Психологическая характеристика желтого цвета



Желтый цвет — это самая светлая яркая краска, и поэтому воздействует он легко и живо. Красный цвет кажется более плотным и

204


тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этим он активизирует вегетативные функции — повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание аналогично тому, как это делает красный цвет, но неизмеримо лабильнее. Желтый цвет воспринимается нами как солнце — светлым и сверкающим. Желтый цвет, легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий, соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, релаксации. Если к зеленому свету добавить красный (аддитивное смешение цветов), то получится желтый. Это оптическое объединение обоих цветов в желтый соответствует и психологическому началу желтого цвета.

Красный как возбуждение, а зеленый как напряжение создают в результате состояние возбужденного напряжения. Как из красного и зеленого появляется другой цвет — желтый, так и возбужденное напряжение приводит к другому психическому состоянию — к взрыву, разрядке, эксцентрическому расслаблению, как, например, смех после фразы, раскрывающей смысл анекдота.

Желтый — как растворение, изменение, освобождение, пространственный простор являет собой противоположность зеленому, который выражает напряжение, инерцию, укрепление и пространственную ограниченность. Желтый выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения. Предпочтение желтого цвета остальным означает поиск освобождения, способного сделать счастливым. Если же одновременно отвергается синий цвет, означающий покой, удовлетворение и единение, то речь идет о несчастном и неподходящем для реальной связи человеке, который в постоянном беспокойстве ищет удовлетворение в идоле любви.

Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность) и предпочитается желтый (поиск и ожидание освобождающей разрядки), а вместе с ним и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это беспокойство, эта чувствительность, форсированное самоутверждение и напряжение ожидания характерны для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и который пытается завоевать признание с помощью превосходства.

Желтый — это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность — раскрыться. В развитии и раскрытии заложен индивидуальный смысл всех изменений. В них заключена надежда, стремление к радости, к счастью. Желтому отдают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возмож-

205


ность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их, как зависимость. Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из-за отсутствия жилья или не удовлетворяющих домашних условий отправляются в дальние путешествия, гонимые тоской по дальним странам.

Отвержение желтого означает разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным. Неприятие желтого цвета и одновременно предпочтение, отдаваемое синему цвету, отражают болезненную привязанность, которую можно встретить у многих людей. Этот вид любви часто бывает отмечен чертами мазохизма.

Зелено-желтый цвет

Если к чистому желтому подмешать едва заметное количество зеленого, то желтый будет выглядеть более холодным и более светлым. Кто предпочитает зеленоватый лимонно-желтый, тот тормозит движущие импульсы, контролирует себя, наблюдает за другими и за своим поведением, чтобы не вступать в конфликт. Это поведение, зачастую поддерживаемое критическим, острым интеллектом, служит самозащитой. Такие люди всегда следят за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике, не получить отказ или не скомпрометировать себя. По этой причине зеленоватый лимонно-желтый цвет, который благодаря добавлению зеленого (самоутверждение) тормозит разрешение желтого, большей частью предпочитают фригидные женщины и импотентные мужчины, которые с помощью самоутверждения и самонаблюдения тормозят возбуждение и способность к отдаче.

Коричнево-желтый цвет

Прямо противоположное действие оказывает янтарный медово-желтый цвет. В нем объединяются два противоречия: свет и легкость желтого и темнота и тяжесть коричневого. Хотя все еще доминирует желтый как цвет самораскрытия и установления контактов, однако вместо поверхностности и изменчивости чистого желтого коричнево-желтый выражает чувственную приятность. Предпочтение этого цвета говорит о потребности в счастливом, полном наслаждений, нежно-ласковом состоянии.

Красно-желтый цвет

Если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение

206


желтого — раскрытие и установление контактов повышается в сторону активной интенсивности. Благодаря красному желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной сдержанности или изощренности.

Золотой цвет

Если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно это его значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота. Золото независимо от своей покупательной способности выражает чувство лучезарного счастья.

Психологическая характеристика коричневого цвета

Коричневый—это затемненный желто-красный. Коричневый цвет теряет экспансивный импульс и ударную жизненную силу красного. У него остается только жизненное состояние. Эта жизненность в коричневом цвете, теряя активность, становится пассивной. Поэтому коричневый цвет выражает жизненные, телесно-чувственные ощущения, инстинктивное в управлении ими. Поэтому любовь, равнодушие или отрицательное отношение к коричневому цвету информирует об отношении к собственному телу. Тот, кто отклоняет коричневый цвет как несимпатичный, игнорирует жизненное состояние тела. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту. Тот, кто в тесте отклоняет коричневый цвет, стремится стать выше инстинктов, зависимых от потребностей, и утвердиться в качестве индивидуальной личности. Из-за этого страдает способность получать чувственное наслаждение, в результате чего возникает дефицит, являющийся причиной компенсации вплоть до навязчивых сексуальных идей.

Мрачному, тусклому коричневому цвету в тесте часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима. Чтобы заглушить голос рассудка, они ищут убежища в примитивных инстинктах (коричневый). В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям.

Психологическая характеристика серого цвета

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-

207


либо психической тенденции. Серый — это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, не напряжение и не расслабление. Серый вообще не территория, на которой можно жить, это только граница; граница как ничейная полоса, как контур, как разделительная черта. Если серый — границу ставят в тесте на первое место, значит, не хотят позволить познать себя, ограждают себя от всяческих влияний, чтобы остаться невозбудимым. При сильном переутомлении оградительной (защитной) реакцией часто служит склонность к серому цвету.

Светло-серый цвет

В противоположность темно-серому светло-серый действует легко. Это роднит его с красным. Таким образом, светло-серый выражает характер свободного и возвышенного психоэнергетического состояния возбуждения. Если среди других серых тонов отдается предпочтение светло-серому, то можно предположить наличие готовности к полному и адекватному реагированию на раздражитель. Психологически это вегетативное состояние можно охарактеризовать как готовность к возбуждению или готовность к переживаниям и контактам.

Темно-серый цвет

Темно-серый воздействует так же, как и темно-синий, — спокойно, полно и тяжело. Возбуждение в данном случае приглушено или заторможено, но это еще не застой. Тому, кто предпочитает темно-серый, присуща повышенная чувствительность. Для него важно достичь устойчивого, гармоничного состояния равновесия без напряжения и возбуждения, приносящего удовлетворение и исполнение желаний. Так же, как и при коричневом цвете, доминирует потребность в регрессивном физическом и душевном удовлетворении. Тот же, кто отклоняет темно-серый цвет, страдает от своей чувствительности. Так как ожидаемая гармония нарушена, то он отклоняет также сердечные и чувственные связи.

Серый, а также два других ахроматических цвета — белый и черный — повышают интенсивность каждого находящегося рядом хроматического цвета. Так, например, действие красного рядом с серым, белым или черным значительно интенсивнее, чем его действие рядом с одним из хроматических цветов, например, с зеленым или желтым.

208


Психологическая характеристика белого и черного цветов

Выбор среди определенных хроматических цветов отражает значимое отношение к определенным эмоциональным сферам. Выбор среди ахроматических цветов указывает на психомоторное исходное положение, вегетативный тонус и психоэнергетический уровень субъекта. По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершенностью как конечный пункт яркости, а черный — как конечный пункт темноты. В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса, выбор черного или белого, напротив, демонстрирует абсолютное и окончательное решение («черно-белый приговор»). Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное упорство; белый как эксцентрическое растворение — бегство.

Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый — это tabula rasa, чистая доска, разрешение проблем и новое начало, он является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружения в нирвану. Тот, кто отдает предпочтение белому цвету, нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств. Белый — это граница начала и согласие.

Черный выражает застой, защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Тот, кто ставит черный цвет на первое место, из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Тот, кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, что по статистике происходит чаще всего, не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки. Так как он едва ли способен терпеть лишения, то рискует выдвигать чрезмерные авторитарные требования.

Теория Люшера может применяться не только при интерпретации теста Люшера, но и при разработке авторских техник. Пример такого творческого подхода — техника, разработанная И. Л. Соломиным.

Техника цветовых метафор

В России на основе теста Люшера в 1980-х годах был разработан тест цветовых отношений (ЦТО). Его автор — А. М. Эткинд, в то время сотрудник Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью этого теста была клиническая диагностика эмоционального отношения человека к значимым для него людям. Вот как выглядела схема этого теста:

209


 

 

 

Процедура

Вариант ЦТО

Полный Краткий

Проведение

1. Испытуемый ранжирует все 8 цветов в порядке их соответствия каждому человеку из списка. 1. Испытуемый подбирает один самый подходящий цвет для каждого человека из списка.

2. Затем цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения.

Обработка Для каждого человека  из списка вычисляется коэффициент ранговой корреляции между раскладкой цветов, соответствующей этому человеку, и раскладкой цветов, ранжированных     в     порядке предпочтения испытуемым. Для каждого человека   из списка определяется, какое место в раскладке по   степени   привлекательности занимает соответствующий ему цвет.

Интерпретация

1. Чем больше коэффициент корреляции,       тем        лучше эмоциональное             отношение испытуемого к данному человеку 1. Ранг привлекательности цвета является показателем эмоционального отношения испытуемого к данному человеку.

2. Содержание отношения испытуемого к человеку определяется

общепсихологическим смыслом того цвета, который выбран испытуемым в

качестве подходящего для данного человека.

Впоследствии эта методика была использована И. Л. Соломиным для создания теста на выявление мотивации человека. В этом тесте цветовые карточки располагаются в соответствии с набором понятий (которые используются для оценки эмоционально-мотивацион-ной сферы испытуемого). Тест основан на предположении, что обозначение разных понятий одним цветом является косвенным показателем сходства эмоционального отношения к данным понятиям. Этот тест также допускает использование любого цветового материала, имеющегося в наличии, а не только таблиц Люшера, и может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Существуют лишь два ограничения на применение цветов: 1) цвета должны быть как можно более разнообразными, чтобы обеспечить максимальную, свободу выбора; 2) количество цветов должно быть в несколько раз меньше количества оцениваемых понятий, иначе нельзя будет получить группы сходных понятий. Эту технику можно использовать при работе как с детьми, так и со взрослыми.

Для проведения всей процедуры необходим набор цветных карточек и набор карточек с названиями понятий. Список понятий составлен так, чтобы в нем присутствовали понятия, отражающие разные виды деятельности, разные потребности, разные ценности, эмоциональные переживания, разных людей (включая испытуемых и т. д.). Примеры понятий: «мой отец», «работа», «интересное занятие», «каким я хочу быть», «какой я есть на самом деле», «угроза», «достижение успеха», «мое будущее», «мое прошлое», «мой начальник», «творчество», «мое увлечение», «печаль», «раздражение», «неприятность» и т. д.

210


Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке. При этом говорится: «Перед вами цветные карточки. Кроме того, я даю вам карточки, на которых написаны различные понятия. Я прошу вас каждое из этих понятий обозначить одним из цветов. Для этого вам необходимо карточку с понятием класть надписью вниз под тем цветом, который, по вашему мнению, является наиболее подходящим для обозначения данного понятия. Понятий больше, чем цветов, поэтому одним и тем же цветом можно обозначать несколько понятий».

После того, как клиент разложит все понятия к соответствующим цветам, ему предлагается разложить цвета в порядке привлекательности: «А теперь выберите, пожалуйста, какой цвет вам сейчас больше всего нравится. Самый приятный цвет? А теперь выберите самый приятный цвет из оставшихся. Продолжаем». В результате цветные карточки располагаются на столе в порядке предпочтения вместе с соответствующими им карточками с понятиями. Затем результаты тестирования обсуждаются с клиентом.

Клиенту сообщают, что данный тест основан на двух простых принципах. Во-первых, если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно.

Во-вторых, в том случае, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то он, видимо, и относится к ним приблизительно одинаково. То есть в этих понятиях для человека есть что-то общее. И если понятия разных категорий попадают в одну группу, то есть обозначаются одним цветом, то это не случайно. Например, если человек поместил в одну группу понятия «интересное занятие» и «моя работа», то это значит, что он относится к своей работе с интересом. Если он объединяет понятия «каким я хочу быть» и «мой отец», то он, вероятно, хочет быть похожим на своего отца. Если человек обозначает одним цветом понятия «мой начальник» и «угроза», то он боится своего начальника. Если в одной группе оказываются понятия «мое будущее», «мое увлечение», «достижение успеха», «творчество», «радость», то в сознании человека его собственное будущее ассоциируется именно с этими понятиями, его представления о будущем оптимистичны.

Далее раскрываются и обсуждаются карточки с понятиями, обозначенными самыми приятными цветами. Потом анализируются те группы, в которые попадают понятия «мое увлечение» и «интересное

211


занятие». Затем те, которые связаны с понятием «мое настоящее», «мое будущее» и «мое прошлое». Далее выясняется, с чем ассоциируются понятия «какой я есть на самом деле» и «каким я хочу быть».

После этого определяется, какие понятия обозначаются самыми неприятными цветами. А также то, какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями — неудачей, угрозой, раздражением, печалью, неприятностями и т. п. Наконец, можно выявить отношение клиента к конкретным занятиям, людям или другим жизненным обстоятельствам — к работе, учебе, детям, друзьям, начальству и т. д. В процессе обсуждения результатов психолог указывает клиенту на возможные ассоциации в его сознании, устанавливает субъективное сходство и различия между понятиями, формулирует предположения о структуре представлений, отношений и мотивов, проверяет их с помощью вопросов, просит клиента объяснить те или иные результаты.

Цель обсуждения — улучшить понимание содержания потребностей клиента, его ценностей, стремлений, степени их удовлетворения, мотивов тех или иных действий, отношений, возможных способов адаптации, текущего положения дел и будущих перспектив, источников стресса и негативных переживаний.

Если психолог работает с группой (в частности, этот тест успешно применяется менеджерами по персоналу), карточки закрепляются на доске и все цвета нумеруются, а испытуемым раздаются бланки регистрации ответов. Психолог обращается к группе: «Перед вами на доске находятся цветные карточки, каждая из которых обозначена определенным номером. Вы получили бланк, в котором имеется список понятий. Я прошу вас обозначить каждое понятие из этого списка определенным цветом. Для этого вам необходимо в колонке «№ цвета» справа от каждого понятия записать номер того цвета, который, по вашему мнению, лучше всего подходит для обозначения данного понятия. Так как понятий больше, чем цветов, вы можете использовать один цвет для обозначения нескольких понятий. У кого есть вопросы? Начали».

После того как все испытуемые напротив каждого понятия поставят номер самого подходящего для него цвета, дается инструкция для второй части тестирования: «А теперь в самой верхней строчке таблицы справа от клетки «№ цвета» запишите, пожалуйста, номер самого приятного для вас цвета, который вам сейчас больше всего нравится. В клетке правее номера самого приятного цвета запишите номер следующего по степени привлекательности цвета и так далее. Таким образом, в верхней строчке у вас должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного». Вот пример такого листа:

212


Понятие № цвета 3 2 4 5 6 1 7 0
Успех 3 V              
Неудача 7             V  
Общение 4     V          
Техника 0               V
Болезнь 7             V  
Радость 3 V              
Моя учеба 0               V
Свобода 3 V              
Знания 1           V    
Мой отец 7             V  
Люди 5       V        
Каким (какой) я хочу быть 2   V            
Любовь 4     V          
Моя работа 6         V      
Конфликты 6         V      
Угроза 7             V  
Природа 5       V        
Моя мать 1           V    
Труд 6         V      
Власть 2 V              
Образование 1           V    
Мой муж (моя жена) 5       V        
Медицина I           V    
Мое настоящее 2   V            
Конкуренция 6         V      
Реклама 3 V              
Искусство S       V        
Мой друг (подруга) 4     V          
Семья 1           V    
Мое прошлое 6         V      
Информация 2   V            
Какой (какая) я на самом деле 4     V          
Заработок 2   V            
Перемены 4     V          
Печаль 1           V    
Мой дом 0               V
Мой начальник 6         V      
Мое увлечение 2   V            
Финансы 2   V            
Мой ребенок 5       V        
Неприятности 6         V      
Интересное занятие 1           V    
Школа 0               V
Бизнес 3 V              
Дети 4     V          
Страх 7             V  
Мои обязанности 2   V            
Мое будущее 3 V              
Обслуживание 1           V    
Творчество 3 V              
Материальное благополучие 5       V        
Мои сотрудники 1           V    
Раздражение 3 V              
Моя карьера 2   V            
Управление 2   V            
Моя профессия 4     V          
Моя фирма 2   V            
Домашнее хозяйство 0               V
Наука 1           V    
Психология 5       V        
Мои клиенты 4     V          

14 - 3439

213


Для большего удобства интерпретации результаты обработки лучше представить в виде таблицы, где в каждом столбце перечислены понятия, обозначенные одним цветом:

 

Номера цветов.

ранжированных по степени их привлекательности

 
3 2 4 5 б 1 7 0
Мое будущее Мое Какой я на Моя жена Мое прошлое Интересное Мой отец Мой дом
Бизнес настоящее самом деле Мой ребенок Мой занятие Угроза Домашнее
Реклама Мое Мой друг Люди начальник Моя мать Страх хозяйство
Творчество увлечение (подруга) Психология Моя работа Семья Болезнь Моя учеба
Успех Каким я хочу Дети Природа Труд Мои Неудача Школа
Радость быть Мои клиенты Искусство Конкуренция сотрудники   Техника
Свобода Информация Моя Материальное Конфликты Образование    
Власть Финансы профессия благополучие Неприятности Наука    
Раздражение Управление Моя фирма Заработок Мои обязанности Моя карьера Общение Любовь Перемены     Медицина Обслуживание Знания Печаль    

Кататимное переживание образов

(символдрама

или инициированная символьная проекция)

Эта техника была разработана известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером на основе исследований Э. Кречмера и его «активного ступенчатого гипноза». Первые результаты более чем двадцатилетних исследований были опубликованы в середине 1950-х годов. В основе данной техники лежат сразу несколько теоретических разработок.

Прежде всего это механизм катарсиса, открытый Йозефом Брей-ером, учителем 3. Фрейда. Суть катарсиса состоит в том, чтобы дать пациенту возможность высказаться о беспокоящих его чувствах или событиях. В результате такой процедуры наступает облегчение. В случае символьной проекции происходит явление, которое можно назвать символическим катарсисом — облегчение состояния наступает не потому, что пациенту приходится заново проходить через мучительные и болезненные моменты своей жизни, но благодаря психологическим переживаниям во время визуализации символов.

Еще одно преимущество этой техники заключается в том, что полученную информацию не требуется переводить на строгий язык научных понятий, как это делается в собственно аналитических техниках. Кроме того, она дает возможность ставить диагноз и проводить последующую терапию также в символьных терминах и на символьном (неаналитическом) уровне.

«Содержание каждого образа, в том числе представляемого в воображении, протекание любой сцены или истории (даже если она

214


состоит только из последовательности несвязанных сценических сюжетов) закономерно передают чувства и элементы настроения. С точки зрения образности они все время могут что-то сказать. Такая информация, не обязательно выраженная словами и понятиями, может быть полезной для психотерапии. Ее можно с успехом просто так и оставить в ее многозначительной широте толкования образов в качестве «загадки образов» или выражения «языка образов». Этот образный язык очень хорошо может быть понят недифференцированными, регрессивными частями «Я» в форме детского способа восприятия и понимания. Благодаря этой предсознательной способности связанного переживанием понимания («emotional inside») представление образов в КТО144 уже действует психотерапевтически (разумеется, лишь в ограниченной мере)»145.

Другой источник — ассоциативные тесты К. Г. Юнга и метод свободных ассоциаций 3. Фрейда, основанные на механизме проекции вытесненных или подавленных участков психики. На основе этих разработок Лейнер рассматривал образы фантазии (иначе кататим-ные образы, от греч. «ката» — соответствующий, зависящий и «ти-мос» — одно из обозначений души, эмоциональности), возникающие у пациента в виде эйдетических представлений, как проекции потребностей, конфликтов и аффектов, составляющих содержание бессознательного. Таким образом, кататимное переживание образов позволяет осуществлять проекцию с «глубинных уровней» личности. Лейнер называл этот метод еще и сновидениями наяву, но в отличие от других подобных методов эта техника предполагает тематическое структурирование.

В отличие от большинства проективных методик эту технику можно повторять через небольшие промежутки времени, для того чтобы выявить мельчайшие изменения в процессе психотерапии. Если в психоанализе требуется пройти 100 — 300 сеансов, то в случае применения символдрамы исцеление или существенное улучшение состояния наблюдается уже через 20 — 50 сеансов. Однако, поскольку это очень сильная психотехника, применять ее может только специалист.

На начальной стадии работы используется методика аутогенной тренировки Й. Шульца, которая, впрочем, может быть заменена любым упражнением на расслабление. Критерий готовности пациента к началу работы - достижение пациентом легкого гипнотического состояния, характеризующегося глубоким и ровным дыханием, как

144 Кататимное переживание образов (КТО).

145 Лейнер X. Кататимное переживание образов. М: Эйдос, 1996, с. 45.

14*

215


на четвертой стадии методики Шульца. Кроме того, Лейнер допускал зачитывание психотерапевтом текста-установки на расслабление. В некоторых случаях он допускал прямой переход к представлению образов, так как свободное фантазирование оказывает расслабляющий эффект, усиливающийся в процессе сеанса. Отличительные особенности этого психического состояния — сниженный уровень осознания внешнего мира, критичности и самоконтроля.

Когда требуемое состояние достигнуто, субъекта просят визуализировать обычный набор из двенадцати символов-мотивов, которые называет психолог. Вокруг каждого из них пациент сам развивает сеть вторичных образов, символов, ассоциаций. Символдрама, или метод кататимного переживания образов относится к глубинно-ориентированной психотерапии и наиболее эффективен для краткосрочного лечения неврозов и психосоматических заболеваний. Набор используемых образов был составлен на основе анализа мифологий, так что эти образы имеют архетипический статус, соотносимый с экзистенциальными жизненными ситуациями. Этот выбор определили клинические наблюдения Лейнера в период с 1948 по 1954 годы. Выяснилось, что максимальный внутренний отклик у пациентов вызывают образы ландшафтов.

Мотивы симводдрамы разбиты по ступеням. К основной ступени относятся мотивы цветка (тестовое задание), луга, ручья, горы, дома, опушки леса (ожидание фигуры из чащи). К средней ступени -представление значимого лица, розовый куст/поездка на машине, лев, идеальное лицо. К высшей ступени - пещера (окно на болоте), вулкан, старинный фолиант.

Для основной ступени были выбраны мотивы, представляющие широкое пространство для развития индивидуальных проекций. Работа с каждым мотивом предполагает отдельный сеанс. Перед началом основной ступени пациенту дается тестовое задание: представить цветок. В ходе его выполнения выясняется, насколько данный пациент способен образовывать кататимные образы. Цветок необходимо представить во всех подробностях, потрогать, понюхать и т. д. Чаще всего представляют красный и желтый тюльпаны, красную розу, подсолнух, ромашку, маргаритку. Невроз проявляется в образах искусственных (особенно сделанных из стали), увядающих или чрезвычайно экзотических, нереальных цветов с яркой, вызывающей окраской. Слияние двух цветочных мотивов в один — признак одаренности, богатства фантазии. Отклонением считается образ сразу нескольких цветков. Это говорит о том, что пациенту в жизни трудно сделать выбор. Важно двигаться вниз по стеблю цветка и узнать, растет ли он в земле, стоит в

216


вазе или срезан («оторванность» от реального мира). От мотива цветка можно совершить переход к мотиву луга (см. далее).

Рассмотрим мотивы основной ступени.

1. Луг выступает в качестве «катализатора визуализации», это матерински-оральный символ. Его используют отдельно или в сочетании с мотивом цветка: сначала предлагают представить образ цветка, а потом луг, на котором он растет. Луг — это некоторая начальная точка, маркированная положительно - «психологический райский сад», так как слова со значениями «росток», «стебель», «трава» в разных языках соотносятся со значениями «хороший», «правдивый», «здоровый», «смелый»146.

Луг означает возврат к свободе и новые начинания. Как правило, люди сначала представляют себе местность, которую они уже когда-то видели, но гораздо большую диагностическую ценность имеют образы незнакомых мест. Пациента просят прогуляться по лугу и описать вслух все, что он чувствует и видит. Сценарий луга представляет собой более или менее осознанное состояние пациента. Солнце — приподнятое оптимистическое настроение, угрюмое небо — от задумчивости до депрессии. Время года указывает на прочно укорененную базовую настроенность. Осенняя ситуация — печальное, плохое настроение, весенняя — оптимистическое ожидание, летняя — чувство удовлетворения от исполнения чего-то. Особое значение для диагностики имеют размер луга и оттенок зеленого цвета травы на лугу, яркость и тепло солнечного света. Это позволяет судить об общем состоянии психологического здоровья субъекта. Если луг не имеет границ, то это говорит о наличии иллюзорных ожиданий. Если же он представляет собой маленькую площадку, задавленную со всех сторон лесом, то это свидетельствует о депрессивных тенденциях.

Различные формы нарушений и отклонений от «классического» луга — проекции внутренних конфликтов. Вместо луга порой появляется сжатое поле, болото, заасфальтированная площадка или даже пустыня. В случае очень неблагоприятной картины луга необходимо вмешательство психотерапевта.

Психотерапевт предлагает пациенту свободно отдаться своим желаниям: походить по лугу, прилечь, присесть, собирать цветы и т. д. Эти действия характеризуют тенденции поведения, свойственные пациенту в реальной жизни. Мотив луга занимает либо первое, либо последнее место в серии символов-мотивов.

146 См. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1996, с. 276.

217


2. Ручей — тоже орально-материнский символ. Вода считалась первоэлементом Вселенной, но чаще всего выступала в женской ипостаси, вступающей в союз с огнем. Начало драмы творения представляло собой снисхождение огня в водяную бездну, Хаос. Согласно мифологическим представлениям, вода обладала спасительной, омолаживающей силой, но одновременно могла выступать как источник зла, гибели и смерти. Юнг считал воду наиболее распространенным символом бессознательного. Это согласуется с древними представлениями: понятие «потусторонний мир» первоначально имело значение «относящийся к воде» или «находящийся за водой», души умерших переправлялись в загробный мир по воде.

Что касается воображаемого ручья, то количество воды в нем -показатель общей психической энергии, циркулирующей в психических структурах субъекта. Бурность ручья показывает, насколько пациента беспокоят его внутренние проблемы, а чистота или мутность воды символизируют степень их осознанности. Как и во всех остальных случаях, надо спросить пациента о том, что бы ему хотелось сделать на берегу ручья-- вымыть ноги, посидеть и т. д. После того как пациент подробно рассмотрел и описал ручей, ему предлагается выбор — пойти вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, на какое он сможет. Идти вверх по течению легче, чем вниз. В ходе этого путешествия, как правило, возникают образы различных препятствий — сигналы об актуальных проблемах психики. Например, плотина или запруда говорит о наличии такого явления, которое 3. Фрейд называл «ущемлением» или «застоем» аффектов у невротических пациентов. Крайне острый симптом — пересыхание русла.        ,

Если пациент выбирает путь вверх, то рано или поздно он дойдет до источника - символа материнского обеспечения (он бьет из матери-земли). Если в области источника существуют какие-то разрушения, это сигнализирует о нарушенных в раннем детстве отношениях «мать — дитя». Если пациент выбирает путь вниз по течению, то он приходит к морю (символ бессознательного), которое может быть ласковым и приветливым или же таить в своих глубинах разных чудищ.

X. Лейнер отмечал, что само использование воды, независимо от формы, уже оказывает психотерапевтический эффект, он даже ввел термин — «кататимная гидротерапия».

3. Восхождение на гору. Значение «гора» соотносится со значением «огонь», «гореть», а через него — со значением «весь», «целостность»147.

147 См. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1996, с. 126.

218


Во многих культурах существует миф о Мировой горе, символизирующей Вселенную, например, гора Сумеру в Индии или Олимп древних греков. Такая гора является центром мира. В данной технике гора обозначает уровень притязаний, цели субъекта, природа препятствий на пути указывает на факторы, мешающие духовному росту.

Идеально здоровый человек обычно без труда может подняться в гору по дороге или тропинке. Его гора средней величины (не более 1000 м), обычно поросшая лесом, на нее довольно просто взобраться. Формы гор невротических пациентов могут быть самыми разнообразными и сложены они могут быть из самых разных материалов: сахара, мрамора, папье-маше и т. д.

На вершине горы пациент находит место, откуда открывается панорама во все стороны. Погода хорошая, пациент видит далеко, обычно его глазам предстает среднеевропейский ландшафт. Различные элементы ландшафта символически отражают отношения с эмоционально значимыми людьми. Кроме того, вершина гора означает еще и идентификацию с важной отцовской или материнской фигурой.

Мотив горы подразделяется натри компонента: в обыденной жизни под «подъемом» подразумевается восхождение по служебной лестнице, поэтому высота воображаемой горы соизмерима с притязаниями и честолюбивыми устремлениями пациента. Способ взбираться на гору отражает выбор средств при достижении этих целей. Усердные и всегда готовые работать люди без каких-либо указаний начинают подниматься в гору, как только перед ними возникает ее образ. Люди, привыкшие к удобствам и избегающие проблем, выбирают прогулочный путь, быстро утомляются, часто отдыхают в пути. При тяжелых невротических нарушениях тропа становится скользкой и пациент все время скатывается вниз или, наоборот, идет не в гору, а спускается все ниже и ниже в темный лес. Пациент с выраженной истерической структурой личности может вообще проигнорировать процесс восхождения, заявив, что он уже находится на вершине.

Второй компонент мотива горы — панорама, открывающийся вид, символически обозначающий вознаграждение за проделанный путь. Терапевт просит пациента описать, что он может разглядеть позади себя, впереди, справа и слева. Вид сзади — это, как правило, взгляд в прошлое, спереди — ожидание будущего, справа — акцентируется когнитивная, рациональная, мужская установка, слева — эмоциональная, женская. Экзотические ландшафты сигнализируют о наличии серьезных проблем.

Третий компонент - спуск с горы. Одни люди воспринимают его с облегчением, так как они чувствуют себя неуютно на вершине горы,

219


другие, те, у которых очень велик уровень притязаний, неохотно спускаются вниз.

Мотив горы настолько важен, что его рекомендуется повторять время от времени на протяжении всего курса.

4. Посещение дома. На проработку этого мотива требуется много времени. Мотив дома следует предлагать только тем пациентам, которые уже хорошо освоились с симводдрамой и способны, по мнению терапевта, выдержать определенную нагрузку. Дом выступает символом «Я» субъекта, структурой, на которую проецируются желания, устремления, установки. В мифологии дом — это символ космоса, Вселенной. Небо в древних легендах и сказаниях изображалось как прекрасные палаты, жилище богов. Отсюда известные метафоры «шатер неба», «небесный чертог».

Для диагностики важны расположение, размер и устройство комнат, так как это показывает компоненты и функции психического содержания субъекта. Сначала пациента просят описать внешний вид дома (стоит обратить особенное внимание, не напоминает ли он дом его родителей или родственников), а потом его внутреннее устройство. При внутреннем осмотре обращают внимание на то, каких помещений пациент избегает, какие хочет осмотреть в первую очередь, какой интерьер он видит. Особое значение имеет кухня, как место, где хранится и готовится еда. Состояние кухни и хозяйственные запасы позволяют делать прямые выводы об установке пациента относительно орального мира наслаждения, в случае вытеснения эти запасы будут храниться в подвале. Обстановка гостиной или жилой комнаты говорит об интровертированной или экстравертированной структуре личности. Особое значение придается также спальне, как интимной области, различные детали которой выражают партнерские отношения. Последние пункты осмотра — чердак и подвал. Если там находятся ящики, сундуки, то психотерапевт просит пациента открыть их.

В случае с беспроблемными людьми появляется образ дома, предназначенного в основном только для одной семьи. Офис фирмы, учреждение, гостиница или что-то подобное дают основание предполагать, что частная сфера пациента явно пренебрегается. Маленькая хижина вызывает вопрос, насколько развито у данного человека самосознание. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру. Замок, часто имеющий тронный зал с троном, указывает на грандиозные ожидания и завышенную нарциссическую самооценку. Если при повторении мотива дома картины слишком уж разительно отличаются друг от друга, то

220


это значит, что пациент играет слишком много ролей и у него нарушена консолидирующая функция «Я».

5. Заглянуть во мрак леса. В этом мотиве лес (как и море, и пещера) символизирует бессознательное. На ранней стадии используется именно этот символ, потому что он не требует ухода в глубину, наоборот, психотерапевт должен предотвращать любые попытки зайти в чащу. Этот мотив может быть продолжением мотива луга, но пациента следует предварительно подготовить, объяснив, что ему навстречу должна выйти фигура. Это может быть животное или человек. Появляющиеся образы интерпретируются в соответствии q общими правилами интерпретации сновидений. Чаще всего эти существа ведут себя агрессивно, пугают пациента или угрожают ему. В этом случае существо нужно накормить, погладить, нежно обнять - помириться с ним.

Мотивы средней ступени.

1. Представление значимого лица. Идеальная личность. Пациента просят услышать в воображении имя какого-нибудь человека одного с ним пола, а потом визуализировать его образ. Как правило, эта личность обладает теми качествами, которые субъект хотел бы иметь сам, но может быть и полной его противоположностью.

2. Бессознательные аффективные отношения, символизируемые животными. Для того чтобы получить картину отношений субъекта с каждым из его родственников, его просят визуализировать каждого члена семьи в виде коровы, быка или слона.

3. Бессознательное отношение к сексуальности. Мужчин просят представить розовый куст, внимание обращают на пышность, богатство цвета, степень раскрытое™ цветка, шипы и т. д. Женщин просят вообразить себя возвращающейся домой после длительной ночной прогулки. Потом она представляет автомобиль, который едет по дороге вслед за ней. Водитель предлагает подвезти ее до дома. Пол и внешность водителя, цвет и размер машины имеют диагностическое значение.

4. Трясина. Следующая просьба — визуализировать болотистый участок на лугу, покрытый водой. Пациента просят посмотреть на водную гладь и дождаться появления каких-либо образов.

5. Извержение вулкана. Сила извержения и количество выбрасываемого вещества указывают на скопившееся внутреннее напряжение.

6. Лев. Поведение льва показывает, насколько индивид способен выразить себя. Кроме того, лев сталкивается со всеми теми, кому пациент противостоит в реальности.

221


7. Старая книга с картинками. Последняя визуализация служит как бы объединяющим началом всех предыдущих, заполняя пропуски. Пациент воображает себя спустившимся в подвал дома и роющим яму. На дне ямы найдена старая книга с множеством картинок. Субъект описывает некоторые из них. Этот символ дает возможность для свободных проекций.

Символика цвета по Я. П. Обухову (применяется в символдраме)

Используемая в символдраме символика цвета во многом перекликается с люшеровской интерпретацией, но имеются некоторые отличия. Самое сильное действие на человека оказывает красный цвет. С одной стороны, он с давних пор ассоциируется с любовью, страстью, эротическими переживаниями, вдохновением, с другой стороны, это цвет крови, символизирующий агрессию, жестокость, ненависть.

Оттенки синего и голубого символизируют одухотворенность, мир идей, покой и уединение, уход в себя, в свой духовный мир. Синий считается самым «интровертированным» цветом. Одновременно это цвет безумного, иррационального начала. След этого представления заметен в языке: «голубые мечты», «голубые дали», «воздушные замки». Еще одно символическое значение синего цвета — верность, а также дисциплина и порядок (не случайно униформа очень часто бывает синего цвета).

Желтый (как и красный) — цвет экстравертированной личности. Этот цвет символизирует открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе, а также выражает ожидание от будущего. Отрицательный полюс желтого — ревность, тщеславие, зависть, жадность, лживость, продажность, маниакальное безумие, одержимость. Эти отрицательные значения нашли свое воплощение в устойчивых словосочетаниях: «желтая пресса», «желтый дом», «желтый билет».

Как ни странно, но более всего сексуальность проявляется не в красном цвете, а в его смеси с желтым — в оранжевом. Это один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов, так как он отражает зрелость личности. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению. С другой стороны, будучи самым сильным цветом, он может вносить в жизнь

222


потрясения, имеющие разрушительные последствия. В этой ипостаси оранжевый является символом страстной борьбы и демонического начала войны.

Зеленый цвет - символ надежды, молодости, возрождения. Юнца называют «зеленым». Но зеленый — это также цвет яда и болезни («зеленый цвет лица»).

Один из самых сложных и противоречивых цветов — фиолетовый. Он рождается из смеси красного и синего. Отсюда и его богатейшая символика. Фиолетовый цвет выражает одновременно равновесие, меру, сдержанность, соответствие, знание, величие, мистику, магию, колдовские чары и мудрость. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, целомудрие, покорность и покаяние. Но вместе с тем фиолетовый символизирует тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию. Не случайно фиолетовый (а не черный) — цвет траура французской королевской семьи.

Не менее сложным цветом является коричневый, ведь его получают, смешивая три цвета — желтый, красный и синий. Если для фиолетового цвета характерен уход в эмоциональный мир, то коричневый цвет воплощает внутренний мир ощущений. Его положительный полюс представлен символическими значениями материнства, плодородия и земли, а отрицательный - грязью, гноем и калом.

Черный цвет представляет собой смешение всех цветов. С одной стороны, это цвет торжественности и достоинства. Вечерние туалеты обычно черного цвета, у испанской аристократии существует традиция встречать Новый год исключительно в черном. Фрак и смокинг -торжественная одежда тоже черного цвета. Но, с другой стороны, черный цвет символизирует траур, смерть и грех. Я. Л. Обухов отмечает, что черный цвет обычно выбирают люди тревожные, трудно вступающие в эмоциональный контакт, а также беженцы и вынужденные переселенцы.

В отличие от черного цвета белый образуется не при смешении всех цветов, а при их наложении. Один полюс спектра символических значений белого представлен чистотой, гармонией, невинностью, единством начала и конца, другой — трауром и смертью. Белый цвет является символом траура не только на Востоке, но и в христианском мире. Короли в знак траура надевали белое. Существуют также выражения «белый саван», «белые тапочки», соотносимые с покойником.

223


Символика чисел

Число один символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это одиночество, на другом — всеобщность, абсолютность. Считается также, что наличие одного-единственного предмета на рисунке свидетельствует о нарциссических тенденциях.

Число два символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность. С другой стороны, это соединение, пара, связь, соответствие. Но в числе два нет структуры, есть только направление.

Структура и стабильность появляются в числе три, символизирующем полноту, совершенство, синтез. Троичность — основной структурный принцип: начало - середина - конец, рождение - жизнь -смерть, прошлое — настоящее — будущее, три сына, три принцессы или три желания в сказках. Часто исследователи, обращающиеся к проблемам мифа, обнаруживают некий парадокс, заключающийся в том, что двоичная горизонтальная структура приводит к возникновению троичной вертикальной. Третье как бы содержит обе части, соединяя в себе противоположности. При этом образуется вертикаль, где середина удерживает обе части.

Число четыре — символ стабильности, неподвижности — крест. К. Г. Юнг считал его основой целостности мира и человека. В отличие от числа три (динамическая целостность) число четыре — целостность статическая. Не случайно идеально устойчивая структура мира представлена четырьмя элементами — четыре стороны света, четыре стихии и т. д. Материальные символы числа четыре — крест и квадрат. Квадрат представляет собой абсолютное начало, совмещая верх-низ, право-лево — основные координаты бытия. Крест известен во всех культурах как символ единства жизни и смерти, материи и духа. Крест похож на человека с распростертыми руками, поэтому, очевидно, представляет собой антропоморфное божество.

Число пять символизирует скрытое, сокровенное знание и магию. Одновременно это число человека — человеческая фигура с широко расставленными руками и ногами напоминает пятиконечную звезду.

Число шесть символизирует разделение видимого и невидимого мира, это число равновесия.

Число семь характеризует универсальную идею Вселенной - семь тонов в музыке, семь дней недели, «магическая семерка», определяющая объем человеческой памяти.

Восемь — число статичности, стагнации, застоя психических процессов. Для пифагорейцев восемь было числом справедливости, по-

224


тому что все время делится на равные части: 8 = 2x4; 4 = 2x2; 2 = 2x1. «Лежащая восьмерка» служит символом двух гармонично связанных множеств или миров. Вероятно, поэтому числу соответствует фиолетовый цвет — цвет слияния противоположностей. Восьмерка также символизирует стихию бессознательного, во многих европейских языках слово «восемь» созвучно слову «ночь». Сравните: немецкий: Acht - Nacht; английский: Eight - Night; французский: Huit - Nuit; итальянский: Otto — Notte; испанский: Ocho - Noche латинский: Octo — Nox (Noctu). Четверка как бы удваивается, становится более прочной.

Число девять путем троекратного утроения воплощает в себе завершение цикла. В любой мифологии существуют девять небес. Девять — одно из самых сакрализованных чисел.

Число десять связано с возникновением счета (десять пальцев) и ассоциируется с разумом, рациональным мышлением. Во многих культурах число десять считалось верной, божественной мерой. Еще пифагорейцы признавали десятку числом божественным, которое, будучи суммой первых четырех чисел (1 + 2 + 3 + 4), образовывало священную для них тетрактиду (символ совершенства). В иудеохрис-тианской традиции известны десять заповедей, в Каббале — десять сефирот Древа Жизни, в буддизме - десять бхуми, этапов совершенства бодхисаттвы, на Дальнем Востоке мы встречаем десятку как удвоенный символ пяти стихий (в янском и иньском варианте).

Число одиннадцать производит впечатление незаконченности. Это уже не десять, но еще не двенадцать. Поэтому ему часто приписывалось значение греха и неразрешенности. Если десять обозначает совершенство или божественный порядок, то одиннадцать — число «беспредела». Во многих культурах имеется такой календарный период, когда все переворачивается вверх дном. В эти дни человек забывает о своей цивилизованности и дает волю дремлющим в нем диким силам. Именно к ним восходят римские сатурналии, карнавалы, женские празднества, шабаши оборотней, деревенский «мировой суд» и многие другие. В Германии и по сей день устраивают Пивной карнавал, который начинается 11 числа 11 месяца в 11:11 по местному времени.

Двенадцать является основанием европейского счета по фалангам пальцев и олицетворяет принцип законченности. Оно несет ауру «человечности», как число, выдуманное человеком искусственно (12 месяцев, 12 знаков Зодиака, 12 колен Израиля и т. д.).

Тринадцать — самое загадочное и противоречивое число. Подобно одиннадцати, оно находится на стыке между законченными двенадцатью и четырнадцатью.

225

А


Остальные'числа образуются путем умножения предыдущих и несут тот же смысл, немного усиливая его.

Пластика тела

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь...

Ф. И. Тютчев. Silentium!

Представьте себе следующую ситуацию: ваша девушка или парень только что сообщили вам, что бросают вас ради вашего лучшего друга. Теперь обратите внимание на свои телесные реакции. Вы почувствуете спазм в груди, дыхание станет учащенным, напрягутся мышцы рта, рук и ног. Согласно мнению сторонников телесной терапии, даже если вы намеренно не боретесь со стрессовой ситуацией, на нее тем не менее отреагирует ваше тело. Фрейд выделял в человеке как физическом существе разум, символизирующий высшее начало, и тело, воплощающее человеческую основу, животную природу. Телесные терапевты пытаются преодолеть барьер между психическим и физическим, подчеркивая значение интеграции тела и разума.

Цели телесной терапии отличаются от тех, что лежат в основе простых физических занятий человека. Хотя совершенные физические качества достойны одобрения и вносят свой вклад в психическое здоровье, фанаты физической подготовки в большинстве случаев рассматривают свои тела как объекты восхищения. Телесные терапевты, наоборот, делают акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания индивидуумом глубоких ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, и обучении реалистичному разрешению конфликтов в этой области.

Понятие энергии имеет решающее значение для телесной терапии. В биоэнергетике тело изучается через его энергетические процессы и описывается как «биоэлектрический океан». Оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм человека. Все, что нарушает течение энергии в любой части тела, воздействует на человеческое чувство удовольствия, удовлетворения и целостности. Телесные терапевты

226

*


утверждают, что свободно текущая естественная жизненная энергия (оргонная энергия по терминологии В. Райха) является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия, накапливаемая в результате потребления пищи, жидкости и кислорода, непрерывно течет по телу здорового человека.

Биоэнергетические методы ставят цель облегчить самовыражение через мобилизацию энергии тела и возвращение людей к их первичной, спонтанной природе. Первичная природа человека — это состояние искреннего удовольствия, которое возникает, например, при детском любопытстве и изумлении. Удовольствие (или оргазм) — это свобода телодвижений и свобода от мышечного напряжения. Биоэнергетические практики используют свои специфические приемы — такие, как напряженные позы тела, активные упражнения и вербальные процедуры высвобождения эмоций для мобилизации потока энергии. Эти методики заставляют участников осознавать мышечное напряжение, энергетические блокировки и ограничения в дыхательном цикле, помогают им ослабить «мышечную броню».


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!