С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 15 страница



С.А. Берс — автор «Воспоминаний о гр. Л.Н. Толстом», которые Толстой не только читал, но и редактировал. О своих взаимоотношениях с Толстым мемуарист писал: «Я дорожил всякой минутой его общества и ловил каждое его слово и мысль <...> отрочество и молодость мою я провёл или в обществе или под отдалённым влиянием Льва Николаевича, и время это я вспоминаю как лучший период моей жизни» (с. 2).

Степан Андреевич был женат дважды. Первым браком на М.П. Романовой, умершей от тифа в 1892 г. в Бегичевке, где она работала на голоде. Вторым — на В.Е. Голумбиевской, от этого брака было двое детей.

 

В 1901 г., рассуждая о смерти, С.А. Берс писал С.А. Толстой: «Право, смерть кажется мне прекрасной для меня минутой. И как можно бояться её? Я знаю, что мы, Берсы, никто её не боимся; а я вижу, что все другие боятся её! И это меня удивляет...»

 

 С.Д. Новикова

 

БЕРСЫ — семья жены Толстого С А. Толстой. В семье Андрея Евстафьевича и Любови Александровны Берс родилось тринадцать детей, из них до взрослого возраста дожили только восемь: Елизавета (1843-1919), Софья (1844-1919), Александр (1845-1918), Татьяна (1846-1925), Петр (1849-1910), Владимир (1853-1874), Степан (1855-1910), Вячеслав (1861-1907). Все дети получили хорошее домашнее образование. Семья Берсов проживала в Кремле в здании «ордонанс-гауза» (комендантского управления), в служебной квартире Андрея Евстафьевича, так как он был гоф-медиком. У семьи Берсов были самые дружеские отношения с Толстым: Любовь Александровна была его другом детства. Эти отношения ещё более укрепились после женитьбы Толстого на средней дочери Берсов - Софье Андреевне.

Толстой полушутя разделял Берсов на «чёрных» и «белых»: «Есть Берсы чёрные — Любовь Александровна, ты <Софья Андреевна>, Таня — писал он жене; — и белые — остальные. У чёрных ум спит, — они могут, но не хотят... А спит у них ум оттого, что они сильно любят... У белых же Берсов участие большое к умственным интересам, но ум слабый и мелкой» (83: 86).

 

 Лит.: Сафонова О.Ю. Род Берсов в России. — М., 1999.

 

 С.Д. Новикова

 

БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ Алек­сандр Александрович (1797-1837) – пи­сатель, поэт, декабрист. Учился в Горном корпусе (не окончил), затем поступил юн­кером в драгунский полк, расквартиро­ванный под Петергофом в Марли (отсю­да псевдоним писателя – Марлинский). С начала 1822 г. был дружен с К.Ф. Рылеевым, кото­рый посвятил ему поэму «Войнаровский». Вместе с Рылеевым издавал альманах «По­лярная звезда», где печатал свою прозу и литературно-критические обзоры («Взгляд на русскую словесность...»). В 1822-1825 гг. вёл активную переписку с

 

 

74

Пушкиным. За участие в событиях 1825 г. был осуждён по 1-му разряду, приговорён к смертной казни, заменённой каторгой и поселением, сослан в Якутск. В 1829 г. переведён на Кавказ солдатом с правом выслуги. Участвуя в сражениях, он получил чин унтер-офицера и Георгиевский крест, был произведён в прапорщики.

В 1830-е гг. Марлинского называли «царём прозы», порой его популярность затмевала все другие литературные авто­ритеты, даже Пушкина: его считали пер­вым русским романистом. «...Какой вер­ный взгляд и искусство ставить предмет перед глаза читателя живо, ярко и разитель­но, -- писал Н.М. Языков — Что перед ним или даже далеко, лет за 8 прежде этого, Белкин?» Романтические герои, бурные, неистовые страсти, необыкновенные судь­бы, сопровождавшиеся остротами и калам­бурами, патетической риторикой, словес­ной витиеватостью, все эти «Мулла-Нуры» и «Аммалат-беки» на фоне экзотичес­ких картин Кавказа были верхом литера­турной изобретательности и притягивали современных читателей.

Толстой читал повести Бестужева-Марлинского. В незавершённом сочинении «Поездка в Мамакай-Юрт» (1852) он вспо­минал: «Когда-то в детстве или первой юности я читал Марлинского; и разуме­ется, с восторгом, читал тоже не с меньшим наслаждением кавказские сочинения Лермонтова. Вот все источники, которые я имел для познания Кавказа. <...> И это было так давно, что я помнил только то чув­ство, которое испытывал при чтении, и воз­никшие поэтические образы воинственных черкесов, голубоглазых черкешенок, гор, скал, снегов, быстрых потоков, чинар... бурка, кинжал и шашка занимали в них не последнее место. Эти образы, украшенные воспоминанием, необыкновенно поэти­чески сложились в моём воображении. Я давно уже позабыл поэмы Марлинского и Лермонтова, но в моём воспоминании со­ставились из тех образов другие поэмы в тысячу раз увлекательнее первых». Толстой признавался, что для него Кавказ долго был такой «поэмой на незнакомом языке», «ту­манном», «прекрасном и поэтическом». Может быть, потому и отправился он на Кавказ, тот Кавказ, который знал по сочи­нениям Марлинского. Но увидел молодой Толстой совсем другой Кавказ. Правда, в его первых военных рассказах появляются ге­рои типа Розенкранца из «Набега», «удаль­цы-джигиты, образовавшиеся по Марлинскому и Лермонтову. Эти люди смо­трят на Кавказ не иначе, как сквозь при­зму Героев нашего времени, Мулла-Нуров и т.п., и во всех своих действиях руковод­ствуются не собственными наклонностями а примером этих образцов». Но писатель смотрит на них иронически, предупреждая, что от многих «звучных слов и поэтических образов» должно будет отказаться при чте­нии его рассказов. И напрасно беспокоился С.Н. Толстой, чтобы в «Набег» «невольно не ввернулось» какое-нибудь «гусарство» или «Мулла-Нурство». Толстой не принимал эстетику Марлинского, противопоста­вив его «фразистым повестям» (Некрасов) глубоко правдивые картины и характеры.

 

Н.И. Бурнашёва

БЁМ Елизавета Меркурьевна (1843-1914) — русская художница. Родилась в Петербурге. Художественное образование получила в рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге, ко­торую окончила в 1864 г. с серебряной ме­далью. В школе преподавали художники П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, который, по признанию Е. Бём, был для неё «наилюбимейшим руководителем» и у которого она продолжала учиться и после оконча­ния школы, приносила ему на суд свои ра­боты.

В 1870 г. Е. Бём получила большую поо­щрительную медаль от Академии худо­жеств за рисунки животных акварелью и карандашом. Но настоящую известность и признание ей принесли силуэты. С 1875 г. появилось 14 альбомов Е. Бём, получивших широкое распространение не только в России, но и в странах Европы и в Америке. (Они не раз отмечались золотыми медаля­ми на Всемирных выставках.) Благодаря огромной популярности художница имела возможность познакомиться со многими выдающимися людьми своего времени. Её творчество знали и любили И.С. Тургенев, В.В. Стасов, Л.Н. Толстой, П.М. Третьяков и др. Тургенев был очень доволен иллю­страциями к «Запискам охотника», в пери­од работы над которыми Бём и познакоми­лась с писателем. Много её работ было в коллекции Стасова. Третьяков купил один из первых силуэтов Е. Бём с изображением отправляющейся в путь семьи художницы.

А.Г. Рубинштейн считал свой силуэтный портрет за роялем, выполненный художни­цей на оборотной стороне программы кон­церта, лучшим своим портретом.

Успеху творчества Е. Бём способствовала его камерность, а также выбор тематики, близкой всем: «детский мир и деревенская жизнь». Подкупали простота и искренность её работ, преданность своему делу, стрем­ление своим искусством служить людям. Её работы особенно нравились наиболее простым

 

 

75

 

людям. Когда листы, например, «Репки» были выставлены в окнах магазина Аванцо в Петербурге, то перед ними стояли извоз­чики и от души хохотали. Такое же удо­вольствие эти листы доставляли рабочим в типографии у Ильина, где они печатались.

Е. М. Бём была одним из самых деятельных и бескорыстных участников издательства «Посредник», к этой работе её привлёк Толстой, с которым заочно художница по­знакомилась в 1885 г. Через их общую зна­комую она передала писателю тетради со своими силуэтами. Они очень понравились Толстому: «Очень благодарен вам за пре­красные ваши картинки, — писал Толстой Бём. - Я уж давно знаю их и любуюсь ими». В том же письме он сразу предло­жил ей принять участие в иллюстрирова­нии книжек издательства «Посредник»: «Не слыхали ли вы про издание лубочных книжек и картин Сытина, частью которых занимаются близкие мне люди и отчасти и я. В Петербурге есть склад этих изданий на Б. Дворянской, 25. Принимают участие в этом деле Савицкий, Кившенко, Крамской и Репин. Как бы хорошо было, если бы вы захотели послужить этому делу» (63: 256-257). Одновременно Толстой писал о художнице В.Г. Черткову: «Вчера получил от г-жи Бём её силуэты в подарок и нынче, отвечая ей, просил её принять участие в на­ших изданиях. Она прекрасно иллюстриру­ет. Не знаю только, будет ли брать деньги» (85: 218). Но денег Е. Бём за свою работу ни­когда не брала. 30 лет она иллюстрировала издания «Посредника» безвозмездно, «ра­ботала она в нём из одного лишь сочувствия делу народного идейного издательства» (Шохор-Троцкий К. Памяти отошедших друзей // Ежемесячный журнал. СПб., 1915. № 1. С. 161). Когда в 1896 г. праздновали юбилей художественной деятельности Бём, редакция «Посредника» во главе с Толстым поздравила её телеграммой: «Редакция “Посредника” в день Вашего юбилея горя­чо благодарит Вас за всё, что Вы сделали для народных изданий, и от всей души на­деется, что Вы ещё долго послужите Вашей прекрасной кистью этому делу для народа. Лев Толстой, Горбунов-Посадов, Бирюков» (там же. С. 162).

Встретиться с Толстым Е. М. Бём довелось лишь в 1897 г., когда писатель приезжал в Петербург проститься с Чертковым, кото­рого правительство высылало в Англию. Во время этой встречи зашла речь об ис­кусстве, о проблеме его доступности каж­дому, и Толстой поставил в пример такого понятного всем искусства — творчество Бём: «Надо, чтобы всякий в своём деле был понятен и интеллигенции и простым лю­дям, — сказал Толстой. – Вот вы, Елизавета Меркурьевна, в вашем небольшом жан­ре — силуэтах — достигли этого и понятны тем и другим» (Бём Е.М. Воспоминания // Летописи. Кн. 12. Т. 2. С. 375).

Для «Посредника» Бём иллюстрирова­ла много книг: «Первый винокур», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке» Тол­стого, «Перепёлка» Тургенева, «Медведь» В.М. Гаршина, серию «Малым ребятам», сборник «Цветник», «Приёмыш» В.Г. Ко­роленко и др. В 1887 г. ею были исполнены и рисунки к «Власти тьмы», которые очень нравились Толстому. 16 апреля он писал об этом С.А. Толстой: «Получил рисунки. Они очень хороши». Работая для «Посредника», художница стремилась делать то, что было наиболее важным и нужным для дела, и если ей до конца было трудно разобрать­ся в этом, она обращалась за советом к Толстому или Черткову, высоко ценя и веря их мнению. Ей важно было услышать мне­ние Толстого об её работе. Об этом Чертков писал Толстому 2 мая 1887 г.: «Она сама не ясно различает, что важнее и нужнее, и ищет указаний. К Вашему мнению она имеет неограниченное доверие (она проси­ла меня выяснить для неё несколько слов, которые Вы ей написали по поводу её ти­пов к “Власти тьмы”» (ОР ГМТ).

Е. Бём принадлежат три портрета толстов­ских героинь: Анны Карениной, Кити и Катюши Масловой (ГМТ). В 1880-1890-х гг. художница создавала «реалистические аква­рели» (женские типы в романах Толстого). Они воспроизводились на открытках. Черт­кову Толстой писал, что «получил от г-жи Бём силуэты в подарок»; в другом письме о рисунках к «Первому винокуру» заметил, что «очень приятно было смотреть на них, что они прекрасны».

Н.В. Зайцева

БИБИКОВ Александр Николаевич (1824-1886) – помещик Тульской губ., вла­делец имения Телятинки, что в трёх верстах от Ясной Поляны, был в добрососедских от­ношениях с семьёй Толстых на протяжении 30 лет. Т.А. Кузминская писала о нём: «А.Н. Бибиков был настоящий тип прежнего не­крупного помещика. Гостеприимный, ни умный, ни глупый, простой, практичный, среднего роста, плотный и добродушный» (Кузминская. Ч. II. Гл. VII). Старший сын Толстого Сергей Львович описал его пор­трет: «Это был человек, похожий по внеш­ности на кота: флегматичный, молчаливый, благообразный. Он брил бороду и носил усы, как полагалось в то время дворянину, был внешне благовоспитан, но мало обра­зован, женолюбив...» (Очерки былого. Гл.

 

 

76

 

«Жизнь нашей семьи до осени 1881 года». 1872 год).

Толстые ценили своего соседа за до­броту, незлобивость, умение наслаждать­ся жизнью. Однажды на охоте, на кото­рой вместе с Толстыми был и их сосед, на привале завязался интересный разговор. Кузминская вспоминала: «Я говорила, что меня часто мучает какой-нибудь пустяк из моей жизни, который я потом разбираю. Бибиков добродушно засмеялся и сказал, что это совершенно напрасно, что думать о том, что прошло, не стоит, что на свете всё приятно, всё прекрасно <...> и что му­читься никогда не надо» (Кузминская. Ч. II. Гл. XVI).

Бибиков был незаконнорождённым сы­ном крапивенского помещика Н.Н. Биби­кова и его вольноотпущенной крестьянки Анны Наумовны. Окончив землемерную школу в Туле, в 1842—1855 гг. он служил в Тульской губ. чертёжной. Первой его же­ной была Наталья Николаевна Морсочникова (1830-1866). Сбежав из родительского дома, она обвенчалась с ним против воли родителей. Её отец, Н.Х. Морсочников, хо­зяин Телятинок, ко времени брака дочери разорился и продавал своё имение с аукци­она. В мае 1856 г. Толстой отметил в своей записной книжке (сюжет?): «...дочь сбе­жала от Морсочникова <...> с землемером <...>, а этот <...> купил с акциона тестино именье и выгоняет оттуда отца и деда» (47: 181).

Через несколько лет, когда все эти дра­матические события улеглись, а в Ясной Поляне появилась молодая хозяйка, Толстые стали довольно тесно общаться с се­мейством Бибиковых. Толстой часто посе­щал Телятинки; иногда ездил к соседу по делам, связанным с общественными нуж­дами: открытие школы для крестьянских детей, посредническая деятельность, ока­зание помощи голодающим крестьянам. В 1880—1886 гг., когда Бибиков был председа­телем Крапивенской уездной земской упра­вы, Толстой часто обращался к нему с раз­личными просьбами о помощи людям, нуж­дающимся в поддержке и защите. Первые годы знакомства контакты были особенно тесными. В начале 1860-х гг., когда Толстой особенно увлекался хозяйством, он даже завёл общее дело с Бибиковым: строитель­ство винокуренного завода. Кузминская вспоминала: «...мне эта постройка заво­да была приятна. Я часто ездила со Львом Николаевичем верхом в Телятинки. Он на­блюдал за постройкою, я – просто для раз­влечения» (Кузминская. Ч. П. Гл. VII). Но дело не пошло: завод просуществовал чуть больше года. Несмотря на неудачу, Толстой продолжал считать Бибикова рачительным хозяином, что видно из письма тётень­ке Т.А. Ёргольской, которое он послал из Москвы в Ясную Поляну 4 февраля 1866 г «С этой же почтой я пишу А.Н. Бибикову с просьбой, чтобы он изредка заглядывал бы ко мне и присматривал за моим хозяй­ством и исполнял бы ваши поручения. Будьте так добры, передайте от меня старо­сте, чтобы он во всём слушался его» (61; 130).

Особенно сблизила Толстого с хозяи­ном Телятинок охота. Кузминская писала: в осенние дни «Льва Николаевича тянуло на охоту. Решали, куда ехать, отдавались при­казания насчёт лошадей и собак, дали знать в Телятинки Бибикову, вечному нашему спутнику <...>. Мы охотились раза два, три в неделю» (Кузминская. Ч. II. Гл. XVI).

Будучи в доверительных отношениях с Бибиковым, Толстой иногда брал у него взаймы деньги. В 1867 г. на просьбу бра­та Сергея одолжить ему денег Толстой от­вечал: «...денег нет, и даже у Бибикова, у которого всегда беру, не могу взять, по­тому что должен ему...» (ПТСБ. С. 311). В 1879 г. Толстой писал жене, если кончи­лись деньги у старосты, пусть обратится к соседу. Письмо заканчивалось обращением к Бибикову: «Будьте так добры, Александр Николаевич, ссудите 25 рублей на два дня. Ваш Л. Толстой» (83: 273). Бывало, когда в Ясной Поляне собирались родственники, друзья и большой компанией выезжали на прогулку, у Бибикова занимали карету, сёдла и другие хозяйственные вещи.

Общение Толстых с семейством Биби­кова проходило в основном на бытовом уровне, мало затрагивая духовные сферы. Но в 1872 г. в жизни Бибикова произошло трагическое событие, которое потрясло всех и которое сыграло заметную роль в творческой истории романа «Анна Каренина». В 1866 г. умерла ещё совсем молодая пер­вая жена Бибикова. После её смерти в доме в качестве экономки появилась дальняя родственница Анна Степановна Пирогова (1840-1872), которая вскоре стала граж­данской женой Бибикова. Толстые, часто бывавшие в Телятинках, хорошо её знали. С.А. Толстая вспоминала: «Анна Степа­новна была высокая, полная женщина, с рус­ским типом и лица и характера, брюнетка с серыми глазами, но не красива, хотя очень приятная» (ДСАТ. 1. С. 509). Кузминская описала почти семейную идиллию в доме Бибикова: «Помню, как мы всей нашей мо­лодой компанией приехали раз в Телятинки и как милая Анна Степановна, вроде эконом­ки и жены его, суетилась угостить всех нас простоквашей, варенцом, пастилой разных

 

 

77

 

сортов и чаем. А Александр Николаевич, добродушно улыбаясь, говорил: “Ужасно люблю молодёжь”» (Кузминская. Ч. II. Гл. VII). Но эта идиллия закончилась тра­гедией. С.А. Толстая описала её в своём дневнике: «Бибиков взял в дом к сыну и племяннице гувернантку – красивую нем­ку, влюбился в неё и сделал ей предложе­ние. Прежняя любовница его, которую звали Анна Степановна, уехала из дома его в Тулу, будто повидать мать, оттуда с узелком в руке <...> вернулась на ближайшую стан­цию — Ясенки и там бросилась на рельсы, под товарный поезд. Потом её анатомиро­вали. Лев Николаевич видел её с обнажён­ным черепом, всю раздетую и разрезан­ную в ясенковской казарме. Впечатление было ужасное и запало ему глубоко» (ДСАТ. 1. С. 508-509). В день самоубийства А.С. Пирогова со станции Ясенки «с ям­щиком отправила Бибикову письмо. Биби­ков письма не принял, а в нём было на­писано: “Вы мой убийца, будьте счастли­вы с ней, если убийцы могут быть счаст­ливы”» (Гусев. Материалы. 3. С. 135). С.А. Толстая считала, «что самоубийство Анны Пироговой “навело” Толстого “на мысль” о финале его романа и дало имя ге­роине» (там же).

Вскоре Бибиков женился на гувернант­ке О.А. Фирекель (1853-1883) и после свадьбы стал хлопотать о том, чтобы его признали законным сыном Н.Н. Бибикова и дали ему фамилию отца: рождённый до официального брака родителей, он всё ещё носил вымышленную фамилию «Бибик». Он обратился к Толстому за содействием, и тот написал своей тётке А.А. Толстой: «Любезный друг Alexandrine!.. У меня есть сосед А.Н. Бибиков – единственный сосед, с которым у нас 20 лет ведутся ненаруши­мо дружелюбные сношения, и он очень до­брый человек. Он знал, что усыновление детей брата <С.Н. Толстого. – А.Л.> сде­лалось через вас. Сам он и ещё два брата его – незаконные дети Бибикова. Меньшой же брат из них законный, потому что отец их женился на матери. Они до сих пор были довольны своей судьбой, но 5 лет на­зад все женились, и у них сыновья, и мой сосед – старший, взялся хлопотать через А.П. Бобринского и для этого ездил в Петербург. Ему там сказали, что именно вы много делаете добра в этом роде (это его слова), и просил меня, чтобы я на­писал вам» (61: 344-345). Ходатайство А.А. Толстой помогло, о чём свидетель­ствует письмо к ней Толстого в январе 1873 г.: «Очень, очень благодарю, дорогой друг Alexandrine, за письмо и за ходатай­ство о Бибикове. Он был у меня, когда я получил ваше письмо, и вы бы порадова­лись, увидав покрасневшее от волнения и радости его доброе седое лицо, когда я со­общил ему то, что до него касалось» (62: 8). Наконец в декабре 1873 г. сосед Толстого получил отчество «Николаевич» и фами­лию «Бибиков», а в декабре 1882 г., за три года до смерти, был «узаконен».


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!