Глава 2. Понятие преступления



План:

§1. Социальная природа преступления. Исторически изменчивый характер понятия преступления.

§2. Понятие и признаки преступления.

§3. Категории преступлений.

§4. Отграничение преступлений от иных правонарушений.

 

Источники:

1. Епифанова Е.В. Понятие преступления и современная уголовно-правовая политика России. Краснодар, 2008.

2. Козлов А.П. Понятие преступления. СПб., 2004.

3. Марцев А.И. Общие вопросы учения о преступлении. Омск, 2000.

4. Понятовская Т.Г. Концептуальные основы системы понятий и институтов уголовного и уголовно-процессуального права. Ижевск, 1996.

5. Шишов О.Ф. Преступление и административный проступок. М., 1967. 

 

Социальная природа преступления. Исторически изменчивый характер понятия преступления

Преступление является не только правовым, но и социальным явлением. С появлением антагонистических классов нормы о преступлениях и наказаниях стали выражать волю господствующих с целью охраны их власти и собственности. Так, уголовное законодательство рабовладельческих стран не рассматривало рабов в качестве объекта уголовно-правовой охраны. В соответствии с законами Хаммурапи или Ману малейшие посягательства со стороны низших сословий на власть фараонов, их собственность карались жестокими наказаниями, преступность и наказуемость связывалась с кастовой принадлежностью субъектов преступления и потерпевшего. Например, в ст. 365- 374 Законов Ману обольщение, прелюбодеяние и обесчещивание не наказывались вовсе или наказывались штрафом, телесным наказанием, кастрацией или смертной казнью в зависимости от принадлежности виновного к классам и сословиям брахманов, вайшиям или шудра. Высшей кастой считались брахманы, низшей - шудра. Последние подвергались самым строгим наказаниям. Согласно ст. 380 даже погрязших во всех грехах брахманов запрещалось убивать, они могли быть изгнаны из страны со всем имуществом без телесных наказаний.

По Кодексу Юстиниана (834 г.) все люди в стране подразделялись на свободных и рабов. В зависимости от этой принадлежности формулировались нормы. Свободные люди могли нести ответственность за причинение вреда рабу только со злым умыслом, как за повреждение имущества. Если он причинялся вследствие забавы, ответственность не наступала.

Аналогично решался вопрос об ответственности в «Русской Правде». Причем пеня (штраф) строго дифференцировалась в зависимости от классовой принадлежности субъектов и потерпевших. За убийство представителей знати она была предусмотрена 80 гривен, смерда - 5 гривен.

Уголовное законодательство феодального периода также защищало интересы правящих классов: королевских династий, дворянства, духовенства, состоятельных сословий. Специфическое для европейского Средневековья каноническое (церковное) право под видом преследования ереси жестоко подавляло сопротивление крестьянства и свободолюбивых слоев граждан. Одновременно оно освобождало от уголовной ответственности лиц духовного и прочих «благородных» сословий за большое число преступлений либо существенно смягчало наказания за них путем замены наказаний церковной карой. Например, уголовно-судебное уложение императора Карла V Священной Римской империи германской нации середины XVI в. отличалось существенным социальным неравенством. Измена в нем трактовалась не только как государственная, но и как измена «собственному господину». Каралась она смертной казнью - четвертованием для мужчин и утоплением для женщин. «Бунт простого народа против власти» карался смертной казнью либо сечением розгами и изгнанием из страны. Воровство преследовалось смертной казнью, «калечащими телесными наказаниями» либо иным путем соразмерно положению лица».

Несмотря на то, что во введении в Соборном уложении 1649 г. Алексея Михайловича («Тишайшего») словесно провозглашалось некое равенство перед судом и наказанием всех сословий, в статьях Уложения этого не было предусмотрено. Например, ст. 8 главы XVIII гласила: «А будет чей-нибудь человек помыслить смертное убийство на того, кому он служит, или против его выметь какое оружие хотя его убить, ему за такое дело отсечь рука».

Крайне религиозной нетерпимостью отличалось мусульманское уголовное право. В нем исповедание ислама оказывалось даже значительнее социальной принадлежности преступника и потерпевшего. К примеру, аят 91 (81) Корана предписывал: «Неверных схватывайте и убивайте, где бы ни нашли их». Раб освобождался от наказания, если он верующий и убил неверующего из враждебного народа (аят 94 (92)).

Социально-классовая природа уголовного законодательства сохранилась и в буржуазный, и в советский периоды, т.к. оно было призвано защищать интересы правящих классов.

Если обратиться к источникам права X - XVII веков, то в них трудно найти термин, который бы охватывал все наказуемые формы поведения. Древнерусское право, важнейшим памятником которого считается Русская Правда (в различных редакциях), нередко использовало слово «обида», но было бы неверно считать, что оно подразумевало любое наказуемое действие, т.е. имело значение родового понятия. Аналогичное нужно сказать и о терминах «лихое дело» (Судебник 1550 г. Ивана Грозного), «злое дело» (Соборное уложение 1649 г.) и т.д. Вместе с тем уже в средневековых уставах и уставных грамотах начинают употреблять словосочетания типа: «кто преступит сии правила» (Устав князя Владимира Святославовича. Синодальная редакция), «а кто уставление мое порушит» (Устав князя Ярослава Мудрого. Пространная редакция), «а кто иметь поступати сия правила» (Устав великого князя Всеволода) и т.д. По мнению ученых, именно на основе такого рода словосочетаний возник и широко применялся в период правления Петра I обобщающий термин «преступление», с которым стали связывать всякое уголовно наказуемое поведение. Этимология данного термина и в других языках означает такой же смысл - выход за пределы, границы закона[3]. 

В отличие от рабовладельческого и феодального законодательства, не знавших общего понятия преступления, буржуазное уголовное законодательство такое понятие выработало. Уголовные кодексы, начиная с французского, стали признавать преступлением деяния, запрещенные уголовным законом под страхом наказания.

Исторически первым законодательным актом, давшим понятие преступления, явилась Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Франции.Ее статья 5 по существу характеризовала материально-содержательное свойство любого правонарушения, а именно его вредоносность для общества. Она гласила, что «закон вправе запрещать лишь действия, вредные для общества. Нельзя препятствовать тому, что не запрещено законом, и никто не может бытьпринужден делать то, что закон не предписывает».Статья 8 Декларации формулировала принцип «nullum crimen, nulla poena sine lege», т.е. «никто не может быть наказан иначе как в силу закона, установленного и опубликованного до совершения преступного и примененного в законном порядке». Французские УК 1791 и 1810 г.г. исходили из юридической дефиниции преступления путем категоризации их на три вида, утратив материальный признак преступлений, содержащийся в Декларации прав человека и гражданина[4].

Вслед за французскими аналогичную дефиницию установили другие буржуазные УК. Преступлением признавалось деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Некоторые уточняли эту формулировку указанием на закон, который действовал во время совершения преступления. Такое определение преступления в зависимости от его формы и содержания в науке уголовного права получило название формального, формально-юридического или нормативного[5]. Формальное определение понятия преступления сводится к утверждению, что преступлением признается деяние, запрещенное уголовным законом. Как отмечает Ф.С. Бражник, такое определение является неуклюжей попыткой декларировать принцип равенства граждан перед законом и справедливость уголовного закона и завуалировать социальную сущность понятия преступления[6]. Подобные определения преступления в России содержали: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.: «Всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной или установленных ею властей, или же на права или безопасность общества или частных лиц, есть преступление»; данное Уложение в редакции 1885 г.: «Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано»; Уголовное уложение 1903 г.: «Преступным признается деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания».

Кроме формального определения, в науке уголовного права различаются материальное и смешанное, которое получило название псевдоматериального.

Материальным признается определение, в котором признаками преступления являются общественные отношения, блага и ценности, защищаемые уголовным законом путем угрозы применения уголовного наказания. В соответствии с этим определением преступление - это деяние, которое опасно для общества при посягательстве на указанные объекты.              

Такое определение раскрывает социальную сущность уголовного закона, обеспечивающего охрану наиболее ценных и важных общественных отношений, благ и ценностей для личности, организаций, общества и государства.

Материальное определение понятия преступления и его основной признак - общественная опасность впервые официально были закреплены в Руководящих началах по уголовному праву 1919 г. В них говорилось: «Преступление есть нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Преступление как действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений, вызывает необходимость борьбы государственной власти с совершающими такие действия или допускающими такое бездействие лицами (преступниками)». Таким образом, под материальным понятием преступления в первые годы советской власти понималась его общественная опасность для существующего режима, которая, в свою очередь, рассматривалась как классовая опасность. Следствием материального определения понятия преступления было возникновение и развитие в уголовном праве института аналогии. При формальном понимании преступления только как противоправного и наказуемого исключалась аналогия, так как к преступным можно отнести деяния, лишь описанные в законе в качестве того или иного вида преступления.

Вопрос об аналогии возник в период, предшествующий первой кодификации после 1917 г. Пока не было кодифицированного уголовного законодательства, суды руководствовались своим правосознанием и могли признать преступлением и общественно опасным любое деяние.

С принятием первого кодифицированного УК РСФСР 1922 г., с появлением Особенной части в нем, казалось бы, законодатель должен был отказаться от материального понятия преступления. Однако этого не случилось. Согласно ст. 6 УК преступлением признавалось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Материальное определение преступления совместно с институтом аналогии были орудием борьбы с инакомыслием, с неугодными культу личности. Такой альянс позволял признать деяния преступными, если они представляли опасность для социалистического общества и даже, если они не были предусмотрены Особенной частью УК[7]. Аналогичный подход к определению преступления сохранился и в УК РСФСР 1926 г. В него была законодателем включена ст. 16, которая называлась «Аналогия».

С целью устранения недостатков материального и формального определений было разработано смешанное, псевдоматериальное определение преступления, которое было включено в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. При этом на первое место был поставлен не правовой, социальный признак преступного деяния - общественная опасность и как важное дополнение к нему - противоправность. УК РСФСР 1960 г. повторил это определение понятия преступления в ст. 7: «Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй СССР, его политическую и экономическую системы, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно и иное посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом».

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!