Звучит фрагмент симфонической поэмы «Море» М. Чюрлёниса



1. Какой образ рисует эта музыка? (нужное – подчеркните):

        ВОСХОД СОЛНЦА МОРЕ  БИТВА

2. Какой композитор сочинил эту музыку? (нужное – подчеркните):

        Бетховен   Римский-Корсаков Чюрлёнис

3. Какие эмоциональные состояния вызывает у слушателя эта музыка? (нужное – подчеркните):

ПОКОЙ ВЗВОЛНОВАННОСТЬ ЭНЕРГИЯ ВООДУШЕВЛЕНИЕ

4. Подберите из учебника и творческой тетради картины художника и композитора М. Чюрлёниса, созвучные этой музыке и запишите их названия.

5. Какое из двух стихотворений И. Бунина (1 или 2 – обведите нужную цифру) созвучно настроению этого произведения?

 

1. Далеко за морем Догорает вечер… Потемнело небо, Потемнели волны… 2.Зеленый цвет морской воды Сквозит в стеклянном небосклоне, Алмаз предутренней звезды Блестит в его прозрачном лоне.

6. Почему в своем творчестве М. Чюрлёнис обращается к теме моря?

7. Благодаря каким приемам музыкального развития композитор рисует море то безмятежным и спокойным, то грозным и бушующим? Какие тембры инструментов симфонического оркестра способствуют этому?

8. Всмотритесь в памятник М. Чюрлёнису. В чем современность такого изображения фигуры композитора и живописца?

9. Назовите фамилии известных вам композиторов, которые рисовали в своей музыке образы моря.

Работа в группах может включать в себе следующие способы освоения учебного материала.

Первая группа осуществляет изучение разворота учебника «Композитор-художник» (с.134 – 135): читает текст, рассматривает два изображения – нотную запись фуги И.-С. Баха, картину «Фуга» М. Чюрлёниса; обосновывает своё понимание словосочетаний «живописная музыка», «живописность картин»

применительно к творчеству М. Чюрлёниса, слушает музыку Баха, объясняет значение понятий «композиция», «форма», отвечает на вопросы, предложенные в учебнике, аргументирует свое понимание высказывания А. Швейцера – исследователя музыки Баха.

Вторая группа «работает» с разворотом учебника «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…» (с. 136 – 137), читает текст, рассматривает каждую из картин триптиха «Сказка. Путешествие королевны. I–III»

  Памятник М. Чюрлнису в

Друскининкай (Литва)  

 

Учащиеся выявляют их образный строй, средства выразительности (линии, цвет, колорит, ритм, композицию-форму), определяют в триптихе значение его центральной части (изображение младенца и

одуванчика), слушают

фортепианные прелюдии М.

Чюрлёниса в исполнении

учителя, анализирует их,

выявляет народно-песенную основу, выдвигают предположения о том, музыкой

какой прелюдии можно озвучить картины триптиха. Учитель предлагает

школьникам ответить на вопросы из пособия «Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 –6 классы» [41, с. 113 –115], демонстрирует осознание

словосочетаний: «музыкальная живопись», «живописная музыка», «цветовая

гамма», «звуковая палитра».

Третья группа изучает содержание разворота «Вселенная представляется мне большой симфонией…» (с. 138 – 139), выясняет значение музыкального термина «соната», его трактовку в трехчастном цикле картин «Соната моря» М. Чюрлёниса.

Учащиеся вспоминают значение термина «триптих», а также значение итальянских терминов « Allegro » (скоро), « Andante » (не спеша), выявляют тот факт, что термин «поэма» встречается как в литературе (например, поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина), так и в музыке – симфоническая поэма «Море».

Школьники сопоставляют поэтические строки М. Чюрлёниса с его триптихом «Соната моря»:

   

Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.

Целое небо обводит своею голубизной твои волны,

а ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет

конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,

твоё бытие бесконечно.

Велико, могуче, прекрасно море!

 

Чюрлёнис М. Соната моря. Триптих.

Часть I. Аллегро                  Часть II. Анданте                Часть III. Финал

 

    Выясняют содержание (что изображено?), выразительные особенности (как изображено?) его картин, музыки. Рассматривают изображение памятника М. Чюрленису, соотносят его композицию со словами композитора-художника: «Вселенная представляется мне большой симфонией». Для работы с данной группы учащихся учитель может распечатать вопросы из пособия для учителя «Уроки музыки. 5 – 6 классы» [41, с. 116 – 117]. Пятиклассники вспоминают известные им сочинения других композиторов, художников, поэтов, писателей, посвященных образам моря.

   Расширить представления о значении творчества М. Чюрлниса для мировой художественной культуры могут также фрагменты стихов, которые можно предложить каждой творческой группе из книги Ю. Шенявского «Чюрлёнис в русской поэзии» [57].

        Результатом урока становится представление каждой группой собственных впечатлений от знакомства с творчеством М. Чюрлёниса (музыкальным, живописным, литературным), размышлением над проблемой взаимодействия искусств, выраженной в стихотворении М. Чюрлёниса:

 

О, как трудно вместить в себя мир!

Сколько звуков в нм слышится,

Сколько красок сверкает!

Какими же средствами можно совершеннее

Выразить этот мир?

Звуками? Красками? Ритмами?

Задания базового уровня

Изучите в группах тексты учебника, выделите ключевые слова, образный строй литературного фрагмента «Могучее море…», определите значение терминов музыки и изобразительного искусства, объясните свое понимание выражений А. Швейцера, М. Чюрлёниса. Послушайте музыкальные сочинения (И. С. Баха, М. Чюрлёниса), проведите их интонационно-образный анализ. Рассмотрите нотную запись, живописные полотна, скульптуру памятника. Выразите собственное отношение к творчеству М. Чюрлёниса. Постарайтесь уважительно относиться к мнению одноклассников в процессе представления результатов работы в группах.

Задания повышенного уровня

Найдите в учебнике «Литература», в других источниках произведения, рисующие образы, созвучные образам М. Чюрлёниса (сказки, пейзажи, народные мотивы).

Прочитайте в «Творческой тетради» рассказ А. Клёнова «Дирижёр и оркестр – единое целое» (с. 72 – 73). Соотнесите его содержание со звучанием симфонической поэмы «Море» М. Чюрлёниса. Выполните задания на с. 73.

Создайте с помощью ресурсов Интернета электронную коллекцию различных произведений М. Чюрлёниса (музыка, живопись, литература). Составьте комментарий к каждой группе произведений. Обоснуйте свой выбор.

Подготовьте план концерта-беседы для родителей «Микалоюс Чюрлёнис – композитор, художник, поэт». Подберите художественный материал для данной беседы.

Базовый уровень: прочитан по группам текст учебника (с. 134 – 139). Выявлены основные мысли и ключевые слова в тексте, которые помогают осознать значение темы: «Музыка на мольберте». Прослушаны предложенные учителем музыкальные сочинения, определено их образное содержание, жанровая принадлежность, средства музыкальной выразительности. Их образы соотнесены с живописными полотнами М. Чюрлёниса. Проведен анализ их содержания, языка (линия, колорит, ритм, цвет), особенностей композиции. Усвоены основные термины музыки и изобразительного искусства. В процессе исполнения песенного репертуара урока продемонстрировано владение универсальными учебными действиями.

Повышенный уровень: выполнены требования к базовому уровню усвоения темы урока. На основании анализа материалов разворотов учебника (нотных примеров, картин, фрагментов литературных произведений М. Чюрлёниса, изображения памятника композитору), осознания высказываний композитора, а также при восприятии и исполнении музыкальных сочинений высказано собственное отношение к художественному творчеству композитора, художника, писателя, проанализированы основные черты его творений. Выполнены творческие задания, свидетельствующие об интересе учащихся к творческому наследию М. Чюрлёниса с помощью поиска информации в сети Интернет, подготовки творческих «продуктов» деятельности, даны аргументированные трактовки оригинальности его художественного наследия.

Личностные результаты: понимание учащимися эстетической, познавательной функций творчества М. Чюрлёниса, присвоение опыта осознания красоты, уникальности сюжетов его произведений; формирование уважительного отношения к художественному наследию народов разных стран мира; становление личностного отклика учащихся на интеграцию искусств в творчестве М. Чюрлниса; расширение эмоциональной сферы обучающихся на основе коммуникации с произведениями искусства, общения со сверстниками.

Метапредметные результаты: при решении учебно-практических и учебно-познавательных задач формируются умения: планировать процесс изучения учебной темы при работе в группах, выделять и решать проблемные задачи; оценивать результаты учебной и творческой деятельности (собственной и сверстников); участвовать в диалоге; проводить классификацию жанров художественных произведений, выявлять их характерные черты; работать с дополнительной информацией, осуществляя ее поиск в словарях, энциклопедиях, Интернете; совершенствовать технику речевого высказывания – устного и письменного, используя специальные термины и понятия.

Предметные результаты: осознанно читать тексты учебника, вести поиск ключевых фраз, слов, понятий для эффективного усвоения учебной темы; воспринимать, анализировать музыкальные сочинения, живописные полотна, понимать их содержание, жанровые особенности, средства выразительности; находить ассоциативные связи между музыкой и живописью; объективно оценивать собственные высказывания; участвовать в исполнительской деятельности (пение, музицирование); проявлять интерес к выполнению творческих заданий; использовать полученные представления о красоте окружающего мира, отраженные в творениях М. Чюрлёниса, в быту, в семье, во внеурочной деятельности.

 

Шестой класс


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!