Психосинтез Р. Ассаджиоли. Использование образов



Основная цель психосинтеза - интеграция всех психических функций человека и нахождение истинного центра личности. Для этого используется множество техник, визуализирующие техники занимают среди них особое место, так как являются предварительным условием для применения всех остальных психотехник. Образ первичен

184


по отношению к каждому движению. Цель психотерапевтической работы состоит в том, чтобы передвинуть, изменить модель пациента, восстановить обедненные ее части.

Визуализация, о которой говорит Ассаджиоли, отличается от привычных, время от времени спонтанно возникающих в нашем сознании образов. Это сознательная визуализация, контролируемая самим человеком. Впрочем, Ассаджиоли не открыл ничего нового: подобная визуализация была важнейшей (если не самой важной) частью практики эзотерических школ буддизма.

Первая ступень упражнений на визуализацию — представление образов цифр. Сначала это одна цифра, например 5, потом постепенно добавляются все новые и новые фигуры — до тех пор, пока удерживать весь ряд в воображении оказывается невозможным. Это упражнение, с одной стороны, показывает, как нам трудно контролировать наши психические функции — воображение и концентрацию, а с другой стороны, развивает эту способность. Люди по-разному представляют себе цифры: одним это легче сделать с открытыми глазами (обычно это интроверты), другим - с закрытыми (как правило, это экстраверты). Таким образом, в ходе этого упражнения можно установить принадлежность человека к соответствующему психологическому типу. Количество цифр, которые субъект способен вообразить одновременно, характеризует объем его зоны внимания, а степень интенсивности изображения соответствует «интенсивности света» в зоне сознательного внимания.

На второй стадии подключается новый фактор - цвет. На этой стадии визуализируют цветные геометрические фигуры - желтый треугольник, красный квадрат и т. д. Одни люди испытывают трудности с визуализацией формы, другие - цвета. Визуализация формы в большей степени связана с функцией мышления, а визуализация цвета — с эмоциями. Так что здесь тоже можно получить некоторую дополнительную информацию об индивидуальных характеристиках субъекта. Кроме того, это упражнение непосредственно подготавливает к работе с символами.

Третья серия упражнений называется мысленной фотографией. На этой стадии субъект пытается визуализировать целую картинку или фотографию, предварительно показанную ему, а затем убранную. Эта техника особенно полезна для людей, испытывающих трудности при контакте с физическим миром, так как она развивает наблюдательность и поворачивает «лицом к миру».

И, наконец, вершиной визуализации является техника Идеальной модели. Эта техника опирается на закон, сформулированный одним из

185


первых исследователей воображения Т. Рибо: КАЖДЫЙ ОБРАЗ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ МОТОРНЫЙ ИМПУЛЬС. То есть статичная модель, представленная до мельчайших подробностей, мысленно обязательно проявится в движении. С другой стороны, она опирается на присущую людям потребность «поклонения перед героями», о которой так много говорили философы и писатели. Недаром же мы создавали и постоянно создаем всевозможные «жизнеописания великихлюдей» (начиная еще с Плутарха), которые неизменно пользуются популярностью. Это свойство можно использовать — выбрать себе модель для подражания (но при этом модель должна оставаться всего лишь моделью).

Вспомните известный сюжет из «Олеси» Куприна: когда молодая колдунья показывала главному герою свое искусство, она всего лишь копировала его движения, но через некоторое время их движения как бы слились в одно, и уже он стал повторять ее движения -феномен, получивший в НЛП название раппорта. Так вот, суть техники Идеальной модели состоит в том, что субъект визуализирует себя обладающим теми качествами, которые он хотел бы иметь, либо в том виде, каким он хотел бы быть. Впоследствии он обретает навык постоянного разыгрывания этого «театра одного актера», учится видеть себя успешно исполняющим разные роли. Но эффект от применения здесь целиком зависит от того, насколько успешно были пройдены предыдущие стадии, подключены слуховые, кинестетические, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения (об этом подробнее см. далее).

Психосинтез. Использование символов

Противоположности не противоречия, они дополняются.

Нильс Бор

Механизм действия техники, использующей символы, основан на самой природе символов и их функциях. Основная функция символов - аккумуляция психического напряжения. Кроме этого, они преображают психическую энергию и одновременно являются ее проводниками. То есть они являются накопителями, хранителями и проводниками психической энергии. Издревле считалось, что отношения между символами и реальностью строятся по принципу аналогии. При работе с символами следует помнить принципы, открытые еще Фрейдом:

186


• символ образуется по принципу сгущения, то есть каждый символ отражает сразу множество различных событий, происшедших в жизни пациента в разное время;

• принцип амбивалентности — одному и тому же символу присущи противоположные значения.

Работа с символами может осуществляться тремя способами:

1) Психотерапевт сам предлагает пациенту конкретный символ.

2) Психотерапевт работает с символами, спонтанно появляющимися в ходе лечения (юнгианский вариант).

3) Серединный путь, предложенный французским психологом Де-зуалем (метод «reve eveille) и используемый также в символдраме. Пациенту сначала предлагается символ (главным образом относящийся к понятиям спуска-подъема), позволяющий развивать на его основе свой собственный ряд символов. Ассаджиоли подразделяет все символы на семь категорий:

1. Символы природы: огонь, воздух, земля, вода; небо, звезды, солнце, луна; гора, море, ручей, река, озеро, пруд, ветер, облако, дождь, туман; пещера, дерево, пламя, пшеница, семя, цветы; драгоценности (бриллианты и т. д.), символы, связанные со светом (закат, восход, лучи и т. д.) и тьмой (затмение, тень) — это основные природные символы, но могут использоваться и некоторые другие.

2. Животные-символы: наиболее часто используются лев, тигр, змея, медведь, волк, гусеница-куколка-бабочка, бык, коза, олень, рыба, птицы, домашние животные, яйцо.

3. Человеческие символы: среди них можно выделить

а) Общечеловеческие символы - отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, брат, сестра, дитя, старый мудрец, маг, король, королева, принц, принцесса, рыцарь, наставник, сердце, рука, глаз, рождение, рост, смерть, воскресение;

б) Современные человеческие символы — скалолаз, исследователь, ученый, водитель, летчик и т. д.

4. Антропогенные символы: мост, канал, резервуар, туннель, флаг, фонтан, маяк, свеча, дорога, тропа, стена, дверь, дом, замок, лестница, зеркало, коробка, меч и некоторые другие.

5. Религиозные и мифологические символы:

а) общие и западные символы — Бог, Христос, Богоматерь, ангелы, дьявол, святые, священник, монах, монахиня, воскресение, ад, небеса, Грааль, храм, церковь, купель, крест;

б) восточные символы - Брахма, Вишну, Шива, Будда и т. д.;

в) мифологические символы — музы, боги, богини, Валькирии и т. д.

187


6. Абстрактные символы: числа и геометрические символы (треугольник, круг, сфера и т. д.).

7. Индивидуальные и произвольно возникающие символы. Как видно, даже основные символы достаточно разнообразны.

Разумеется, нет необходимости использовать их все. Некоторые классы символов оказываются более подходящими для людей определенных типов. Это зависит от культурных и индивидуальных установок и предпочтений, пола, возраста и других факторов. В целом же выбор символа зависит от конкретной проблемы. Однако эту технику не следует использовать в двух случаях — когда у субъектов чрезмерно развита способность создавать воображаемые реальности и когда у субъекта явно доминирует абстрактное мышление и представление символов дается ему с трудом.

Символы предъявляются пациенту через называние, описание или графическое изображение или просьбу о визуализации. Процедура описания или называния подходит только для очень простых символов и символов общечеловеческого характера (отец, мать и т. д.). Наблюдение за символом (в случае, если субъекту предъявляется соответствующее изображение) лучше всего подходит для природных символов или тех, которые было бы сложно описать или визуализировать (водопад или храм).

Для решения межличностных проблем очень подходят символы моста, туннеля, горы. В диагностических целях обычно используют животные символы (например, с каким животным отождествляет себя пациент). Одна из излюбленных техник Ассаджиоли связана с символом сердца: пациента просят визуализировать большое сердце, представить внутри него дверь, открыть ее, войти и описать увиденное там.

Конкретное упражнение, основанное на технике использования символов, — «Чаша Грааля» может практиковаться как в группе, так и индивидуально. На каждой встрече психотерапевт (или лидер группы) рассказывает о символах, которые можно найти в операх Вагнера «Ло-энгрин», «Парсифаль» и разных книгах о Граале. После каждого описания и объяснения значения символа звучит соответствующий отрывок из Вагнера. Затем пациента или каждого члена группы просят идентифицировать себя с данным символом. Предлагается поэкспериментировать с этими символами в повседневной жизни, записывая любые идеи, которые приходят в голову по этому поводу. Примерная последовательность использования символов такова:

1-я неделя. Титурель как символ человека, не удовлетворенного своим существованием и решающего покинуть тот мир, с которым он

188


привык себя отождествлять. Он ставит себе цель - забраться на вершину горы и идет к ней, несмотря на все препятствия. В данном случае восхождение - стремление подняться на сверхсознательный уровень.

2-я неделя. Ночное бдение. Титурель проводит ночь в молитвах на вершине горы, прося об откровении. Призыв и молчание — использование техник концентрации для максимального углубления в себя.

3-я неделя. Ответ на молитву Титуреля. На небе возникает светящаяся точка и появляется сонм ангелов. Ангел приносит Чашу (по легенде, это символ Любви) и Копье (символ Силы и Воли), это также символы женственности и мужественности.

4-я неделя. Основание рыцарского ордена. Титурель выбирает соратников, рыцари вместе строят Замок и Храм.

5-я неделя. Жизнь в созданном сообществе. Этот этап посвящен трудностям налаживания гармоничного сосуществования в коллективе. В «Парсифале» Вагнера волшебник Клингзор, изгнанный из ордена, строит недалеко от Храма Грааля другой замок и всячески вредит рыцарям, предлагая им всевозможные искушения. Титурель уступает одному из этих искушений, и Клингзор наносит ему рану. Титурель больше не может быть главой ордена и проводить церемонии.

6-я неделя. Миссия ордена Грааля в мире. Люди равнин просят рыцарей о помощи, те спускаются на равнины и восстанавливают справедливость.

7-я неделя. Рыцари, исполнив свою миссию, возвращаются в Замок и встречаются на ритуальной церемонии, во время которой свыше является белый голубь и над чашей парит копье. Это символизирует пополнение «запасов» духовной энергии. После этого рыцари снова расстаются на год, в замке остается лишь небольшая группа.

Подобным образом можно использовать любой другой сценарий, где есть сюжет подъема и спуска.

Символика цвета

Исторически сложилось так, что цвета являются одним из индикаторов культуры. Во второй половине XIX в. была выдвинута гипотеза языковой относительности Сепира — Уорфа, которая утверждала, что человек воспринимает мир таким, как позволяет ему язык. Соответственно, если в языке отсутствует индикаторы цветов, то и восприятие мира имеет специфический характер. После долгих исследований специалистов по многим дисциплинам было выдвинуто положе-

189


ние о существовании так называемых цветовых универсалий. Сюда входит идея фокусных цветов и последовательность возникновения цветовых категорий в языках. Было признано, что 11 основных цветов кодируются в культуре в определенном порядке. Сначала появились названия для белого и черного цветов, и они существуют во всех языках. Далее если в языке появляются три термина, то третьим является красный цвет. Соответственно, 4 термина + желтый или зеленый, 5 терминов + желтый и зеленый, 6 терминов + синий, 7 терминов + коричневый, от 8-ми терминов — фиолетовый, розовый, оранжевый, серый цвета.

В истории культуры эта теория нашла свое подтверждение. Например, установлено, что греки имели трехчленное деление цветов, где основными были белый, черный и красный. Остальные трактовались как светлые (теплые) и темные (холодные) цвета. А. Вежбицкая попыталась установить естественные прототипы для цветов и пришла к выводу, что цветовые метафоры и символы связаны с универсальными элементами человеческого опыта, куда входят мировые стихии и астрономические особенности человеческой жизнедеятельности.

«Четырехцветный человек» М. Люшера

В начале первой главы мы затронули тему потребности человека в невербальной коммуникации и тему коммуникативной функции символов. В Древней Греции словом сшцроАа называли обломки или осколки пластины, совместимые по линии скола; складывая их вместе, люди, связанные союзом или наследственной дружбой, узнавали друг друга. Поэтому исследование психологов не ограничиваются только применением символов в психотерапевтических целях.

Символьно-знаковое поведения - часть нашей повседневной реальности, и именно с этой точки зрения изучается, например, функциональной психологией. Это направление возникло в США в конце XIX в., его представители видели свою главную задачу в исследовании приспособительных функций психики и адаптивной роли сознания в поведении. Один из наиболее известных в России представителей этой школы - Макс Люшер. Люшер разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и создал на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям.

190


Исходной точкой построения цветопсихологической диагностической системы явилась интуитивно созданная концепция связи основных цветов с определенными настроениями и специфическим характером отношений человека с окружением(см. таблицу цветов Лю-шера на цветной вклейке).

Идея эта далеко не нова, подобные поиски осуществляли, например, Гете и Кандинский. В 1980-х годах Г. Г. Воробьев и В. В. Налимов разработали психодиагностическую методику, похожую на цветотест М. Люшера. Испытуемым предлагалось расположить в порядке предпочтения 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов — от более всего «нравящейся» до самой «неприятной». Данные цветографического теста Воробьева — Налимова при особом их математическом анализе позволяли очень точно определить возраст человека (с погрешностью до 5 лет), его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение, политические пристрастия и даже отношение к тем или иным научным и философским проблемам.

Следует отметить, что в основе цветопсихологии лежат несколько иные теоретические положения. В отличие от психоанализа, гештальт-психологии и других направлений, которые строили и развивали свои постулаты, наблюдая задушевной жизнью невротиков, функциональная психология исходит из «нормальности» человека, то есть из постулата о том, что поведение человека по отношению к окружающей его действительности соответствует реальности вокруг него.

С точки зрения функциональной психологии понятие невротизма обладает сомнительной научной ценностью. Стремление «нормализи-вать» личность опирается на понятие о некоем усредненном эталоне, который оставляет «за бортом» не только диктатора или маньяка, но и гения, художника, творца. Функциональная психология выдвигает иное понимание нормы - как руководящего идеала. «Нормальность» потому не поддается качественному или количественному подсчету, что она есть идеальный показатель, а не какое-то усредненное значение.

У каждого человека есть свои идеалы — руководящие нормы, которые определяют курс движения его личности, ориентирующие средства. И чем последовательнее человек ориентируется на эти идеалы, тем более он нормален. Высшим идеалом является самовоплощение, «этот величайший из всех предлагаемых человеку его жизнью шансов, осуществляется по мере того, как человек обретает способность говорить «да» своей сегодняшней жизни на основе безоговорочной убежденности во всем существенном для него»140. Но помимо равновесного

140 Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: МОДЭК, 1993, с. 6.

191


положения личность, подобно чашкам весов, может отклоняться в зону «+»(абсолютное притязание, Идол-Я) и в зону «-»(страх оказаться не соответствующим этим притязаниям, Страх-Я). Любое из подобных отклонений сопровождается принятием на себя какой-либо роли. По терминологии Люшера, роль — это иллюзорная самооценка, то, каким индивид видит себя и каким его (опять-таки по его же собственному мнению) видят люди. Истинное же самоощущение стремится исключить всякую переоценку себя.

В зависимости от идеалов и поведенческих ориентации Люшер выделяет четыре типа (структуры поведения):

1. Красный тип представляет собой возбуждение, активность, нацеленность на покорение, успех.

2. Синий тип, для которого идеалом является достижение покоя, гармонии, душевная близость, потребность в единстве.

3. Зеленый тип, стремящийся к самоутверждению, устойчивости, стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

4. Желтый тип, для которого высшие ценности — это свобода и творчество, разворачивание горизонтов переживания, готовность к изменениям.

Эти четыре цвета образуют полный цветовой круг — символ целостности и гармонии. Графическая модель личности человека по Люшеру тоже выглядит как круг — самый идеальный объект во Вселенной. Гармоничный человек, по определению Люшера, — это «четырехцветный человек», то есть такой, который думает, чувствует, живет, опираясь на четыре основных ощущения, соответствующих четырем цветам: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый). Это человек, который гармонично проявляет себя во всех четырех областях, то есть в своей целостности.

Почему Люшер избрал именно четырехчленную модель? Ответ на этот вопрос читатель найдет в одном из первых параграфов данной книги, посвященном образному кодированию культурной информации. А вот как на него отвечал сам Люшер: «То, что это четыре цвета, имеет ту же причину, что и тот факт, что имеется четыре стороны света и четыре времени года. Четырехмерность обусловлена нашим мышлением. Существует четыре мыслительные категории, которые мы прикладываем к тому, что пытаемся понять. Если мы что-то хотим оценить, то мы делим то, что первично являлось единым целым, поначалу на два противоречия: например, понятие человека на мужчину и женщину»141.

141 Люшер М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию // www.aquarun.ru/librar>'/psih/colortest/zvet07.html.

192


Для построения своей модели Люшер также использовал древние теории стихий-элементов и их соответствия цветам, совместив их с теорией четырех темпераментов:

огонь красный холерик
вода голубой флегматик
воздух желтый сангвиник
земля зеленый меланхолик

То есть четырехмерность заложена в природе человека как организма, а четыре цвета в данном случае выступают как «архетипы» четырех видов чувств, мышления и действия или еще четырех самовосприятий:

Цвет Ощущения Поведение Самовосприятие
Красный Вызывает возбуждение и активность То есть самоуверенность (уверенность в своих силах)
Голубой Вызывает успокоенность и расслабленность То есть удовлетворение (интеграция)
Зеленый Вызывает твердость и устойчивость То есть самоуважение (идентичность)
Желтый Вызывает изменчивость и предприимчивость То есть свобода (самовыражение)

Данные типы ни в коей мере не являются сущностными характеристиками личности (так как в идеале присутствуют все вместе в уравновешенном состоянии), а лишь избранными ею на данном этапе поведенческими ориентациями. Каждый из этих типов имеет положительный модус (роль-идол) - стремление к соответствующим идеалам и отрицательный (роль-защита) — бегство от них. Если все четыре цвета находятся в уравновешенном состоянии, то человек выглядит, образно выражаясь, как идеальный круг. Нарушения равновесия создает выпячивания (+), либо впадины (-), деформируя этот круг. Каждый тип предполагает целую систему поведения и знаков, то, что Люшер называет сигналами личности. «Сигналы личности — это совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности»142. Такие сигналы включают в себя не только цветовые пред-

142 Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: МОДЭК, 1993, с. 4.

193


почтения, но и стиль одежды, хобби, «вредные привычки», способ организации жилого пространства, стили речи, определяют выбор машины или домашнего животного и многое другое. В книгах самого Люше-ра читатель сможет найти более подробную информацию об этом, здесь же мы только примерно проиллюстрируем, какого рода факты может определять цветотип.

Роли-защиты

Минус синий. Люди, отклоняющие синий цвет — цвет взаимопринадлежности, единства, сплоченности и защищенности, безопасности и укрытости, чувствуют себя отчужденными от внешнего мира. Они беспокойны и раздражительны, для них характерны страх фрустрации, стремление надежно защитить свою эмоциональную сферу от возможных болезненных воздействий, страх близких отношений, тесного эмоционального контакта, беспокойные движения (особенно рук), быстрый и неритмичный темп речи. Человек тяготится регулярностью и повторяемостью своей жизни, что часто компенсируется разнообразием гардероба. Меняя свой внешний вид (прическу, цвет волос, одежду и т. д.), человек стремится произвести впечатление о себе как о неповторимой, оригинальной личности.

Минус зеленый. Восприятие действительности как принуждение, стеснение, чувство загнанности в тупик, ощущение мнимой зависимости, от которой человек страдает, но не может избавиться. Стремление к эксклюзивности и исключительности во всем, что составляет внешний облик.

Минус красный. Все, что противоречит их намерениям, вызывает досаду, раздражение, гнев, ярость или депрессию. Стремление бежать от проблем, «раздражительная слабость». Небрежность в одежде, которая не меняется годами.

Минус желтый. Для людей этого типа характерна вера в то, что существует некто, кто должен сделать их счастливым, от них же самих это не зависит. Они ищут твердой опоры, уверенности, безопасности. Страх несостоявшегося самоутверждения в мире, страх перед любым изменением действительности, разочарование жизнью, стремление уцепиться за какую-нибудь инфантильную потребность. Эти люди часто выбирают подчеркнуто консервативный стиль в одежде, как бы стремясь внести порядок в неудобную для них действительность.

Роли-идолы

Плюс синий. Острая потребность в расслаблении, покое, что может выражаться в крайних средствах - алкоголизме, наркотиках, чрево-

194


угодий, чрезмерной сексуальности и т. д. либо в тяге к «простой жизни», бегстве в идиллию природы. Такие люди стремятся одеваться единообразно, традиционно или даже в стиле униформы, чтобы подчеркнуть своим внешним видом принадлежность к общности. Одеты они обычно традиционно, аккуратно, носят минимум украшений (традиционные либо памятные), небольшого размера, так как то, что является маленьким и слабым, должно быть окружено заботой.

Плюс зеленый. Основная цель - добиться уважения, внимания, быть оцененным и признанным как особая личность. В этом случае неуверенность является абсолютно непереносимым состоянием, выражены стремление к доминированию, гипертрофированная потребность в признании, тщеславие. Стремление господствовать над партнером, критичность. Движения размеренные, часто чопорные и натянутые. Самый напряженный, самый упрямый и самый не поддающийся влиянию тип поведения. Стремление одеваться в «классическом стиле», дорого, сдержанно и строго. Такой стиль одежды выдает скрытое, но последовательное притязание на значимость. Предпочитают дорогие украшения - престиж-сигналы.

Плюс красный. Ключевые слова — предприимчивость, восторженность, заинтересованность. Страх быть недооцененным другими, страх перед опустошенностью и скукой, страх перед изолированностью, заброшенностью, отсюда проистекает занятость, одержимость каким-либо одним делом, стремление к «очарованию» и «ослеплению» как попытка защититься от одиночества. Стремление одеваться ярко, оригинально, любовь к пестрым и контрастирующим цветам и рисункам под леопарда и т. д., носить раздражающие украшения — клыки, зубы, кусочки меха, кисточки, блестки, мишуру, стальные цепочки на запястье - прямые указатели на сексуальность.

Плюс желтый. Стремление к бесконечным переменам, жажда нового, стремление спастись от «засасывания обыденностью», от любых «оков». Экстравагантность в поведении и одежде, изящные, эстетически оформленные украшения.

Кроме того, каждому типу свойственны свои маленькие пороки (Люшер считает, что «вредные привычки» символизируют победу над собственными страхами, так как приобщение к ним, как правило, связано с неприятными ощущениями, например, преодоление начального отвращения и сильного страха после первой сигареты или стакана водки дает впоследствии чувство силы и превосходства).

Курение сигарет - стремление заполнить теплым дымом пустоту очень часто свидетельствует, что у человека в «минусе» синий, большинство таких курильщиков отклоняют темно-синий цвет в тесте. Курильщики трубки видят в ней хоть и иллюзорную, но опору, нечто, что можно крепко сжимать в руках (минус «желтый»).

195


Алкоголизм и булимия (неконтролируемое обжорство) свойственны тем, кто отклоняет желтый и выбирает синий цвет, то есть стремится заполнить эмоциональную пустоту с помощью жидкостей или пищи. Даже выбор музыкального стиля соответствует определенному эмоциональному поведению: страх перед пустотой, лишениями и скукой (минус «синий») находит наиболее сильное выражение в рок-н-ролле, а также в любой быстрой, живой музыке. Страх перед раздражением (минус «красный») успокаивают с помощью музыки в стиле кантри, медленной классической музыки или церковных хоралов. Страх перед стесненностью (минус «зеленый»), ограничениями и препятствиями находит свое выражение в песнях и музыке протеста (андеграунд, панк, рок и т. д.). Против страха перед широтой, простором и потерянностью борется народная и маршевая музыка, а также музыка в стиле барокко.

Для каждого типа поведения характерны свои специфические болезни. Синий тип чаще всего страдает от депрессии, бессонницы, высыпаний и аллергических реакций кожи (как наиболее «синего» органа), чрезмерной чувствительности к холоду. У зеленого типа самое слабое место — позвоночник: смещение дисков, остеохондроз, мышечные зажимы, боли в спине и пояснице, а также болезни печени, гастрит и язва желудка — остаточные явления постоянного оборонительного защитного напряжения. В результате чрезмерных или вытесненных притязаний на значимость и успех красный тип страдает от гипертонии или гипотонии, а также болезней сердца. Для желтого типа типичными являются болезни дыхательной системы.

Основные типы поведения в функциональной психологии в зависимости от самоощущения (по М. Люшеру)

 

Самоощущение собственного «Я»

Типы поведения по отношению к окружающему миру

синий зеленый красный желтый
Идол-Я (+) Переоценка себя, самонадеянность Притязание: абсолютное (Я хочу безусловно) +1 Удовлетворение Одурманенность Регрессия + 2 Значимость Импонирование Престиж + 3 Переживание Возбудимость Мания к раздражению + 4 Независимость Поиски Бегство от проблем
Нормальное «Я» (=) =1 Покой Расслабление Удовлетворенность =2 Твердость Инертность Самоуправление = 3 Возбуждение Движение Активность = 4 Свобода Изменение Раскрытие
Страх-Я (-) (недооцениваемое самосознание) Притязание: абсолютно никакого (Я не хочу ни в коем случае) Отчуждение Принуждение Истощение Утрата

196


Тест Люшера проводится на восьми цветовых карточках, каждая из которых имеет свой номер-шифр.

1. Темно-синий 2. Сине-зеленый 3. Оранжево-красный 4. Светло-желтый Четыре основных цвета, представляющих собой четыре основные психологические структуры
5. Фиолетовый 6. Коричневый 7. Черный 8. Серый Четыре модификации цвета

Синий и зеленый являются концентрическими цветами и свидетельствуют об обращенности вовнутрь, красный и желтый являются цветами эксцентрическими и свидетельствуют об обращенности во внешний мир.

Испытуемый располагает карточки с цветами в зависимости от того, насколько эти цвета ему симпатичны. Это действие повторяется два раза. Если результаты двух последовательностей оказываются совершенно разными, то каждая из них интерпретируется отдельно, если же они лишь незначительно отличаются друг от друга, то рассматривается наиболее благоприятная для пациента последовательность. Два самых симпатичных цвета получают знак «+», вторая пара (приятные цвета) — знак «*», третья пара (нейтральные цвета) — «=», и последняя пара помечается как отвергаемые цвета с помощью знака «-».

Здесь мы приведем люшеровскую интерпретацию цветов, чтобы читатель имел возможность сравнить ее с той интерпретацией, которая используется в символдраме (они во многом схожи). По мнению авторов, эти две интерпретации могут дополнять друг друга. Но необходимо помнить о том, что в Люшеровском тесте не используются чисто красный и чисто синий цвета. Тестовые цвета экспериментально подобраны из 4500 цветовых тонов таким образом, чтобы цвета в чистом виде и как можно сильнее выражали основные физиологические и психологические функции, поэтому мы приводим конкретные цветовые примеры143. (См. цветную вклейку.)

143 В основу положены материалы книги Г. Клара «Тест Люшера», дополненные сведениями, почерпнутыми из книг М. Люшера «Оценка личности посредством выбора цвета» и К. Сельчонка «Применение цвета в консультативной практике».

13 - 3439

197


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 653; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!