Тема 7. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ    ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА



Предмет и задачи этнополитологии

В самостоятельную науку и учебную дисциплину этнополитология выделилась на Западе в начале 1970-х гг. Одна из первых попыток дать систематизированное представление об этнополитике и изложить принципы этнополитологии была сделана американским ученым Дж. Родшильдом, который в 1981 г. опубликовал книгу «Этнополитика: концептуальные рамки». Дж. Родшильд утверждал, что предметом этнополитики являются процессы этнополитического ренессанса, роли политизированных этничностей в политической жизни, как отдельных государств, так и в мире в целом.

Cогласно точке зрения В. Тишкова, «если политика — это участие в делах государства, определение форм, задач, типов, видов, направлений политической деятельности, способы и методы, технология, механизмы ее осуществления, то этнополитика — это проявление этнического фактора в политике, участие этнических групп в делах государства и в свою очередь роль политики и государства в делах этнических сообществ, управление многоэтничными государствами, обеспечение межэтнического согласия и преодоление этнополитических конфликтов.

В самом общем плане предметом этнополитологии является этничность в политике и политические функции этничности. В более конкретном плане предметом этнополитологии являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования этнонациональной политики, модели и механизмы ее реализации, идеология и практика этнополитических движений и организаций, этнополитические ориентации населения и формы их выражения».

Этнополитология – это наука, изучающая сущность, закономерности развития этнических общностей, их взаимоотношения с государством, а также роль и место этнонациональных отношений в политической жизни общества.

Этнополитология как наука и учебная дисциплина призвана решать следующие задачи: изучать мировую и отечественную этнополитологическую мысль; показать роль этнонациональных общностей в жизни общества; выделить и обосновать основные принципы демократической этнонациональной политики; выявить роль национальной идеи, национализма, показать его позитивные и негативные стороны; вести поиск эффективных методов и путей урегулирования этнополитических конфликтов; разрабатывать этнополитические прогнозы.

 

Этнонациональные общности и политика

Термин «этнос» происходит от древнегреческого «ethnos» (греч. ἔθνος — народ), первоначально служившего для обозначения и различных сообществ людей, и живых существ (например, пчелиный рой), а позднее использовавшегося как определитель народов негреческого происхождения, которых греки называли варварами. В научной традиции термин стал использоваться лишь в ХIХ в.

Согласно взглядам немецкого историка и философа И. Гердера, народ есть общность, возникающая на основе «крови» и «почвы».

В советской этнологии ключевым являлось понятие «этнос». Согласно советским моделям, этнические общности развиваются по мере смены общественно-экономических формаций. Ранним историческим формам организации общества соответствуют ранние формы этнической организации (род, племя), а капиталистической формации соответствуют такие формы этнических сообществ, как народность и нация (социализму как первой фазе коммунистического общества соответствуют «социалистические нации», которые трактуются и как этнические общности, и как гражданские сообщества).

Теоретик советской этнографической школы Ю. Бромлей отмечал, что этнос является исторически сложившейся на определенной территории устойчивой межпоколенной совокупностью людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований, фиксированном в самоназвании.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры, психологического склада, самосознанием и этнонимом.

В англо-американской социальной и культурной антропологии термин «этнос» не употребляется. Ключевыми здесь являются понятия«этничность» и «этническая группа», к которым часто относят религиозные и даже этнорасовые общности, например афроамериканцев, американцев азиатского происхождения. Впервые обозначил термин «этничность» американский социолог Д. Рисман в 1953 г. Этничность рассматривается как особое состояние сознания, чувство солидарности с группой, которую индивид признает культурно значимым для себя сообществом. В этом смысле термин «этничность» есть синоним культурной идентичности. Этнические группы и их характеристики являются результатом исторических, экономических и политических обстоятельств, а также ситуативных воздействий.

Согласно точке зрения директора Института этнологии и антропологии Российской академии наук В. Тишкова и специалиста в области этнополитологии Ю. Шабаева, «этническая идентичность характеризуется тремя принципиальными положениями.

Во-первых, этнические общности представляют собой социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий людей и создаваемых ими институтов, но главным образом государства. Цельность этих сообществ поддерживается субъективными процессами идентификации, т.е. признанием отдельными индивидами своей принадлежности к данной общности. Иными словами, если предположить, что все члены этнической группы откажутся осознавать свою принадлежность к ней, то такая группа прекратит свое существование.

Во-вторых, границы этнических общностей являются подвижными не только во времени, но и в зависимости от конкретных ситуаций. Равно как личностная идентификация, способна меняться и групповая идентификация. Это делает существование этнической общности реальностью отношений, а не реальностью набора объективных признаков. И действительно, проявления этнической идентичности зависят от того, в какие отношения индивид вступает со своим окружением.

В-третьих, этническая общность, основанная на индивидуальном выборе и групповой солидарности, цементируется во многом способностью группы консолидировано противостоять внешним угрозам и вызовам, а культурная схожесть членов помогает осуществлять контроль ресурсов и политических институтов, обеспечивать комфортное существование личности в рамках культурно-гомогенных сообществ».

По словам В. Тишкова, «меняющиеся социальные реальности способны ослаблять внутреннюю солидарность и трансформировать восприятие группы у отдельных ее членов. Поэтому для сохранения этнической группы необходимо прилагать постоянные усилия к тому, чтобы представления ее членов о целостности и культурных ценностях группы не трансформировались. Существенную роль в этом процессе играет государство …».

Таким образом, этническая общность — это «коллектив людей, которые имеют общую историю, язык, обычаи и идентичность и следуют некоторым общим нормам поведения».

Основные теории нации

В науке нет единого определения термина «нация». В то же время имеется немалое количество определений данного понятия.

Французский этнограф А. Женнер еще в 1920-х гг. указал: «Нация настолько сложна по форме и содержанию и настолько разнообразна во времени и пространстве, что никогда и никому не удается дать определение, что не будет запутанным и непонятным».

Термин «нация» латинского происхождения. Слово «natio» означает породу, род, расу.

В современной политологии выделяют пять основных теорий наций:

1) политическая;

2) психологическая;

3) культурологическая;

4) историко-экономическая;

5) этническая.

Родоначальником политической теории нации считается голландский ученый Г. Гроций (1583 – 1645), который обосновал основные ее положения в работе «О праве войны и мира» (1625 г.). Весомый вклад в разработку теории внесли западные ученые: Г. Сетон-Уотсон, К. Дойч, Э. Гааз и др. Главная особенность политической теории нации заключается в определении нации, прежде всего, как политической общности, которая имеет собственное государство либо пытается реализовать свое право на самоопределение и борется за его создание или возрождение. Согласно этой концепции, нация объединяет всех граждан государства, независимо от их этнического или социального происхождения, культурно-языковых особенностей. По словам

Г. Сетона-Уотсона, автора работы «Нации и государство»: «Политическая нация – это общность, которая помимо культурных признаков имеет также правовую государственную структуру».

Таким образом, политическая нация – это политическая общность, которая характеризуется наличием общего языка (часто, но не всегда), имеет общие символы, волю, интересы, надежды на совместное будущее и является лояльной к государству и его законам.

В первой половине ХІХ в. в Западной Европе представителями интеллигенции были разработаны основы психологической теории нации. Основателем данной теории является французский философ, историк Эрнест Ренан (1823 – 1892). В своей лекции «Что такое нация?», прочитанной в Сорбонне в 1882 г., он утверждал: «Нация – это душа, духовный принцип. Ее составляют две вещи. Одна – в прошлом, другая – в будущем. Первая – это владение обширным наследством воспоминаний, вторая – общее согласие, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся единым наследством». По словам Э. Ренана, нация – это, прежде всего, большая группа людей, объединенных духовным принципом, великой солидарностью и моральным сознанием.

Сторонниками этой теории являются такие ученые: О. Бауэр, Р. Эмерсон, У. Коннор и др. В целом последователи психологической теории рассматривают нацию как большую группу людей, связанных общей национальной психологией, национальным характером, национальной солидарностью, национальной волей, национальным сознанием и другими чертами психологического характера.

Достаточно распространенной является и культурологическая теория нации. Значимый вклад в разработку этой теории сделал один из известных теоретиков австромарксизма Карл Реннер (1870 – 1950). Он полагал, что нация есть культурным сообществом. Для её возникновения являются необходимыми общий литературный язык, развитая национальная литература и национально-духовная культура. К. Реннер считал, что в государстве является желательным наличие одного языка. Кроме того, по мнению ученого, попытки ввести один государственный язык в многонациональной стране будет «проявлением господства, а не равенства», что может вызвать в обществе вражду и сепаратистские настроения. К. Реннер обозначил: «Нация – это союз, одинаково мыслящих и одинаково разговаривающих людей. Это культурная общность…».

Последователями культурологической теории нации являются и некоторые британские и американские ученые Ф. Гертц, К. Хейес и др. Наибольшее распространение культурологическая теория нации получила в немецкоязычной литературе. Сторонники культурологической теории рассматривают нацию сквозь призму культурной сферы ее жизни.

Значимой считается и историко-экономическая теория нации. Основателем данной концепции является немецкий социал-демократ Карл Каутский (1854 – 1938). В работе «Черты нации» он определил признаки нации: общую территорию, язык, общность экономической жизни и традиции. Каутский не абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать.

В советское время историко-экономическая теория нации считалась единственно правильной. Идеи К. Каутского легли в основу определения нации, которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

В советском обществоведении историко-экономическая теория нации связывалась исключительно с фамилиями классиков марксизма-ленинизма, а именно – К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Лениным, Й. Сталиным.

Согласно марксистскому учению, нация – категория историческая, возникшая вследствие развития капитализма. Главное условие ее формирования – общие экономические связи и общие классовые интересы. На основе приоритета классовых интересов над национальными марксисты делали вывод, например, о существовании двух культур – угнетенных масс и господствующих классов – в каждой национальной культуре.

Истоки этнической теории нации касаются времени зарождения и существования первых государственных образований. Однако в целом данная концепция стала формироваться в конце XVIII в. Этническая теория нации получила особое распространение в Германии и странах Восточной Европы. В Германии, вероятно, это было обусловлено ее опозданием с переходом в индустриальное общество, а также появлением работ таких ученых, как Гердер, Фихте и Гегель, которые романтизировали родоплеменной дух древних времен с культом крови и почвы. Стран же Восточной Европы, в том числе и России, в то время практически не затронул процесс перехода в индустриальное общество, то есть там еще не сложились соответствующие условия для понимания и восприятия нации как политической общности.

Наиболее значимый вклад в развитие этнической теории нации сделали такие американские и британские ученые, как Г. Нильсон, М. Новак, Дж.Келлас, Э. Смит и др., которых сегодня именуют «этницистами». По словам Э. Смита, в последние годы все больше этничностей вне Западной Европы стали добиваться статуса нации, начали выходить на арену политической жизни и повели борьбу за создание или возрождение своих собственных государств. Так поступают все этничности, несмотря на свою численность, уровень экономического развития, запасы природных ресурсов. Чтобы выжить, этничность должна приобрести некоторые атрибуты нации. Дж. Келлас полагает, что «этническая нация» как категория употребляется там, где нация формируется из одной этнической группы, а «политическая нация» - где несколько этнических групп составляют одну нацию.

Можно констатировать, что нация – это историческое, динамическое, цивилизованное сообщество граждан, часто полиэтническое, но сложившееся вокруг какого-то одного этноса, с национальным языком внутреннего государственного общения (и, возможно, одним или несколькими локальными официальными языками), как правило, с собственной территорией, общими интересами, общей волей быть единым целым, общей национальной культурой, осознанием общности прошлого, настоящего и особенно будущего и одновременно собственной самобытностью, объединенное общим названием.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1031; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!