Дневник человека, проходящего символдраму



В процессе работы над этой книгой авторы старались, насколько это было возможно, приобрести собственный практический опыт в описываемых психотехнологиях. Одна из нас прошла курс символ-драмы; после каждого занятия делались соответствующие записи о впечатлениях. Предлагаем вам выдержки из этого дневника, максимально сохраняя стиль оригинала, то есть записи в том виде, в котором они были сделаны через несколько часов после занятия.

Занятие 1. Цветок. Цветок напоминает нечто среднее между маком, гвоздикой и розой. Но больше похож на мак — алый, с фиолетовым отливом и бахромой по краям. Он растет как бы на черном фоне. Себя я рядом не вижу, но знаю, что нахожусь там; такое ощущение, что я смотрю на цветок как бы сверху, но все-таки он находится у меня прямо перед глазами. Как это возможно, я не знаю. Цветок растет на лугу, покрытом ярко-зеленой травой с желтым оттенком. Стебель цветка слегка шершавый, листья у основания собраны в розет-

158 Мураками X. Пинбол-1973. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, с. 226. 159Апдайк Дж. Кентавр. Ростов-на-Дону: Фениус, 2000, с. 175

17-3439

261


ку. Корневая система разветвленная, трудно найти один главный корень. Множество корешков уходят под землю, переплетаясь друг с другом, так им удобнее держать цветок. Земля теплая, влажная, весенняя. Я вижу себя босую, в голубом сарафане, склонившуюся над цветком. Я сижу на корточках, мои руки как бы обнимают цветок, но не касаются его. Теперь темный фон стал небом. Цвет апрельского неба перед дождем. Тучи размытые, словно пятна акварели, силуэты пяти птиц. Мне нравятся линии их взмахивающих крыльев. Кажется, я могу очень долго смотреть на них. В этом зрелище есть что-то завораживающее.

На горизонте я вижу сине-зеленые силуэты деревьев — лесополоса. Различить отдельные деревья невозможно, ощущение такое, словно я проезжаю мимо них на поезде. Снова мысленно сосредоточиваюсь на цветке. Вдруг в голове мелькает: «Да это же аленький цветочек из сказки!». Мысль кажется мне удивительной и неожиданной. Я разжимаю кулаки и снова оказываюсь в комнате.

Комментарий психолога к рисунку. Аленький цветочек — символ задержки на эдипальной стадии, непроработанные отношения с отцом. На это же указывает и желтый оттенок травы на рисунке. Но отношения с матерью нормальные, гармоничные (на это указывает небольшая прослойка коричневого цвета между черной почвой и зеленой травой). Она оказывает всяческую поддержку, «питает» (корни и листья на рисунке), но в то же время нет зависимости от нее (мало коричневого цвета). Черный фон на рисунке весь ушел «под землю» — стремление скрыть информацию о себе, «спрятать все в себе», склонность к самоограничению. Белые руки - символ надежды, позитивных ожиданий на будущее, работы над собой.

Сон. В ночь после занятия мне снился сон. Несколько раз я выходила из дома, как обычно, в нормальном виде. Но через некоторое время в самом людном месте (типа супермаркета или центральной улицы) вдруг обнаруживала себя раздетой, в одном белье. Задворками я пробиралась обратно домой, одевалась и снова выходила на улицу. Так повторялось несколько раз. По дороге мне постоянно встречались грецкие орехи огромных размеров, которые я собирала то ли в передник, то ли в мешок.


Заключение

Великие истины, когда-то выстраданные, воспринимаются нами как банальные. Но сейчас следует вновь напомнить, что самая главная ценность — душевное состояние человека. От него зависит существование не только всей нашей культуры, но и окружающего мира. Образы, извлеченные из подсознательных структур, свидетельствуют, что мы слишком рано отказались от паритетных отношений с природой, лишились смысложизненной ориентации, забыли о необходимости находить гармонию в мире.

Сознание — недавнее приобретение человека, находящееся в стадии эксперимента. Под ним, как раскаленная лава, течет бессознательное и периодически выплескивается в виде странных образов и символов, не свойственных современной цивилизации. Мы пытаемся отделить его от глубинных слоев психики, основу которых составляют архетипы, обнаруживающие себя в символической форме, вместо того чтобы научиться пользоваться той информацией, которая дается нам в этих всплесках. В результате мы получаем расщепление личности. Однако образно-символическая составляющая сознания заключает в себе обширный смысловой пласт, в котором закодированы антропологические константы, основные экзистенциалы. Пытаясь понять архетипические символы, мы обращаемся к целостной личности. Это дает силы для формирования органически вписанного в мир человека.

17*


Библиография

1. Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы, 1970, № 3.

2. Аверинцев С. С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971.

3. Адлер А. Наука жить // http://lib.ru/PSIHO/ADLER/live.html.

4. Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М. — Л., 1928.

5. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания, 1995, № 1.

6. Арбиб М. Метафорический мозг. М., 1976.

7. Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте культуры и жизни // Филологические исследования. М. — Л., 1990.

8. Байбурин А. К. Ритуал в системе знаковых средств и культуры // Этноз-наковые функции культуры. М., 1991.

9. Балашева Т. В. Французская поэзия XX века. М., 1982.

10. Балла О. Власть слова и власть символа // Знание-сила, 1998, № 11-12.

11. Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии, 1969, № 9.

12. Бауэр В. Д., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: КРОН-Пресс, 1995.

13. Башляр Г. Грезы о воздухе. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999.

14. Башляр Г. Вода и грезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.

15. Башляр Г. Земля и грезы воли. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2000.

16. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

17. Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М.: ФАИР-Пресс, 2001.

18. Библия. М., 2001.

19. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

20. Борхес X. Л. Избранное. Т. 1-3. Рига, 1994.

21. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

22. Бруно Дж. Трактат о героическом энтузиазме. М., 1953.

23. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Перемещение в пространстве как метафора эмоций // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.

24. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

25. Вайсберг И. Л. Язык и философия // Вопросы языкознания, 1993, № 2.

26. Ван Ойх Р. Психологические отмычки. СПб.: Питер, 1997.

27. Веташ В., Веташ С. Астрология и мифология. Воронеж, 1994.

28. Гамкрелидзе Т. В. Якобсон и проблемы изоморфизма между генетической и семантической системами // Вопросы языкознания, 1988, № 3.

29. Гарфилд П. Путь к блаженству. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1998.

264


30. Гачев Г. Национальные образы мира. Центральная Азия. М., 2002.

31. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 2002.

32. Глезер В. Д. Зрение и мышление. Л., 1985.

33. Голенищев-Кутузов И. К. Барокко. Классицизм. Романтизм // Вопросы литературы, 1964, № 7.

34. Голенищев-Кутузов И. К. Романские культуры. М., 1975.

35. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1986.

36. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. М., 1984.

37. Грасиан Б. Остроумие или искусство изощренного ума // Испанская эстетика. М., 1977.

38. Грасиан Б. Карманный оракул. Критикой. М., 1987.

39. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.

40. Гумбольт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

41. Гуревич А. Я Категории средневековой культуры. М., 1984 .

42. Данилова И. Е. Мир внутри и вне стен: интерьер и пейзаж в европейской живописи XV — XX веков. М., 1999.

43. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Л., 1986.

44. Дзэн-буддизм и психоанализ. М., 1995.

45. Дхаммапада. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.

46. Доннер Ф. Тень ведьмы. СПб.: Комплект, 1993.

47. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. М„ 1974.

48. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX века. М., 1979.

49. Драгунский В. Живая энергия цвета // www.aquarun.ru/library/psih/ colortest/zvet02.html.

50. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.

51. Евсюков В. В. Мифологический образ колесницы в философских трактатах Востока и античности // Семантический анализ понятий в историко-философских исследованиях. Новосибирск, 1984.

52. Еременко А. М. Мировой компьютер // Человек, 2000, № 3.

53. Ермакова О. П. Пространственные метафоры в русском языке //Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.

54. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск: Урал LTD, 1999.

55. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет: асимметрия знаковых систем. М., 1978.

56. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

57. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1. М., 1991.

58. История эстетической мысли. Т. 1-6. М., 1985.

59. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997.

60. Клар Г. Тест Люшера // www.aquarun.ru/library/psih/colortest/zvet30.html.

61. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М: Издательство Института Психотерапии, 2001.

62. Косарев А. Философия мифа. М.: Университетская книга, 2000.

63. Кох Р. Книга символов. М., 1995.

64. Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1927.

265


65. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

66. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

67. Лосев А. Ф. Проблема символа в реалистическом искусстве. М., 1976.

68. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

69. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры / / Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. Вып. 284, т. 5. Тарту, 1971.

70. Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета // М. Ю. Лотман и Тартуская семиотическая школа. М., 1994.

♦ 71. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.

72. Лук А. Н. Концептуальная матрица века // Психология процессов художественного творчества. М., 1980.

73. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: МОДЭК, 1993.

« 74. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета // www.aquarun.ru/ libra ry/psih/colortest/zvet40.html.

75. Люшер М. Четырехцветный человек, или путь к внутреннему равновесию // www.aquarun.ru/library/psih/colortest/zvet07.html.

76. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

77. Марсельское таро: Теория и практика. Киев: София, 1999 .

78. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

79. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994.

■› 80. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

81. Мифы народов мира. В 2-х томах. М.: Советская энциклопедия, 1991.

82. Монтень М. Опыты. Т. 1. М., 1992.

83. Моран М. Марсельское таро. М.: ВЭА Интерарк и МП Бас-ко, 1993.

84. Морено Я. Психодрама. М., 2001.

85. Налимов. В. В. Спонтанность сознания. М., 1989.

* 86. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. М., 1995.

87. Никитин М. В. О семантике метафоры // Вопросы языкознания, 1979, № 1.

88. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.

89. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

90. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998.

* 91. Обухов Я. Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: Реги-

он-Информ, 1999.

92. Ортега-и-Гассет X. Эссе на эстетические темы в форме предисловия (глава «Метафора») // http://www.lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega04.txt.

93. Панченко А. Н., Смирнов И. П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала XX века // Древнерусская литература и русская культура XVIII-XX века. Труды отдела древнерусской литературы. Вып. 26. Л., 1971.

94. Папюс. Каббала. СПб., 1994.

95. Парсонс Т. Система координат действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1996.

266


96. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996.

97. Петров М. К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

98. Пискунова С. Испанское Возрождение как культура переходного типа / / Вопросы литературы, 1997, № 6.

99. По Э. Падение дома Ашеров. М.: Юридическая литература, 1990. ЮО.Политаев И. А. Сигнал. М., 1958.

Ю1.Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1888. 102. Практики смерти и умирания. М., 2001. ЮЗ.Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

104. Пригожий И., Стингере И. Порядок из хаоса. М., 1986. '

105. Псевдо-Лонгин. О возвышенном. М., 1994.

* 106. Рассел Б. История западноевропейской философии//http://kiev.philosophy.ru/ library/russell/O l/04/html. 107.Ригведа. Мандалы I - X. М., 1991.

108. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. М., 1999.

109. Романенко Ю. М., Чулков О. А. Метафора и символ в культурном обращении // Метафизические исследования. СПб., 1998.

НО.Сельченок К. Применение цветотеста в консультативной практике // www.aquarun.ru/library/psih/colortest/zvet52.html.

111. Седов А. Е. История генетики, запечатленная в метафорах ее языка: количественный и структурный анализ. I. Общие принципы анализа. Метафорические термины // Проблемы социолингвистики и многоязычия. М., 1997.

112.Симонов В. Р. Эмоциональный мозг. М., 1981.

113. Смирнова Н. Б. Метафора как средство моделирования мира в поэзии Франциско де Кеведо // Вестник МГУ. Серия 9. Филология, № 6, 1990.

114. Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII веков. Вып. 1. М.( 1981.

П5.Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // http://www.slovesnik.ru/Lang/ sossur3.phtml.

Пб.Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания. СПб.: Ювента, 2000.

П7.Стеблин-Каменский М. И. Историческая поэтика. Л., 1978.

118. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.

П9.Тальягамбе С. Зрительное восприятие как метафора // Вопросы философии, № 10 год?

120.Тарнас Р. История западноевропейского мышления. М., 1995.

121.Таро: теория и практика. Полное описание системы Артура Эдварда Уайта. Киев: София, 1999.

122.Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986.

123.Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой. М., 1990.

124. Топорова Т. В. Об антропоцентризме древнегерманского космогонического мифа // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. : 125.Уилсон Р. Квантовая психология. Киев, 1998.

267


126. Упанишады. М.: Наука, 1967.

127. Успенский В. А. О вещных коннотациях абстрактных существительных // Семиотика и информатика. Вып. 11. М., 1979.

128.Фалев А. И. Классическая методология традиционной китайской чжэн-цзю терапии. М.: Олимпия, 1993.

129.Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.

130.Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1978.

Ш.Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

132.Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Р., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб.: Речь, 2001.

ИЗ.Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996.

134.Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997.

135.Хорни К. Страх передженщиной. О специфическом отличии страха мужчин и женщин перед противоположным полом // Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1. М: Смысл, 1997.

136.Чебкасов С. А. Стратегия здоровья. Система опережающего самовосстановления биоструктур. Проблема активации парасимпатической вегетативной системы // Валеология, 2000, № 1.

137.Человек и его символы. СПб., 1996.

138.Эко У. Заметки к «Имени Розы» // www.library.philos.msu.ru.

139.Эко У. К семиотическому анализу телевизионных сообщений // http:// www.nsu.ru/psych/internet/bits/eco.http.

140.Элиаде М. Космос и история. М., 1982.

141.Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

142. Юнг К. Г. Архетип и символ. М, 1991.

143. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.

144. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб. - М.: Университетская книга, 1997.

145. Юнг К. Г. Синхронистичность. М., 1997.

146.Якобсон Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987.

147. Bert О. States «Performance as Metaphor» // http://muse.jhr.edu/demo/ theatre Journal/48, lstates.html.

148. Brewer F. William «Bartlett's concept of the schema and its impact on theories of knowledge representation on contemporary cognitive psychology.

149.Buson Tony, the personal site www.mind-maps.com.

150. Cole M. «Culture and cognitive science», the talk presented to the Cognitive

Science Programme, U. C. Santa Barbara, May 15, 1997. 151.Edelman G. The remembered present. A biological theory of consciousness.

New York, 1989. 152.Encyclopidia of world problems and human potencial // http://www. uia.org/

uiapubs/pubency.htm. 4 153. Greene W. The function of altered states of consciousness, spiritual and religious

experience in psychotherapy and self-actualisation // www.lightmind.com/

library/wmg/wgreene - 02html.

268


 

154. Hamad S. Metaphor and mental duality // http://www.cogsci.ac.uk/«harnad. 155.Mithen S. The prehistory of the mind. London, 1996. 156.Thursby G. Charles T. Tart and mysticism // www. clas.ulf.edu/users/gthurby/ mys/tart.htm.

157. Turner M., FauconnierG. A mechanism of creativity// http://www.wam.umd.edu/ «mturn.

158. Veal T. Metaphor, meaning and thought. Dublin, 1994.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!