ВНУТРИ И ЗА ГРАНЬЮ СЛОВА: СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ



Техника или технология? , Подходы к проблеме

Прежде чем рассматривать практическое применение наших теоретических выводов о символах, образах и метафорах в современной психотерапии, определимся с некоторыми наиболее важными понятиями. В чем разница между понятиями «психотехники» и «психотехнологии»? «Технику можно рассматривать как особую психотерапевтическую процедуру, применяемую с тем, чтобы произвести определенное воздействие на определенную сторону или функцию психики»1'5. Объединяя несколько техник, мы получаем упражнение. Комбинация же упражнений и техник в определенной последовательности дает метод, то есть технологию. Психотехнология складывается из теории, определенного набора техник и практических упражнений. Поэтому мы склонны считать, что предлагаемые выкладки являются психотехнологиями, ибо дают теоретическое обоснование практическому применению символов, образов, метафор.

Итогом применения любой психотехнологии в идеале является гармонизация личности и ее отношений с миром, снятие зажимов, раскрепощение, раскрытие новых возможностей. Однако способы и методы достижения этого идеала различны. Различны и взгляды на то, какую роль могут сыграть в этом процессе символы, образы и метафоры, какой конечной «станции» может достичь путешественник внутреннего пространства души с их помощью. Каждый человек, начиная работу над собой, должен определиться с целью. В зависимости от того, на что вы настроены - на развитие внутренних способностей или на внешнюю деятельность по гармонизации отношений с миром, - можно выбрать свою психотехнологию или даже стратегию.

115 Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. М: ЭКСМО-пресс, 2002, с. 90.

153


Здесь можно выделить три подхода:

1. Образные техники и технологии развития умственных способностей и принятия решения, тренинг воли. Например, mind-maps Тони Бьюзона. Достаточно узкая, даже прикладная психотехнология, направленная на решение конкретных задач. Итогом применения данных техник в идеале должна стать самореализация, как самоактуализация в терминах А. Маслоу - психическое развитие, созревание личности, пробуждение скрытых способностей. Соответственно, гармонизация понимается как построение гармоничных отношений с миром, то есть во внешнем смысле.

2. Психотехнологии, встроенные в рамки более или менее классической аналитической психологии (К. Г. Юнг, Дж. Хиллман и др.), так называемая психотерапия второй волны. Здесь идеалом считается самореализация как постижение «Я», переживание существования синтезирующего духовного центра. Главной задачей является воссоздание гармоничной личности.

3. Психотехнологии, нацеленные на достижение так называемых измененных состояний сознания (Гроф, Бекке и др.) как способ выйти на уровень сверхсознания. Авторы данных психотехник стремятся снять разделение на «Я» и мир. Но здесь следует отметить, что человек оказывается способным переживать такие состояния сознания, вовсе не будучи гармоничной личностью.

Измененные состояния сознания

Еще один размытый термин, чрезвычайно популярный сегодня, — «измененные состояния сознания» (ИСС). До сих пор не существует общепринятой в научном мире классификации ИСС. В качестве синонимов, призванных пояснить сущность этого феномена, используются также термины «необычные состояния сознания», «неординарные состояния сознания», «расширенные состояния сознания» и т. д. Мы не будем вдаваться в тонкости этого предмета и отсылаем читателя к специализированной литературе. Отметим лишь те моменты, которые существенны для нашего исследования. Наиболее общепринятым является понимание ИСС «как возникающих в результате перехода на приспособительно оправданный, качественно измененный способ функционирования ряда относительно автономных перцептивных и когнитивных модулей» (мозга. - Прим. авт.)т, то есть речь идет о та-

|16СпивакД.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб.: Ювента, 2000, с.6-7.

154


ких состояниях сознания, когда системы восприятия (перцептивные) и познания (когнитивные) работают по непривычной для самого человека схеме. Если упростить ситуацию, то такое состояние наступает после использования психоделических, наркотических препаратов, некоторых медикаментов, когда кажется, что изменяется окружающая реальность, а на самом деле наш мозг начинает функционировать в ином режиме, изменяя лишь нашу психическую реальность.

В теории ИСС существуют две противоположные точки зрения: концепция дискретных состояний Ч. Тарта и концепция континуальных состояний сознания К. Мартиндейла. Согласно Ч. Тарт^у, переход в ИСС — это качественный скачок, и между отдельными состояниями существуют дискретные границы. Мартиндейл же считал, что при переходе из одного состояния сознания в другое изменяются не все составляющие их компоненты, а только некоторые, так что можно установить определенную преемственность, обеспечивающую единство личности.

Как бы ни называли эти состояния, для них характерна мобилизация резервных возможностей человеческой психики. Эти состояния испокон веков относились к высшим ценностям культуры из-за их способности вызывать психотерапевтический и трансформационный эффект. Впрочем, негативные последствия их неправильного применения по силе воздействия, пожалуй, превышают позитивные. В рассматриваемой здесь группе целью психотехники является вхождение в ИСС. Авторы таких техник разрабатывали их главным образом на основе уже известных древних практик: шаманизма, систем йоги, медитации и т. д. Однако необходимо предупредить, что измененные состояния сознания ни в коем случае не должны служить самоцелью; наоборот, обратившись к историческому и культурному наследию, мы заключаем, что ИСС есть лишь средство, облегчающее вхождение в сверхсознание для более высокой цели, например, достижения единства мира и личного «Я» человека.

Цели и задачи психотехнологий

Сегодня существует великое многообразие психотехнологий, каждая из которых претендует едва ли не на обладание истиной. Очень много поклонников у движения «Свободного дыхания», у психодрамы и т. д. Не отрицая их безусловную пользу, следует все же отметить, что не стоит использовать эти подходы, не определившись с целями. Групповая и индивидуальная, телесная, вербальная, визуальная психотехнологии сами по себе не могут дать положительного результата, так как являются

155


лишь средствами достижения определенной цели, которую должен поставить для себя каждый человек. Прежде всего мы должны осознать дисгармонию в своем существовании и прийти к выводу о необходимости интеграции (часто используемый в психологии, но не всегда понятный термин). Интеграция, по мнению авторов, есть не что иное, как стремление к гармонии существования, понимание необходимости соединить разрозненные фрагменты действительности и собственного сознания в том числе. С другой стороны, у человека, который еще не прошел эту стадию, возможно, возникает интерес к так называемым тонким планам бытия и потребность во внутренней трансформации. И в том, и в другом случае необходимо провести анализ ситуации и наметить цели, исходя из которых выбрать подходящую технологию.

Нужно сказать, что использование психотехнологий, основанных на образах, символах и метафорах, — это парадигма психологии, которая стоит как бы в оппозиции аналитической тенденции, и поэтому ее можно назвать синтетической. Наибольшую популярность приобрели, конечно, синтетические индивидуальные психотехнологии, не требующие специальной подготовки и позволяющие проводить аутотренинга без помощи ассистента. Кто-то может возразить, приведя пример аналитической психологии Юнга, но сам Юнг не считал анализ конечной целью психологии.

При рассмотрении современных психотехник следует помнить, что деление их на визуальные, телесные и вербальные весьма условно. Во-первых, невозможно ограничиться каким-то одним модусом: при восприятии информации на слух формируется визуальный образ; чтобы сделать доступными для работы графические изображения, их надо озвучить и т. д. Еще индийские йоги утверждали, что человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Природа психотехник едина и корнями уходит в синкретичность (слитность) социальных, религиозных и психологических технологий палеолита. Решая насущные проблемы, человек обращался ко всем так называемым фоновым (или, по терминологии М. Полани, неявным) знаниям, то есть к историческому и индивидуальному опыту. Поэтому предлагаемая классификация разработана исключительно в утилитарных целях и носит условный характер. Психотехнологию авторы относили к той или иной категории в зависимости от того, какой механизм лежал в основе психотерапевтического эффекта: слово, изображение, движение. Хотя при этом были подключены и другие системы восприятия.

156


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!