Изменение установок через передачу информации



Коммуникация часто направлена на изменение установок. Изменение установок зависит от источника сообщения, его содержания, от среды, используемой для передачи сообщения, а также от аудитории, которой адресовано послание (Triandis, 1971). Давайте рассмотрим, как культура влияет на проявление этих составляющих информационного послания.

Надежные источники сообщений

Для коллективистов значимы послания, исходящие от мужчин и уважаемых членов семейного клана. Для индивидуалистов наиболее значимы те источники информации, которым можно доверять, обладающие экспертными полномочиями, интеллектуальными ресурсами и имеющие солидный опыт успешной деятельности (например, солидные достижения).

На Западе идентичность зависит от предыдущих достижений и успехов, от профессионального опыта и от того, чем человек владеет. В Африке оценка индивида с точки зрения положения в семье и племени, а также индивидуальный стиль общения и самовыражения составляют идентичность личности (Boykin, 1983). На Востоке жизненно значимое действие является наиболее важным (Hofstede, 1991).

Среда

Коллективисты нуждаются в контактах лицом к лицу, поскольку они зависят от паралингвистических параметров общения больше, чем индивидуалисты, которые вполне могут удовлетворяться письменной коммуникацией.

Структура сообщений

Коллективисты делают акцент на процессе (что и как говорится, делается, раскрывается), тогда, как индивидуалисты делают акцент на целях (на том, что мы в конечном результате получим). Индивидуалисты используют линейную логику, аргументацию и доказательство. Коллективисты зачастую «ходят вокруг да около».

Языковые структуры не одинаковы. Например, Хардер (Harder, 1985) отмечает, что приемлемая реакция на отрицательный вопрос, такой как «Почему вы не хотите поехать на поезде?» – это ответ «нет» на японском языке, если респондент считает, что он или она не поедут на поезде. На английском языке приемлемым ответом будет противоположная реакция (мы говорим: «Да, мы можем поехать на поезде»).

Анализ, осуществленный Капланом (Kaplan, 1966) о логической структуре английских рассказов, написанных иностранными студентами, показан на рисунке 7-1.

Развитие хорошей аргументации у англичан отражает влияние учителей древнего мира (Платона, Аристотеля) и европейских философов. Линия аргументации строится линейно – либо представлением фактов и на их основе изложение заключения (интуитивное рассуждение) или посредством высказывания соображения общего характера и предоставления соответствующих данных, подкрепляющих высказанные суждения (дедуктивное рассуждение). Каплан проанализировал порядка 600 рассказов, написанных на английском языке иностранными студентами, и обнаружил, что развитие аргументации отличается от английских стандартов, что было связано с культурой студентов.

____________________________________________________________

Далее Рис.7-1 со стр. 190 и перевод обозначений:

1 – Рисунок 7-1.

Пять логических структур, выделенных на основе анализа английских рассказов, написанных иностранными студентами (Каплан, 1966, перепечатка разрешена).

2 – английская

3 – семитская

4 – восточная

5 – романская

6 – славянская

_____________________

Семитская логика аргументации (включая арабов, которая прослеживается в Ветхом Завете) – это совокупность параллельных аргументов, связанных с одним или несколькими словами, такими как «и», «или», «следовательно». Каждый аргумент является одинаково значимым и либо подкрепляет, либо противоречит предыдущим аргументам. Например, «… справедливый способ правильного…/…способ выхода из…”».

Развитие аргументации представителей восточных культур зачастую имеют структуру, «похожую на ветку плюща, обвивающегося вокруг куста дерева» (Например, «нам невероятно трудно согласиться с этой точкой зрения, но мы, конечно, постараемся сделать так…»).

Романская аргументация включает ряд отступлений от главной линии (например, «Это очень важное положение, которое философы до настоящего времени не рассматривали, и если мы проанализируем историю западной философии…»).

Русские в своей аргументации имеют ясное начало и конец, но в середине есть очень много утверждений, не относящихся к развитию аргументов (например, «Почти вся политика Сталина имела параноидальный характер… мы должны рассмотреть его любовь к грузинской музыке… и это остается черной главой советской истории»).

Цели

Значимой целью коллективистов является гармония взаимоотношений и стремление «сохранить лицо», как свое собственное, так и собеседника (Ting-Toomey, 1988). Коллективист делает большой акцент на доброжелательном действии (например, на гармонии отношений, сохранении лица партнера), чем на вопросах истинности (Iwao, Triandis, в печати). Индивидуалисты больше внимания обращают вопросам истинности, чем доброжелательности действия.

Индивидуалисты высоко ценят факты и мало мнения руководства своей группы. Я не могу найти лучшего (а больше удивительного) примера этому, чем доклад русского психолога, который услышал на международном психологическом конгрессе в 1960 году в Бонне. Его доклад назывался «Изучение реакции различения (дискриминации)». Докладчик начал со ссылок на Маркса, Энгельса и Ленина, утверждая, что они все выступали против дискриминации. После этого он отметил, для того чтобы различать, человеку необходимо установить разницу между стимулами. Затем он сообщил, что этот доклад имеет отношение к дискриминации аудитории! В докладе содержалось подробное описание дорогостоящей аппаратуры, позволившей ему изучить уровни дискриминации людьми звуковых стимулов.

На Западе в аргументации широко используется индукция, тогда как в коллективистических культурах чаще используется дедукция (Gelenn, 1981) . Различие наблюдается и в большем акценте на идеологию, чем вниманию прагматическим, практическим вопросам. Другими словами, на Западе послание, скорее всего, будет иметь структуру типа «факт – факт – факт - заключение». В дедуктивных культурах послание является «заключением, которое и есть доказательство».

Во многих культурах третьего мира окружающий мир – это духовная сущность, тогда как на Западе он часто рассматривается как материальная субстанция. Однако в уровнях духовности существуют различия. Максимум духовности обнаруживается в Африке и Индии, и минимум в Восточной Азии. Запад, и даже большая часть Восточной Азии, также высоко ценят равновесие, стабильность, предсказуемость и установившийся порядок вещей, тогда как в Африке отсутствие равновесия, динамика развития, удивление, энергия и движение являются важными целями в общении.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!