Тема №4 Современный взгляд на общество и институты.



Задание №1. О.Конт считал, что общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда. По Г. Спенсеру, общество – «композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидуумов». К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает систему тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся к друг другу».

В каких исходных положениях противоречат эти определения общества одно другому и где дополняют друг друга?

Чем отличается позиция методологического индивидуализма Г. Зиммеля от вышеуказанных точек зрения?

 Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 14-21:  «С точки зрения истинно последовательного индивидуализма реальными существами оказываются реальностью низшей степени… Для меня несомненно, что существует только одно основание, которое придает соединению по крайней мере, относительную объективность: это – взаимодействие частей.. Никто не будет отрицать, что взаимодействие частей происходит в том, что мы называет обществом. Общество так же, как человеческий индивидуум, не представляет из себя вполне замкнутого существа или абсолютного единства. По отношению к реальным взаимодействиям частей является вторичным, только результатом, и притом как по существу, так и для исследователя…

Общество будет только названием для суммы этих взаимодействий, названием, которое будет применимо лишь постольку, поскольку они установлены. Поэтому это понятие не установлено раз навсегда, но имеет различные степени, причем оно может быть применимо в большей степени, смотря по количеству и глубине взаимодействий, которые существуют между данными личностями. Таким образом, понятие общества совершенно теряет тот мистический оттенок, который пытался усмотреть в нем индивидуалистический реализм».

«Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, то, по-видимому, могло бы быть объектом науки только в том смысле, в каком, например, «звездное небо», может быть названо объектом астрономии, но на самом деле это лишь имя собирательное, и астрономия устанавливает только движения отдельных звезд и законы, которые ими управляют. Если общество есть такое соединение отдельных людей, которое представляет собой только результат нашего способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются эти отдельные люди, то они и их отношения образуют настоящий объект науки, и понятие общества улетучивается. И в самом деле это, по-видимому, так. Ведь осязательно существуют только отдельные люди и их состояния и движения: поэтому задача может заключаться только в том, чтобы понять их, тогда как возникшее лишь в результате идеального синтеза, нигде неуловимое существо.» «Общества не может быть предметом мышления, направленного на исследование действительности…Человек представляет скорее сумму и продукт самых разнообразных факторов, о которых и с точки зрения качества, и с точки зрения функций, можно сказать лишь в очень неточном и относительном смысле, что они слагаются в единство…»

Задание №2. В нижеуказанных фрагментах выражены концептуальные и методологические противоречия в определениях общества. Сравните характеристики, данные обществу Дюркгеймом и Г. Зиммелем. Ответ аргументируйте.

Э. Дюркгейм: «Общество – это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое разнообразие материалов, сосредоточенных в такой степени. Неудивительно потому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы еесоставляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования». «Если попытаться мысленно установить идеальный тип общества, сплоченность которого бы проистекала бы исключительно из сходств, то надо представить его себе как абсолютно однородную массу, части которой не отличаются друг от друга и, следовательно, не прилажены друг к другу, - словом, лишены всякой … определенной цели и организации.Это была бы настоящая социальная протоплазма, зародыш, откуда возникли все социальные типы. Мы предлагаем назвать охарактеризованный таким образом агрегат ордой. Правда, еще не наблюдали доподлинно общества, которое бы во всем соответствовало этим признакам.

Однако, можно постулировать его существование, так как низшие общества, т.е. те, которые наиболее близки к этой первобытной стадии, образованным путем простого повторения агрегатов …Первобытные общества – «излюбленное место механической солидарности. Действительно, коммунизм – необходимый продукт этой (первобытной) особой сплоченности, поглощающей индивида в группе, часть в целом.Собственность, в конце концов, это только распространение личности на вещи. Значит, там, где существует только коллективная личность, собственность также не может не быть коллективной.Она сможет стать индивидуальной только тогда, когда индивид, выделившись из массы, станет также личным, отдельным существом, не только в качестве организма, но и как фактор социальной жизни...Совсем иная структура свойственна обществам, где преобладает органическая солидарность. Они строятся не повторением однородных и подобных сегментов, но посредством системы различных органов, каждый из которых имеет специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей. Социальные элементы здесь не одной природы, и в то же время они расположены неодинаково.Они не расположены в линейный ряд, как кольца у кольчатых, не вложены одни в другие, но скоординированы и субординированы вокруг одного центрального органа, оказывающего на остальную часть организма умеряющее воздействие. Сам этот орган не имеет уже того характера, что в предыдущих случаях, ибо, если другие органы зависят от него, то и он, в свою очередь, зависит от них. Несомненно, он также находится в особом и, если угодно, привилегированном положении; но оно порождено сущностью исполняемой им роли, а не какой-нибудь внешней по отношению к его функциям причиной, а не какой-нибудь сообщенной ему извне силой. Поэтому он вполне человеческий и мирской; между ним и другими органами различия только в степени…

Этот социальный тип по своим принципам настолько отличается от предыдущего, что может развиваться только в той мере, в какой этот последний исчез. Индивиды, в самом деле, группируются здесь уже не в соответствии со своим происхождением, но в соответствии с особой природой социальной деятельности, которой они себя посвящают

Общество – не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui genesis, наделенную своими особый свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее…Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем ее сделали бы ее члены, если бы они были разъединены». / Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 166-173, 493, 494.   

Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 14-21: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, то, по-видимому, могло бы быть объектом науки только в том смысле, в каком, например, «звездное небо», может быть названо объектом астрономии, но на самом деле это лишь имя собирательное, и астрономия устанавливает только движения отдельных звезд и законы, которые ими управляют. Если общество есть такое соединение отдельных людей, которое представляет собой только результат нашего способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются эти отдельные люди, то они и их отношения образуют настоящий объект науки, и понятие общества улетучивается. И в самом деле, это, по-видимому, так. Ведь осязательно существуют только отдельные люди и их состояния и движения: поэтому задача может заключаться только в том, чтобы понять их, тогда как возникшее лишь в результате идеального синтеза, нигде неуловимое существо общества не может быть предметом мышления, направленного на исследование действительности…Человек представляет скорее сумму и продукт самых разнообразных факторов, о которых и с точки зрения качества, и с точки зрения функций, можно сказать лишь в очень неточном и относительном смысле, что они слагаются в единство…

С точки зрения истинно последовательного индивидуализма реальными существами оказываются реальностью низшей степени…Для меня несомненно, что существует только одно основание, которое придает соединению по крайней мере относительную объективность: это – взаимодействие частей.. Никто не будет отрицать, что взаимодействие частей происходит в том, что мы называет обществом. Общество так же, как человеческий индивидуум, не представляет из себя вполне замкнутого существа или абсолютного единства. По отношению к реальным взаимодействиям частей является вторичным, только результатом, и притом как по существу, так и для исследователя…Общество будет только названием для суммы этих взаимодействий, названием, которое будет применимо лишь постольку, поскольку они установлены. Поэтому это понятие не установлено раз навсегда, но имеет различные степени, причем оно может быть применимо в большей степени, смотря по количеству и глубине взаимодействий, которые существуют между данными личностями. Таким образом, понятие общества совершенно теряет тот мистический оттенок, который пытался усмотреть в нем индивидуалистический реализм».

Задание 3. Проанализируйте фрагмент работы Э. Шилза и составьте краткое описание существенных черт общества.

Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический город// Американская социология. М., 1972. С. 341-354.: «Говоря об американском обществе, об английском обществе, об арабских и африканских обществах, мы, конечно, имеем в виду что-то совсем отличное от такой добровольной ассоциации, как кооперативное общество, или дискуссионное общество, или общество по охране памятников старины. Не имеем мы при этом в виду и «общества» богатых, красивых, влиятельных и элегантно одетых людей… Нет, мы подразумеваем нечто «более глубокое», более постоянное, более укоренившееся в конститутивных свойствах человеческого бытия; мы подразумеваем нечто менее частное в своих целях, менее искусственное по своему происхождению, менее расчетливое в своих действиях, менее тривиальное, менее поверхностное. Но ведь такие качества, как глубина, основательность, постоянство и серьезность, присущи семьям, общинам, деревням – всем тем способам организации жизни, которые социология называют «первичными сообщностями». Однако эти последние могли быть призваны обществами только при наличии особых условий. Важнейшим из этих особых условий является самостоятельность: саморегулирование, самовоспроизводство, самозарождение.

Иными словами, социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество. Объединение родственников, или племя, не является частью более крупного общества, если браки заключаются между его членами; если оно имеет территорию, которую считает своей собственной; если оно пополняет свой членский состав главным образом за счет детей людей, которые уже являются признанными его членами; если оно имеет свою собственную систему правления; если у него есть свое собственное название и своя собственная история, то есть такая история, в которой многие его взрослые члены – или большинство таковых – видят историческое объяснение их связей со «своим собственным прошлым», и, наконец, если у него имеется своя собственная культура…

Что же входит в общества? Как мы уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые в свою очередь имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т.д. и т.п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причем, все они также имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои. Занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

… Полная самостоятельность не является абсолютно необходимым предварительным условием определения социальной системы как общества. Для того, чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ. Кроме того, она должна иметь свою собственную культуру…

Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество. На каждой из составных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу и ни к какому другому. Одна из многочисленных задач социологии, и в частности, ее конкретной отрасли, получившей название макросоциологии, состоит в освещении механизмов или процессов, в силу которых это собрание, или совокупность изначальных корпоративных и культурных групп функционирует как общество.

Главными факторами, создающими и охраняющими общество, является центральная власть, согласие и территориальная целостность…

Все человеческие коллективы имеют тенденцию замыкаться, обеспечивая свою самостоятельность. Они стремятся через посредство своих властей создать и поддерживать определенную индивидуальность, установить свои границы и оградить свою целостность. Они стараются сохранить свою численность и предотвратить утечку членов. В очень многих из таких коллективов эта тенденция выражена слабо, потому что их члены, вступившие в них с ограниченными и специальными целями, не позволяют, чтобы притязание коллектива становились слишком настоятельными. Кроме того, в крупных обществах плюралистического типа люди являются членами многих коллективов, заявляющих конкурирующие и противоречивые притязания на их время, лояльность и послушание, которые никак ее могут быть удовлетворены одновременно. Удовлетворение требований одного коллектива практически всегда влечет за собой отказ удовлетворить требования других…

Одна из главных черт исторического развития, или эволюции, заключается в разрушении некоторых изначальных оснований замкнутости».

Задание №4. Р. Мертон указывал на то, что специфический интеллектуальный вклад социолога в исследовании социальных реалий состоит в изучении непреднамеренных последствий, к которым относятся латентные функции. Это принципиально отличает познавательные возможности социологии от того, что может здравый смысл. Обнаружение латентных функций способствует увеличению социологического знания. Каковы, например, были латентные функции показательных публичных процессов над «врагами народа» в советское время? Явные функции очевидны: покарать «отступников, чужаков», вызвать всеобщий страх перед возможностью любого несанкционированного поведения. Что же касается латентных функций, то можно предположить …- Дайте ваши варианты ответов.

Р. Мертон. «Явные и латентные функции»: « любая попытка уничтожить существующую со­циальную структуру без создания адекватной альтернативной струк­туры для выполнения функций, ранее выполнявшихся уничтоженной организацией, обречена на провал... Стремиться к социальным изменениям, не учитывая должным об­разом явных и латентных функций, выполняемых социальной организа­цией, подлежащей изменению, это скорее заниматься социальными заклинаниями, чем подлинной социальной инженерией »/ Цитируется по: Общая социология. Хрестоматия — М., 2006. – С.74

Каково различие между явными и латентными функциями институтов? Какова их природа и особенности?

Задание №5. Почему институты называют индикатором социальной стабильности? Аргументируйте свой ответ. Дайте характеристику институтам с двух позиций: а) с точки зрения внешней, формальной структуры; б) с точки зрения внутренней, содержательной деятельности.

Задание № 6. В зависимости от содержания и направленности деятельно­сти социальные институты подразделяются на политические, эко­номические, социальные, социокультурные, религиозные, спор­тивные и другие. Объясните их отличия друг от друга. Каковы тенденции и особенности развития социальных инсти­тутов?

Заполните таблицу:

Типы институтов Функции Статусно-ролевая структура Ценности, символы
Экономические      
Политические      
Семья      
Образование      
Религия      
Здравоохранения      

 

БЛИЦ-ТЕСТ

1. На чем основана органическая солидарность в современном обществе?

А)глобализации б) стандартизации в) дифференциации г) разделении труда д) неравенстве

2. В теории социокультурной динамике П. Сорокина система культуры, основанная на принципе Бога как единственной са­модостаточной реальности и ценности – это содержание какой культурной суперситемы: а)чувственной б)идеалистической В)умозрительной г) идеальной д) материалистической

3. Какие типы общества в определенной последовательности  выделял Д. Белл в технократической концепции социума:

А)Доиндустриальное, современное, постсовременное   б)Доиндустриально-аграрное, индустриальное, постиндустриальное в)Традиционное, капиталистическое, постмодернистское  г) Современное, аграрное, постсовременное  

д)Капиталистическое, традиционное, постиндустриальное

4. Какой мыслитель объяснял развитие общества как последовательную смену общественно-экономических формаций:

А) М. Вебер б) П. Сорокин в) К. Маркс г) Э. Дюркгейм д) А. Тойнби

5. «Общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социального, то есть ориентированного на других людей действия» - полагал:

А) М. Вебер б) П. Сорокин в) К. Маркс г) Э. Дюркгейм д) А. Тойнби

6. На социетальном уровне – это устойчивое, интегральное целое, обладающее культурной и социально-структурной дифференциацией:

А)группа Б) общество в) организация г)квазиагруппа д)масса

7. Какой ученый считал, что в основу теории общественного прогресса должна быть положена история человеческого духа:

А) М. Вебер б) П. Сорокин в) О. Конт г) Г. Спенсер д) К Маркс

8. Какой способ объяснения социальных явлений представлен в данном фрагменте - «X способствует существованию и эффективному функционированию системы S)»:

А) каузальное б) диалектическое в) целевое Г) функ­циональное объяснение д) причинное

9. Согласно чьей концепции общества, коммуникация – самореферентный процесс, приводящий к определенному построению социальной системы, конструирования структур собственными системными процессами:

А) Н. Лумана б) П. Сорокина в) К. Маркса г) Э. Дюркгейма д) А. Тойнби

10. Основная особенность постиндустриального типа общества?

А) машинное производство б) Развитие информационных технологий, систем в) конвейерное производство г) ручной труд д) низкая производительность труда

 

Тема№5. Социальные группы

Задание№1. Каково влияние социального контроля на процесс формирования социальной группы? Приведите примеры в потверждение ваших идей.

Задание№2. Почему понятие «референтной» группы позволяет понять сложный механизм взаимосвязи личности с социальной группой? Какие явления в поведении индивида позволяет объяснить данный феномен?

Задание№3.Каковы качественные отличия первичных групп от вторичных? Что такое «конформность»? Кто автор подобной классификации групп?

Задание№4. Какие характеристики малых групп влияют на определение их как самостоятельных субъектов общественных отношений? Приведите примеры в потверждение ваших идей.

Задание№5 Перечислите отличительные черты и виды квазигрупп .

Задание№6. Раскройте специфические черты коллективно го поведени я, данные Г. Блумер ом. Объясните феномен «круговой реакции».

Задание№7.Чем отличаются решения, принимаемые в группах, от решений, принимаемых отдельными членами организации? Какие санкции может применять группа по отношению к индивиду, отклоняющемуся от групповых норм?

Задание№8. «Групповые нормы - главный фактор производительности труда» утверждалось Э. Мейо. В результате каких исследований он пришел к такому выводу, и какие доводы у него были?

Задание№ 9. Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной структурой групп, несовпадение этих структур, как в малых группах, так и в обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей, утверждалось Я. Морено. Какой проект он предложил для решения данной задачи? Какова ваша точка зрения по данному вопросу?

БЛИЦ-ТЕСТ

1. Анонимность (члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов) - свойства какой группы?

А) вторичная б) малая в) первичная группа г) референтная д) толпа

2.Группы, для которой характерны интимные и доверительные отношения:

А) вторичная б) малая в) корпорация г) агрегат д) толпа

3. Группы, для которой характерны безличные, формальные отношения:

А) вторичная б) малая в) референтная г) первичная д) ингруппа

4. Характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению:

А) Конформность   б) «круговая реакция»  в) фаворотизм г) Групповая динамика

д) репрезентация сознания

5. Группа, выступающая эталоном, с помощью которых индивид оценивает себя и других:

А) вторичная б) референтная в) квазиагруппа г) агрегат д) толпа

6. Определенная форма социального взаимодействия, при котором возбуждение одного индивида передается к другому, приобретая круговую форму, возникает социальное беспокойство, означается термином:

А) «круговая реакция» б) агрегация в) квазиагруппа г)референция д) социализация

7. С точки зрния Г. Блумера, подавляющее большинство случаев коллективного поведения людей объясняется их общими:

А) ожиданиями и пониманием б) принуждением и системой в) принуждением и структурой д) функциями и системой 

8. Социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющей информацией и доводящих ее до этой общности), означается термином:

 А) аудитория б) референтная в) ингруппа г) агрегат    д) квазиагруппа

9. Социальные общности, созданные с целью обмена информацией между ее членами, обмене взглядами, новостями, аргументами, означаются термином:

А) экспрессивная толпа б) Социальные круги   в)толпа г) агрегат    д) квазиагруппа

10. Какие группы, по мнению Ч. Кули, играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов индивида:

А) вторичная б) первичная в) квазиагруппа г) агрегат д) толпа


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 757; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!