Ситуация облегчает выбор поведения



Различия в доступности и легальности получение оружия, как в Соединенных Штатах по сравнению с большинством Европейских стран, имеют вполне определенные последствия: большая доступность делает проявление агрессии со смертельным исходом более вероятным.

Заключение

Суммируя все сказанное, можно заключить, что агрессивность и агрессивное поведение детерминируются большим числом факторов. В их число входят биологические факторы (например, тестостерон), социально-структурные (низкий уровень сплоченности семьи, небольшое число семей с подлинно близкими взаимоотношениями, низкая вовлеченность отцов в жизнь семьи, изоляция от родственников, деиндивидуализация), фактор психического возбуждения (обусловленный фрустрацией, просмотром агрессивных передач по TV, высоким уровнем конкуренции), климатические факторы (жаркий климат), влияние моды (примеры поведения других людей, более высокий статус), гендерная идентификация (отличие между мужчинами и женщинами по признаку агрессивности), экономические факторы (неравенство, недостаток ресурсов), фактор социального стресса (например, инфляция), легкость совершения агрессивных действий (доступность оружия) и низкая вероятность возмездия (неопределенность наказания). Многие из этих факторов прямо или косвенно связаны с культурой.

Разрешение конфликта

Коллективистические культуры, по сравнению с индивидуалистическими,  больше стремятся поддерживать гармонию межличностных отношений внутри своей группы. Это различие ориентаций у коллективистов выражается в предпочтении к ведению переговоров, чем к обращению в суды при разрешении противоречий и конфликтов (Leung, 1988). Тинг-Тумей (Ting-Toomey, 1988) выдвинул предположение, что индивидуалисты стремятся только к спасению своего лица и озабочены вопросами собственной автономии, делегирования, контроля и непосредственного, прямого разрешения конфликта. Поэтому они предпочитают прямые переговоры. В отличие от них, коллективисты одновременно озабочены тем, чтобы спасти и собственное лицо, и лицо оппонента, и стремятся избегать непосредственного, прямого разрешения конфликта. Таким образом, они при его разрешении предпочитают использовать непрямые стратегии ведения переговоров. В целом, арбитраж и посредничество являются предпочитаемыми стратегиями коллективистов.

Социальная дистанция

Социальная дистанция зависит от того, какие характеристики в конкретной культуре считаются неблагоприятными, невыгодными. В целом, чем больше конкуренции за дефицитные ресурсы с людьми, имеющими какую-то конкретную характеристику (атрибут), тем больше будет социальная дистанция по отношению к людям, имеющим данный характерологический признак.

Уникальные модели социальной дистанции в каждой культуре возникают в связи с вилянием исторических факторов при разрешении различных конфликтов и противоречий: за территорию или ресурсы, несходства по признакам расовой принадлежности, религии, языка, экономического положения, политической идеологии и других подобных атрибутов. Например, в Индии социальную дистанцию задает кастовая система. Так в 1991 году в газетах широко обсуждалась ситуация, когда двух любовников убили жители деревни за то, что они скрылись и поженились, принадлежа к разным кастам. Даже друг любовника также был убит только за то, что помог им бежать.

Бревер (Brewer, 1968) проанализировала феномен социальной дистанции в тридцати племенах, проживающих на территории Кении, Уганды и Танзании. Она обнаружила, что представители племен, которые считали другие племена, как похожие на себя, социальная дистанция к последним воспринималась незначительной. Племена, находившиеся друг от друга на значительном расстоянии, имели тенденцию воспринимать друг друга, как имеющие больше различий, и обнаруживали большую социальную дистанцию по отношению друг к другу, чем к племенам, расположенным рядом с собственным племенем. Небольшая социальная дистанция воспринималась по отношению к тем племенам, с которыми установлены положительные взаимоотношения. И, наконец, экономические достижения внешней группы являлись важной детерминантой: чем благополучнее в экономическом плане племя, тем меньше социальная дистанция по отношению к нему.

Помогающее поведение

Индивид склонен оказывать помощь другим людям в зависимости от ряда факторов:

  1. культурных норм в отношении оказания помощи,
  2. моральных обязательств, связанных с оказанием помощи,
  3. самоидентификации индивида, как человека, оказывающего помощь,
  4. эмоциональных состояний, возникающих при оказании помощи,
  5. полезности оказания помощи,
  6. воспринимаемой трудности оказания помощи,
  7. цены (затрат-выгод) оказания помощи,
  8. собственной эффективности (действенности) при оказании помощи (т.е. собственной убежденностиеловека в том, что он знает, как помогать и имеет для этого соответствующие способности).

 Как только человек оказал помощь, то в зависимости от субъективного переживания награды или наказания, у него происходит укрепление или затухание силы проявления привычки оказывать помощь другим людям. Полный обзор исследований феномена помогающего поведения можно найти в работе Хинди и Гроубела (Hinde and Groebel, 1991).

Субъективная культура

Во всех культурах люди больше склонны помогать членам своей группы, чем членам аут-групп. Однако различия в степени вероятности оказания помощи членам своей группы, по сравнению с членами аут-групп, больше относятся к коллективистическим культурам, чем индивидуалистическим.

Вспомним,  что непосредственная классификация человека как члена ин-группы или аут-группы зависит от культуры. Есть культуры, которые чрезвычайно гостеприимны по отношению к не-членам, где аутсайдеры классифицируются как члены ин-группы до тех пор, пока не определится их принадлежность  к ин-группе или аут-группе. Например, в традиционных деревнях Греции «ксенос» (незнакомец, слово, имеющее одинаковое семантическое основание как для обозначения значений «ксенофилический», так и «ксенофобический») принимается положительно. Обычно в общении с ним используются «проверочные» элементы невербального поведения, позволяющие установить, можно ли этому человеку доверять и включить его в члены собственной группы. Поэтому греки традиционно больше склонны помогать иностранцу (т.е. как потенциальному члену ин-группы), чем соотечественнику (Feldman,1968; Triandis,1972), который явно не принадлежит к членам их ин-группы.

Сельскохозяйственные культуры (большинство из которых являются коллективистическими) обычно имеют концепцию «ограниченного добра, пользы» (Foster, 1965). Люди в этих культурах рассматривают «добро» в узком, ограниченном смысле: если что-то полезное, хорошее происходит, случается с членом аут-группы, это означает, что ин-группа имеет меньшее этого «хорошего». Например, если ваш сосед выиграл в лотерею, то это плохо для вас самих. Естественно, вы в этом случае оказываетесь в невыгодном положении, поскольку не можете сравнивать себя с соседом по параметру благополучия в выгодном плане. Однако в индивидуалистических культурах подобные ситуации не считаются такими угрожающими, как в коллективистических. Фостер (Foster, 1965) утверждал, что крестьяне особенно склонны разделять подобную точку зрения, поскольку земля является для них наиболее значимой ценностью (если член аут-группы получает больше земли, то они,естественно, имеют ее меньше).

Тирандис и Виссилиоу (Triandis, Vassiliou; 1972) проанализировали субъективную культуру суждений в традиционном греческом обществе и обнаружили подтверждение аргументам Фостера: члены этих обществ имеют ограниченный взгляд на понимание добра, пользы, когда они взаимодействуют с аут-группами. Однако незнакомец, скорее всего, будет рассматриваться в этой культуре как потенциальный член ин-группы и, следовательно, ему будет оказываться помощь.

Тем не менее, во многих коллективистических культурах аутсайдеры воспринимаются как члены аут-групп, и люди менее склонны оказывать им помощь даже тогда, когда цена оказания помощи минимальна. В эксперименте Ларманда и Пепитона (L’Armand and Pepitone, 1975) эта точка зрения подтвердилась. Они изучали такой вопрос: будет ли мужчина оказывать помощь другому мужчине на контингентах двух выборок – в Филадельфии (Соединенные Штаты) и в Мадрасе (Индия). Экспериментальная процедура включала игру, в которой испытуемые разыгрывали между собой монеты, предоставляемые экспериментатором. В двух условиях эксперимента испытуемые могли оказывать помощь друг другу или действовать в собственных интересах. Цена оказания помощи была минимальной. Американцы одинаково стремились помочь как самим себе, так и другому участнику игры; индусы больше стремились получить собственную выгоду, чем помогать другому испытуемому.

Влияние ситуации

Явление, известное под термином «взаимность» (взаимный обмен), может как усиливать, так и ослаблять вероятность того, что человеку будет оказана помощь. Взаимность – это очень важный фактор в подавляющем большинстве видов человеческих взаимоотношений. Один из способов привлечения и включения незнакомца в собственную группу, и следовательно, ее  укрепления – это оказание ему помощи. Незнакомец, в свою очередь, может оказать полезную услугу. Поэтому последовательное проявление взаимности может способствовать его включению в свою группу и, соответственно, лучшему противостоянию внешней группе.

Однако обмен может не всегда закнчиваться оказанием помощи. Японцы делают акцент на обязательствах и лояльности до такой степени, что иногда избегают оказывать помощь, если к этому у них нет никаких обязательств. Потому они не помогают незнакомым людям до тех пор, пока их об этом не попросят прямо, поскольку человек, которому будет оказана помощь, приобретет «возможно, не желательное для него обязательство». В опросах общественного мнения молодым людям (в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет) в период с 1977 по 1988 гг задавали вопрос: «Представьте себе, что человек заблудился и пытается найти правильный путь. Что бы вы сделали в этом случае?». Около 55 процентов американцев отвечали: «Я бы спросил его, не нужна ли ему помощь?», и только около 28 процентов Японцев отвечали подобным образом ( Hastings & Hastings, 1990).

Фельдман (Feldman, 1968) собрал данные о помогающем поведении на больших выборках (к «соотечественникам» и «иностранцам)» в индивидуалистической культуре (Бостон, штат Массачусетс и Париж, Франция) и в одной коллективистической (Афины, Греция, начало 1960-х годов). Он выделил несколько различных ситуаций, в которых человек мог оказывать помощь. В одной ситуации соотечественники или иностранцы подходили к людям на станциях метро и просили отправить за них письмо. На половине писем были наклеены марки, на другой половине – нет. Поскольку письма адресовались экспериментатору, то можно было проверить, что испытуемые, согласившиеся помочь, действительно это сделают.

На таблице 8-2 представлены результаты.

___________

далее: ксерокс таблица 8-2 со стр. 223 книги и перевод обозначений:

1 – таблица 8-2. Процентное отношение людей в различных выборках в трех странах, отказавшихся отправить письмо соотечественнику или иностранцу

2 – отказы соотечественнику

3 – отказы иностранцу

4 – письмо с маркой

5 – письмо без марки

6 – город

7 – Париж

8 – Афины

9 – Бостон

10 – замечание: Общее количество испытуемых N 765 (n - частные выборки в круглых скобках)

11 – а c² =5,82; р<0,05. Эти ячейки отличаются от результатов, полученных в других экспериментах.

     b c² =0.33; ns

     c c² =7.21; р<0,01

     d c² =14.30; р<0,001

      e c² =0,84; ns

       f c² =4,84; р<0,05

12 – источник (Feldman, 1968). Опубликовано в 1968 году Американской психологической ассоциацией. Перепечатка с разрешения издателя.

______________

Число отказов отправлять письма без марок было больше в Париже и Бостоне, чем в Афинах. Небольшие различия были обнаружены между поведением по отношению к соотечественникам и иностранцам в Париже и Бостоне, но больше – в Афинах, испытуемые которых в то время были строгими коллективистами (Triandis, 1972). (Недавние измерения, проведенные Георгасом (Georgas) в 1989 году показали, что в городских центрах греки сейчас являются индивидуалистами и больше не отличаются от испытуемых Соединенных Штатов). В выборках Бостона и Парижа порядка одной трети испытуемых помогали соотечественнику или иностранцу. Греки помогали американцам приблизительно в половине случаев, однако около 90 процентов отказывались помогать соотечественникам-грекам (которых классифицировали как представителей внешней группы).

Фельдман использовал также в качестве помощников - респондентов по пятьдесят пассажиров такси (соотечественников и иностранцев, соответственно), чтобы выяснить, выберет ли водитель такси прямой путь к месту назначения (помогающее поведение) или длинный (не помогающее поведение). Он обнаружил, что таксисты Парижа оказались наименее «помогающими».

Кроме этого, были проанализированы данные, касающиеся переплат покупателей за покупки в магазинах кондитерских изделий, отобранных в трех городах по методу случайной выборки. Никаких различий в поведении продавцов по отношению к соотечественникам и иностранцам не было обнаружено: в целом, покупатель, он и есть покупатель. Однако в Париже кассиры на переплату никак не реагировали (не помогали) в 54 процентах случаев; в Афинах – в 50-и; а в Бостоне – в 32-х. Другими словами, в соответствии с положением о важности влияния самой ситуации на поведение людей (что отмечалось в предыдущих главах), ситуация является главной детерминантой, обуславливающей культурные различия в поведении людей.

Люди в больших городах в плане оказания помощи оказываются особенно безразличными. Хедж и Иосиф (Hedge and Yousif, 1992) выдвинули предположение, что этот феномен является общекультурным. Они, сравнивая ситуацию в Великобритании и Судане, обнаружили, что когда ситуация оказания помощи не является безотлагательной и личностно значимой, люди, проживающие в городах в обеих странах оказывались в этом отношении более безразличными. Не было обнаружено никаких культурных отличий.

Люди в больших городах неохотно вступают в контакты с незнакомцами. Именно поэтому эксперты утверждают, что если вы нуждаетесь в помощи, вам следует кричать «Караул! Пожар!». Объяснение этому состоит в том, что люди быстрее будут связывать такую ситуацию (пожар, огонь) с собой, чем просто с произнесением слова «помогите». Конечно, необходима экспериментальная проверка подобных утверждений экспертов.

Нации с высоким уровнем благосостояния с большей готовностью, чем бедные нации, будут помогать бедным. Однако, в этом отношении между странами существуют различия. Так скандинавские страны, по сравнению с другими развитыми странами, тратят больший процент своего валового национального продукта (например, в Швеции около 0,7%) на оказание иностранной помощи.

Оказание помощи более вероятно, когда действующий субъект воспринимает другого человека как действительно нуждающегося в оказании помощи. Он в этом отношении начинает чувствовать моральное обязательство и убежденность, что оказание помощи – это его личная ответственность.

Когда в ситуации присутствуют другие люди в качестве потенциальных субъектов оказания помощи, тогда готовность человека оказать помощь становится менее вероятной. Однако эта готовность усиливается, когда несколько человек начинают пытаться оказывать помощь нуждающемуся, исходя из представления, что оказание помощи – это норма. Человек, находящийся в добром расположении духа, с большей вероятностью окажет помощь. Поэтому в культурах, имеющих адекватные ресурсы, расположенных в благоприятных климатических условиях, способствующие умиротворенному психологическому состоянию, люди с большей готовностью будут расположены к оказанию помощи окружающим.

 

Самоопределение

Люди более склонны к оказанию помощи, если структура их Я-концепции включает представление типа: «Если обратиться за помощью к людям, которым я нравлюсь, они действительно мне помогут».

 В коллективистических культурах люди могут переживать моральную ответственность в отношении оказания помощи другим людям, нуждающимся в ней, что отсутствует в индивидуалистических странах. Миллер, Берсофф и Харвуд (Miller, Bersoff and Harwood, 1990) в своем исследовании представляли испытуемым сценарии ситуаций, в которых человек, нуждающийся в помощи, являлся близким родственником, другом, или незнакомцем, а потребность в помощи ранжировалась от экстремальной, умеренной до минимальной (выборки испытуемых формировались из жителей Индии и Соединенных Штатов). В Случае экстремальной потребности в оказании помощи культурных различий не наблюдалось. Все испытуемые отвечали, что они окажут помощь. Однако в ситуации, где потребность в оказании помощи была минимальной, различия оказались весьма существенными. Например, сценарий с минимальной потребностью включал просьбу к другу, занятому чтением интересной книги объяснить, как лучше доехать к магазину. Друг, не желая отрываться от увлекательного чтения, отказывался удовлетворить просьбу. Девяносто три процента респондентов из числа индусов полагали, что друг обязан оказать помощь, и только 33 процента американцев высказали такое же мнение. В случае с незнакомцами, которые просили оказать такую помощь, разница в ответах распределялась в пропорции 73-х против 23-и процентов для индусов и американцев, соответственно.

Полезность оказания помощи

Предполагаенмые последствия оказания помощи детерминируют степень вероятности, что человек действительно окажет помощь. Если оказание помощи представляется рискованным или опасным делом, человек будет менее склонен оказывать помощь. Поэтому в тех культурах, в которых совершение преступлений является обычным явлением (например, в больших американских городах), люди менее склонны оказывать помощь, чем в культурах, где совершение преступлений – достаточно редкое явление (например, в сельских районах большинства стран современного мира).

Сексуальное поведение

Одна из важнейших форм поведения, которая обеспечивает существование культурной группы – это сексуальное поведение. Модели этого поведения, существующие во всем мире, основательно проанализированы в работе Форда и Бича (Ford and Beach, 1952). В этой книге они дают подробный обзор различных форм сексуального поведения людей в разных регионах мира. Например, предпочитаемые позиции при совершении сексуального акта варьируются от региона к региону весьма существенно. Существует семь широко распространенных основных позиций при совершении полового акта, но ни одна из них не используется более чем в одной четверти культур. В целом, то, что мы в этом отношении для себя считаем нормальным (так называемая миссионерская позиция), используется только незначительной частью человечества. Поцелуи – это вездесущий аспект сексуальных отношений, который сопровождает гетеросексуальные связи во многих культурах. Однако в мире есть семь типов культур, в которых эта форма сексуального поведения никогда не используется. Когда представители африканского племени Тонга впервые увидели целующихся европейцев, они рассмеялись, комментируя это какими замечаниями: «Вы посмотрите на них – они слизывают дуг у друга слюну и нечистоты» (Ford and Beach, 1951, с. 49).

В мире есть не так много культур, где феномен гомосексуальности не упоминается в этнографических отчетах. Фактически в 64-х процентах обществ, проанализированных Фордом и Бичем (Ford and Beach, 1951), эта форма сексуального поведения считается нормальной и социально приемлемой, по крайней мере, для некоторых членов общества. В современном мире есть две культурные популяции (Шиваны в Африке и Кьерки в Новой Гвинее), где гомоексуальность считается обсолютно ненормальным явлением (Klulhohn, 1954).

Мастурбация – это широко распространенное явление, чтобы классифицировать его как нормальное поведение и естественную форму сексуального проявления у млекопитающих, включая человека (Ford and Beach, 1951, с. 166). Тем не менее, эта форма сексуального поведения не одобряется в большинстве человеческих сообществ.

Доминирование

Общества различаются между собой по уровням стратификации. Различия основываются на многих факторах и атрибутах, в дополнение к таким известным параметрам, как экономический достаток, образование и происхождение. Например, кастовая принадлежность или обладание конкретными предметами могут оказаться наиболее важными.

Некоторые общества являются относительно эгалитарными (т.е. уравнительными – В.С.), а другие – жестко иерархичными. Доминирование, естественно, более приемлемо в иерархических, чем в эгалитарных обществах.

Описание жесткой иерархической системы дано в работе Бака (Buck, 1931). В китайской семье в начале двадцатого века рацион питания в голодные периоды был жестко ограничен. Члены семьи голодали в соответствующем порядке: первыми в семье голодали девочки и девушки, после них – мальчики, затем женщины, и только после них мужчины. В наименьшей степени этой процедуре подвергались пожилые мужчины. В расширенной семье они считались наиболее уважаемыми членами группы и обеспечивались питанием даже тогда, когда для других членов семьи ничего не оставалось. Даже в обществах, находящихся на уровне «вступления» в развитые, вопрос обеспечения питанием является главным фактором социальной стратификации. Возьмем пример с народностью Сирионо, проживающей в восточной Боливии (Holmberg, 1969). Они ведут кочевой образ жизни как охотники и собиратели пищи, проживая в таких экологических условиях, в которых обеспеченность питанием достаточна для выживания, хотя излишки запасов питания довольно редкое явление. В целом люди страдают от недостатка питания - возможность успешной охоты оценивается в пропорции три к четырем. Сельское хозяйство остается недоразвитым. И хотя лесные угодья дают возможность собирать дикие фрукты, их ценность с точки зрения долговременного вживания невелика.

В таком обществе статус человека напрямую связан с тем, что он является хорошим охотником. Люди, не имеющие возможности добывать пищу из-за того, что они больны или находятся в пожилом возрасте, не принимаются в расчет.

Поскольку не существует процедур, обеспечивающих сохранение запасов питания на длительный срок, оно должно распределяться сразу после его приобретения, поскольку иначе оно испортится. Таким образом, в жизни группового образования существуют циклы «наличия обилия пищи» и циклы голодания. Статус мужчины напрямую связан с минимизацией периода голодания. В индустриальных обществах также есть определенная иерархия, связанная с проблемой питания. Несмотря на наши усилия избежать проблемы голодания, необходимо признать тот факт, что в современном мире есть много людей, которые ложатся спать голодными даже в самых процветающих обществах.

Конформизм

В классической работе Аша (Asch, 1956) студентам были представлена совокупность неравных линий и стандартная линия для сравнения. Их просили ответить, какая линия соответствует эталону. Помощники экспериментатора в сериях ответов демонстрировали ложные, но согласованные суждения. Поэтому реальные испытуемые вынуждены были давать свои оценки, ориентируясь, с одной стороны, на данные собственного восприятия, с другой – на единодушное мнение помощников экспериментатора, которое противоречило собственному восприятию.

Аш обнаружил, что около одной трети испытуемых в своих суждениях склонялись в пользу мнения группы и давали ложный ответ, т.е. исходили из предположения, что их собственное восприятие ошибочно. Это исследование было повторно реализовано во многих странах (обзор исследований см. Mann, 1980, с. 164-166). В целом, уровни конформности были схожи с данными, полученными на выборках из Соединенных Штатов. Однако, в ряде африканских племен, использующих жесткие практики социализации, уровень конформности оказался очень высоким (например, в племени Бантусов этот показатель оказался на уровне 51 процента). Но в некоторых странах уровень конформности оказался не таким высоким (например, в Германии и Японии меньше 20%) по сравнению с Соединенными Штатами.

Низкие показатели конформности в Японии для Фрейгера (Frager, 1970) оказались весьма удивительными и неожиданными. Однако мы должны помнить, что в коллективистической культуре люди подчиняются требованиям своей группы, а к сотрудничеству с членам аут-групп обычно относятся настороженно. Незнакомцы, делающие «ошибочные» суждения, вряд ли будут считаться членами ин-группы. А «иностранец» (экспериментатор) превращает обычные «вещи» в более «неестественные». Поэтому неудивительно, что около 34-х процентов японцев оказались не-конформными – давали собственные ответы на нейтральные вопросы, когда большинство «помощников» давали «правильные» ответы. В исследовании Матсуда (Matsuda, 1985), также проведенном на японской выборке (наиболее сплоченной группе), был обнаружен большой уровень комфортности, не смотря на то, что ошибочные суждения высказывались респондентам в приватной форме (что позволяло им свести к минимуму давление большинства при принятии собственного выбора).

Необходимо также отметить, что во многих коллективистических культурах решения принимаются по согласию (согласованные решения). Это означает, что индивид имеет возможность влиять на принятие решений. В индивидуалистических культурах, если принятие решения не сильно затрагивает личность человека, то оно принимается без особых обсуждений. Индивид действует, имитируя поведение других людей. Следствием этого может быть больший уровень конформности (Doi, 1986).Короче говоря, мы не должны заранее считать, что коллективизм обязательно означает более высокие уровни комфортности, чем индивидуализм.

Как отмечалось в предыдущих главах, в натуральных обществах (охотники, собиратели пищи) также как и в индустриальных, давление окружения на индивида в сторону конформности не такое сильное. В сельскохозяйственных обществах эта тенденция выражена более сильно. В густонаселенных стратифицированных обществах при социализации детей существенное внимание уделяется тому, чтобы у них развивались навыки конформного поведения. Аналогично, в индустриально развитых обществах в сегментах населения с низким социально-экономическим статусом также существует давление в сторону конформного поведения (с точки зрения функциональности), поскольку подавляющее число детей, выходцев из этих слоев, в будущем станут рабочими, а подчинение боссу и группе является функциональной формой поведения (Kohn, 1969).

С другой стороны охотники, собиратели пищи и представители высших социальных классов индустриально развитых обществ в процессе социализации своих детей стремятся привить им навыки опоры на собственные силы и развитие творческих способностей. Опять же, такая ориентация в воспитании является функциональной, поскольку охотники и собиратели пищи быстрее смогут добывать ее, если будут подходить к этому творчески, также как и профессионал более эффективно будет выполнять свою работу, если будет человеком творческим.

Берри (Berry, 1967, 1979) показал, что в аграрных обществах, особенно в Африке, уровень конформности высокий и низкий в охотничьих и натуральных обществах, например у эскимосов. Влияние условий жизни на уровень конформности можно проследить, начиная с экологии, которая обуславливает функциональность конформности поведения, до способов воспитания детей, когда им прививаются функциональные формы поведения в соответствии с экологическими условиями жизнедеятельности.

_____________________________________________________________

Далее: ксерокс рисунка 8-2 со стр. 228 книги и перевод обозначений:

1 – рисунок 8-2.

Берри (Berry, 1979) просим представителей разных культур ту линию из восьми представленных, которая ближе всего соответствует линии, изображенной вверху рисунка. Значок Х располагался около седьмой линии и респондентов информировали о том, что большинство людей из их культуры давали такой ответ. Правильным ответом является вторая линия сверху. Респонденты, которые отмечали четвертую, пятую, шестую или седьмую линию, показывали соответствующие уровни возрастания конформности (Berry, 1979. Перепечатка с разрешения издателя).

____________________________________________________________

Берри использовал адаптированный вариант методики Аша, показанный на рисунке 8-2. Испытуемых просили выделить ту линию, которая совпадает с линией сравнения. Линия сравнения располагалась вверху рисунка. Значок Х располагался рядом с другой линией, которую экспериментатор как бы непреднамеренно отмечал, что это была именно та линия, «наиболее часто выбираемая, как совпадающая с верхней линией». Степень конформности испытуемых фиксировалась по близости их выбора с линией Х, при правильности выбора - второй линии сверху.

--------------------

Далее: ксерокс рисунка 8-3 со стр. 229 книги и перевод обозначений.

1 – Рисунок 8-3. Берри (1979) выявил корреляции степени независимости суждений (неконформности) респондентов выборки (по выполнению задания, показанного на рисунке 8-2) с ее положением на шкале этнокультурной переменной. Более высокое положение на этой шкале соответствует представителям той культуры, уровень выживания которой будет выше, если они будут больше опираться на свои собственные силы и проявлять независимость, чем подчинение, поскольку их экология способствует ведению охоты и других форм активности, требующей проявления самостоятельности. Коэффициент корреляции 0.70, полученный на основе анализа семнадцати выборок, свидетельствует о том, что те люди, которые воспитывались в экологических условиях, требующих от человека развития навыков самостоятельности и опоры на собственные силы, оказываются менее конформными.

2 – процентный показатель независимости

3 – стандартизованный экокультурный индекс.

__________________________________________________________

На рисунке 8-3 ось Х – это экокультурная шкала. Каждое положение шкалы отражает степень жесткости экологических условий жизнедеятельности, диктующих человеку необходимость самостоятельного исследования и освоения окружающей среды. Ось Y показывает процентное отношение респондентов, давших независимые ответы при выполнении задания по методике, изображенной на рисунке 8-2.

Ясно, что экологические условия, способствующие развитию «исследовательских» навыков, связывались с меньшим уровнем конформности. И эта корреляция оказалась порядка 0.70.

Классифицируя развивающиеся общества по показателям кооперативности, конкурентности и индивидуалистичности, Мид (Mead, 1961) выдвинула предположение, что среди представителей обществ кооперативного типа уровень конформности выше, чем в двух других типах, и они имеют больше коллективистических атрибутов. Тогда как представители других двух типов имеют больше индивидуалистических характеристик (для обзора см. Триандис, 1988а).

Подчинение

Результаты известного исследования Мильгрэма (Milgram, 1974) неоднократно подтверждались во многих странах индивидуалистического типа. Сравнение уровней подчинения может оказаться не вполне законным, поскольку исследования проводились в разные временные периоды, а способы формирования выборок и экспериментальные процедуры не были идентичными. Во всяком случае, в исследованиях, проведенных на американских выборках, подчинение демонстрировали около двух третей испытуемых, на немецких выборках – около 85 процентов, а на австралийских – этот показатель был порядка 40 процентов.

 Не исключено, что в странах с высоким уровнем властной дистанции (ВД) эти показатели будут приближаться к 100 процентам. Но таких данных, основанных на методической процедуре Мильгрэма, не имеется. Когда использовались другие методы (например, процедура «выдели фигуру из  фона»), уровни подчинения были выше в странах с высоким ВД – показателями, чем в странах с низкими (для обзора см. Mann,1980, с. 170-172).

Охотники и собиратели натуральной пищи имеют тенденцию больше руководствоваться принципом равенства, по сравнению с представителями аграрных обществ. В ряде современных индустриальных обществ мы обнаружили большй разброс по уровню подчинения, но вместе с тем и проявление идеологии равенства (например, в США). Стратификация особенно высока, когда различные сегменты общества малообразованны (например, В Перу) и, наоборот, наблюдается тенденция к ее снижению, когда большинство членов общества являются высокообразованными людьми (например, в Скандинавии, Израиле и Австрии). Проводя исследования в этих странах, Хофстед (Hofstede, 1980) обнаружил, что в них фиксируется наименьший уровень властной дистанции. Среди культур можно найти многочисленные статусные разграничения (например, королевская власть, аристократия, мелкопоместное дворянство, богатые люди, профессионалы, рядовые граждане, рабы) или их отсутствие.

Необходимо подчеркнуть важность разграничения «ин-группа – аут-группа» в связи с проблемой конформности. Когда представителям коллективистической культуры говорят, чтобы они были более конформными, здесь имеется явное указание на их конформность по отношению к своим «ин-группам». Фактически они будут менее склонны проявлять конформность по отношению к «аут-группам», чем члены индивидуалистических культур.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!