Опровержение ложных философских доктрин



 

Хемалата Тхакурани, дочь Шриниваса Ачарьи, была великой и необычайно образованной вайшнави. Она изгнала из общины отклонившегося от принципов Гаудия-вайшнавизма ученика по имени Рупа Кавираджа, который с тех пор стал известен среди вайшнавов как атибади (представитель одной из неавторизованных общин сахаджиев). Рупа Кавираджа придумал собственную, противоречащую сиддханте Гаудия-вайшнавов философию, согласно которой только тот, кто ведет отреченный образ жизни, достоин выступать в роли ачарьи, а семейный человек не может быть духовным учителем. Он полностью отверг правила и предписания преданного служения (видхи-марг) и рьяно проповедовал спонтанную преданность (рага-марг). Рупа Кавираджа считал, что практиковать рагануга-бхакти необходимо только методом смараны (памятования), отказавшись от шраваны и киртаны (слушания и повторения).

К счастью, в то время жил Шрила Чакраварти Тхакур. В своем комментарии «Сарартха-даршини», объясняя Третью песнь «Шримад-Бхагаватам», он опровергает все эти ложные представления. По мнению Рупы Кавираджи те, кто принадлежат к преемственности учителей от Вирабхадры, сына Нитьянанды Прабху, а также потомки отвергнутых сыновей Адвайты Ачарьи, семейные люди, не должны принимать и носить титул Госвами. Однако это полностью расходится с мнением ачарий. Шри Чакраварти Тхакур отверг эту идею. Он доказал, что если потомок ачарьи является грихастхой и обладает необходимыми качествами, нет ничего предосудительного в том, что он действует как духовный учитель, недостойные же потомки ачарьи, жадные до денег и последователей, не имеют права носить титул Госвами, поскольку это противоречит утверждениям шастр. И для того, чтобы преподать урок современным ему невежественным и недостойным потомкам ачарий, он не добавлял к своему имени титул Госвами, хотя и действовал как ачарья.

В старости Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур был так глубоко погружен в бхаджан, что редко пребывал во внешнем сознании. Тем временем в Джайпуре возник спор между Гаудия-вайшнавами, утверждавшими теорию паракия-бхавы (любви вне брака) и представителями других вайшнавских сампрадай (ученических преемственностей), которые поддерживали теорию свакиявады (супружеской любви).

Оппоненты Гаудия-вайшнавов объявили Джая Сингху II, царю Джайпура, что поклонение Шри Говиндадеву вместе со Шримати Радхикой не находит подтверждения в шастрах. Они утверждали, что имя Шримати Радхики не упоминается ни в «Шримад-Бхагаватам», ни в «Вишну-пуране», что Она никогда не выходила замуж за Кришну по ведическим правилам и потому не была Его законной супругой. Кроме того, они считали, что Гаудия-вайшнавы не принадлежат ни к одной из признанных сампрадай.

Существует всего четыре вайшнавские ученические преемственности, передающие знание с незапамятных времен. Это Шри-сампрадая, Брахма-сампрадая, Рудра-сампрадая и Санака-сампрадая (Кумара-сампрадая). В век Кали главными ачарьями этих сампрадай являются, соответственно, Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Вишнусвами и Шри Нимбадитья. Считалось, что поскольку Гаудия-вайшнавы не относятся ни к одной из этих сампрадай, их ученическая преемственность не может быть чистой. К тому же у Гаудия-вайшнавов не было своего комментария к «Брахма-сутре», поэтому их сампрадаю нельзя признать истинной.

Махараджа Джая Сингх знал, что самые выдающиеся Гаудия-вайшнава-ачарьи Вриндавана – это последователи Шрилы Рупы Госвами, и потому пригласил их в Джайпур ответить на вызов вайшнавов Шри-сампрадаи. Шри Чакра-варти Тхакур в то время был уже очень стар и, погруженный в трансцендентное блаженство, совершал бхаджан. Поэтому он направил в Джайпур своего ученика, ачарью Гаудия-веданты, маха-махопадхьяю (величайшего среди великих учителей), пандита-кула-мукуту (лучшего из знатоков священных писаний) Шрипада Баладеву Видьябхушану вместе с другим своим учеником, Шри Кришнадевом, и попросил его выступить перед собранием вайшнавов.

К тому времени кастовые Госвами совсем забыли о своей принадлежности Мадхва-сампрадае. Они непочтительно относились к вайшнавскому толкованию Веданты и создавали множество беспокойств Гаудия-вайшнавам. Однако Шрила Баладева Видьябхушана своей неопровержимой логикой и неоспоримыми свидетельствами из шастр убедительно доказал, что Гаудия-сампрадая – это чистая вайшнавская сампрадая, которая принадлежит линии Мадхвы, и называется Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая; что этот факт признавали предшествующие ачарьи, такие, как Шрила Джива Госвами, Кави Карнапур и другие; и что Гаудия-вайшнавы считают «Шримад-Бхагаватам» исчерпывающим комментарием к «Веданта-сутре», и потому не видят никакой необходимости в другом комментарии.

Что же касается имени Шримати Радхики, то оно упоми-нается в различных Пуранах. Она – олицетворенная энергия наслаждения (хладини-шакти) и вечная возлюбленная Шри Кришны. Во многих местах «Шримад-Бхагаватам», особенно в Десятой песни, где описываются враджа-лилы, говорится о Шримати Радхике, но в завуалированной форме. Только расика- и бхавука-бхакты, которые в совершенстве понимают смысл и выводы шастр, способны проникнуть в эту сокровенную тайну.

Так в Джайпуре Баладева Видьябхушана опроверг все доводы, разрушил сомнения своих оппонентов и убедительно доказал, что Гаудия-вайшнавы принадлежат к ученической преемственности, идущей от Мадхвы, и что поклонение Радхе-Говинде является подлинным. На это было трудно что-то возразить. И все же, так как у Гаудия-вайшнавов не было комментария к «Веданта-сутре», противоположная сторона не хотела признавать их как чистую вайшнавскую преемственность. Тогда Шри Баладева Видьябхушана написал знаменитую «Шри Говинда-бхашью», комментарий к «Брахма-сутре». Таким образом была признана истинность Шри Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи, и в храме Шри Говиндадева вновь стали поклоняться Шри Радхе-Говинде.

Несомненно, Шри Баладева Видьябхушана Прабху смог написать «Шри Говинда-бхашью» и доказать связь Гаудия-вайшнавов с Мадхва-сампрадаей только по милости Шри Чакраварти Тхакура. Эта заслуга Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура перед нашей сампрадаей столь велика, что его имя навечно вписано золотыми буквами в историю Гаудия-вайшнавизма.

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!