Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И ПОЛИТИКА



Теории социальной стратификации

Социальная структура трактуется обычно как совокупность различных групп индивидов, имеющих похоже социальное положение, и социальные отношения между этими структурированными группами. Социальная структура и политическая структура общества взаимосвязаны и взаимно детерминированы. Характер социальной структуры и интересы социальных групп отражаются в политической системе, а функционирование политической системы влияет на развитие социальной структуры, удовлетворяя, поддерживая, тормозя или даже игнорируя интересы тех или иных социальных слоев.

В социальной науке для анализа социальной структуры и социальных процессов используются теории социальной стратификации. Социальная стратификация представляет собой процесс и результат разделения людей на неравнозначны группы, образующие иерархическую (упорядоченную по принципу: ниже - выше) последовательность на основе одной или множества признаков (Э. Гидденс, П. Сорокин). К таким признакам чаще всего относят собственность (стоимость имущества, прибыли), власть (административное положение, политическую принадлежность), социальный статус (вид деятельности, квалификацию, образование и др.). На этой основе социологи традиционно дифференцируют все население на низшие, средние и высшие классы. К высшему классу относят владельцев значительных богатств, получают высокие прибыли, имеют максимальный доступ к социальным благам, власти, элитного образования и престижных профессий. Это преимущественно крупные предприниматели и руководители высокого ранга. Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса (старый средний класс), управленческий персонал, специалисты, работники сферы образования, торговли, медицинского обслуживания, фермеры (новый средний класс). К низшему классу относят лиц физического труда и неквалифицированных наемных работников, занятых во всех сферах. Внутри каждого из этих классов выделяют высшие, средние и низшие слои, слои.

Социальный слой рассматривается как социальная общность, которую в социальной структуре определяют общие интересы и условия их реализации. Понятие «класс», в отличие от понятий «слой», «прослойка» (strata), используется для обозначения не просто отличных, а конфликтующих групп населения. Слои бывают внутриклассовые и межклассовые. Социальная стратификация в целом и классовое деление в частности возникают из-за ограниченности материальных ресурсов и обусловленную этим ограниченностью общественное неравенство. В борьбе за распределение и перераспределение ресурсов населения той или иной страны само себя структурирует зависимости от возможности доступа к ним. В разные периоды истории и в разных странах современного мира можно найти различные исторические формы системы стратификации населения: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

Ø Рабство - система расслоения, основанная на принадлежности индивида к этнонациональной и территориальной общности (рода, племени, общины). Это крайняя форма неравенства, где одни индивиды принадлежат другим как собственность.

Ø Касты - система расслоения, основанная на принадлежности человека к закрытой социально-профессиональной группы, включенной в иерархию общественного разделения труда. Особенностью кастовой системы стратификации является тесная связь с религией (брахманизмом и индуизмом).

Ø Состояния - система расслоения, где социальное положение человека или группы зависит от их отношения к власти или субъекта верховной власти (как в царской России).

Ø Классы - система расслоения, где социальное положение человека или группы определяется уровнем дохода, отношением к собственности на средства производства, уровнем образования и особенностями индивида на рынке труда.

К этому перечню можно добавить еще и корпоративную систему, что, по мнению Э. Дюркгейма, должна прийти на смену классовой. В наше время в социальной науке доминирует многомерный подход к изучению социальной стратификации. Каждая социальная группа выделяется среди населения на основе агрегирования (объединения) значительного количества признаков, присущих конкретным людям в разной степени и в разных сочетаниях. Известный английский ученый Э. Гидденс, например, разделяет все население современных индустриальных западных стран на высший, средний и рабочий класс. Отсутствие градации «низший класс» объясняется тем, что большинство не хочет относить себя к этому классу, тогда как к рабочему классу относят себя без колебаний. Здесь мы сталкиваемся с проблемой соотношения двух способов социального структурирования: объективного (общественное положение людей) и субъективного (идентификация людей с этим положением). Социальная идентификация (от лат. Identicus - тождественный) представляет собой процесс отождествления человека с определенной статусной группой и одновременно дистанцирование от других. Поэтому, изучая стратификацию, необходимо совместить объективный и субъективный методы: анализ социальных позиций и анализ социальной идентификации.

Среди теорий социальной стратификации заслуживают внимания прежде всего классические теории К. Маркса и М. Вебера. К. Маркс трактовал классы как реально существующие группы людей с антагонистическими интересами. Основу разделения людей на следующие группы он видел в разделении человеческой деятельности на работу и управления в условиях господства частной формы и присвоения результатов труда. Во всех обществах, существовавших в истории,

К. Маркс выделял две противоборствующие группы: свободных (рабовладельцев) и рабов, помещиков и крепостных, буржуа (владельцев предприятий) и пролетариев (наемные рабочие). По его мнению, классовая система - это система доминирования одних людей над другими, позволяет эксплуатировать чужую неоплаченную работу, то есть превращать в свою частную собственность блага, созданные другими людьми. Всякое улучшение условий жизни одного класса возможно только за счет ухудшения условий жизни другого. Это является причиной неустанной классовой борьбы, апогеем (высшей точкой) которой становятся революции. Последние закрепляют победу и устанавливают гегемонию более прогрессивного класса и меняют политическую систему общества. Политика у К. Маркса является сферой, обслуживающего интересы правящего класса. Так будет до тех пор, пока частный способ присвоения благ, порождает классовые противоположности, и он не будет заменен на общественный, при котором эти противоположности исчезнут. Основой классового неравенства К. Маркс считал такие объективные условия производства материальных благ, когда одни люди могут обогащаться за счет других. Поэтому, с точки зрения марксизма, изучая социальную стратификацию, необходимо в первую очередь учитывать такие характеристики, как место в системе производства, отношение к средствам производства, роль в управлении производством, источники и размеры доходов.

Теория стратификации М. Вебера основывается на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности своих социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а об отношении к власти - на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Партии представляют собой группировки людей, мобилизованных для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей разных классов и статусных групп, объединенных общими политическими интересами. Партии занимают определенные позиции друг относительно друга, так же как и статусные группы. Вступление в той или иной партии или выход из нее - результат добровольного решения индивида на основе субъективной оценки им политических различий, существующих в обществе в результате неравного доступа людей к государственной власти. Дополнение объективных параметров социальной стратификации субъективными является особенностью веберовского подхода, способствовал утверждению общепринятого в наше время представление о многомерности социального пространства. Особую роль в формировании этого подхода сыграли труды русского (а с 1930 г. - американского) социолога П. Сорокина (1889-1968). Он разработал систему, состоящую из множества признаков, наличие которых приводит группировки подобных относительно этих признаков индивидов. Он структурировал людей на такие важнейшие группы: 1) расовые, 2) половые, 3) возрастные, 4) семейные, 5) государственные, 6) языковые, 7) профессиональные, 8) имущественные, 9) правовые, 10) территориальные, 11) религиозные, 12) партийные, 13) психоидеологические.

Элементарной группой П. Сорокин называл «реальную, а не выдуманную совокупность лиц, объединенных в единое взаимосвязанное целое какой одному признаку - достаточно определенным и не возводимых к другим признаков». Группы, объединенные в единое целое на основании нескольких признаков, он называл кумулятивными. Такие группы можно выделять на основе интегральных критериев, например профессионально-партийно-расовых и других комбинаций перечисленных выше элементарных социальных признаков. Класс, с этой точки зрения, представляет собой разновидность кумулятивной социальной группы, объединенной по таким элементарными признаками, как имущественная, профессиональная, правовая. Нация также относится к кумулятивных групп. Такой подход дает широкие возможности для структурирования населения с целью выделения внутренне однородных «совокупностей лиц» и имеет большое значение для изучения механизмов социальной обусловленности политического поведения людей. Сорокин ввел в научный оборот многие понятия, которые используют социологи и политологи: «социальное пространство», «политическое пространство», «социальная дистанция», «социальная позиция», «политическая стратификация" и др.

Оригинальную теорию стратификации разработал современный французский политолог П. Бурдье. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих схожие позиции» в социальном пространстве - многомерном ансамбли автономных полей (экономического, политического, социального культурного), где происходит взаимодействие этих агентов. Поля, в свою очередь, образуются соответствующими видами капиталов. «Отдельные виды капитала ... является властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю ... соответствует особый вид капитала, существует в данном поле как власть или ставка в игре)». П. Бурдье выделяет экономический, политический, социальный, культурный капиталы. Специфические сочетания этих капиталов образуют определенные позиции в социальном пространстве, которые могут занимать различные социальные агенты (индивидуальные и коллективные).

Таким образом, социальная позиция конкретного агента в этом пространстве может определяться по его позициям в различных полях. Каждая такая позиция характеризуется перечнем диспозиций (от лат. Dispono - помещаю, располагаю). Диспозиции характеризует взаиморасположение позиций, то есть их отношение друг к другу. Относительно конкретного социального агента диспозиция означает его предрасположенность (притяжения) к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения. Совокупность присущих социальному агенту диспозиций Бурдье называет габитусом. Габитус определяет отношение к занятой в настоящее время позиции и, тем самым, выработки позиции относительно социального мира. Он представляет собой результат усвоения (от франц. Habitude - привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации. В этом плане габитус можно назвать инкорпорированным (включенным в структуру агента) классом (П. Бурдье).

Габитус - это присущий каждому классу особый принцип конструирования социального пространства, отличает его от других классов. Он способствует превращению совокупности социальных агентов из потенциального в реальный класс. Для того, чтобы близкие по условиям жизни агенты смогли создать реальный класс, они должны не просто занять соответствующую позицию, но и мобилизоваться для борьбы за свои групповые интересы на основе определенной стратегии коллективного поведения. Мобилизация группы людей, объективно занимают определенную позицию в социальном пространстве, зависит от степени их идентификации с этой позицией.

Подход П. Бурдье позволяет воспроизвести в теории это единство объективного и субъективного, которая существует в социальной действительности. В отличие от других теорий социальной стратификации, противопоставляют эти факторы структурирования населения, теория П. Бурдье раскрывает механизм их взаимной дополняемости.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!