Учебники «Музыка». 5 – 8 классы.



Авторы – Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская (издания 2019 г.) [44]

 

В целях раскрытия перед читателями разнообразных подходов к организации учебного процесса, далее предлагается описание сценарных планов уроков музыки с разной последовательностью и степенью конкретизации изучения темы, технологий и методических приемов работы. Использование педагогами-музыкантами не только материала учебников и творческой тетради, но и дополнительной информации позволит вариативно раскрывать содержание темы, ориентируясь на уровень общего и музыкального развития учащихся конкретных классов. Для достижения планируемых результатов обучения – личностных (не подлежащих оцениванию), метапредметных и предметных – необходимо шире применять на уроках музыки различные виды музыкальной деятельности, не ограничиваясь только восприятием музыки и исполнением песен. Музыкальному развитию подростков в 5 – 8 классах будет способствовать деятельность, связанная с:

а) аргументированными размышлениями (индивидуально, в группах) о музыкальных образах, творческих исканиях композиторов, исполнителей, востребованности лучших образцов народного творчества и шедевров классической музыки в наши дни, поисках нового музыкального языка в современной музыке;

б) привлечением учащихся к использованию пластики движений, свободного дирижирования, разного рода импровизаций, драматизаций и инсценировок музыки разных жанров (включая сценические – опера, балет, мюзикл);

в) включением инструментального музицирования в сценарии уроков (от простейших инструментов до синтезаторов), а также с активизацией тех обучающихся, которые занимаются музыкой в системе дополнительного образования – в кружках, студиях, ДМШ и ДШИ;

г) расширением певческого репертуара, отвечающего потребностям школьников, их вокальным возможностям, запросам воспитательной системы образовательной организации (конкурсы, фестивали, концерты);

д) целенаправленным обучением школьников активному использованию различных образовательных ресурсов, включая обучающие программы, видеофильмы, электронные учебники, учебные мультимедийные презентации, сеть Интернет для расширения представлений о музыке и музыкантах, о музыкальной культуре разных времен и народов, для самообразования;

е) вовлечением подростков в самостоятельную творческую, а также проектную и исследовательскую деятельность (как в рамках урока, так и на завершающих этапах обучения).

Предлагаемые сценарии уроков музыки предлагают широкий контекст использования интеграции искусств, сочетания разнообразных видов деятельности школьников, что определенным образом повлияет на формирование ассоциативно-образного мышления.

Сценарии уроков подготовлены Г.П. Сергеевой совместно с И.А. Переверзевой [30, с. 4 – 45].

Пятый класс

Раздел первый «Музыка и литература».

Параграф раздела: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах».

Развороты учебника: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»; (с. 44 – 45) «Был он весь окутан тайной – чёрный гость…» (с. 46 – 47).

Разворот «Творческой тетради»: «О сказочной тайне маленького Моцарта» (с. 22– 25).

Задания базового уровня

Послушайте знакомое музыкальное сочинение (звучит фрагмент 1-й части «Симфонии № 40» В. А. Моцарта), вспомните его название, жанр, фамилию сочинившего его композитора. Прочитайте текст учебника (с. 44), сказку Г. Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта» из «Творческой тетради» (с. 22 – 25). Послушайте «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» для струнного оркестра. Продирижируйте фрагментом «Рондо», используя выразительные движения рук. Найдите ответы на вопросы, сформулированные в учебнике. Ориентируясь на нотную запись, спойте мелодию хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта», украсьте ее звучанием музыкальных инструментов.

Прочитайте письмо Моцарта другу в учебнике (с. 45), выделите в нм слова, определяющие чувства и мысли композитора, его жизненное кредо. Послушайте фрагмент из «Реквиема» – «Lacrimoza». Ответьте на вопросы из учебника. Выскажите своё отношение к этой музыке. Найдите в учебнике определение музыкальных терминов «реквием», «lacrimoza».

    Прочитайте фрагмент маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина (с. 46 учебника), определите его содержание и действующих лиц.

    Послушайте два фрагмента из «Реквиема»: «Dies irae», «Lacrimoza». Спойте их главные темы, сравните музыкальный язык этих фрагментов на основе контраста интонаций, «сходства и различия» средств выразительности [20].    

Определите, каким музыкальным и литературным сочинениям созвучны изображения на страницах учебника.

Запишите свои размышления над высказыванием норвежского композитора XIX в. Эдварда Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена».

Задания повышенного уровня

Подберите музыкальное сочинение Моцарта, которым можно озвучить сказку Г. Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта». Аргументируйте свой выбор.

Найдите в Интернете электронную версию книги «Моцарт» Э. Финкельштейна. Прочитайте из неё фрагменты о тех сочинениях Моцарта, которые звучали на уроках музыки.    

Соберите из Интернета коллекцию произведений Моцарта. Запишите их на диск, выделив в нем разные жанры (вокальная музыка, оркестровая музыка, музыка для отдельных инструментов). Выполните художественное оформление диска.

Посмотрите вместе с родителями фрагмент фильма «Амадеус» (США, 1986, режиссер М. Форман) о сочинении «Реквиема».


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!