Положительные и отрицательные аспекты культурного разнообразия



Разнообразие культур несет в себе как положительные, так и отрицательные аспекты (Jeckson, 1991). Считается, что наличие положительных аспектов подтверждается тем, что гетерогенные группы , в сравнении с однородными, проявляют больше творчества и приходят к более качественным решениям проблем (Mc Grath, 1984; Triandis, Hall, Ewen, 1965; Willems, Clark, 1971). Например, банки функционируют с большей эффективностью, по сравнению со средним уровнем, когда они управляются группами профессионалов, имеющих экспертный опыт в различных сферах функциональной деятельности (Bantel, Jackson, 1989). Однородность часто ассоциируется с «групповым мышлением» (Janis, 1972, 1982 ), что приводит к менее качественному решению проблем.

Отрицательные аспекты разнообразия связаны, как полагают, с меньшим уровнем сплоченности, обусловленным межкультурным конфликтом, и различием субъективных культур (Jackson at аl., 1991). Долговременные исторические свидетельства борьбы и противостояний по национальным, религиозным, расовым, территориальным и племенным разногласиям во всем мире не вызывают сомнения в том, что неэффективное управление культурным разнообразием может приводить к катастрофическим последствиям.

Факторы, детерминирующие культурное разнообразие

Культурная дистанция

Схожесть или различие культур определяется степенью наличия в них одинаковых или отличающихся культурных элементов. Можно еще раз обратиться к обсуждению этого вопроса в главе 2.

Эмпирические данные подтверждают, что объективная культурная дистанция – это важный параметр, детерминирующий уровень комфортности в межличностных взаимоотношениях. Например, литература, касающаяся адаптации иностранных студентов к условиям пребывания в Соединенных Штатах, показывает, что у студентов-выходцев из Европы почти не возникает трудностей в приспособлении к проживанию в Соединенных Штатах, чем у студентов, прибывших из Африки или Азии. Доля самоубийств среди иммигрантов, прибывающих в страны с другим типом культуры, по-видимому, отражает уровень культурной дистанции (Furnham, Bochner, 1986). Денбар (Dunbar, 1992) обнаружил, что у американского персонала, занимающего руководящие позиции в управленческих структурах за границей, возникает меньше проблем с адаптацией к европейским условиям, чем к условиям, отличающимся от западных или к условиям стран третьего мира.

Воспринимаемое сходство

Исследования свидетельствуют о том, что, когда люди воспринимают других похожими на себя, они к ним притягиваются эмоционально. (Byrne, 1971). Очевидно, что культурная дистанция связана с вероятностью восприятия других, как непохожих на представителей своей группы.

Люди отличаются друг от друга по опыту своих переживаний от общения с представителями других культур. В однородном изолированном племени люди редко встречаются с людьми, отличающимися от представителей своего племени. Следовательно, их уровень адаптации (Helson, 1964) или так называемая «нейтральная точка» отношений на континууме «похожий - отличный», будет находиться в области «очень похожий». Они будут обращать внимание только на тех людей, которые сильно похожи на них самих. В космополитической среде уровни адаптации людей располагаются на этом континууме в области «несколько отличны». Поэтому, скорее всего, представители этой среды будут воспринимать других людей, которые немного отличны от них по языку, одежде или религии, как «похожих на нас».

Варианты взаимодействия

В любых условиях у людей существует множество вариантов взаимодействия. Например, соседи, скорее всего, будут взаимодействовать, по сравнению с людьми, которые проживают далеко друг от друга.

Межличностный контакт сам по себе не улучшает отношения (Amir, 1969; Stephan, 1985). Однако когда люди воспринимают себя похожими друг на друга, личностные контакты имеют положительные психологические следствия. Когда это происходит, положительные взаимодействия будут укрепляться, а негативные нивелироваться. Это само по себе ведет к более интенсивному взаимодействию, а это, в свою очередь, к восприятию большей схожести взаимодействующих субъектов.

Аккультурация

Берри (Berry, 1980а) описал четыре способа взаимодействия культур (см. рисунок 9-3).

_______________________________________

Далее: ксерокс рисунка 9-3 со стр. 238 и далее – перевод обозначений:

1 - ситуация 1

2 – ситуация 2

3 – считается ли ценным поддерживать собственную идентичность и отличительные характеристики своей культуры?

Да

Нет

6  - считается ли ценным поддерживать взаимоотношения с другими группами?

7 интеграция

Ассимиляция

Разделение

Маргинализация

11  - рисунок 9-3.Основа аккультурации по Берри (1980а).

 

Люди стремятся сохранять или не сохранять свою культурную идентичность и взаимодействовать или не взаимодействовать с другой культурой. Интеграция определяется как такой тип аккультурации, когда каждая группа поддерживает и сохраняет собственную культуру и одновременно стремится поддерживать контакты с представителями другой культуры. Ассимиляция происходит тогда, когда группа не поддерживает свои культурные традиции, но поддерживает контакты с другой культурой. Разделение культур происходит тогда, когда группа поддерживает собственную культуру, но не стремится поддерживать контакты с другой культурой. И, наконец, маргинализация имеет место тогда, когда представители культурной группы не стремятся сохранять ни культуру собственной группы, ни поддерживать контакты с другой культурной группой. Берри представил данные, свидетельствующие о том, что интеграция – это наиболее положительный вариант для культурных групп, сопровождаемый процессом взаимной ассимиляции с точки зрения психического здоровья. Маргинализация – это наиболее невыгодный вариант приспособления (см. Berry, Poortinga, Segall, Dasen, 1992, с.287).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!