Пример тренинга: телесно-ориентированная психотехника актера



Этот тренинг был разработан отечественными специалистами В. Б. Березкиной-Орловой и М. А. Баскаковой на основе принципов обучения актерскому мастерству в школах К. С. Станиславского и М. А. Чехова для применения в индивидуальной и групповой работе, а также в рамках тренингов общения и улучшения общего самочувствия. В ходе этого тренинга клиенты учатся находить и снимать собственные зажимы, пользоваться невербальными компонентами общения, осознают язык собственного тела и язык тел окружающих.

Задача первой стадии тренинга — научиться чувствовать контекст общения. Для этого вводится понятие «атмосфера» — «настроение» ситуации, ее эмоциональное наполнение. Упражнение на развитие чувства атмосферы разбито на несколько этапов: сначала субъекту предлагают представить, что пространство вокруг него наполнено положительной атмосферой, ощутить эту атмосферу всеми чувствами.

Второй этап: субъекта просят сделать движение рукой и представить, что движение сливается с окружающей атмосферой. К движению присоединяется какое-нибудь слово или короткая фраза (находящаяся в гармонии с окружающей атмосферой). К фразе снова добавляется движение. Затем то же самое повторяется, но уже в другой атмосфере.

Следующая часть — упражнения на «психологические жесты». Участникам тренинга предъявляется какая-нибудь фраза («Я хочу остаться один», «Я счастлив» и т. д.) либо они сами придумывают ее, затем им предлагается принять такое положение тела, которое максимально выражало бы эту фразу.

Тренинг предусматривает выполнение около тридцати пластических упражнений на снятие зажимов, которые условно можно распределить по следующим группам.

1) «Огонь - Лед» — упражнение на напряжение-расслабление. Участники выполняют его, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плав-

241


ность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

2) «Ртуть» — упражнения на заполнение каким-либо ощущением. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает им представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки».

3) «Растем» — упражнения на ощущение роста. Участники стоят в кругу. Исходное положение — сидя на корточках, нагнуть голову к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10 — 20 «стадий».

4) «Скульптор и глина» — упражнение на принятие заданной формы. Участники разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

5) «Тень» — упражнение на согласованные совместные действия. Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой — его Тенью. Человек делает любые движения, Тень повторяет их. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

6) «Ритм по кругу» — упражнение на развитие ритма. Группа образует полукруг. Ведущий отстукивает ладонями какой-либо ритм. Участники внимательно слушают и по команде ведущего повторяют его (все вместе или по отдельности). Когда ритм освоен, участники получают команду: «Давайте отстучим этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку. Слева направо. Когда

242


ритм закончится, следующий участник выжидает короткую паузу и начинает сначала, и так до команды ведущего «Стоп». Возможные пути усложнения задачи — удлинение и усложнение ритма; отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т. д.

7) «Шахматы» — упражнение на восстановление утраченного фрагмента ситуации. Водящий поворачивается спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии друг от друга. Водящий поворачивается и старается запомнить положение «шахматных фигур» в течение 30 — 40 секунд. Ведущий дает пояснения,: «Вам необходимо запомнить только положение фигур, их позы не имеют значения (если участников много)». Либо: «Вы должны запомнить не только положение фигур, но и позу каждой (если участников мало)». Водящий отворачивается, шахматы перемешиваются. Задача водящего — восстановить картину.

8) «Разговор через стекло» — упражнение на преодоление препятствий в парном контакте. Участники разбиваются на пары. Ведущий: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено — ваш партнер все равно вас не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное. Каждое такое занятие длится 2 -2,5 часа и обязательно начинается с «разогревающих» процедур (разминки), которые занимают не менее 30 минут.

Национальная телесность. «Русское тело»

Интересную идею о специфической национальной телесности выдвинул московский психолог В. Баскаков. В своей статье «Русское тело» он попытался проанализировать особенности русской телесности. Ноги, например, — важнейшая точка, связанная с изменением положения тела и с превращением нас из животных в «людей прямоходящих», традиционно является одним из самых уязвимых мест для русских людей. Недаром Россию всегда называли «колоссом на глиняных ногах». Вряд ли можно назвать другую страну, которая за свою историю вынесла столько войн, революций, дворцовых переворотов, причем не просто переворотов, а что называется, «до основания». И недаром уже много лет основное предвыборное обещание политиков — обещание стабильности.

243


Здесь мы сталкиваемся с другой проблемой «Русского тела». В ногах, являющихся оплотом стабильности, в коленях содержатся еще и СТРАХИ (ср. «душа от страха ушла в пятки», «присел от страха», «ноги подкосились» и «колени задрожали»). Следующая часть «Русского тела» — ПАХ, область, напрямую связанная с ногами. Паховая область — это область максимально глубоких и сильных чувств, поскольку сфера сексуальных отношений, оргазма — это область высокой энергии. Но любые электроприборы, особенно повышенной мощности, обязательно заземляют. В нашем теле центр заземления — это ноги, но, как мы помним, в русской телесности это традиционно слабое место. Поэтому роль «заземлителя» в России играет «великий и могучий» русский язык, а проще говоря —мат.

Поднимаясь выше по «Русскому телу», мы оказываемся в области ГРУДИ, области наших чувств, переживаний. А для русского расслабиться — значит выпить, «принять на грудь». При максимальном расслаблении тело клонится к земле — «заземляется» (еще один путь решения традиционной «ножной» проблемы), максимальное расслабление — это смерть, отсюда — «мертвецки пьян».

Колоссность, колоссальность «Русского теда» — это прежде всего его ПЛЕЧИ. Плечи — это то, что мы БЕРЕМ НА СЕБЯ или СОБИРАЕМСЯ ВЗЯТЬ, «взвалить на плечи», «скинуть с плеч долой». Зоны конфликтов - СПИНА («была бы спина - найдется и вина»), ЖИВОТ и КОЛЕНИ. Поставьте спортсмена-тяжелоатлета в момент взятия им веса на неустойчивую опору — вот аналог современной ситуации. Баскаков считает, что проблемы потери «корней», упадок «семейных ценностей» — все то, о чем сейчас много говорят, — это проблемы СПИНЫ, так как спина — это остов всего тела, объединяющий все его части.

ЖИВОТ — это жизнь («положить живот за Отечество»), а такая нагрузка на плечевой пояс — это постоянное перенапряжение жизни.

Подход В. Баскакова позволяет открыть новую область изучения — культуру тела не в смысле физической культуры, а в рамках психологии и даже культурологии. Подобные исследования помогают диагностировать как индивидуальные, так и национальные особенности поведения и вероятные проблемные зоны.

Танцевальные психотехники

Танец издавна считался неким энергетически заряженным символическим действием, знаме-нующим собой некое единство и целостность. Вспомним русские хороводы, танцы дервишей, сопровож-

244


дающиеся хоровыми песнопениями. В основе танцевальных психотехник лежит ритм как символическая пульсация, и на основе этого он связывается с прочими энергетическими разрядками. Популярность танца как психологического приема растет и в результате огромного энергетического заряда радости, гармоничного ритма, близкого ритму Вселенной.

Танцевальные техники редко используются отдельно от телесных, будучи их инструментарием. Я. Морено обозначил танцевальную терапию как вспомогательную в его психодраме, полагая, что танец несет в себе несемантические сигналы. Однако он был не совсем прав, ибо информацию о человеке и культурном контексте танец несет так же, как и другие способы самовыражения. Однако польза от танца заключается именно в том, что здесь вербальное участие не требуется вовсе. Тело само выражает себя через танец, в результате возникает диалог. Для Морено танцевальные движения подобны нотам в музыке для определения внутреннего переплетения чувств.

В практическом применении интересно, что национальные танцы ориентированы на развитие определенного пояса человеческого тела. Обычно тем людям, которые испытывают неуверенность, трудности в принятии решений, рекомендуют заняться латиноамериканскими танцами, ориентированными на развитие ног. Восточные танцы (индийские, тайские) обладают огромным потенциалом для работы с руками: вспомним, насколько богата символика движений плечевого пояса в этих видах танцев. Или, к примеру, популярный сейчас у нас в стране арабский танец живота, способствующий тренировке позвоночного столба.

Отечественный психолог Александр Гиршон разработал интересную технику «Танец четырех стихий», основанную на работе с метафорами стихий в русле «динамической визуализации» (визуализации в движении). Сам танец разделен на пять этапов: первые четыре этапа представляют собой «путешествие» в мир одной из четырех стихий и завершаются «интегрирующей стадией» — собственно «Танцем стихий» в их взаимодействии и взаимопереходе. Каждая стадия включает в себя последовательное выполнение ряда техник: 1) Телесный ключ доступа — сосредоточение на телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий. Для стихии земли таким ключом является ощущение собственного тела, для стихии воздуха — дыхание, для стихии воды — поток крови и других жидкостей, проходящих через тело, а также легкие, текучие телесные ощущения, для стихии огня - внутренние ритмы: биение сердца, пульсация крови и т. д.

16 - 3439                                                                                         245


2) Визуализация образного пространства одной из стихий, переживание его в движении и танце. Например: «Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли — земли, почвы под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья — все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом. Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело! Все животные — это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем... многими, многими животными... На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!» Главное, чтобы образное пространство было достаточно «широким». На этой стадии начинается переход к архетипическим качествам стихий.

3) Проживание качеств стихии в танце — полное прочувствование, отождествление с движениями танца.

4) Получение даров и имен. Слияние стихии достигает максимума, в результате участники получают «дар стихии», выраженный образом или качеством.

Процесс заканчивается ритуальным называнием имен и даров в круге. Например: «Мой дар земли — надежность, мое имя земли — цветок»; или «Мой дар воды — текучесть, мое имя воды — Анабис». Этот процесс должен проходить при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или с повязками на глазах, под музыку соответствующей стихии. Выход из процесса необходимо осуществлять мягко, проведя в молчании 5 — 10 минут.

Последняя стадия - повторение качеств стихий на более глубоком уровне - в точке, где рождаются все стихии. Здесь используются образы переходов стихий - воздух/вода — дождь, земля/вода — пар, туман, земля/огонь - извержение вулкана и т. д. Завершающее переживание — собирание всех качеств стихий в одно тело, этот процесс повторяет в обратном порядке Творение мира, когда разные части Земли возникли из тела человека, теперь, наоборот, стихии возвращаются в тело, каждая в свою зону. Зона Земли - низ (таз, ноги), зона

246


воздуха — голова, руки, вода и огонь - соответственно левая и правая стороны тела, точка их соединения — область солнечного сплетения. Завершающий танец рождается из импульсов этой точки, это танец Воли, рождающий мир стихий.

Таблица соответствий, использованных А. Гиршоном

 

Аспекты визуализации

Стихии

Земля Воздух Вода Огонь
Телесные ключи доступа Тело как таковое, вес Дыхание Течение крови, потоки ощущений Внутренние ритмы, пульсации
Кластеры образов Камни, почва, песок, трава, деревья, животные, насекомые и т. д. Дыхание, ветер, вихрь, облака, птицы, бабочки и т. д. Ручей, река, море, подземные воды, дождь, глубины океана, рыбы Огонек, свеча, костер, пожар, солнце, угли, вулкан
Качества Всеприятне, всепоглощекие, бесконечное многообразие, равенство, поддержка, опора, мягкость и незыблемость, надежность Легкость, всеприятие как пропускание сквозь себя, прозрачность, проникновенность, забвение Текучесть, отдавание как растворение, гибкость, неуничтожимость, чувственность Изменчивость и постоянство, отдавание как одержимость, страсть, ненасытность, энергия
Музыка, исп. автором Santiprem "Music for lovers" Kate st. John &. R. Eno "The familiar" Anugama "Environment 2" S. Fitzgerald "Thunderdrums"

При выборе психотехники следует обратить внимание, что простая телесная техника может быть использована в индивидуальных занятиях, но требует воспитания воли, в то время как танцевальные методики ориентированы на групповые занятия (предполагается присутствие хотя бы двоих участников). Однако в любом случае телесно-ориентированные психотехнологии не являются самоценными, их следует использовать как некое средство для гармоничного развития наряду с прочими — вербальными и визуальными стратегиями.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!