С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 16 страница



Похоронен Бибиков на кладбище в Кочаках; там же – могила с надгробием в виде саркофага, в которой покоится прах А.С. Пироговой.

Через много лет вспоминая Бибикова, Толстой писал: «Он был малообразован­ный, но очень приятный, хороший человек» (83: 140-141).

 

А.К. Ломунова

 

БИБИКОВ Алексей Алексеевич (1837-1914) – в 1878-1884 гг. управляю­щий самарским имением Толстых; друг В. И. Алексеева (как писал С.Л. Толстой, отец «полушутя» говорил о них как о «двух нигилистах»); корреспондент и адре­сат Толстого. Иногда Толстой адресовал свои письма обоим друзьям.

Сын сенатора; помещик Чернского уез­да Тульской губ. Окончив физико-мате­матический факультет Харьковского университета, «был либеральным мировым посредником первого призыва в Жиздринском уезде» Калужской губ. (Очерки бы­лого. «Жизнь нашей семьи до осени 1881 года». 1878 год). В 1866 г. привлечён по делу Каракозова (о покушении на го­сударя). Просидев шесть месяцев в тюрь­ме, был выслан в Вологодскую губ. Три года находился в ссылке, затем переведён в Воронеж, а в 1870 г. ему разрешили по­селиться в его имении. Всю землю в своём имении, за исключением нескольких десятин, Бибиков отдал крестьянам. Женился на крестьянке и собственными силами вёл своё небольшое хозяйство. «Бибиков был среднего роста, коренаст, физически силён и красив. Его добрые голубые глаза были немножко выпучены, походка несколько тороплива, добрая улыбка немножко иро­нична, - писал о нём С.Л. Толстой. – В под­дёвке и русской рубашке, в высоких мягких сапогах, с русой окладистой бородой, он по внешности старался не отличаться от крестьянина, но едва ли ему это удавалось. <...> В нём легко было узнать “не простого” человека. Он был сдержан и мягок в обра­щении, никогда громко не говорил и прин­ципиально всем говорил “вы”, чем иногда приводил в недоумение крестьян. Когда я с ним познакомился, он не был революцио­нером и отрицал возможность прогресса путём изменения форм жизни помимо об­щего подъёма нравственности людей. Он

 

 

78

 

говорил: “Будьте сами лучше, тогда обще­ственные формы естественно улучшатся”. В этом он сходился с Василием Ивановичем <Алексеевым. - Н.Б.> и моим от­цом и расходился с революционно настро­енной молодёжью. Он был убеждённым материалистом и ставил себе целью нрав­ственно жить в этой жизни, не ожидая на­грады в будущей. <...> Хотя он и управлял нашим имением, он был независим. Дела имения он вёл щепетильно-добросовест­но, нередко в ущерб своим интересам» (Очерки былого. Гл. «Жизнь нашей семьи до осени 1881 года». 1878 год).

С Бибиковым Толстой познакомился в конце 1877 г. Тогда же он набросал кон­спект нового замысла («Собеседники») в виде беседы людей разных взглядов о ре­лигиозных вопросах. В одном из собесед­ников – автор назвал его Стольниковым – узнаваем Бибиков. Толстой написал о нём: «позитивист – Бибиков, прогресс, но отри­цание нужды в основах. 35 [лет]» (17: 369). Замысел не осуществлён.

Толстой не раз наблюдал, как у Би­бикова идут дела в самарском имении; в очередной свой приезд летом 1881 г. он писал С.А. Толстой: «Работа здесь идёт – молотьба ржи молотилкой перед домом. Идёт всё споро, хорошо. Работники и все хозяйственные дела у Бибикова очень хоро­шо налажены» (83: 294). И через несколько дней, 6 августа, опять жене: «Бибиков как-то удивительно соединяет мягкость с тем, что он отличный хозяин. Всё есть, что нуж­но, все охотно и споро работают, всюду он поспевает. Уже не добросовестность его, а деликатность в ведении своего и нашего хозяйства доходит до того, что тяжело. Его люди, скот его и наши смешиваются только в том смысле, что мы пользуемся его, а не он нашим. Свои посевы он больше месяца не видел» (83: 306—307).

Писатель с искренним уважением отно­сился к Бибикову, через много лет вспоми­нал его: «Это оригинальный, очень хоро­ший человек. В 60-х годах какого другого типа люди были! Работал с крестьянами, женился на крестьянке; он никого не ругал и не восхвалял, когда одного восхваляешь, то других как бы унижаешь. Говорил каж­дому и чувашу вы» (ЯПЗ. 2. С. 308).

В период пребывания в самарском име­нии Бибиков снова пережил полицейский надзор, в июне 1883 г. против него было возбуждено уголовное дело, проведено не­сколько обысков, которые не дали, однако, никаких улик для обвинения. Становой пристав сообщал о нём: «Бибиков зани­мается посевом хлеба и извозом по найму, причём иногда сам отправляется в Самару на возу с хлебом и не отказывается от чёр­ной работы (подмазывает колёса и впрягает лошадей). Башкиры считают его очень хо­рошим барином и выражаются о нём так: с барином он барин, с мужиком — мужик» (цит. по: 63: 77). В 1884 г. произошло стол­кновение управляющего с С.А. Толстой по поводу взыскания долгов с крестьян. В ре­зультате Бибиков оставил толстовское име­ние и поселился неподалёку, взяв в аренду землю.

В 1891 г. работал на голоде в Самарской губ. В 1906 г. был избран в I Гос. думу; люди, знавшие его, считали его «честным деятелем, убеждённым народником, на деле проводившим свои идеи, и человеком кри­стально чистым, скромным и любящим» (там же). Таким его считал и Толстой.

 

Лит.: Пругавин А.С. О Льве Толстом и толстовцах. М., 1911.

 

Н.И. Бурнашёва

 

БИДЕРМАН Фридрих Карл (1812— 1901) — немецкий историк, журналист, педагог. Толстого интересовал его новый метод преподавания истории. В апреле 1861 г., путешествуя по Германии с целью познакомиться с постановкой народного образования, Толстой общался с Бидерманом, о чём есть записи в дневнике: 5/17 апреля: «Бидерман неглуп, но учёный и литератор, которого часть уже сидит в книге его, а не в нём». Толстой, вероятно, имел в виду книгу Бидермана «Geschichtsunterricht nach kulturgeschichtlicher Methode» («Препода­вание истории культурно-историческим методом». - нем.).

 

В.В. Алексеева

 

БИРЮКОВ Павел Иванович («Поша»; 1860-1831) – единомышленник, друг и биограф Толстого; издатель, редактор, общественный деятель.

Родился в Костромской губ. в семье во­енного, дворянина. Надеясь, что сын про­должит семейную традицию, отец отдал его учиться в Пажеский корпус. Но юно­ша мечтал о море и перешёл в Морское училище. Он совершил кругосветное путешествие на фрегате, а в 1884 г. окончил Морскую академию. Не желая нести строе­вую службу, Бирюков поступил на службу в главную физическую обсерваторию в Петербурге, где ничто не мешало ему раз­мышлять над вечными вопросами о Боге, о цели и смысле жизни. Он зачитывался философской литературой, сочинениями Достоевского, и всё сильнее его задевало противоречие между военной службой и христианским учением. В поисках еди­номышленников он стал посещать благо- 

 

 

79

 

творительное «Общество христианской помощи», где собирались представители разных сословий, чтобы вместе читать и обсуждать Евангелие. Там он встретил В.Г. Черткова, который познакомил его с сочинениями Толстого «Исповедь» и «В чём моя вера?». В то время, когда многих молодых людей увлёк путь революцион­ной борьбы, Бирюков и Чертков встали на путь исповедания христианского непротивления злу насилием и обрели духовного лидера в Толстом.

В 1884 г. Чертков привёл Бирюкова в дом Толстого, и с этого момента, как писал Бирюков, его «внутреннее развитие по­шло параллельно с дальнейшим развитием взглядов Л.Н. Толстого». Бирюков особенно дорожил личным общением с писателем, а Толстой ценил искренность и подлинную доброту молодого друга. После одной из встреч с Бирюковым Толстой написал в своём дневнике: «Он очень хорош, ясен, открыт, правдив, чист...» (15 декабря 1890 г.). Но возможность лич­ного общения бывала не всегда. Между ними вскоре началась пере­писка (сохранилось око­ло 180 писем Толстого Бирюкову), запечатлевшая глубину человече­ской и духовной близо­сти. Писателя особенно П.И. Бирюков привлекали люди, су­мевшие соединить свои убеждения с делом, осуществлявшие то, к чему так стремился он сам. Бирюков был именно таким человеком.

В конце 1885 г. Бирюков вышел в отстав­ку и посвятил себя изданию и распростра­нению литературы для народа, став наряду с Чертковым одним из основателей и руко­водителей издательства «Посредник». Но в конце 1888 г. он решил порвать с городом и основал на своей родине земледельческую колонию, стал строгим вегетарианцем, но­сил простую блузу и вегетарианскую обувь, имел мягкий отзывчивый характер и любовно относился к людям. В доме Толстых Бирюкова считали своим человеком, его все любили и называли уменьшительным именем Поша. Но особые отношения воз­никли между ним и средней дочерью пи­сателя Марией Львовной. Когда ей исполнилось 18 лет, он сделал ей предложение и получил согласие, однако С.А. Толстая была против этого брака, да и Толстой со­мневался в чувствах дочери, считая её ещё слишком молодой. Бирюкову он писал: «В теперешнем сближении вашем есть нечто искусственное, рассудочное, а надо, что­бы оно стало сердечной необходимостью» (10 января 1889 г.). Через много лет в па­мять о М.Л. Толстой Бирюков подготовил и издал в Швейцарии книгу на немецком языке «Отец и дочь. Письма Л.Н. Толстого к М.Л. Толстой» (L.N. Tolstoi. Vater und Tochter, hrsg. von P. Birukoff, z.- Lpz., [1927]).

 

П. И. и П. Н. Бирюковы с дочерью Ольгой (начало 1900-х годов).

Фотография из архива Т. Л. Беррады-Бирюковой

 

В 1892-1893 гг. среди ближайших по­мощников Толстого в работе на голоде в Самарской губ. был Бирюков. В 1895 г., узнав о движении духоборов, он отпра­вился на Кавказ. Результатом поездки ста­ла статья «Гонение на христиан в России в 1895 г.», опубликованная 23 октября 1895 г. с предисловием Толстого в англий­ской газете «Times». Вместе с Чертковым и И.М. Трегубовым он составил воззвание в защиту духоборов «Помогите!», за что был выслан в г. Бауск Курляндской губ. Осенью 1898 г. Бирюков отправился на остров Кипр для устройства там первой партии духоборов. Получив разрешение выехать за границу, он вскоре переехал к Черткову и вместе с ним редактировал сборники «Свободного слова». Позднее, уже посе­лившись в Швейцарии, он стал самостоя­тельно издавать и редактировать журнал «Свободная мысль», в котором поместил целый ряд своих статей (вышел 21 но­мер).

В 1904 г. Бирюков получил разрешение вернуться в Россию. Толстой ждал возвра­щения единомышленников, с ними он чувствовал себя менее одиноким. В письме к Черткову 4 сентября 1905 г. он сообщал: «Было у меня радостное впечатление от Поши. Он заезжал с сыном на два дня; ка­кой он умный и хороший – уж и говорить нечего». Поступив после ссылки на служ­бу в Костромскую губ. земскую управу, Бирюков не изменил своим принципам. Он сразу вернулся к прежней деятельности по распространению запрещённых сочинений Толстого и был привлечён за это к суду. Судебное расследование длилось два года и на этот раз завершилось его оправдани­ем. Толстой интересовался всем, что делал Бирюков, ценил его работу, поддерживал его желание писать.

В 1901 г. Бирюков начал собирать ма­териалы для биографии Толстого, ставшей первой подробной биографией писателя и, что особенно ценно, написанной его дру­гом и единомышленником при участии са­мого Толстого. Толстой не только отвечал на вопросы биографа и давал ему советы, но и написал для него воспоминания, кото­рые стали ценным свидетельством о пред­ках, семье и детстве писателя. Первые два 

 

 

80

 

тома «Биографии» вышли в издательстве «Посредник» в 1906 и 1908 гг.

В трудное для писателя время, перед уходом из Ясной Поляны, его поддержива­ло дружеское участие Бирюкова: «Милый, милый Поша. Так радостно получить ваше письмо. Ведь сердце сердцу весть подаёт. Вы так же дороги мне, как я вам» (19 июля 1910 г.).

После смерти Толстого Бирюков про­должал служить делу издания и распро­странения его сочинений. В 1911-1914 гг. в издательстве И.Д. Сытина под его редак­цией были изданы Полные собрания со­чинений Л.Н. Толстого в 20 т. и в 24 т. В те же годы он стал редактором Полного со­брания сочинений Л.Н. Толстого на фран­цузском языке в издании Стока в Париже, а позднее редактировал тома Полного со­брания сочинений Л.Н. Толстого (Юби­лейного) в 90 т.

Между тем П. И. Бирюков посто­янно подвергался преследованиям чиновничье-полицейского режима тогдашней буржуазной России – за свои убеждения, за общественную и правоза­щитную деятельность. В 1912 г. он вы­нужден был вновь переехать с семьёй в Швейцарию, а в 1913 г. принял швейцарское гражданство. В Швейцарии Бирюков, как и прежде, занимался изданием и рас­пространением сочинений Толстого. В 1918 и в 1920 гг. он сопровождал эшелоны пленных русских солдат и политических эмигрантов из Швейцарии в Россию. В 1920 г. вернулся в Россию, в наивной надежде на якобы обретённую страной свободу. Он руководил рукописным отделом Музея Л.Н. Толстого, принимал участие в различных изданиях, поддерживал единомышленников Толстого, преследуемых уже новой – большевистской – дорвавшейся до власти сволочью. В середине 1924 г., не найдя ожидаемой свободы, он уехал в Канаду к духоборам и, уже смертельно больной, был перевезён оттуда в Швейцарию.

Прижившийся в коммунистическом СССР бывший секретарь Толстого В.Ф. Булгаков закончил свои воспомина­ния о Бирюкове такими словами: «В самом деле, он никогда никого не обидел, никому не причинил зла и, напротив, многим по­могал и помог, чем мог. Светлое доброду­шие явилось как бы венцом той неустан­ной, продолжительной работы над собой и над улучшением своего характера, которая производилась Павлом Ивановичем как верным последователем учения Толстого» (Булгаков В.Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. Тула, 1978. С. 260).

 

Лит.: Бирюков А.М. П.И. Бирюков - первый биограф Л.Н. Толстого // Вопросы истории - М., 2004. № 2.

 

Ю.Д. Ядовкер

БИТОВТ Юрий (Георгий) Юлиано­вич (1860-е гг.-после 1914). — «Общест­венное несчастье» — так в газете «Русское слово» 7 сентября 1913 г. было озаглавлено сообщение о пожаре в доме российского би­блиографа Битовта и о гибели огромного его труда – материалов для разнообразных по тематике библиографических работ. Све­дения об этом событии проникли и за грани­цу, постепенно приняв размеры легенды.

Своим главным трудом Битовт счи­тал создание «Российской библиогра­фии – сводного каталога книг, изданных в России с 1708 года». Над сводом рус­ской книги он работал более 15 лет, и труд этот должен был составить 15-20 томов. К 1913 г. библиограф закончил два первых тома (XVIII-первая половина XIX вв.) и подготовил, по его словам, весь матери­ал для последующих двух томов (1851—1880 гг.). Нашлись даже денежные средства для издания: Академия наук согласилась взять расходы по изданию на себя. Пожар уничтожил все надежды.

Имя Битовта было хорошо известно в читающем мире. Среди опубликован­ных его трудов – издание «Редкие рус­ские книги и летучие издания XVIII в.» (М., 1905), репринтно воспроизведённое в наши дни (М., 1989). Автор послесловия В.М. Константинов, отметив ряд неточно­стей и заявив, что Битовт «не был знатоком редкой книги», тем не менее сделал вывод, что, «как бы то ни было, лучшего справоч­ника нет и в ближайшее время, очевидно, не будет».

Битовт — автор ряда работ о Толстом: «Жизнь, счастье и гр. Толстой. Мысли» (М., 1897), издание составителя «с благотворительной целью»; «Граф Л.Н. Толстой в литературе и искусстве. Подробный би­блиографический указатель русской и ино­странной литературы о гр. Л.Н. Толстом» (М., 1903); «Граф JI.H. Толстой в карикату­рах и анекдотах» (М., 1908); «Хронология жизни и произведений Л.H. Толстого» (2-е испр. и доп. изд. - М., 1908); «В па­мять Л.Н. Толстого. Альбом изображений Толстого и о Толстом [свыше 1000 сюжетов на 120 табл.]» (М., [Б. г.]).

Книга Битовта «Граф Л.Н. Толстой в литературе и искусстве» — первая печат­ная библиография произведений Толстого и литературы о нём. Здесь собрана лите­ратура (свыше 4000 записей) за полвека, 1852-1902 гг. В книге восемь разделов: 1. Биографические сведения; 2. Литературная деятельность (сочинения писателя; Толстой в критике); 3. Педагогическая деятель­ность; 4. Учение гр. Толстого и произве­дения второго периода его деятельности; 5. Гр. Толстой в иностранной литерату­ре (на 25 языках); 6. Гр. Толстой в искус­стве; 7. Библиография; 8. Дополнения. В Приложении дана «Хронология жизни и

 

81

 

произведений гр. Л.Н. Толстого». В книге есть «Указатель личных имён», помещены 60 иллюстраций.

Составляя свой труд, автор пользовал­ся фондами Императорской Публичной библиотеки в С.-Петербурге (ныне Рос­сийская национальная библиотека) и Ру­мянцевского музея (ныне Российская го­сударственная библиотека). Убедившись в «неполноте и несовершенстве наших глав­нейших книгохранилищ», Битовт побывал «в Ясной Поляне у издательницы сочине­ний гр. Толстого графини С.А. Толстой». «Был Битовт, библиограф», — запись в на­стольном календаре Толстого 20 сентября 1902 г. (54: 317). Результатом работы в Ясной Поляне стала его статья «Библио­тека Л.Н. Толстого» (Изв. книжных магази­нов Т-ва М.О. Вольф. 1903. № 8/9).

По выходе в свет в 1903 г. Битовт послал свою книгу Толстому. Этот подарок со­хранился в личной библиотеке Толстого в Ясной Поляне: в роскошном переплёте, на верхней крышке переплёта тиснённая золо­том надпись: «Гиганту мысли графу Льву Толстому. С глубоким уважением автор».

Получив книгу, Толстой 10 июля 1903 г. написал автору благодарность и лестный отзыв; Битовт вклеил факсимиле этого письма в часть тиража вышедшей ранее книги. Так как автограф не сохранился, факсимильное воспроизведение этого пись­ма послужило источником для включения его в Полное собрание сочинений Толстого (Юб., 74: 153).

А.Л. Бём в «Обзоре библиографических работ о Толстом» подробно разобрал кни­гу Битовта. Отметив недочёты, пропуски, погрешности в систематизации, рецензент заметил: «Но всё же, несмотря на недочё­ты, мы должны быть благодарны автору за тот поистине неимоверный и неблагодар­ный труд, который он вложил в дело, столь нужное всем изучающим Толстого. Надо ведь сказать, что всякий, имеющий дело с изучением Толстого, так или иначе многим обязан указателю Юр. Битовта и, вероятно, не скоро ещё мы будем иметь возможность пользоваться столь широко задуманным трудом, лучше исполненным» (Бём А.Л. К истории изучения Толстого. Пг., 1916. С. 22-23).

Слова рецензента оказались проро­ческими. И до нашего времени в поисках сведений об издании трудов Толстого и литературы о нём в 1871-1902 гг. учёные об­ращаются к этой книге Битовта.

 

Лит.: Толстяков А.П. Битовт Юрий (Георгий) Юлианович // Книга. Энцикло­педия. М., 1999. С. 104.

 

А.С. Усачёва

БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831-1891) – теософ, литератор и публи­цист. В 1875 г. организовала (совместно с Г. Олькоттом) в Нью-Йорке Теософское общество, центр которого в 1879 г. переме­стился в Бомбей, а затем в 1882 г. в Адьяр (предместье Мадраса), где находится и по настоящее время. Создание Теософского общества преследовало цели распространения идей духовного единства человече­ства, всеобщего братства людей; изучение мировых религий и достижений наук; исследование физических, психических возможностей и скрытых сил человека. Теософское учение Блаватской нашло от­ражение в книгах «Разоблачённая Изида», «Тайная доктрина», «Ключ к теосо­фии». Теософия, согласно предложенной Блаватской трактовке, — это религиозно­мистическое учение, базирующееся на вере в Единый Абсолют – Непостижимого Бога, в рамках которого осуществлена органичная попытка объединения в одно це­лое глубинных смыслов религий, философ­ских и научных видений. Важная состав­ляющая теософского учения Блаватской – свод нравственных положений (истин), следование которым открывает человеку путь к познанию мира и себя, к своему духовному развитию.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!