Психотехнологии палеолита. Шаманские практики



Нельзя использовать лекарство, если неизвестно его происхождение.

Д. Ф. Рок

Все многообразие обрядов, касающихся жизнедеятельности и самого существования человека, можно разделить на две бблыпие группы: обряды и ритуалы перехода (из одного состояния в другое, из мира людей в мир нижний или верхний) и ритуалы трансформации, то есть превращения (как внешнего, так и внутреннего). При этом во всех ритуалах и обрядах использовались любые формы и методы проникновения или изменения состояний сознания. Здесь и визуальные технологии, и вербальные (от обычного барабанного ритма до песнопений), и телесные (ритуальные танцы), в которых широко использовались символы, образы и метафоры.

Сегодня при создании психотехник обращаются к опыту так называемых шаманских практик. Существует мнение, что шаманизм — это практика традиционного целительства, прорицания и театрального представления. Главной целью практик является достижение экстатического состояния, а использование вспомогательных средств, например, галлюциногенных напитков, приводит к тому вожделенному состоянию сознания, когда человек открывает в себе новый, неизвестный ранее мир. На самом деле использование каких-либо вспомогательных средств - далеко не обязательная составляющая таких практик, что связано с особенностью мышления человека, в котором преобладали не логические конструкции, а воображение и представление.

Начнем с того, что шаманские ритуалы проводятся в критические моменты жизни общества или отдельного человека. Связано это с тем, что кризис обозначает разрыв времен, некую черную дыру. Справиться с проблемой можно, лишь попытавшись восстановить ткань, для чего как бы возвращаются в ту самую точку разрыва, откуда все началось, и с помощью переживания вновь -«рождения» восстанавливается целостность. Знакомая технология, не правда ли? Однако в архаичную эпоху редко кто обладал такими способностями.


Обычно человек чувствует в себе призвание шамана либо с рождения, либо в критический момент раскрывается «кокон» его души. Кроме того, шаман, как правило, обладает хорошей подготовкой, позволяющей правильно истолковывать знаки, посылаемые его подсознанием. Шаман — это тот, кто достигает видения начала и конца мира и кто может передать это видение117.

Шамана называют «господином огня», имея в виду то экстатическое состояние, в которое он впадает при проведении обрядов. Вспомним также дервишей с их умением проглатывать шпаги, ходить по раскаленным углям и пр., что зачастую трактуется как фокусы.

Шаманские ритуалы проходят в форме некоей драмы, в основе которой лежит рассказ о путешествии. В любом случае действия шамана позволяют соотнести реальное время и так называемое время Оно — момент изначального времени, когда нарушилось равновесие; установить параллель между космическими сферами и частями тела; актуализировать определенные символы, знаки, образы, наиболее важные для шамана и зрителей драмы.

Выделяя факторы влияния, следует отметить особое чувство ритма. Более того, время ритуала оказывается ограниченным тем самым ритмом. Индивидуальный ритм должен совпадать с космическим. Подчиняя свое тело и сознание ритму Вселенной, человек раскрывается для проникновения в другой, тонкий мир. Двигаясь в такт музыке, шаман погружается в состояние транса или, как сегодня говорят, в измененное (расширенное) состояние сознания. Он позволяет себе подчиниться символам и образам, которые начинают окружать его. Битье в барабан или бубен, манипулирование дыханием, предварительное голодание дают возможность войти в незримую сферу, в которой причинность мира (вопрос почему?) исчезает вовсе, обычные связи мира и естественные законы утрачивают свое значение.

Сама пространственная организация задает тон. Наблюдаются следующие особенности:

1. Отдельные части площадки имеют определенное значение.

2. Движения частей тела шамана указывают то место, где происходит событие. Поскольку шаманские ритуалы — это путешествие в иные миры, то любое действие имеет четкое символическое значение.

3. Звуки бубна способны увлечь за пространственные границы.

"'МаккенаТ. Пища богов. Поиск первоначального Древа познания. М., 1995, с. 34.

158


4. Обязательно используются маски и прочие изображения существующих и несуществующих персонажей.

5. Наконец, шаман как бы подвешивает «словесные декорации», формируя сценарий.

Акт экстатического проникновения в тонкие планы бытия для шамана есть акт жертвы.

Неотъемлемой частью шаманских и других древних сакральных практик является ритуальный танец. М. М. Маковский разделил танцы по преследуемым целям"8:

1. Охотничий (имитационный) танец, призванный «заклясть» преследуемое животное.

2. Фаллические (брачные) танцы.

3. Траурные танцы.

4. Круговые танцы, носящие военный характер. Помимо подражательных движений бег по кругу способствовал возникновению состояния, близкого к экстазу, и острого чувства единства. Не случайно символика круга во многом совпадает с символикой «цепи миров», когда все звенья мироздания как бы включались в одно законченное движение.

5. Очистительные (наиболее интересные для нас). Быстрыми ритмичными движениями люди стремились очиститься не только от негативных эмоций, но и от физических недомоганий. Сакральный характер танца подчеркивался определениями «колдовать», «бесчувственное состояние, экстаз», «жертвоприношение».

Таким образом, шаманские практики были первыми психотехнологиями, которые способствовали гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Человек прислушивался к голосу бытия и обладал завидным мужеством ему следовать.

Современный человек едва не утратил способность прислушиваться к этому тихому голосу. Рациональный европеец скорее примет логические объяснения, чем доверится интуиции и тем более воображению. Поэтому, для того чтобы восполнить такой недостаток, активизируются технологии, использующие воображение и интуитивное проникновение. В этих психотехниках особенно эффективно «работают» образы и метафоры, имеющие древнее культурное происхождение.

Обозначим эти технологии и попробуем проанализировать их эффективность.

1,8 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996, с. 328.

159


Исцеляющая магия слова: вербальные психотехники

Вербальные метафоры

Рассказывание историй лечит. Если ты можешь рассказать хорошую историю, ты можешь быть абсолютно исцелен. Мои книги — это ... попытки абсолютного романа, собрания историй, рассказанных разными персонажами. Они рассказывают и исцеляют друг друга. Роман — книга исцеления. Когда ты выбит из колеи появлением другого мира, новыми горизонтами, — любовь исцеляет тебя. И я думаю, рассказывать хорошие истории — это проявление любви. Наверное, поэтому я пишу книги. Я хочу исцелиться.

Из интервью X . Мураками журналу « Salon Magazine »

Значение термина «метафора» в психотерапии гораздо шире традиционного лингвистического «переноса значения». Например, Гордон понимает под метафорой вербальную репрезентацию опыта или способ сообщения об опыте. Иными словами, психотерапевт понимает слова своего пациента не в буквальном смысле, но как замещение его скрытых реакций. Так, слова домохозяйки о том, что с приходом мужа домой ее просто обуревает желание стучать, греметь, прибивать или приколачивать что-нибудь, Гордон истолковывает, как заместительную реакцию на стремление поколотить мужа.

Метафорой в терапии называют также любой анекдот, рассказ, притчу, легенду, басню, аллегорию, случай, историю из жизни и т. п., если они используются как терапевтический прием на любой из стадий терапии. Метафору используют тогда, когда необходимо иносказательно выразить то, что прямо высказано быть не может.

Многие направления психотерапии (эриксоновский гипноз, НЛП, гештальт-терапия, экзистенциально-гуманистические направления) используют метафору как средство воздействия. В качестве метафоры в этих подходах выступает некоторая история, структура которой идентична проблеме пациента. Сходство структуры является ключевым, но не единственным моментом. Терапевтическое воздействие подкрепляется различными техниками рассказа. Например, Милтон Эриксон часто применял прием «тройной спирали»: терапевт

160


начинает рассказывать одну историю, прерывает рассказ в середине, рассказывает вторую и тоже прерывает ее, затем полностью рассказывает третью историю. Далее он завершает рассказ второй и первой историй. Такой маневр мешает клиенту оказывать открытое сопротивление установке, содержащейся в третьей истории. Возрастает вероятность того, что она скорее «осядет» в подсознании, хотя ему будет казаться, что он забыл о ней.

Помимо сходства структуры, особых приемов рассказывания, метафора-история должна содержать в себе некоторый позитивный опыт, возможность разрешения конфликта. То есть хорошая метафора предполагает незаметное для пациента замещение негативного опыта позитивным на основе их внешнего сходства. «Незаметность», увлекательность, элемент игры — факторы, особенно важные при работе с детьми. Метод «обоюдного рассказа», разработанный Гарднером, предлагает ребенку сначала сыграть в игру, сочинив «с нуля» увлекательный рассказ, в котором есть начало, середина и конец и при этом содержится определенное поучение. Психотерапевт учитывает полученную из рассказа информацию, сочиняя свой рассказ с теми же действующими лицами и той же фабулой, но вплетая в ткань повествования моменты «более здоровой адаптации», которые отсутствуют в рассказе ребенка.

Надо сказать, что исследование современных психотехник, использующих в качестве основы метафоры-истории, позволяет выделить ряд общих сюжетов мотивов, доказавших свою эффективность, которые можно рекомендовать практикующим психологам. Среди них длинные поездки на автомобиле или поезде, мечтания и сны, массаж, стрижка в парикмахерской, чтение книги и некоторые другие. Перечисленные сюжеты способствуют самопроизвольному возникновению транса.

В качестве общей рекомендации можно предложить отрывок из статьи С. Эйзенштейна «Вертикальный монтаж». Эйзенштейн понимал монтаж как сопоставление двух образов, как творение метафор. «...Кусок А, взятый из элементов развертываемой темы, и кусок В, взятый оттуда же, в сопоставлении рождают тот образ, в котором наиболее ярко воплощено содержание темы...», то есть «изображение А и изображение В должны быть так выбраны из всех возможных черт внутри развиваемой темы, должны быть так выисканы, чтобы сопоставление их — именно их, а не других элементов — вызывало в восприятии и чувствах зрителя наиболее исчерпывающе полный образ самой темы...»"9 Из какой именно области будут взяты образы, не имеет значения, главное, чтобы все было подчинено одной идее. Эйзенш-

119 Эйзенштейн С. Вертикальный монтаж// www.metaphor.narod.ru.

161


тейн считал этот принцип универсальным не только для кино, но и для живописи и других видов искусства. Эффект будет тем сильнее, если «монтажные элементы» будут принадлежать к разным органам чувств.

В качестве идеального примера монтажа Эйзенштейн приводит зарисовку из дневника Гонкуров: «В двух концах зала, погруженных в глубокую тень, — поблескивание пуговиц и рукояток сабель полицейских. Блестящие члены борцов, устремляющихся в пространство яркого света. Вызывающий взгляд глаз. Хлопанье ладоней по коже при схватках. Пот, от которого несет запахом дикого зверя. Бледнеющий цвет лиц, сливающийся с белокурым оттенком усов. Тела, розовеющие на местах ударов. Спины, с которых струится пот, как с камней водостоков. Переходы фигур, волочащихся на коленях. Пируэты на головах и т. д., и т. д.» Среди «монтажных элементов», присутствующих в этом отрывке, можно выделить:

1.  Осязательно-фактурные (мокрые спины, по которым струится пот).

2. Обонятельные (запах пота, от которого несет диким зверем).

3. Зрительные:

Световые (глубокая тень и блестящие члены борцов, устремляющихся в полный свет; пуговицы полицейских и рукоятки их сабель, поблескивающие из темноты).

Цветовые (бледнеющие лица, белокурые усы, тела, розовеющие в местах ударов).

4. Слуховые (щелканье хлопков).

5. Двигательные (на коленях, пируэты на головах).

6. Чисто эмоциональные, «игровые» (вызов глаз) и т. д.

Эффект хорошего монтажа возникает не от последовательности «кусков» (в нашем случае событий сюжета), а от их «одновременности»: каждый последующий элемент накладывается на предыдущие.

Метафорический тренинг

Роджер ван Ойх считает, что творческое мышление с использованием образов, символов и мета-фор играет в нашей жизни ту же роль, что и секс. Это своего рода секс для ума. Творческая энергия преобразует одни вещи в другие. Согласно определению Лакоффа и Джонсона, метафора — мышление в терминах иного. Поэтому она способна отворять «психологические замки» — установки, блокирующие мышление, принуждающие его оставаться внутри привыч-

162


ных рамок. Ван Ойх проводит разделение между «мягким» и «жестким» мышлением. Для «жесткого» мышления характерны логика, рассудок, меткость, критика, работа, строгость, действенность, точность, сосредоточенность, анализ, конкретность, для «мягкого» — метафора, мечта, юмор, неопределенность, игра, приблизительность, фантазия, парадокс, диффузия, подозрение, обобщение. «Мягкое» мышление пытается найти сходство между вещами, «жесткое» - различия. В образной фазе идеи возникают, в практической — оцениваются и реализуются. Оба типа мышления играют важную роль, но действуют на разных фазах. Ключевой момент метафорического мышления — сходство.

Мы постоянно опираемся на сходство между вещами, мы говорим, что у бутылки есть горлышко, у реки - устье, у горы — подножье, у чашки — ручка и т. д. Метафоры позволяют упростить сложную проблему и сделать ее более доступной для понимания. Роджер ван Ойх приводит пример одного своего клиента, который испытывал трудности с продажей своих товаров. Ван Ойх предложил ему придумать метафору для его компании. Оказалось, что это похоже на ресторан комплексного обслуживания. «Меню в нем (предлагаемые виды изделий) было вроде бы богатым, но существовало множество ограничений на то, что можно заказать: например, ни один клиент не должен заказывать чилийский соус к телятине. Поскольку решение о том, что войдет в меню, принимал каждый руководитель (заведующий отделом) сам по себе, то различные блюда (товары) никак не сочетались друг с другом, что приводило к необходимости держать особых «официантов» (коммивояжеров) для каждого блюда (партии товаров). И что в результате? Клиент не мог заказать пирожные официанту, предлагавшему бифштексы. Мы стали работать над предложенной метафорой дальше. И очень скоро поняли, что искусственная суженность предложения вводила клиентов (покупателей) в заблуждение, что и было основной причиной низкого уровня продаж»120.

Ван Ойх советует придумывать метафору проблемы всякий раз, когда вы оказываетесь в сложной ситуации. Для этого надо просто сравнить ее с чем-нибудь и поискать черты сходства. Главное - использовать какое-то одно понятие для пояснения другого. По этому принципу строятся многочисленные модели человеческой деятельности. Например, в основе работы финансистов лежит метафора «деньги - вода». Подтверждением этому служит язык финансистов. Только вслушайтесь в то, что они говорят: «отмывать деньги», «сделать финансовое

120 Ван Ойх Р. Психологические отмычки. СПб.: Питер, 1997, с. 52.

163


вливание», «выкачивать средства», «открыть шлюзы для инвестиций», «поток наличных», «заморозить активы», «ликвидность» (отслова liquid -жидкий) и т. д.

И под конец одно забавное отступление - еще одна цитата из книги Роджера ван Ойха, которая особенно нравится авторам. Как-то раз на семинаре Ван Ойх попросил всех присутствующих сформулировать метафору своей жизни. И вот что из этого получилось:

«Жизнь подобна бублику. Он вкусен, пока свеженький и тепленький, но нередко бывает слишком черствым. Дырка посередине — величайшая тайна, и к тому же без нее не было бы самого бублика.

Жизнь похожа на грейпфрут. Чтобы съесть его, сначала нужно пробиться сквозь толстую кожуру, потом откусить пару кусочков, чтобы привыкнуть к вкусу, а как только вы начинаете им наслаждаться, он брызгает вам в глаза соком.

Жизнь напоминает банан. Вы вступаете в нее зеленым и жестким, но с годами становитесь мягче и податливее. Одним людям нравится находиться в грозди среди других бананов. А кому-то хочется обязательно быть единственным бананом с верхушки. Не нужно заботиться о своей внешности. В конце концов приходится снимать внешнюю кожуру, чтобы добраться до сочной мякоти.

Жизнь — суп. Каков он, целиком зависит от того, что вы в него положили и как перемешивали. Иногда вы строго следуете рецепту, в другой раз — фантазируете.

Жизнь — разрезанная на паззлы картинка, но у вас нет коробки с образцом, который позволил бы увидеть ее целиком и понять, куда какую часть нужно поставить. Бывает, что вы даже не знаете, все ли кусочки картинки у вас в руках.

Жизнь - лабиринт, блуждая по которому, вы всеми силами стараетесь не найти выхода.

Жизнь — как комната с множеством открытых дверей, но по мере того как вы становитесь старше, они закрываются».


Цвет и линия: визуальные психотехники

Город — замкнутая бесконечность. Лабиринт, в котором ни за что не заблудиться. Это карта только для тебя, все районы на ней имеют одинаковые номера. Поэтому, даже если ты и собьешься с пути, — заблудиться все равно не сможешь.

Кобо Абэ. Сожженная карта

Первыми, кто использовал изображения в психотерапевтических целях, были, очевидно, первобытные люди. В самом деле, какую еще практическую значимость могли иметь наскальные рисунки, изображающие животных, людей, сцены охоты? Жизнь человека в то время была слишком сложна и жестока, основной проблемой являлось физическое выживание, и она поглощала практически все силы (впрочем, в этом пункте мы не слишком отдалились от наших предков). Ценным и оправданным могло быть только то, что способствовало выживанию, выполняло исключительно практическую функцию. Поэтому нам кажется, что возникновение наскальной живописи — не прихоть и не каприз. Не до этого было в том суровом мире. Люди создавали эти картины, для того чтобы ввести себя и соплеменников в определенное психологическое состояние. Сцены охоты — это нечто вроде того, что В. Леви называет ДОС - Действующим Образом События, успешным сценарием события, которое произойдет в будущем.

И уже много лет спустя человечество стало осознанно применять древние методики, возникшие спонтанно, пытаясь нащупать связи между состояниями сознания и цветами, формами и психическими состояниями. В рамках средневековых эзотерических традиций изучалось влияние цвета на внутреннюю жизнь человека как микрокосма. Древние индусы считали человека «светоносным» («теджаси»), подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Потребность как-то визуализировать душевную жизнь, психическую реальность отражена в таких восточных метафорах, как пурпур торжественности, изумруд мужества, рубин стойкости, сапфир покоя и др. То есть предполагалось, что, с одной стороны, вне-

121 Визуализация — форма воображения, способность мысленно создавать образ, который можно «видеть» внутренним зрением. Визуализация дает возможность переоценить прожитую жизнь, изменить самого себя, исследовать возможности, высветить препятствия.

11 - 3439

165


шние изображения могут оказывать влияние на внутренний мир, и, с другой стороны, существует некоторое единство зримых форм, цвета и души. Впоследствии на основе подобных практик возникли целые направления психологии: арт-терапия, работа с рисунком в школе гештальт-психологии и т. д., метод цветовых метафор.

Визуальные образы

Идеи, образы, изображенья, тени, Вы, вниз ведущие, но пышные ступени, — Как змей сквозь вас виясь, я вас люблю равно, Чтоб видеть вас, я падаю на дно.

К. Бальмонт. Прогалины

Разговор о визуальных образах мы начнем с эйдетизма. Это явление было открыто в 1907 году Урбанчичем и затем легло в основу многих психотехнологий. Однако Урбанчич просто зафиксировал факт наличия субъективных образов, но не сделал никаких теоретических обобщений. Эйдетика в своем современном состоянии существует уже около 12 лет и представляет собой учение о субъективных наглядных образах. Ее главное практическое применение - развитие памяти. Основная работа в этом направлении была проделана школой Эриха Йенша в Марбурге. Йенш и его последователи изучали феномен эйдетизма, который характерен для детей и подростков, но иногда сохраняется и у взрослых. Эйдетики (от греч. «эйдон» — вижу и «эйдос» — образ) — люди, обладающие способностью вызвать наглядные образы, да так, что на пустом (в буквальном смысле этого слова) экране они могут увидеть целую картину, живую и яркую, как если бы это было в реальности.

До того, как был открыт и исследован феномен эйдетизма, психологи знали о существовании всего лишь двух разновидностей образов: хорошо изученные в психофизиологии последовательные образы и образы представления — основа нашей памяти. Особенность последовательных образов заключается в том, что если долго фиксировать внимание на каком-либо предмете, а затем перевести взгляд на другой, то второй образ будет сохранять на себе какие-то черты первого. Образы представления - это следовые раздражения, более или менее ярко возобновляющиеся в нашем мозгу. И когда мы говорим, что представляем себе, скажем, дерево, мы не имеем в виду, что

166


представляем реальное дерево, можем дотронуться до него и т. д. Эйдетические или наглядные образы представляют собой нечто среднее между этими двумя категориями.

Когда явление эйдетизма было только открыто, его восприняли как забавный курьез и не более. Но в результате исследований Мар-бургской* школы было доказано, что эйдетизм — закономерная стадия в развитии памяти. Через нее проходят все дети, правда, в разной степени. Э. Йенш различал пять ступеней развития эйдетизма. Он также пытался вывести зависимость этого явления от конституции, индивидуальности, возраста, расы, географических условий, но подтвержденных данных об этом пока нет. Йенш ввел понятие латентного (скрытого) эйдетизма, который можно обнаружить только косвенным путем.

В конце 60-х годов XX века английский психолог Тони Бьюзон разработал интересную графическую технику, цель которой состоит в том, чтобы развивать скрытые способности ума. Идея использовать для этих целей рисунки и схемы далеко не нова. Но только с середины XX века ее стали изучать именно как способ мышления. На Западе это течение известно как «concept making» и связано с именем Джозефа Новака, профессора Корнельского университета (США). Основной смысл «concept mapping» состоит в следующем: мыслительный процесс сопровождается рисованием блок-схем, которые фиксируют новые мысли и переходы между ними. При этом активизируются структуры правого полушария.

Нечто подобное примерно в то же время пытались создать и в России (см. работы Г. П. Мельникова, П. Г. Кузнецова и Г. П. Щедро-вицкого). Однако именно методика Тони Бьюзона является наиболее популярной реализацией этого проекта. Он так и назвал ее «карты ума» — «mind maps» (см. рис. 20, 21 на цветной вклейке). По замыслу создателя эта методика должна использовать все способности коры головного мозга в едином комплексе: речь, создание образов, числа, ритм, логику, цветовое и пространственное сознание. Техника дает возможность самостоятельно исследовать потенциал своего мозга. Mind-maps может быть применена в любой сфере жизни, где обучение или более ясное мышление может улучшить показатели человеческой активности: решение личных проблем, написание эссе, подготовка к экзамену, планирование встреч, переговоров, интервью и т. д. Использование mind-maps сокращает количество времени, которое мы обычно тратим на обдумывание и решение проблем, позволяет достичь более высокой степени концентрации и более ясного видения ситуации.

167


Каждая из таких mind maps призвана охватывать довольно большую площадь, снабжать маршрутами, содержать достаточное количество информации, способствовать решению проблемы, подсказывая новые, неожиданные ходы. Она должна быть запоминающейся, являться приятным объектом для созерцания и размышления, позволять одновременно видеть и целое, и детали. Тони Бьюзон создават свои mind maps по аналогии с дорожными картами.

Методика создания mind - maps Тони Бьюзона

Необходимо взять лист бумаги формата А4 или A3 (можно использовать специальный блокнот) и набор цветных карандашей (палитра красок должна быть разнообразной — от неброских пастельных тонов до ярких, кричащих). Затем вы выбираете тему или проблему для карты (см. схему mind maps на форзацах). Желательно постараться собрать любую дополнительную информацию об этом вопросе. Начинать mind-maps нужно всегда с середины листа и ни в коем случае не следует заключать первый образ в рамку. Нарисуйте несколько ответвлений от центрального образа. Чем ближе они к рисунку в центре, тем должны быть толще — так, чтобы напоминать аксоны, отходящие от нейрона. В таком виде карта становится более органичной. На концах этих отростков напишите свои основные идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы — «названия глав», как называет их Тони Бьюзон. Нарисуйте тонкие линии, расходящиеся из этих пунктов, и напишите данные, свидетельствующие в пользу ваших идей или предположений. Старайтесь иллюстрировать каждый блок текстовой информации каким-нибудь рисунком. Придумайте свой собственный цветовой код для обозначения людей, предметов, тем, проблем и т. д. Когда вся информация окажется на листе, включите эстетическое восприятие, забыв о логической стороне. Просто перемещайте элементы карты, вносите изменения, стараясь сделать ее красивее, так, чтобы она вам нравилась целиком.

Для того чтобы создать максимально эффективную карту, надо помнить об основных принципах:

1) начинать рисование нужно всегда с центра, используя как минимум три цвета;

2) использовать как можно больше символов и образов;

3) выбирать ключевые слова и выделять их особым шрифтом;

4) для каждого слова (идеи) или образа необходимо выделять собственную линию;

168


5) все линии должны быть соединены через центральный образ: чем ближе к нему, тем линии толще, чем ближе к границам листа, тем больше они истончаются;

6) линии должны быть такой же длины, как и слово/образ;

7) на протяжении всей карты используйте свой цветовой код;

8) постепенно разрабатывайте собственный стиль рисования карты;

9) выделяйте ключевые моменты и показывайте связи.

Построение личной мандалы

Рисование мандал - неотъемлемая часть восточных духовных практик. В переводе с санскрита слово «мандала» означает круг или центр. В буддийской практике это слово приобрело дополнительное значение, которое впоследствии стало основным - мир, измерение. Традиционная буддийская мандала - символическое изображение буддийской Вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв или будд (см. рис. 20 на цветной вклейке).

Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, звуки которых выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат ритуальные атрибуты; эти предметы, как и формы и позы божеств, символически выражают просветленную активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного бодхисаттвы также соответствует его наиболее развитой способности. Эта способность — просветленная активность связана с одной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей.

У мандалы есть центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы — ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый — востоку, желтый — югу, красный — западу, зеленый — северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхья-ни-будд — главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый — Акшоб-хье, желтый — Ратнасамбхаве, красный — Амитабхе, зеленый — Амог-хасиддхе.

169


В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в себе все, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в ее центре. Мандалы могут быть как двумерными, так и объемными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева.

Применение мандал в психотерапии во многом схоже с восточной практикой, из которой оно и было заимствовано: мандалу рисуют в виде круга с четко выраженным центром, внутри которого находится несколько направлений-ориентиров. Как видите, это чем-то напоминает карты Тони Бьюзона. Роль мандалы может сыграть любой предмет, удовлетворяющий перечисленным выше требованиям: компас, металлический рубль и т. д. Правда, направленность мандалы отличается от направленности mind-maps. В восточной традиции мандалы использовались для путешествия от иллюзорной периферии бытия к его сердцевине.

Карл Густав Юнг впервые познакомил европейцев с этой техникой. В 1916 году он нарисовал свою первую мандалу, потом он взял за практику рисовать их ежедневно в специальном блокноте, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг считал, что эта техника — уникальный путь к нашему центру, индивидуальности.

Патриция Гарфилд предложила метод построения мандал с помощью дневника сновидений. Правила ведения дневника таковы: напротив даты сначала записывается перечень событий дня и эмоциональная реакция, переживания, вызванные ими, затем, ночью или утром, записываются сновидения. Такой порядок записи позволяет идентифицировать различные виды индивидуальных образов: устрашающие или зловещие, образы «помощников» — вещей или существ, которые помогают совладать со страхом, образы, связанные с мотивами соперничества и сотрудничества, образы, связанные со страстью, истинной любовью, жадностью, излишеством, душевным равновесием, неведением, обретением новых знаний. Следующая задача — выделить признаки перехода к осознанному сновидению. После этого можно приступить к построению индивидуальной мандалы. Главное, чтобы базовая схема мандалы соответствовала вашим потребностям и интересам. Например, одна танцовщица располагала образы в виде танцующих фигур. Графический символ сна — это некоторая опора, которая поможет вам развернуть весь комплекс ваших ощущений и поработать с ними в дальнейшем. Придавая ярким положительным образам из ваших сновидений какую-то форму, зримую в «бодрствующем» мире, вы сможете удержать в своей памяти то, чему от них научились.

170


Визуальные метафоры

На первый взгляд сочетание кажется непривычным и странным, — как прохладный огонь или твердый воздух. Но если вдуматься, не так уж это и странно. Визуальная метафора — всего-навсего графическая передача сообщения, построенная по принципу аналогии, сходства, сравнения. Это может быть все что угодно: конкретные, реалистичные, вполне узнаваемые изображения живой и неживой природы, абстрактные линии и фигуры, схемы и карты (в стиле mind-maps), фантасмагорические изображения и т. д. Важно только, чтобы они были значимы, имели смысл для клиента.

Визуальные метафоры используются в том случае, когда высказывание вслух какой-то информации является для клиента чрезвычайно болезненным или вообще невозможным. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, поскольку в данном случае отсутствует сознательная цензура. При этом рисунок выполняет функцию заякоренного информационного пространства, как в НЛП, -изменение в рисунке означает изменение состояния человека.

Особенно эффективные результаты метод визуальных метафор дает при работе с детьми. Поскольку у них еще недостаточно развита способность анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, то докопаться до того, что действительно происходит в душе ребенка, задавая привычные вопросы, невозможно. Родители тоже не всегда могут оказать помощь, потому что, как правило, воспринимают происходящее слишком поверхностно. С помощью визуальной метафоры - рисунка-фантазии на отвлеченную тему можно получить проекцию психической жизни ребенка в виде графического изображения.

Следующий этап - попросить ребенка озвучить, обозначить все детали рисунка, рассказать о нем. Используя рисунок, мы переходим в область метафорического языка и говорим уже не о самом ребенке, но о жизни нарисованных персонажей. Таким образом, психотерапевт получает основную информацию о проблеме, которая потом может дополняться в ходе обсуждения с родителями, родственниками, учителями и другими заинтересованными лицами.

Ирина Мягкова приводит пример одной из своих маленьких пациенток. У девочки начинался тик всякий раз, когда мама надевала на нее шапку, чтобы вести в детский сад. Вместе с психотерапевтом девочка нарисовала целую серию рисунков, изображающих ее любимую сказку -«Волшебник Изумрудного города». Достичь своей цели героям помогла волшебная шапка. Таким образом, в результате переякорениядевоч-

171


ка избавилась от тика. С помощью другой серии рисунков, изображающих розовый куст, была найдена действительная причина невроза — конфликтные отношения с сестрой матери, которая на всех рисунках изображалась в виде нахохленной елки, которая закрывала колючими ветвями розовый куст и не давала ему расти. Сходство елки с тетей помогла установить мама девочки.

Работа с рисунком — хороший способ групповой коррекционной работы. Детей просят нарисовать класс, себя, какие-то эпизоды из школьной жизни. Как правило, рисунки получаются диагностичны-ми: кто-то может нарисовать себя очень маленьким на фоне огромных одноклассников, выражая свое чувство дискомфорта; искаженная или повернутая спиной фигура учителя означает, что отношения с ним не очень гладкие. Рисунки можно использовать для нейтрализации негативных моментов. Например, попросить нарисовать то, что больше всего не нравится, и то, что больше всего нравится в школе. Затем негативные рисунки убираются, а позитивные развешиваются на стенах.

У психотерапевтов тоже порой возникает необходимость поработать над своим внутренним миром. Ирина Мягкова предлагает для этого следующую технику, основанную на визуальной метафоре. В тихой, спокойной обстановке, под расслабляющую музыку начинается процесс рисования-медитации — рисования без всякой заранее определенной цели. Можно использовать как простые линии, так и разные цвета. Если ваш желаемый образ будущего или настоящего, который получается в итоге, нравится вам, то с ним можно попробовать слиться, вобрать в себя. Если же нет — перерисовать, превратить в нечто более привлекательное. То есть рисунок позволяет создать желаемый образ будущего, находясь в настоящем, а также изменить настоящее или прошлое.

Тот же самый принцип используется в работе с клиентом. Сначала клиента просят символически изобразить существующее проблемное состояние (например, в виде линии или квадрата) таким, какое оно есть сейчас, а затем его желаемое разрешение в будущем. Если картинка «будущего» нравится клиенту, то ее нужно интегрировать, вобрать в себя, а если нет — перерисовать. «Плохая» картинка уничтожается любым приемлемым для пациента способом, а «хорошая» помещается в пределах досягаемости (например, носится с собой). Идея состоит в том, что человек рисует, потом что-то меняет в рисунке, потом меняется сам.

Как видите, мы недалеко ушли от первобытных охотников. Все просто, каждая визуальная метафора — это новая карта его визуального пространства. Слово «карта» очень подходит в данном случае, пото-

172


 

му что карта означает завершенность, исследованность некоторой территории, в данном случае - территории «Я». Проблема же всегда кроется там, где есть незавершенность, неосознанность — «белое пятно». Человек приходит к психотерапевту с потребностью что-то додумать, понять, осознать. Это может касаться как прошлого, так и будущего. Работа с визуальной метафорой позволяет обозначать незавершенные внутренние процессы, буквально видеть их, осознавать и доводить до логического завершения. Графическая форма предполагает необходимую организацию формы и цвета, параллельно с этим идет процесс внутренней самоорганизации, установления внутреннего порядка.

Кроме того, существует цветовая терапия, где каждому цвету соответствует своя символика. К примеру, агрессивный красный цвет ассоциируется не только с пролитой кровью, но и вызывает некоторое возбуждение и даже инстинкт охотника, а в сочетании с желтым ассоциируется со спелостью, зрелостью. Все вместе эти цвета способствуют повышению аппетита. Поэтому столь модный желто-синий дизайн ресторанов, выполненный в стиле картин Сальвадора Дали, может вызывать дискомфорт из-за несоответствия спокойного, холодного и делового синего и радостного, раскрепощенного желтого.

Визуальные символы. Символическое толкование сновидений 3. Фрейда

Только ночью душе посылаются знаки оттуда, Оттого все ночное, как книгу, от всех береги!

М. Цветаева. Плохое оправданье

Зигмунд Фрейд исходил из посылки, что за явным сновидением (или текстом сновидения) скрывается некий скрытый смысл, иными словами, сновидение выступает как некий метасимвол. Скрытый смысл облекается в явную форму благодаря работе сновидения, а задача психоаналитика — восстановить первоначальное содержание сновидения путем толкования. Впрочем, толкованием сновидений можно заниматься и самостоятельно. Более того, Фрейд считал, что в данном случае процесс толкования более убедителен, и это дает незаменимую практику, благодаря которой можно научиться понимать сны других. Необходимость толкования, перевода объясняется тем, что сновидения являются реакцией организма на раздражающие фак-

173


торы, реакцией переработанной и представленной преимущественно в визуальных образах.

Однако в процессе толкования сновидений психоаналитик сталкивается с противодействующей силой - сопротивлением, которое может стать непреодолимой преградой. Поэтому приходится идти окольными тропами. Для этого используются два метода (непременно в тесной связи друг с другом): метод свободных ассоциаций и метод символического толкования сновидений. Метод свободных ассоциаций заключается в том, что пациента просят рассказать первое, что ему приходит в голову относительно наиболее ярких или наиболее странных элементов сновидения. Фрейд исходил из предположения, что все свободно возникающие мысли подчинены определенной связи. То есть вокруг фиксированного исходного представления возникает сеть свободных ассоциаций — имена, числа и т. д. Затем к этим непроизвольно пришедшим в голову именам вызывают ряд ассоциаций, которые уже не совсем свободны, а связаны, и так продолжается до тех пор, пока связь не исчерпывается.

Поясним это на примере, заимствованном из книги Фрейда. Как-то раз он поспорил с одним молодым человеком о том, что, несмотря на кажущуюся произвольность мыслей, ему в голову не может прийти ни одного имени, которое не было бы обусловлено его актуальным состоянием. Поскольку молодой человек был знаком с очень многими женщинами, Фрейд попросил назвать его первое попавшееся женское имя (так как выбор был велик и не было причин отдавать предпочтение какому-то одному имени). Пациенту Фрейда на ум пришло только одно имя - Альбина, но среди его знакомых не было женщины с таким именем. Более того, он не смог привести никаких ассоциаций с этим именем. Однако этого было достаточно: дело в том, что у молодого человека был необычно светлый цвет волос, и Фрейд в шутку иногда называл его Альбине А в тот момент они как раз выясняли, какова роль женского начала в его сущности. Таким образом, он сам и был этой Альбиной, наиболее интересной для него в тот момент женщиной.

Функция свободно возникающих ассоциаций — заполнять пробелы между частями сновидения и объяснять сочетания различных его элементов в одной картине. При этом чем длиннее ассоциативная цепь, тем сильнее сопротивление. Однако ассоциации к сновидению не являются теми скрытыми мыслями и мотивами, которые ищет психоаналитик, потому что «ассоциации часто останавливаются перед мыслями сновидения, только приблизившись к ним и едва коснувшись их намеками»122. Цепь ассоциаций — всего лишь посредник между сло-

122 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991, с. 304.

174


вом-раздражителем (тем самым, вокруг которого строятся ассоциации) и скрытыми комплексами испытуемого. Истинный ключ к решению проблем - сновидения, «царственная дорога в бессознательное».

В сновидениях слово-раздражитель ассоциативно заменяется чем-то иным, тем, что непосредственно исходит из душевной жизни пациента. Поэтому главное условие толкования сновидения — понимание того, что сами элементы сновидения являются не его подлинным содержанием, а всего лишь «заместителем чего-то другого, неизвестного видевшему сон, подобно намерению ошибочного действия123, заместителем чего-то, о чем видевший сон знает, но это знание ему недоступно»124. Сказанное соотносится с правилом ми-фопоэтического мышления, рассмотренного нами в разделе об архаических метафорах: вещи только тогда приобретают смысл, когда теряют его. Данное условие продиктовано самой сущностью сновидения, которое пробуждается каким-либо желанием и само есть попытка исполнения этого желания, его переживание в галлюцинаторной форме. «Сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения»125.

Задача психоаналитика — проникнуть за искажения сна, представляющие собой следствие деятельности цензуры сновидения, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний. Искажение сновидения (результат работы сновидения) осуществляется несколькими способами. Первый — это сгущение. Явное сновидение - всего лишь выжимка его истинного содержания. Эффект сгущения достигается за счет того, что несколько элементов сновидения, имеющих что-то общее, объединяются в один, определенные элементы вообще опускаются, так что из скрытого сновидения в явное переходит лишь небольшая часть комплексов. Сгущение делает сновидение непонятным. «Следствием сгущения является также отношение между скрытым и явным сновидением, заключающееся в том, что между различными элементами не сохраняется простого соответствия. Один явный элемент соответствует одновременно нескольким скрытым, и наоборот, один скрытый элемент может участвовать в нескольких явных как бы в виде перекреста»126.

123 Теория сновидений Фрейда вытекала из его теории ошибочных действий (оговорок, описок, опечаток, очиток и т. д.), которые он не считал случайными. Согласно Фрейду, ошибочные действия представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл. Они возникают благодаря противодействию двух намерений — первоначального, вытесненного и того, которое было бы, по мнению самого человека, уместным в данной ситуации.

124 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции: М.: Наука, 1991, с. 69.

125 Там же, с. 84.

126 Там же, с. 108.

175


Второй способ искажения сновидения — это смещение. Наиболее важные элементы сновидения расположены на периферии, а не в центре. Если из сновидения выпадает какой-либо фрагмент, который впоследствии возникает как дополнение, то именно он является наиболее важным (так как чем важнее фрагмент, тем сильнее сопротивление человека).

И, наконец, третий результат работы сновидения состоит в превращении мыслей в зрительные образы. Например, нарушение супружеской верности (Ehebruch) заменяет какой-либо другой разрыв (Bruch), скажем, перелом ноги (Beinbruch).

Если при совпадениях работа сновидения вполне понятна и объяснима — она заключается в их объединении (сгущении), то способ обращения с противоположностями на первый взгляд может показаться странным: «с противоположностями работа сновидения поступает точно так же, как с совпадениями, выражая их с особым предпочтением одним и тем же явным элементам»127. Например, подъем по лестнице означает то же самое, что и спуск по ней. Впрочем, это становится вполне понятным, если читатель вспомнит, о чем мы писали в разделе об архаических метафорах128.

Сам Фрейд называл эти черты работы сновидения архаическими или регрессивными, поскольку они выражают древние тенденции языка и письменности. Раннее детство, каким его описывает Фрейд, -нераздельность морально-этических понятий, напоминает Тифона (этот пример мы приводили ранее). Чем ближе к первоначалу, тем выше степень синкретизма и тем страшнее с точки зрения обычного человека. Фрейд писал: то страшное, злое, что открывают нам сновидения, — «просто первоначальное, примитивное, инфантильное в душевной жизни, открытое проявление которого мы можем найти у ребенка, но чего мы отчасти не замечаем из-за его незначительности, потому что не требуем от ребенка этического совершенства»129.

Ассоциативный метод сам по себе далеко не всегда дает удовлетворительные результаты, поэтому его необходимо дополнять символическим толкованием. Символическое отношение в терминологии Фрейда - это «постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом»130, при наличии такой связи элемент предстает как сим-

127 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991, с. 111.

128 Несмотря на то, что сам Фрейд говорит о символах, большая часть того, что он называет символами, гораздо более подходит под определение метафоры; см. гл. 1 (прим. авторов).

129 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М: Наука, 1991, с. 133. 130Тамже,с. 93.

176


вол. Фрейд называл символику самой примечательной частью теории сновидения. Символическое толкование дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой. Сущностью символического отношения является сравнение, но не любое. Это сравнение невозможно обнаружить при помощи свободных ассоциаций; видящий сон также не знает о нем. «Возникает впечатление, что перед нами какой-то древний, но утраченный способ выражения, от которого в разных обстоятельствах сохранилось разное, одно только здесь, другое только там, третье в слегка измененной форме в нескольких областях»131. Число предметов, изображаемых символически, невелико. Главным образом это человеческое тело в целом, родители, дети, братья, сестры, рождение, смерть, нагота, сексуальные отношения.

Онтопсихология. Символическая визуализация и синемалогия

Онтопсихология - одно из новых направлений психотерапии, оно появилось во второй половине XX века. Основатель этого направления А. Менегетти стремился создать «абсолютно точную науку», а для этого ему необходимо было найти точку отсчета. Парадокс заключался в том, что «самое точное» направление выдвинуло следующий главный постулат: сознание неточно отражает реальность, а посему отражательная способность сознания нуждается в постоянной корректировке психотерапевта.

Итак, сознание как инструмент постижения реальности было отбраковано: «первый шаг на пути к научной психологии - это отказ от сознания в обычном понимании и опора на эмоции и инстинкты, на реальность жизни»132. Что же оставалось? Поскольку не сознание играет главную роль в познании мира (младенец уже обладает познавательной способностью), оставалось познание человека на основе включения всех уровней восприятия — слуха, воображения, телесных ощущений и т. д., так называемое познание на органическом уровне (то есть посредством всего своего организма).

Согласно А. Менегетти, основная причина невротических расстройств заключается в том, что доминирующая социоцентрирован-ная логика направлена вовне, что приводит к искажению естественных эманации Ин-се (позитивного ядра человеческой личности, его

131 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991, с. 104.

132 Менегетти А. Введение в онтопсихологию. Пермь, 1993, с. 10.

177


подлинного бытия) и «экзистенциальной шизофрении» — конфликту между требованиями бытия и императивами (требованиями) социума. «При рождении человека появляется сгусток энергии, который можно представить в виде кольца, обладающего специфической формой: эта форма - Ин-се онтико (внутренняя сущность) человека. В этом ядре заключается структура, определяющая поведение всего энергетического заряда - константа Н (от латинского homo — человек). Н - это модель, принцип, пункт, с которого начинается развитие человека»133.

Задача психотерапевта — восстановить контакт пациента с его Ин-се, вернуть его к подлинному бытию, или, говоря на языке он-топсихологов, найти человека там, где он есть в соответствии с замыслом его жизни и природы. Онтопсихология придерживается той точки зрения, что с комплексами не надо бороться - это реакция на посторонние воздействия, их надо понять и подчинить себе. Конечная цель формулируется как достижение целостности «Я», исчерпание бессознательного в личности (бессознательное - «потерянный рай», ценнейшая часть личности), осознание всех составляющих элементов личности и максимально полная реализация творческого потенциала.

Информацию об Ин-се психотерапевт получает, анализируя семантическое (знаковое) поле своего пациента. «Семантическое поле — это автоматический канал информации, который устанавливается между двумя субъектами, между двумя реальностями; это первичная форма познания личности»134.

Главный метод онтопсихологии — интерпретация снов. Менегет-ти считал, что именно сны являются объективной правдой жизни. Интерпретируя сновидения, психотерапевт должен придерживаться следующих принципов:

1) Принцип индивидуации. Один и тот же сон, увиденный разными людьми, имеет разный смысл и разное толкование.

2) Принцип актуализированной потребности. Сон — это «крик» о насущной потребности.

3) Принцип функционального жизненного значения символов. Символы почти всегда несут либо позитивный, либо негативный биологический смысл.

4) Принцип специфического эффекта действия. Необходимость трактовки и учета сюжета сна при интерпретации результатов тех или иных действий персонажей.

133 Менегетти А. Введение в онтопсихологию. Пермь, 1993, с. 19.

134 Там же, с. 23.

178


5) Принцип учета направления разворачивающегося действия, подразумевающий анализ интенциальности действий, его мотиваци-онной и целевой направленности.

6) Принцип интерпретации субъективной выгоды от смысла происходящего. Это означает, что всегда надо задавать вопрос, почему и зачем происходит все, что происходит во сне.

Все эти принципы должны применяться в комплексе. В помощь психотерапевту Менегетти создал словарь образов, большая часть трактовок в нем в целом совпадает с юнгианскои традицией, но есть и немало оригинальных добавлений.

Сновидение — базовая категория онтопсихологии; все ее методы построены аналогично работе со сновидениями: имагогика, психо-тея, синемалогия, аутогенез, ОнтоАрт. Все они в той или иной форме являются реализацией «осознанных сновидений», и между ними много общего. Поэтому мы остановимся лишь на одном из них — сине-мал огии (просмотр фильма и обсуждение его в группе). Именно этот метод Менегетти считал самым перспективным.

Почему сновидения? Это гештальтные (целостные) действия, первичная и постоянная деятельность психики. Они наполнены образами и символами, а Ин-се по определению есть эйдетическое действие (у Менегетти «эйдетическое» значит «рождающее действие», то есть действие рождает образ, а образ рождает действие), образ — прямой проводник к нему. «Все действующее внутри нас — это образ; лишь только образ — след индивидуального опыта способен вызвать ощущения, органические и эмотивные изменения. Все зарегистрированное, сфотографированное, классифицированное, запрограммированное способно спровоцировать смещения квантов бессознательного и впоследствии проявляться всякий раз, когда сознание не поспевает за Ин-се» ш.

Онтопсихологическое исследование обнаружило пять уровней образа: чувственно-видимый (примитивное повторение реальности); рефлективный или психологический; образ сферы бессознательного (охватывает фантазию, онейрическую реальность (или реальность сновидений), искусство); метафизический образ (мир форм, регулирующих существование человека) и образы, пока не ставшие человеческими. Отбор настоящего, элементов реальности вокруг человека производят накопившиеся комплексы, мнемические следы (то, что некогда было увидено и воспринято), происходит своеобразное «образное программирование». Мнемический след, искаженный благо-

135 Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001, с. 16.

179


даря индивидуальным комплексам, и есть то, что в онтопсихологии именуется монитором отклонения, или деформирующей решеткой, и при каждом афферентном стимуле эта решетка вводит в действие уже прожитую ситуацию-решение, которая может быть уже совершенно не актуальной для индивида и его проблемы.

«Запечатление первичной сцены, сформировавшее мнемический след, избирательно подходит ко всякому новому событию как к запускающей, воспроизводящей себя причине. Впоследствии из разрастающихся мнемических образов формируется ситуация-образ, или ситуация-стартер»136. Иными словами, образы являются носителями реальности, она говорит через них, но образы — это не вся реальность. Отсюда двоякая роль образов: позитивная, если они являются точным проводником между Ин-се и сознанием, и негативная, если они превращаются в абсолютизированный код «Я», отчужденного от собственного Ин-се. Сфера образов свободна от чуждого вмешательства и способна указать исследователю-онтопсихологу как на ошибку, так и на выход из создавшейся ситуации. Образы объединяются в символы, образуя «матрицу смысла».

В кино, по мнению Менегетти, представлена вся феноменология комплексов, действующих в людском бессознательном человека. Для синемалогии выбираются фильмы тех режиссеров, которым удалось выразить на языке кинематографии семиотику, сущностные аспекты бессознательного. Синемалогия — это способ интерпретации, который не предполагает исследование самого фильма или творчества его режиссера. Важнейшим лицом в синемалогии является зритель; режиссер значим лишь постольку, поскольку и он принадлежит человеческому обществу. Этот метод Менегетти обсуждал со многими известными режиссерами, финал фильма Ф. Феллини «Город женщин» родился в результате одной из таких бесед.

Пример обсуждения фильма «Черным по белому» Тинто Брасса, по мнению Менегетти, — один из наиболее подходящих для синемалогии. «В этом фильме я увидел совокупное выражение всех граней многоликого присутствия монитора отклонения в уме каждого человеческого существа»137 Сюжет фильма прост: во время поездки в Лондон итальянка переживает сексуальное приключение с темнокожим мужчиной, после чего возвращается к мужу.

Приведем отрывок из дискуссии. (А. М. — Антонио Менегетти, Т. Б. - Тинто Брасс, участники группы.)

136 Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. М: ННБФ «Онтопсихология», 2001, с. 18.

ш Там же, с. 80.

180


« A . M .: Теперь приступим к анализу. Я бы хотел, чтобы некоторые из присутствующих рассказали о своем восприятии этого фильма, что позволит понять точку зрения всех участников. Мы должны проследить интенцию содержания кинокартины, которая задается вовсе не режиссером. Мы должны найти ту высшую истину, которую другие исследователи тщатся извлечь из сферы бессознательного, связывают со страхом и эдиповым комплексом.

Ирена (И.): С самого начала фильм меня раздражал, потому что напомнил о моем прошлом: состояние души, мысли и поступки главной героини совпадали с моими, пережитыми мною некоторое время назад и особенно одолевавшими меня в периоды одиночества. И в кинокартине женщина также показана одинокой.

Т. Б.: После этого выступления я начинаю лучше понимать поставленный передо мной ранее вопрос о том, откуда берут свое начало некоторые сцены. Может быть, в них выражено чувство вины, которое испытывала главная героиня за некоторые свои вольные мысли, сопровождавшиеся образами наказания, половых актов, насилия, смерти. В конечном счете негр представляет собой проекцию желания, которого женщина стыдится. Я символически выразил это запретное желание в образе негра как универсальной идентификации всего запрещенного.

А. М.: По теории Юнга, темнокожий человек, появившийся в сновидении белого, соответствует «теневой <части» спящего, указывает на неосвещенные закоулки его личности. Облеку в научные термины высказанный режиссером тезис: поскольку женщина поглощена желанием вступить во внебрачную связь с негром, ее внутренний мир реагирует тем, что наказывает себя, как только ей предоставляется возможность вкусить запретное. Вот почему мы становимся свидетелями калейдоскопа агрессивных проявлений.

И.: Лично я с этим не согласна, потому что подобные мысли появлялись у меня как раз в тот момент, когда половая связь с мужчиной не удавалась, то есть когда я запрещала себе наслаждаться. Следовательно, речь идет не о сексуальных отношениях, вызывающих чувство вины, а о запрещенном, заблокированном желании.

Т. Б.: Не думаю, что ваша реплика противоречит вышесказанному: главная героиня была не способна на большее, чем желание, то есть не смела реализовывать свои фантазии и вменяла себе в вину

12-3439

181


совершаемое в мыслях совокупление, которое не выливалось в радость свободной сексуальности.

А. М.: Можно сказать, что если женщина сумеет пережить обоюдное ликование партнеров во время полового акта, все навязчивые мысли, одолевающие ее, автоматически исчезнут.

Т. Б.: Я с этим согласен.

Клаудиа (К.): Я бы хотела обратить внимание на произнесенную в фильме фразу: «Помни, малышка, что секс — это грех, который приведет тебя не в рай, а в ад». Прежде мы установили, что машина изымает энергию человеческого существа, но не выяснили, каким именно путем свершается эта операция. Данный фильм показывает, что энергия забирается посредством сексуальных отношений. Во время сексуальной сцены, в момент самого начала соития, я заметила, что в кадр взята ракета на стадии запуска, напоминающая механический пенис, что обнажает суть происходящего полового акта, не имеющего ничего общего с подлинным сексом. Кроме того, я заметила, что взгляд главной героини был всегда застывшим, и внутренний ад, в котором она жила, отражался на ее лице, подобном лицу куклы-марионетки. Такими же становятся черты и моего лица в момент срабатывания определенных психических механизмов, заставляя меня почувствовать свою ригидность. Фильм документирует реальность гораздо более значительную, чем та, которой мы живем в повседневности. Но именно этот сокрытый пласт и является подлинной реальностью внутреннего мира человека. В фильме не видно следов присутствия мужчины, даются только обычные символы, свидетельствующие о преобладании механизма. Меня поразила сцена, когда главная героиня уходит с сеанса массажа с крестиком на лобке. Мне кажется, что в кинокартине абсолютно отсутствуют настоящая любовь, секс, жизнь, душа. Сухое дерево, появляющееся в начале и в конце фильма, указывает на циклически повторяющееся утверждение смерти.

Элеонора (Э.): На мой взгляд, фильм совершенен, но не потому, что режиссеру удалось выразить в образах проекцию желания главной героини, а благодаря безупречному отражению реальности внутреннего мира женщины. Если бы я не знала, что эта кинокартина снята Тинто Брассом, то подумала бы, что ее режиссером является женщина, потому что только ей дано понять показанную реальность настолько точно.

182


Этот фильм пронизан апофеозом машины, механизма. Даже негр, с виду такой приятн ый молодой человек, на поверку оказывается лишь материалом, плотью для телеобъектива, а не мужчиной. Женщина в своем поведении источает странный эротизм, как будто вынуждена исполнять свою роль с оглядкой на объектив. Все это сродни ожиданиям механической руки в фильме «Семя демона», суть которого сводится к желанию несуществующего секса: это лишь желание генерировать энергию для подпитки высохшего дерева, ветви которого служат оболочкой для мозга машины, проводами, связующими все терминалы механизма. Женщина принуждена жить именно таким образом, и чувство вины здесь совсем ни при чем: дело в том, что она не знает себя, так как запрограммирована на машинное существование, и способна только на выхолощенные сексуальные отношения, в которых утверждается расщепление человеческого существа и отсутствует любовь»138 .

Метод синемалогии возник случайно. Однажды Менегетти организовал дискуссию-обсуждение фильма со своими бывшими пациентами. Он заметил, что каждый из них интерпретировал содержание фильма, исходя из собственных комплексов. Впоследствии он провел серию подобных экспериментов и пришел к выводу, что фильм является универсальным фактом, который способен выразить бессознательное как массы, так и индивида. Для синемалогии подходят практически любые фильмы, но особенно те, которые получили наибольшую известность в мире, так называемые «культовые». Главный критерий отбора фильма — способность увлечь зрителя.

Смысл этого метода состоит в том, чтобы с помощью фильма выпустить наружу инстинкты и желания, таящиеся в каждом зрителе. Истинным объектом синемалогии является не сам фильм, не творчество режиссера (ведь это не критический анализ), фильм рассматривается только как определенный образ, который используется для анализа людей, переживающих этот образ. «Синемалогия — это особый способ интроспекции мира образов, сопряженных воедино определенной целью, историей, процессом и отражающих стремление быть или не быть, вести тот или иной образ жизни»139. Зрителей просят полностью отдаться своим чувствам, позволить себе сопереживать героям фильма. Психотерапевт же, наоборот, занимает отстра-

138 Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. М.: ННБФ«Онтопсихология», 2001, с. 75-80.

139 Там же, с. 94.

12*

183


ненную позицию. После просмотра он задает вопросы. Почему вам нравится этот образ? Почему он вас привлекает? Почему он вас волнует? Почему вы его ненавидите? Почему вы его отвергаете? Менегет-ти даже перефразировал известную поговорку: «Скажи, какой образ увлекает тебя, какой образ тебе близок, задевает тебя, и я скажу, кто ты и что собой представляешь».

Синемалогия позволяет вычленить и проанализировать восприятие образа зрителем подобно тому, как в процессе психотерапии интерпретируются сновидения с целью обнаружения комплексов - искаженных структур личности, формирующих ее поведение. Поэтому многие переживания, вызванные фильмом, ассоциируются с воспоминаниями детства, со сновидениями. Метод синемалогии, как и многие другие подобные методики, основан на идее проекции — мое видение реальности зависит от моего внутреннего состояния.

Сеанс синемалогии длится 4 — 6 часов, но предварительно все участники должны пройти минимум три консультации с онтопсихологом. Перед началом фильма психотерапевт рассказывает о нем, представляя его основную тематику. Он должен обязательно уточнить, что синемалогия не имеет ничего общего с кинофорумом и что основная задача присутствующих - прислушиваться к своим эмоциональным ощущениям. После просмотра зрители рассказывают о тех моментах, которые их особенно взволновали. На этом этапе выявляются комплексы.

Затем начинается последний этап, целью которого является «перенастройка» сознания. Из рассказов зрителей как бы выстраивается «второй фильм», во многом отличающийся от первого. Психотерапевт выступает перед группой, анализируя эти отличия так, чтобы зрителям стал очевиден тематический отбор их комплексов. Потом он обобщает все изложенные участниками интерпретации и мнения, раскрывая их мотивацию. И, наконец, предполагается, что психотерапевт раскрывает «подлинную» подоплеку всех образов фильма, его подлинную интенциональную структуру.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!