Пусть ребята самостоятельно определят, какому музыкальному инструменту поручает композитор исполнение мелодии пьесы (скрипка) и ответят на вопрос: почему Свиридов выбрал именно этот инструмент для передачи образа осени. Дополнить художественные ассоциации этого разворота можно и литературными аналогами, стихами русских поэтов об осени, исполнением песен, например, «Скворушка прощается» Т. Попатенко.

 

Информация для учителя

Картину «Осенняя песнь» художник Борисов-Мусатов написал в 1905 году. На этом полотне мы видим крошечный уголок родной природы с яркими приметами осени. Картину «Осенняя песнь» художник писал стоя на пригорке над рекой Окой и по обе стороны от него на переднем плане показаны золотые березы, которые почти перекрывают вид на Оку и противоположный берег. Именно золото листвы этих деревьев явственно сообщает нам, что на картине осень. За березами показана спокойная река, она медленно несет свои воды по равнине и создает для картины настроение спокойствия и умиротворенности. Осень такое время года, когда уже не надо никуда спешить и можно насладиться русской природой в полной мере. На противоположном берегу мы видим небольшой луг, за которым темнеет лес. В лесу очень много зелени и на это обращаешь особое внимание. Видимо осень еще ранняя, и березы уже успели пожелтеть, но многие другие деревья еще стоят зелеными. Эти художник создает контрастный переход от лета к осени. Над всей этой природой темнее небо, уже подернутое осенними тучами и лишенное той летней синевы, в которой может утонуть взгляд [14].

Художественное творчество – рисунки детей, которые они создадут под музыку в классе (или дома по памяти), в которых будет запечатлен образ двух времен года – весны и осени (на выбор), продемонстрируют степень развития эмоционального отношения второклассников к окружающей их жизни, умение подмечать красоту природы.

Третий класс

Седьмой раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

На развороте «Острый ритм – джаза звуки» (с. 116 – 117) размещены фотографии известных джазовых музыкантов – трубачей-виртуозов, вокалистов, композиторов и аранжировщиков Луи Армстронга и Джона Гиллеспи, а также живописный «Автопортрет» Дж. Гершвина.

Рекомендуется обратить внимание школьников на необычную композицию автопортрета Гершвина. Полотно словно разделено на две части: слева – рука художника с кистью, которая наносит мазки на портрет, справа – изображение композитора у мольберта.

Информация для учителя

Можно рассказать учащимся о том, что композитор Джордж Гершвин увлекался живописью. Вначале писал акварелью, потом маслом. Обладая несомненным талантом и в этой области, он со временем добился значительных успехов. Американский искусствовед Генри Мак-Брайд напишет о Гершвине: «Он не был действительно великим живописцем, но лишь потому, что не располагал временем – но явно находился на пути к этой цели». В Калифорнии Дж. Гершвин… пишет портреты своих друзей, коллекционирует картины современных художников. Живопись – одна из излюбленных тем композитора, о которой он может говорить часами, обнаруживая глубокую эрудицию. Его замечания о творчестве того или иного мастера отличаются меткостью и образностью» [7, с. 44]. 

Рассматривая фотографию джазового трубача Джона Гиллеспи, можно отметить необычный изгиб музыкального инструмента. «Один известный джазовый критик писал: «…Случай произошел на вечеринке в январе 1954 г…. Гиллеспи оставил свою трубу на подставке для инструментов, но кто-то из танцоров свалился на не и при этом погнул трубу, так что е раструб оказался направленным вверх». Новое звучание, которое изгиб придал инструменту, понравилось Гиллеспи, и с тех пор он играл только на гнутой трубе [5].

Вниманию читателей предлагаем оригинальный портрет Дж. Гершвина работы Энди Уорхола (1928 – 1987), американского художника, продюсера, дизайнера, писателя, коллекционера, издателя журналов и кинорежиссра, заметной персоны в истории поп-арт-движения и со временного искусства в целом.        

Восприятие, интонационно-образный анализ [19] и исполнение учащимися произведений джазовой музыки направлено на выявление особенностей ее ритмической организации, манеры исполнения – импровизации. Развитие ассоциативно-образного мышления, как уже было сказано выше, связано с включением в процесс познания музыки двигательно-моторных ощущений. Поэтому внимание третьеклассников можно направить на освоение характерных черт джаза в процессе инструментального музицирования (сочинение ритмических рисунков непосредственно под звучащую музыку), имитация игры на музыкальных инструментах в джазовом ансамбле (гитара, ударные, труба и др.) под звучание композиции «Я поймал ритм» Дж. Гершвина.

Сравнение «Колыбельной Клары» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (симфонический оркестр, солирующая труба – Л. Армстронг, пение – Э. Фицджеральд, Л. Армстронг) с известными детям колыбельными разных стран мира, поможет им выявить «сходство и различие» в музыкальном языке колыбельных песен.  

Так исследователи интонационных особенностей «Колыбельной Клары» Дж. Гершвина находят много общих интонаций этого шедевра американской музыки с интонационным строем украинской народной колыбельной песни «Ходит сон около окон» (см.: Фонохрестоматию к учебнику 1 класса «Музыка» в концепции «Перспектива»).

 

Четвертый класс


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!