Элементарные формы поведения и ценности



Базовые ориентации, выделенные Фиске, имеют определенную взаимосвязь с ценностными структурами, идентифицированными в монументальной работе Ховстеда (Hofstede, 1980). ОнХовстед изучал реакции работников компании IBM на пункты ценностного вопросника, разработанного в рамках корпорации. Опрос проводился дважды, в 1968 и 1972 годах, и в целом было собранно около 116 тысяч заполненных вопросников. Респонденты выделялись по национальности, месту работы компании, возрасту и полу. При помощи статистического анализа (использовался факторный анализ) были выделены четыре переменные, соответствующие содержанию ответов на позиции ценностного опросника.

1. Дистанция власти (power distance) - отражает тенденцию воспринимать и осознавать большую дистанцию между лицами, занимающими высокиепозиции в социальной структуре и лицами, занимающими более низкие позиции. Этот фактор близко соответствует ранжированию по параметру власти, предложенному Фриске.

2. Избегание неопределенности (uncertainty avoidance) - отражает тенденцию избегать ситуаций с неопределенным исходом. Культуры с высоким показателем по критерию коммунального распределения (по потребностям) часто имеют четкие нормы в отношении правильного поведения в социальных ситуациях и избегают новых ситуаций с неопределенными нормами. Однако, взаимосвязь этого фактора с классификацией Фиске, не так близка.

3. Индивидуализм (individualism)- этот фактор очень близко связан с рыночным признаком Фиске.

4. Мужественность* (masculinity) - скорее всего, этот фактор не связан с ориентациями Фиске. Он относится к тенденции высоко оценивать те виды деятельности, которыми обычно занимаются мужчины, а не женщины.

* В некоторых отечественных переводных изданиях этот термин переводится как маскулинность, т.е. дается калькированный перевод – прим. переводчика, В.С.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

На рисунке 6-2 показано расположение национальных выборок, использованных Хофстедом, по переменным индивидуализма и дистанции власти. Из рисунка видно, что эти переменные коррелируют  друг с другом. Фактически коэффициент корреляции равен порядка 0.7. Это означает, что в исследованных национальных выборках коллективизм ассоциируется с большой дистанцией власти (большой значимостью иерархичности отношений - прим. переводчика В.С.). Из стран коллективистического типа наивысший показатель по критерию дистанции власти имеют Венесуэла, некоторые страны Латинской Америки, а также Филиппины и Югославия.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее ксерокс рисунка 6-2 со страницы 154 книги и перевод обозначений:

1- Рисунок 6-2. Расположение стран на координатной сетке «индивидуализм»- «дистанция власти» по данным работы Хофстеда (1980, с. 223). Венесуэла, Мексика, Филиппины и Югославия имеют высокие показатели по обеим переменным. Скандинавские страны, Австрия и Израиль имеют очень низкие показатели по властной дистанции и умеренно высокие по параметру индивидуализма. Англоязычные страны имеют очень высокие показатели по параметру индивидуализма и умеренно низкие по дистанции власти. Европейские страны, говорящие на испанском языке, имели высокие показатели по параметру дистанции власти и индивидуализма (Хофстед, 1980.Перепечатано с разрешения издательства «Sage Publication, Inc.»)*

_____--------___________________________________________________________

* Аббревиатура названий стран на рисунке сохранена на английском языке, чтобы не усложнять расшифровку. Полагаем, что она легко читается даже для читателя, не знакомого с английским языком. Кроме этого, расшифровка аббревиатуры большинства стран дана в самом объяснении рисунка - прим. переводчика, В.С.

__________________________________________________________________________

2- Индекс индивидуализма(IDV)

3- индекс дистанции власти (PDI)

4- небольшая дистанция власти, низкий показатель индивидуализма.

5- небольшая дистанция власти, высокий показатель индивидуализма.

6- высокий показатель дистанции власти, низкий показатель индивидуализма

7- высокий показатель дистанции власти, высокий показатель индивидуализма.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 Противоположная модель - индивидуализм и низкая дистанция власти - обнаружена в англоязычных странах, Скандинавии, Австрии и Израиле. Страны с высоким показателем по параметру дистанции власти, и в то же время являющиеся индивидуалистическими - Испания, Франция, Южная Африка, Италия и Бельгия - это в основном католические страны.

На рисунке 6-3 показано расположение стран по двум другим переменным Хофстеда. Здесь скандинавские страны имели низкие показатели по переменной избегания неопределенности и мужественности.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее ксерокс рисунка 6-3 со стр. 155 книги и перевод обозначений:

1- Рисунок 6-3. Расположение стран на координатной сетке «избегание неопределенности» - «мужественность» по данным работы Хофстеда (1980, с. 324). Скандинавские страны имели низкие показатели по избеганию неопределенности и мужественности. Япония и Греция имели выраженную мужественность и высокий показатель по критерию избегания неопределенности. У англоязычных стран наблюдались высокие показатели по критерию мужественности и низкие по избеганию неопределенности. Югославия, Португалия и Чили имели высокие показатели по критерию избегания неопределенности и низкие по критерию мужественности. (Ховстед, 1980. Перепечатано с разрешения издательства «Sage Publication, Inc.»).

2- Индекс избегания неопределенности (UAI)

3-  Индекс мужественности (MAS)

4- Низкие показатели по критерию избегания неопределенности, женственность

5- Жесткая ориентация на избегание неопределенности, мужественность

6- Низкие показатели по критерию избегания неопределенности, мужественность

7- Жесткая ориентация на избегание неопределенности, мужественность

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Китайцы имели низкие показатели по критерию избегания неопределенности и умеренные по мужественности. В англоязычных странах наблюдалась тенденция к мужественности и  к низким показателям по критерию избегания неопределенности. Большинство Азиатских стран, за исключением Японии, имели низкие показатели по обеим переменным. Япония имела высокие показатели по обоим критериям. Страны Среднего Востока и их культурные потомки в Латинской Америке имели высокие показатели по избеганию неопределенности.

Короче говоря, в работе Хофстеда обнаружилась взаимосвязь между географическим расположением стран и ценностными моделями. Это согласуется с нашим положением о культурных ареалах, обсужденным в главе 2. По меньшей мере Хофстед выделил две переменные, которые совпадают с классификацией Фиске. Как было отмечено выше, элементарные формы поведения связаны с культурными синдромами. Теперь парейдем к подробному анализу содержания культурных синдромов.

 

Культурные синдромы

Культурная сложность

Человеческая и культурная эволюция двигалась в направлении возрастания сложности. Около 99% времени жизни представители вида Хомо-сапиенс для своего выживания тратили, традиционно занимаясь охотой и собиранием пищи. Некоторые первобытные племена, которые выжили и все еще существуют в отдельных уголках планеты, как и кочевые племена, представляют этот, наиболее важный период человеческой эволюции. Эти группы относительно просты в своей социальной организации. Археологические данные позволяют предполагать, что эти племенные образования включали не более четырех десятков взрослых людей, а взаимоотношения между ними были весьма слабыми.

Следующей важной стадией было развитие сельского хозяйства, которое позволило людям организовать оседлый образ жизни. Это изменение ознаменовалось большим возрастанием культурной сложности.

Деревни и небольшие города с населением несколько сотен человек, и города с населением до нескольких тысяч человек – характерные признаки этой фазы эволюции. Естественно, количество потенциальных взаимоотношений среди людей стало очень большим. Древний Рим с почти миллионным населением представлял сложную структуру социальных отношений.

С индустриальной революцией плотность населения возросла еще больше, и появились города-мегаполисы. Сегодня, столица Мексики - Мексико-сити – с населением порядка 22 миллионов человек представляет исключительно сложное социальное образование.

Исследователи проблемы сложности социальной организации (например, Carneiro, 1970; Lomax, Berkowitz, 1972; Merdock, Provost, 1973) использовали ряд показателей. Им удалось получить надежные ранговые показатели культур, рассматривая следующие переменные: развитие письменности и существование исторических записей (письменных источников); изменчивость или постоянство места проживания; наличие сельского хозяйства, городских образований, технической специализации, средств наземной коммуникации, кроме пешеходных дорог; наличие денег; высокая плотность населения; наличие многих уровней политической интеграции и социальной стратификации. Культуры, которые имеют все перечисленные атрибуты, такие как Древний Рим, Китай в пятом веке до нашей эры и современные индустриальные общества, оказались на вершине шкалы сложности.

В сложных культурах люди имеют большое количество разграничений между объектами и событиями окружающей среды. Например, количество различных трудовых профессий отражает сложность. В настоящее время в современных индустриальных культурах имеется около четверти миллиона различных профессий (см. Словарь названий профессий – The Dictionary of Occupational Titles), тогда как в неразвитых обществах едва ли набирается около двадцати. При наличии такого количества потенциальных профессий индивид в поиске работы вынужден обращаться к помощи консультантов по профессиональной ориентации и «поисковым» фримам. Другой показатель – сложность исполнения религиозного культа. Например, в одном из храмов города Ориссия в Индии имеется около 6000 жрецов, каждый из которых выполняет различные функции.

Еще большую сложность имеют информационные общества. Мы увидим, где огромные объемы информации обрабатываются с помощью компьютеров. Аналитики имеют доступ к огромным банкам информации, связанными друг с другом информационными сетями по всему земному шару. Эти культуры оперируют с исключительно сложными объектами (например, автомобиль имеет около 5000 деталей) и системами научно-теоретических знаний (например, современная физика), которые интегрируют большие объемы информации.

Можно многое узнать о себе, анализируя более простые культуры. Ли и Девор (Lee, Devore, 1976) описали одну из них – культуру народности Кунга. При социализации детей кунги, начиная с самого раннего возраста, развитию у них таких качеств, как способность делиться вещами с другими (принцип CS) и равенство взаимоотношений (принцип EM); а жесткое подчинение воле родителей не считается таким обязательным (низкий показатель AR). Взаимоотношения между полами не являются равноправными. Мужчины имеют более высокий статус, который они навязывают силой, но это неравноправие не такое сильное, как в некоторых исламских странах.

Среди кунгов широко распространено искусство устного рассказа, и большинство пожилых мужчин владеют им в совершенстве. Важной темой этих историй является охота. У кунга хорошо развиты способности и навыки наблюдения и сбора информации о поведении животных, их распознавания по слуху. Они способны развивать практические навыки охоты и строить точные представления о поведении животного. Однако в «чистом виде»  они фактически друг друга не учат. Люди должны обучаться сами.

Когда возникают конфликты, кунги предпочитают вести мирные переговоры и не прибегать к силовым методам. Они боятся вступать в открытую борьбу, а когда это происходит, то конфликт становится экстраординарным событием, которое затем долго обсуждается и запоминается в групповой памяти. Живая речь является средством коммуникации, она позволяет выражать эмоции и является основой социальной дисциплины.

Разговоры ведутся о каждой детали повседневной жизни: о приходе и уходе родственников, о местах сбора пищи, о прошлых и будущих мероприятиях охоты и о тех женщинах, которые особо проворны и являются хорошими сборщиками пищи.

Широко распространен обычай брать и давать взаймы, но совершенно отсутствует воровство. Индивиды никогда не живут отдельно и всегда находятся в компании других людей. Ресурсы принадлежат всей группе и  ею же распределяются. Таким образом, индивид не может существовать отдельно, вне группы. При общении широко распространены телесные касания друг к другу и совместные сидения в тесной компании. Тем не менее, доброта, симпатия и открытая щедрость не являются обычными атрибутами взаимоотношений, хотя они действительно имеют место.

Вспомним, что они являются представителями натуральной культуры, людьми, которые с трудом могут собрать пищу для простого выживания и не имеют никаких ресурсов для проявления большой альтруистичности.

Дарение подарка является важным событием и сопровождается бесчисленными обсуждениями: кто, кому, что подарил и как быстро получил ответный подарок и т.п. Эти обсуждения сопровождаются взрывами смеха, когда группа приходит к выводу, что обмен оказался неприемлемым или ответный подарок сделан в неподходящее время.

Мужчины и женщины сексуальные вопросы открыто не обсуждают и не произносят вслух имена богов, опасаясь, что могут навлечь к себе их гнев и неудовольствие.

При встрече с незнакомцами хорошие манеры требуют, чтобы кунг положил на землю ружье и приблизился невооруженным. С незнакомыми гостями обращаются очень вежливо и учтиво, приглашают их к общему огню. Гости во время визита воздерживаются от обильного приема пищи. При приеме пищи или подарка кунги используют обе руки; использование одной руки означает «захватывание». Несогласие выражается не открыто, а косвенно. Открытое проявление эмоций не считается вежливым, и люди стремятся контролировать их. Эти особенности поведения напоминают нам поведение членов коллективистических культур.

Совместное распределение мясной пищи – это способ удержания стресса и враждебности на низком уровне, и практическая ценность этого обычая очевидна для всех. Широко распространен обычай отвечать взаимностью на добрые жесты другой стороны.

Мелкие животные, которых трудно разделить между другими челнами группы, принадлежат человеку, который их убил. Большие животные принадлежат человеку, стрела которого первой поразила животное. Он является ответственным лицом, организующим распределение. Каждый, кто получает свою долю, в свою очередь, делится со своими родственниками. Таким образом, вся группа получает выгоду от успешной охоты, поэтому почти не остается причин для ревности. Отметим функциональную основу коммунального принципа распределения (по потребностям, CS) - в этих условиях каждый член группы получает пищу.

Дарение подарков – это дарение обычных предметов. В сообществе не существует никакого торга, который кунг считал бы неблагородным делом. Просьбы о подарках находятся в пределах владения личной собственностью, также как и просьбы об ответных подарках. Если индивид хочет получить какой-то предмет в подарок, он может об этом попросить открыто. И это может оказаться проблемой для внешнего визитера. Я заметил, что в культурах подобного типа люди часто просили у меня авторучку, которая торчала из моего нагрудного кармана. До тех пор пока я не стал брать с собой большой набор авторучек, я оказывался без средств для ведения своих записей!

Из этого описания видно, что кунги проявляют как элементы индивидуалистической культуры, такие как равенство и опора на самого себя, так и коллективистические, такие как взаимозависимость, совместное распределение благ и дарение. В целом, коллективистические элементы более многочисленны, чем индивидуалистические.

Экология и история общества детерминируют его сложность. Общества, жизнь которых основана на добывании пищи – охоте, рыбной ловле и собирании плодов – имеют тенденцию быть простыми. Скотоводческие и аграрные общества тяготеют к некоторой сложности; индустриальные общества имеют тенденцию быть более сложными; информационные общества являются самыми сложными.

Семейные структуры имеют тенденцию коррелировать со степенью сложности культуры в форме U-образной зависимости (Blumberg, Winch, 1972). В простых культурах акцент делается на ядерных семьях; сложные культуры характеризуются наличием расширенных семей; очень сложные и исключительно сложные культуры снова используют ядерные семейные структуры. Феномен наличия семьи только с одним родителем и несколькими детьми становится обычным явлением в Северной Америке, но достаточно редким натуральных или аграрных культурах.

В ядерных семьях имеется меньше регламентации и акцента на вопросах подчинения при одновременном поощрении познавательных способностей и творчества членов семьи.

В расширенных семьях делается  больший акцент на подчинении и организации жизни в соответствии установленными нормами и правилами, по сравнению с ядерными семьями. В обзоре исследований, в которых культура используется как единиа анализа, Эмбер и Левинсон (Ember, Levinson, 1991) пришли к выводу, что отличие между простыми и сложными культурами является наиболее важным фактором культурных вариаций в социальном поведении. С более высоким уровнем сложности социального устройства связаны такие параметры, как размер поселения; уровень политической интеграции; плотность населения и более сложная социальная стратификация. Среди представителей неразвитых культур высокий уровень сложности означает «большую уступчивость и физическое наказание детей при воспитании; большее ограничение добрачных сексуально окрашенных видов поведения; относительно более низкий статус женщин; ведение военных действий за обладание политическим контролем и более изощренную военную подготовку. Кроме этого, многие “выразительные” сферы культуры (живопись, музыка, танцы, игры, религия) сильно связаны с социетальной сложностью общества» (с.10).

 

Жесткие и рыхлые культуры

Во время визита в Японию летом 1990 года я прочитал в газете Джапан Таймс, выходящей на английском языке, объявление об ужасающем событии. Учитель ударил ученицу по голове тяжелой дверью за то, что она опоздала в класс на две минуты, и убил ее.

Дискуссия в прессе была явно неоднозначной. Редакционные статьи были полны ужаса от произошедшего, но в то же время демонстрировали определенную степень «понимания» поведения учителя, который стремился научить своих учеников приходить во время и ценить время (исключительно важная ценность в Японии). Напомним, что «преступление» школьницы состояло в опоздании на две минуты. В Соединенных Штатах едва ли кто-то мог быть наказан за такой проступок, хотя наказание могло быть возможным за более длительное опоздание.

Япония является жесткой культурой. От людей ожидается поведение в строгом соответствии с нормами, а отклонение от них с большой долей вероятности наказывается. Некоторые японцы, с которыми я обсуждал смерть школьницы, говорили, что учитель был «сумасшедший». Тем не менее, мы должны помнить, что психопатология – это лишь преувеличение того, что в культуре считается нормальным (Draguns, 1990). Культура должна предоставить «тему, предмет» для того, чтобы «помешанная» личность начала действовать.

Культура Соединенных Штатаов является рыхлой (не жесткой), а отклонение от норм намного терпимее, чем в Японии. Можно сказать, что мы слишком терпимы к отклонениям от норм. Исключительно высокий уровень самоубийств в США отчасти можно интерпретировать как следствие рыхлой культуры. Культура обеспечивает «тему» убийства в бесчисленных образах, передаваемых телевидением. Примеры неконтролируемого поведения, остающегося безнаказным, можно постоянно видеть на экранах TV и кинотеатров (автомобильные катастрофы, аварии, сцены физического насилия и разрушения собственности). Одна из лучших теорий преступного поведения (Gottfredson,Hirschi, 1990) использует в качестве ключевой объяснительной концепции концепцию самоконтроля. Вероятнее всего, люди лучше обучаются контролю над своим импульсивным поведением в жесткой, а не в рыхлой культуре.

Жесткие культуры (Pelto, 1968) имеют четкие нормы, которые прочно внедряются и закрепляются в сознании ее членов. Отклонений от нормативного поведения фактически не допускается, а на нарушителей норм накладываются суровые санкции. Рыхлые культуры имеют или неопределенные нормы или допускается отклонение от норм. Теократические культуры – это прототипично жесткие культуры, хотя некоторые современные, относительно самодостаточные культуры (например, традиционные греки и японцы) также тяготеют к высокому уровню жесткости (Хофстед, 1980).

Когда мне было десять лет, я около месяца пробыл в греческом женском монастыре по приглашению монахини, которая работала в доме моей бабушки. Каждый человек в монастыре вставал, ел, молился и ложился спать в одно и то же время. Отклонение от распорядка дня представлялось немыслимым. Это жесткая культура.

В гетерогенных, плюралистических культурах, таких как Соединенные Штаты, для людей труднее договориться о конкретных нормах и, пожалуй, еще труднее навязать жесткие санкции. Географическая мобильность позволяет людям покинуть сообщество, причиняющее неудобства; городские среды более рыхлые, чем сельские.

Типичными примерами рыхлых культур является культура народности Лаппсов, проживающих в северной Швеции и таитян. Они встречаются на стыках больших культур, отличных друг от друга (например, Таиланд находится между Индией и Китаем); находятся в окружении совершенно иной культуры; являются плюралистичными (как Соединенные Штаты) или имеют низкую плотность населения (пустыни, Арктика). Рыхлость культуры базируется на конфликтующих нормах или нормах, утративших свою специфическую функциональность. Если ближайшая группа людей проживает на расстоянии порядка 50 миль, нет никакого резона разрабатывать нормы для взаимодействия с нею.

Короче говоря, по-видимому, налчие конкретных факторов приводит к формированию жесткости культуры. Культурная гомогенность (схожесть, одинаковость людей) приводит к согласию в отношении того, что считать корректным поведением. Изоляция от иного культурного влияния усиливает значимость этой переменной. При высокой плотности населения функциональность норм становится очевидной: они подобны дорожным правилам и помогают людям «не набивать друг другу шишки». Если вы на дороге единственный водитель, то можете ехать по правой или левой стороне; если же движение очень интенсивное, то лучше придерживаться «нормативной» стороны дороги. Наконец, в культурах, где требуется высокая координация деятельности (например, аграрные), нормы навязываются более жестко.

Наоборот, культурная гетерогенность (разнообразие), сильное влияние других культур и наличие большого пространства между территориями проживания может приводить к рыхлости и неопределенности норм. Если индивиды открыты для влияния других культур, они могут решить, что для «корректного» поведения не существует никаких норм и становится необязательными их соблюдение. Кроме этого, если профессиональная деятельность допускает индивидуальный ритм работы (например, охота, собирание плодов или написание книги), нормы могут быть слабыми и не жестко навязываемыми.

Также существует определенная взаимосвязь с климатом. Очень теплый климат, скорее всего, способствует возникновению рыхлости культуры, тогда как культуры, существующие в холодном климате, являются жесткими (Robbins, deWalt, Pelto, 1972).

Возможная интерпретация этой взаимосвязи состоит в том, что вид Homo sapiens эволюционировал на территориях с теплым климатом и более естественно был приспособлен к жизни в этих условиях. Приспособление к проживанию в холодном климате требовало большего «контроля» и себя, и других, а более жесткая регуляция взаимодействий обеспечивала и более оптимальное использование пищевых ресурсов. Не исключено, что высокий уровень самоконтроля в жестских обществах приводит к высоким уровням самоубийств. Хотя, в целом, уровень самоубийств в рыхлых обществах, по сравнению с обществами жесткого типа, намного выше (Robins, deWalt, Pelto, 1972, с. 338).

В очень жестких культурах, согласно Пелто (Pelto, 1968), можно обнаружить совместный контроль над частной собственностью, корпоративное владение пищевыми запасами и производством энергии, наличие жестких религиозных лидеров, иерархическую структуру принятия в священнослужители и высокие уровни налогообложения. Такие взаимоотношения предполагают, что жесткость коррелирует с коллективизмом (корпоративным контролем).

Жесткость культуры особенно высока в Японии, чему способствует конфуцианское учение, изолированная островная география и культурная гомогенность. Во многих положениях конфуцианского учения делается акцент на «корректном действии». В современной Японии существует множество правил, норм и обычаев «корректного» поведения. Людям не позволяется делать что-то по своему усмотрению, будь то хождение по улице не по правилам (см. рисунки 6-4 и 6-5) или опоздание в класс на занятия.

В Японии наблюдается высокий уровень конформности к нормам, соответствующим возрасту. Такое подчинение воспринимается как «наиболее безопасная защита от критицизма, исключает необходимость выражения собственного мнения и совершения ошибок, которые могут привести к разрушительным социальным последствиям» (Ивао, 1993, с. 23). В целом, в жесткой культуре, если вы делаете то, что делают другие, то будете защищены от критицизма.

______________

Далее ксерокс рис. 6-4 стр. 161 книги и перевод обозначений:

1 – Рисунок 6-4. В Японии нет свободного (не по правилам – В.С.) хождения по улице. В этом можно видеть проявление жесткости культуры (Триандис, в: М.Е. Мейер, ред., 1979).

_____________

Далее ксерокс рис. 6-5 со стр. 162 книги и далее – перевод обозначений:

1 – Рисунок 6-5. Свободное хождение по улице в Индии. В отношении этого атрибута Индия является рыхлой культурой (Триандис).

______________

Жесткость культуры более вероятна тогда, когда существуют четкие и ясные нормы взаимодействия. Это требует относительной гомогенности культуры. Наличие несхожих норм в конкретной ситуации заставляет людей проявлять инициативу и решать, какие нормы следует соблюдать и применять ли какие-либо нормы для данной ситуации вообще. Наличие несхожих норм наиболее вероятно тогда, когда культура является гетерогенной или когда она расположена на пересечении двух или более сильных культурных традиций.

Необходимо также отметить, что жесткость имеет ряд положительных последствий. Токио является одним из самых безопасных городов мира. Женщины могут свободно гулять ночью без всякого страха. Размер города сравним с Нью-Йорком, но уровень совершаемых убийств ничтожен по сравнению с Нью-Йорком.

Кроме этого, поддержание высокого качества производства продукции можно наблюдать также в жесткой культуре. Обратная сторона жесткости культуры состоит в том, что в них люди подвергаются критике за малейшие отклонения от должного поведения. Скорее всего, японский ребенок будет подвергнут критике за то, что на завтрак он принес «западную» пищу; у учащегося старших классов могут возникнуть проблемы, если он сделает перманентную укладку волос; длина волос, их цвет и манера разговора должны соответствовать установленным нормам (Kidder, 1992). «Для меня оказалось большой проблемой», сказал один японский студент, возвратившийся домой после учебы, «поскольку мои волосы посветлели от постоянного нахождения на солнце, а моя кожа была темной от загара, и когда люди смотрели на меня, они думали, что я не настоящий японец» (с. 385).

В Японии существуют более жесткие санкции в отношении несоблюдения норм перехода улицы (на красный цвет) и вообще хождения по улице не по правилам. Моего друга Джона Адамопулосса два квартала преследовал раздраженный японец за то, что он пересек пустынную улицу на красный цвет. Однако, не смотря на то, что японская культура является жесткой в большинстве жизненных ситуаций, существуют отдельные исключения. Например, людям дозволяется отклонение от норм поведения, если они находятся в нетрезвом состоянии, психически больны или являются иностранцами (плохо знают нормы).

 В рыхлых культурах санкции в целом не такие строгие, когда норма применяется только к конкретным категориям людей (например, ко взрослым, проживающим в гражданском браке) или является формальной. В отличие от этого в жестких культурах даже формальные нормы, применяемые к отдельным категориям людей, как правило, выполняются, а когда они нарушаются, применяются санкции.

Соединенные Штаты – это относительно рыхлая культура, но не до такой степени, как Таиланд. Как сообщил Филлипс (Phillips, 1965), который некоторое время жил в Таиланде, взаимоотношения работодателя и наемного работника могут быть разорваны по основанием, которые не имеют никакого отношения ни к условиями контракта, ни к качеству выполняемой работы. Работнику может просто наскучить работа, он может внезапно решить отправиться в путешествие, или, если из другой деревни, может просто соскучиться по своему дому (с. 77). Он может уйти, не сказав работодателю ни единого слова. Его отсутствие является достаточным свидетельством того, что взаимоотношения расторгнуты.

Чем дольше Филлипс жил в Таиланде, тем больше укреплялся в мысли, что социальное поведение таитян характеризуется отсутствием регулярности, дисциплины, аккуратности или регламентации. Не существовало никакой административной упорядоченности, никакого понятия о том, что у человека есть «рабочие часы».

Психологически таитяне на тот период были готовы отделять себя от других людей. В непосредственных контактах (в ситуациях лицом к лицу) они демонстрировали ответственность, надежность, готовность к сотрудничеству, согласию и уступчивость. Но как только ситуация изменялась, они делали только то, что им нравилось больше всего.

Филлипс сообщил, что жители тайских деревень в целом не верят в то, что поведение людей предсказуемо. Человек, не верящий в предсказуемость, этого и не обнаружит. Они воспринимают жизнь как последовательность отдельных случайных событий.

В этих условиях социальное поведение является непредсказуемым, просто исходя из самих представлений и установок. Тем не менее, большинство людей живут семьями, «отцы семейств систематически копят деньги для своих сыновей, чтобы обеспечить им респектабельное положение (духовный сан) в монашеской иерархии; родственники и друзья, которые не видели друг друга с детства, собираются на похороны старейшины рода или общего друга; а взрослые продолжают испытывать большое уважение по отношению к людям, которые были их учителями в юности» (Филлипс, 1965, с. 91). Тот факт, что этнограф упоминает эти элементы предсказуемости как особенно примечательными, отражает непредсказуемость этой культуры. Типичен такой взгляд: тайские крестьяне - это «свободные и автономные индивиды, которые достаточно утилитарно, с пользой для себя используют доступные каналы социального участия и вознаграждения» (Филлипс, 1965, с. 204), не считаясь со многими нормами.

Филлипс отмечает, что после проживания в Таиланде в течение нескольких месяцев, «я начал удивляться не способности таитян поддерживать слабо структурированные взаимоотношения, а сильно преувеличенной и мистифицированной способности американцев приспосабливаться к ожиданиям других людей» (Филлипс, 1965, с. 204).

Одним из главных преимуществ жесткости культуры является то, что люди знают, что от них ожидается и как они должны себя вести в любой значимой ситуации. Например, индусская свадьба – это очень сложное и детально разработанное мероприятие, занимающее по времени несколько дней. И каждый «игрок» должен строго следовать своему сценарию. Правила также предписывают, кто из членов расширенной семьи должен делать вклады в приданое невесте. Например, от дяди по женской линии ожидается, что он сделает богатый подарок (обычно драгоценное ювелирное украшение). Хотя подобные правила существуют и в рыхлых культурах, они обычно достаточно неопределенны. Дарение драгоценных ювелирных подарков, соответствующих вашему благосостоянию и статусу в обществе – это вещь иного уровня, отличающаяся от дачи молодоженам полезных советов в момент регистрации.

Индивидуализм – коллективизм

Последние исследования дают основания предполагать наличие двух видов коллективизма: в одном виде акцент делается на взаимозависимости и единстве, который можно назвать горизонтальным; в другом - подчеркивается значимость служения группе, и он может быть назван вертикальным. Эти два аспекта коллективизма коррелируют друг с другом (в большинстве работ коэффициент корреляции находится в промежутке от 0,3 до 0,4). Первый тип коллективизма очень похож на коммунальное распределение благ, введенное Фиске, второй – на распределение в соответствии с властными полномочиями.

Люди в индивидуалистических культурах часто отдают предпочтение своим личным целям даже тогда, когда они вступают в конфликт со значимыми фигурами своей группы, будь то семья, племя, рабочая группа или группа соотечественников. Наоборот, люди в коллективистических культурах приоритет отдают целям ин-группы, и этот приоритет особенно важен и распространен среди коллективистов вертикального типа.

Ин-группы выдвигаются на первое место в ситуациях, когда ее члены ясно осознают свою общую судьбу. Ин-группы определяются схожестью по ряду важных характеристик, кровной близостью и наличию общей угрозы со стороны внешних групп. Определенные жизненные ситуации (например, катастрофы и чрезвычайные ситуации), повышают чувство осознания общей судьбы, которое становится превалирующим и, следовательно, повышает значимость ин-групповых целей как регуляторов поведения.

В коллективистических культурах личность определяется в терминах группового членства, поэтому ин-группаы оказывают влияние на широкий спектр социального поведения индивида.

Жизнь коллективистов часто, хотя и не всегда (Billings, 1989), организована иерархично. Это проявляется в следующих тенденциях поведения: (1) обращать внимание на то, какое влияние их действия оказывают на других членов группы; (2) совместно распределять ресурсы; (3) чувствовать взаимозависимость; (4) ощущать сопричастность к жизни группы (Hui, Triandis, 1986) и (5) стремиться поддерживать и сохранять целостность своих групп (Triandis, Bontempo et al., 1986). Индивидуалисты эмоционально отделены от своих групп и делают акцент в опоре на свои силы, независимость, на удовольствии и достижении личного счастья.

Распределение синдромов

 Уровень индивидуализма очень высок в Соединенных Штатах и в целом в англоязычных странах (Hofstede, 1980). Этот феномен изучался как историческими (Inkeles, 1983), так и эмпирическими (Bellah, Madsen, Sullivan, Swidler, Tipton, 1985) методами. Коллективизм можно обнаружить в разных частях Европы (например, южной Италии, аграрных районах Греции) и многих регионах Африки, Азии и Латинской Америки. Детальное сравнение культур Канады и Соединенных Штатов, проведенное Липсетом (Lipset, 1990), показывает, что Канада, в отличие от США, некотором отношении менее индивидуалистична и более коллективистична, не смотря на чрезвычайную схожесть этих двух культур.

Корни индивидуализма

Основной корень индивидуализма – это богатство. Финансовая независимость ведет к социальной независимости. Однако экстремальная экономическая депривация также связывается с индивидуализмом (Scheper-Hughes, 1985).

Высшие социальные классы и более образованные сегменты общества имеют тенденцию быть более индивидуалистичными (Daab, 1991). Кроме этого, миграция, социальная мобильность и проживание в городах повышают уровень индивидуализма. Чем более высокий уровень сложности культуры, тем она более индивидуалистична, поскольку в сложных культурах индивид имеет возможность выбора своей принадлежности к различным группам.

Характеристики индивидуалистов и коллективистов.

Поведение индивидуалистив имеет тенденцию быть дружелюбным, но поверхностным в отношении широкого круга людей, кроме семьи. Однако в индивидуалистических культурах имеется высокий уровень конкуренции (Sullivan,Peterson, Kameda, Shimada, 1981), иногда даже внутри семьи.

Поведение коллективистов имеет тенденцию к самопожертвованию в пользу членов ин-групп и эксплуатации по отношению к членам аут-групп. Даже если ин-группа и не является эксплуататорской, к чужакам она обычно относится формально, а когда ресурсы дефицитны, становится угрожающе недоброжелательной и опасной. Когда коллективисты встречаются с потенциально новым другом, их поведение остается «корректным» в течение достаточно длительного периода времени. Однако, если они совместно владеют ресурсами, их взаимодействие становится полностью доверительным.

Повторим этот важный момент: коллективисты ведут себя совершенно разными способами по отношению к членам своей группы и к членам аут-групп. Если другой человек является членом ин-группы, поведение по отношению к нему будет очень ассоциативным (положительным) и в ряде случаев будет выражать самопожертвование. Если другой человек является членом аут-группы, поведение будет индифферентным или сдержанным (диссоциативным). Индивидуалисты «не переключают» свое поведение так резко, как коллективисты, когда член аут-группы становится членом ин-группы.

Общепринятая форма приветствия в каком-либо учреждении в Афинах в Греции является интересным примером коллективистской манеры ведения разговора. Традиционная Греция является страной коллективистического типа, и много секретарских должностей в афинских учреждениях занимают женщины с традиционно коллективистским происхождением. Если вы звоните в типичный офис, зачастую услышите довольно резкий ответ «Что вы хотите?».

У меня в Афинах есть родственники и друзья, и посещая страну, я всегда приходил в удивление от грубости и невоспитанности при первом контакте. Но когда я говорил «Я Гарри Триандис, двоюродный брат вашего босса (или друг)», переключение тона разговора оказывалось драматическим. «Как восхитительно слышать ваш голос» было типичной реакцией!

В отличие от коллективисов, ндивидуалисты при взаимодействии не проявляют такого экстремального превосходства или подобострастно подчиненного поведения. Коллективисы проявляют намного большую, чем индивидуалисты, субординацию по отношению к властным фигурам своей группы и демонстрацию превосходства к членам аут-групп (Triandis, McCusker, Hui, 1990).

Многие характеристики, по которым коллективисты и индивидуалисты отличаются друг от друга, представлены в таблице 6-1. Все эти контрасты легко можно понять, если вспомнить сюжет басни о слепых мужчинах, ощупывающих различные части тела слона. Они говорили об одном и том же предмете, но каждый делал акцент на том или ином аспекте «изучаемого» феномена. Однако не будем забывать, что в реальной жизни существует огромное количество моделей коллективистического и индивидуалистического поведения. Культура может быть коллективистической, если ее члены ведут себя в соответствии с характеристиками, описанными в каком-то одном подразделе левой колонки таблицы, однако характеристики различных подразделов будут наполняться из разных культур. Прежде чем мы будем иметь представление о том, до какой степени каждая культура соответствует каждому подразделу, необходимы дальнейшие обширные исследования. То же самое следует сказать и об индивидуализме.

________

Далее ксерокс таблицы 6-1 стр. 167 и перевод обозначений:

1 – Таблица 6-1. Сопоставление характеристик людей в коллективистических и индивидуалистических культурах

2 – горизонтальные коллективисты

3 – подраздел 1: взаимозависимое Я

4 – вникните в особенности жизненного опыта, делая акцент на:

5 – Группах  как основных единицах социального восприятия.

6 – (например, воспринимают ли люди «мистера Смита» или «англичанина»?)

7 – том, что взаимоотношения являются фигурой; индивид – фоном

8 – объяснения (атрибуции)

9 – поведение объясняется на языке соответствующих норм

10 – успех приписывается помощи, получаемой от других людей

11 – неудача приписывается отсутствию усилий (см., Кашима и Триандис, 1986)

12 – личность

13 – определяется в терминах ин-групп и взаимоотношений (см., Триандис, Мак-Кускер и Хьюи, 1990)

14 – скорее изменение себя, чтобы приспособиться к ситуации, чем изменение ситуации, чтобы приспособить ее к себе (Диаз-Гуэрреро, 1979)

15 – знать больше о других, чем о себе

16 – В результате чего:

17 – собственное Я воспринимается более сходным с личностью друга, чем друг воспринимается больше схожим с собственным Я (см., Markus, Kitayama, 1991)

18 – имеет небольшой объем памяти о себе самом (например, плохо пишет свою автобиографию)

19 – собственное Я включает успехи и достижения, сделанные для своей группы:

20 – Я представлю группу, сотрудничество, стойкость, терпение, порядок, самоконтроль

21 – индивидуалисты

22 – независимое Я

23 –  индивидах, как основных единицах социального восприятия

24 – том, что индивид является фигурой, взаимоотношения – фоном

25 – поведение объясняется на языке личности, личностных черт, принципов, установок

26 – успех приписывается своим способностям

27 – неудача приписывается внешним факторам (например, трудности задания, невезению)

28 – определяется как независимое образование

29 – скорее изменение ситуации, чтобы приспособить ее к себе, чам себя, чтобы приспособиться к ситуации

30 – знать больше о себе, чем о других

31 – собственная личность воспринимается как менее сходная с личностью друга, чем друг похожим на собственное Я

32 – имеет большой объем памяти о себе самом (например, хорошо пишет свою автобиографию)

33 – собственное Я включает успехи и достижения для себя самого:

34 – Я хочу быть самим собой

Я хочу власти

_______________

Далее ксерокс продолжения таблицы 6-1 со стр. 168 и перевод обозначений:

1 – таблица 6-1. продолжение

2 – горизонтальные коллективисты

3 – подраздел 1: взаимозависимое Я

4 – цели

5 – высоко ценятся цели, соответствующие ролевым позициям

6 – долговременные (Hui, 1988)

7 – эмоции

8 – имеют тенденцию более часто быть ориентированными на других (эмпатия) и кратковременными (см., Markus, Kitayama, 1991)

9 – Когниции (познавательные ориентации)

10 – акцентируются на потребностях моей ин-группы (обязательствах)

11 – познавательные ориентации зависят от контекста (см., Маркуc и Китаяма, 1991)

12 – установки

13 – поддерживают убеждения, отражающие взаимозависимость

14 – нормы

15 – благоприятствуют укорененности в ин-группах

16 – ценности

17 – безопасность, подчинение, долг, внутригрупповая гармония, персонализированные взаимоотношения

18 – ориентированы на совершение «добродетельного действия» (т.е. действия, соответствующего ситуации)

19 – настойчивость, стойкость (Blinco, 1992; Триандис и др., 1990)

20 – (см., Шварц, в печати; Триандис, Мак-Кускер и Х.ьюи, 1990)

21 – главное бедствие/несчастье

22 – остракизм (отвержение)

23 – индивидуалисты

24 – независимое Я

25 – высоко цеятся ясно сформулированные цели

26 – кратковременные

27 – имеют тенденцию более часто быть ориентированными на себе самом (гнев) и долговременными

28 – акцентируются на личных потребностях, правах, способностях (контракты)

29 – познавательные ориентации не зависят от контекста

30 - поддерживают убеждения, отражающие независимость, эмоциональную отстраненность от ин-групп

31 – благоприятствуют независимости от ин-группы

32 – получение удовольствия, достижение успехов, конкуренция, свобода, автономия, справедливый обмен

33 – больше ориентированы на достижение «истины», чем на «действие, соответствующее важным принципам»

34 – зависимость от других

_____________________

Далее ксерокс продолжения таблицы 6-1, стр. 169 и перевод обозначений:

1 – Таблица 6-1. Продолжение

2 – горизонтальные коллективисты

3 – подраздел 1: взаимозависимое Я

4 – ин-группы

5 – их мало, но взаимоотношения с ними близкие, большой акцент на сохранении их целостности

6 – большие семьи; быстрый рост населения

7 – самопожертвование ради группы является «нормальным»

8 – ин-группа воспринимается более гомогенной, чем аут-группа (см., Кашима, 1989; Триандис, Бонтемпо и др. 1990)

9 – необходима гармония ин-группы

10 – ожидание конфликта с аут-группами

11 – (см., Gudykunst, Yoon, Nishida, 1987. Moghaddam,Taylor, Wright, 1993, отмечают, что в индивидуалистических культурах наблюдается тенденция скрывать отрицательное отношение к аут-группам; в коллективистических культурах, таких как Индия, отрицательные установки к аут-группам выражаются совершенно открыто)

12 – ин-группа влияет на многие виды поведения, и это влияние достаточно сильное

13 – социальное поведение

14 – когда человек принадлежит к ин-группе, то поведение по отношению к нему сильно отличается от поведения к человеку, принадлежащему к аут-группе (см., Триандис, 1972 для более полного обсуждения; Bond, 1988; Chan, 1991; Iwata, 1992 для эмпирических примеров)

15 – поведение в основном осуществляется в малых группах

16 – (например, корейские лыжники чаще, чем американские, катаются на лыжах группами, Brandt, 1974; коллективисты вероятнее всего катаются большими группами, Триандис, 1990; Левайн, 1992)

17 – Большая часть взаимодействий осуществляется между индивидом и группами (Wheeler, Reis, Bond, 1989)

18 – индивидуалисты

19 – независимое Я

20 –их много; взаимоотношения случайные, поверхностные; слабая эмоциональная вовлеченность

21 – семьи небольшие; постоянство численности населения

22 – небольшое желание жертвовать собой ради ин-группы

23 – ин-группа воспринимается более гетерогенной, чем аут-группа

24 – дебаты и конфронтация считаются приемлемыми

25 – конфликт с аут-группами принимается, но считается нежелательным

26 – ин-группа влияет на отдельные, строго определенные виды поведения

27 – формы поведения с членами ин- и аут-групп не сильно отличаются друг от друга

28 – поведение в основном осуществляется, когда индивид находится один или в паре с другим человеком

29 – большая часть взаимодействий осуществляется между двумя индивидами (на индивидуальном уровне)

_____________

Далее ксерокс продолжения таблицы 6-1, стр.170 и перевод обозначений:

1 – Таблица 6-1. Продолжение

2 – горизонтальные коллективисты

3 – подраздел 1: взаимозависимость Я

4 – трудное вхождение в группы; трудно заводить друзей, однако после установления взаимоотношений, они сразу становятся близкими (Gudykunst, 1983; Verma, 1992)

5 – сотрудничество с членами ин-группы. Обмены на коммунальном уровне. Взаимное сохранение лица. Регулируется ин-групповыми нормами

6 – взаимозависимое (например, совместное купание)

7 – дает мало обратной связи о том, как они переживают социальные ситуации

8 – (Поскольку социализация в основном происходит в ин-группах, в которых человек родился, то такие навыки как высказывание комплиментов или предоставление обратной связи о поведении, вызывающем неудовольствие, слабее развиты у коллективистов, тогда как у индивидуалистов эти навыки развиты одинаково хорошо; см. Cohen, 1991)

9 – Выбирают спутниц жизни, которые максимально будут способствовать сохранению целостности семьи (целомудренная, хорошая домохозяйка) (см., Buss, 1990; Dion, Pak, Dion, 1990)

10 – правильное действие определяется ин-группой, даже если оно не совпадает с собственными установками

11 – когнитивный диссонанс переживают не сильно

12 – (Например, когда у человека поведение расходится си установками, он испытывает диссонанс и дискомфорт. Однако коллективисты так сильно озабочены «правильным поведением», что когда их установки не соответствуют реальному поведению, особенного дискомфорта они не испытывают. Индивидуалисты считают свои установки важными, и если поведение им не соответствует, испытывают сильный дискомфорт и начинают что-то предпринимать для уменьшения диссонанса; см., Iwao, Triandis, в печати)

13 – «То, что мое является и твоим»

14 – В общении люди очень часто используют местоимение «мы». Общение  в  сильной степени определяется контекстом. Молчание одобряется.

15 – (В Японии молчание считается «силой» и мужским достоинством; Iwao, 1993)

16 – индивидуалисты

17 – независимое Я

18 – Легкий вход и выход из групповогочленства, хотя взаимоотношения в основном не являются близкими. Люди выглядят вполне общительными и дружелюбными, хотя взаимоотношения поверхностны и зависят от социальных обменов и контрактов

19 – индивидуальное сохранение лица. Регулируется установками, личностными ценностями и трезвым расчетом своей выгоды, а также общими социальными нормами

20 – независимое (например, уединенность)

21 – дает много обратной связи о том, как они переживают социальные ситуации

22 – выбирают спутниц жизни, которые физически привлекательны и имеют «удивительные личности»

23 – предполагается, что установки и поведение совпадают друг с другом

24 – когнитивный диссонанс переживают сильно

25 – «То, что мое, не должно использоваться без моего разрешения»

26 – в общении люди очень часто используют местоимение «Я». Общение почти исключительно определяется контекстом. Молчание приводит к замешательству.

_______________

Далее ксерокс продолжения таблицы 6-1, стр. 171 и перевод обозначений:

1 – Таблица 6-1. Продолжение

2 – горизонтальные коллективисты

3 – подраздел 1: взаимозависимое Я

4 – Детерминанты социального поведения

5 – ин-групповые нормы важнее установок (см., Bontempo, Rivera, 1992; Kashima, Siegel, Tanaka, Kashima, 1992)

6 – предписанные ролевые позиции (например, по признаку пола, возраста, семейных отношений)

7 – Чувство стыда чаще, чем чувство вины, организует социальную жизнь (Creighton, 1990)

8 – подраздел 2: схожее Я

9 – личность (Я)

10 – скромная, благопристойная, ориентированная на сотрудничество (см., Takata, 1987)

11 – эмоции

12 – им нравятся скромные, благопристойные люди

13 – (Например, коллективисты начинают свои лекции с выражения благопристойной скромности и сдержанности, таких как «У меня не так много чего-то такого ценного, чтобы сообщить вам»; успешные лекторы-индивидуалисты сразу стремятся завоевывать внимание аудитории и сохранять над ней «контроль»)

14 – когниции (познавательные ориентации)

15 – на то, что делает меня похожим на мою группу

16 – нормы

17 – при распределении ресурсов акцент делается на равенстве и потребностях

18 – ин-группы

19 – определяются схожестью предписываемых группе атрибутов, таких как кровное родство; кастовая принадлежность, религия, раса, деревня, племя

20 – социальное поведение

21 – ответное поведение обязательно

22 – (Тинг-Тумей – Ting-Toomey,1986 - изучал три индивидуалистические и две коллективистические культуры и обнаружил, что индивидуалисты рассматривали ответное благосклонное поведение делом свободной воли, тогда как коллективисты - как моральное обязательство. Кроме этого, коллективисты рассматривали моральное обязательство в долговременной перспективе, а индивидуалисты - в кратковременной)

23 – направленно на редукцию конфликта, использование посредников (Leung, 1988)

24 – индивидуалисты

25 – независимое Я

26 – установки более важны, чем нормы

27 – достигнутые ролевые позиции

28 – чувство вины проявляется чаще, чем чувство стыда

29 – отличающееся Я

30 – Личность, отличная от других; лучше, чем другие личности, конкурентная, демонстрационная

31 – им нравятся самоуверенные люди

32 – на то, что делает меня отличным и выдающимся

33 – при распределении ресурсов акцент делается на эквивалентности

34 – определяются схожестью имеющихся атрибутов, например, убеждений, места работы

35 – ответное поведение является добровольным

36 – направлено на редукцию конфликта, использование судебных процедур

__________________

 

Далее ксерокс продолжения табл.6-1, стр.172 и перевод обозначений:

1 – Таблица 6-1. Продолжение

2 – горизонтальные коллективисты

3 – подраздел 2: сходное Я

4 – Вертикальный коллективизм

5 – цели

6 – ин-групповые цели имеют приоритетное значение

7 – индивидуальные и групповые цели часто совпадают

8 – социальное поведение

9 – иерархичное (см., Gallois, Barker, Jons, Callan, 1992)

10 – Более важными являются вертикальные отношения

11 – статусно-асимметричные отношения считаются нормальными и естественными

12 – индивидуалисты

13 – отличающееся Я

14 – индивидуализм

15 – личные цели имеют приоритетное значение перед ин-групповыми целями

16 – индивидуальные и групповые цели часто несовместимы

17 – эгалитарное

18 – более важными являются горизонтальные отношения

19 – статусно-симметричные отношения считаются нормальными и естественными

---------------------------------------------------------------------

Кроме этого, характеристики, рассмотренные в таблице 6-1, имеют распределения, похожие на распределения, изображенные на рис. 6-6. Другими словами, не следует думать, что все люди в коллективистической культуре будут иметь какой-то конкретный атрибут, присущий этой культуре. Большинство культур включают в себя смешение индивидуалистических и коллективистических элементов. В большинстве индивидуалистических культур люди имеют очень сильное независимое и одновременно «отличное Я» (например, высший и средний классы в католических странах Европы, где аристократические идеалы остаются еще очень значимыми). Умеренно индивидуалистические культуры менее экстремальны. В Швеции, согласно Дауну (Daun, 1991, 1992), люди экстремально независимы и полагаются на свои собственные силы, но они не хотят самосовершенствоваться. Поэтому у них есть, по крайней мере, один атрибут – скромность / сдержанность, который чаще обнаруживается в коллективистических культурах. В большинстве коллективистических культур (например, в теократических) основная масса людей, за исключением лидеров, имеют «взаимозависимое Я» и «схожее Я». Монахи, вероятно, чувствуют себя взаимозависимыми людьми и не хотят отличаться от других монахов.

_____________

Далее ксерокс рис. 6-6, стр. 173 и перевод обозначений:

1 – Рисунок 6-6.

 Теоретическиое распределения атрибута X в сравнении с атрибутом Y в индивидуалистической и коллективистической культурах. У точки А коллективистическая культура имеет некоторое количество индивидов, которые имеют высокие показатели по характеристике Х, тогда как в индивидуалистической культуре индивидов с такой характеристикой немного. В точке В коллективистическая культура имеет экстремально большое число индивидов, обладающих атрибутом Х, тогда как коллективистическая культура имеет лишь небольшое число таких людей. В точке С обе культуры имеют умеренное количество людей, которые не обладают выражено ни характеристикой Х, ни Y. В точке Д индивидуалистическая культура имеет большое число людей, обладающих характеристикой Y, тогда как в коллективистической культуре таких людей небольшое количество. И, наконец, в точке Е индивидуалистическая культура имеет значительное число людей, имеющих высокие показатели по характеристике Y, тогда как коллективистическая культура имеет таких людей очень мало.

2 – коллективистическая культура

3 – индивидуалистическая культура

4 – атрибут Х

5 – атрибут Y

__________

Таблица 6-1 составлена таким образом, что в ней сделано разграничение видав коллективизма (горизонтального и вертикального), а также двух подразделов горизонтального коллективизма–индивидуализма. Более значимым является подраздел 1 – «взаимозависимое Я» в сравнении с «независимым Я». Однако подраздел 2 – различие акцентов на «схожем Я» и «отличном Я» – также является важным (между этими двумя подразделами существует взаимосвязь), поскольку если мы будем изменять соотношение «схожее-отличное Я», обнаружится изменение соотношения «взаимозависимое - независимое Я».

Трофимов, Триандис и Гото (Trafimow, Triandis, Goto, 1991) показали, что человека можно на время превращать в коллективиста или индивидуалиста. По методу случайной выборки формировались группы студентов для выполнения двух типов инструкций с последующим  измерением коллективизма по стандартной методике. Индивидуалистические инструкции выглядели следующим образом: «В течение следующих двух минут вам не нужно писать ничего. Пожалуйста, подумайте о том, что вас отличает от членов своей семьи и друзей. Как вы думаете, каких действий от себя в этом случае вы ожидаете?». Коллективистическая инструкция выглядела несколько иначе: «… подумайте, что делает вас похожим на членов своей семьи и друзей…».

Контент-анализ ответов по тесту Куна (Триандис, Мак-Кускер и Хьюи, 1990) показал, что испытуемые, которым давалось коллективистическая инструкция, получили больше S-реакций (социальных) (см. на странице 145 примеры S-реакций).

Таблица 6-2 показывает процентное отношение S-реакций у респондентов разных выборок.

____________

Далее ксерокс таблицы 6-2, стр. 174 и перевод обозначений:

 1 – Таблица 6-2. Процентные показатели S-реакций, полученные на различных выборках

2 – выборка__________ N___________ среднее ____________________ранг

3 – студенты Иллинойса

4 – студенты Афинского университета

5 – студенты Гавайского университета, коренные американцы

6 – студенты Гавайского университета, выходцы из Китая

7 – студенты Гавайского университета, выходцы из Японии

8 – студенты Гонконгского университета

9 – Китайская народная республика

10 – студенты Иллинойса в экспериментах Трофимова, Триандиса и Гото

11 – «Подумайте, что делает вас похожими на членов вашей семьи и друзей»

12 – с английскими именами

13 – с китайскими именами

14 – «Подумайте, о том, что вас отличает от челнов своей семьи и друзей»

15 – с английскими именами

16 – с китайскими именами

17 – с коллективистическими английскими именами

18 – с индивидуалистическими английскими именами

19 – источник: Трофимов, Триандис и Гото (1991). Перепечатано с разрешения издателя.

 

В эксперименте Трофимова и коллег иллинойские студенты с английскими именами получили 7 процентов коллективистических Я-реакций после получения инструкции «Подумайте, что вас отличает», тогда как студенты с китайскими именами при этом условии получили 30 процентов коллективистических Я-реакций. При использовании инструкций «Подумайте о том, в чем вы похожи» иллинойские студенты с английскими именами получили 23 процента коллективистических Я-реакций, а те, кто имел китайские имена, получили 52 процента коллективистических Я-реакций.

Таким образом, культурное происхождение респондентов и инструкции являлись важными детерминантами, определяющими процентную выраженность коллективистических реакций. Во втором эксперименте тестировались сорок восемь американских испытуемых, по двадцать четыре человека в каждом из двух «основных условий». Испытуемые прочитывали рассказ о «короле Сумьеры», который «послал талантливого генерала» (индивидуалистическая ориентация) или «члена своей семьи» (коллективистическая ориентация) помочь другому королю. Респондентов снова просили написать двадцать предложений, начинающихся со слов «Я есть… ». Результаты показали, что 9 и 22 процента ответов были «ориентированы на коллективистическое самоопределение», соответственно, для индивидуалистических и коллективистических условий эксперимента. Этот результат означает, что у людей существует когнитивная схема (совокупность взаимосвязанных представлений), которая включает индивидуалистические представления и отдельная схема, включающая коллективистические представления; поэтому можно стимулировать эти схемы, вызывая приоритетность либо индивидуалистических, либо коллективистических представлений.

Таблица 6-2 также дает среднее процентное соотношение S-реакций, полученных на других выборках – например, на выборке 509 студентов Иллинойского университета со средним показателем 19 процентов в ранговом диапазоне от 0 до 60. В этой выборе модальным показателем является ноль! Студенты Афинского университета, Греция, являются совершенно индивидуалистичными по этому показателю. Студенты Гавайского университета имели показатель 21 процент, когда они имели европейские имена и 29 и 28 процентов, соответственно, когда они имели культурное происхождение из Китая или Японии. Большинство студентов из двух вышеприведенных выборок были потомками эмигрантов второго или третьего поколения из Восточной Азии, проживающими на Гавайях. Высокие показатели американцев-азиатов по параметру коллективизма были получены также в исследовании установок (Триандис, Бонтемпо и др., 1986).

От представителей выборок из гомогенных культур ожидается, что они будут проявлять больше конформизма. Решения принимаются либо по указанию властей, либо по общему соглашению. Люди, которые не соглашаются и испытывают в этой связи напряженность, подвергаются остракизму. Это слово греческого происхождения несет определенную информацию о том, каким способом функционируют эти общества. В древней Греции, если гражданин создает длч других много проблем, то прибегают к процедуре голосования, называемая остракон (запись при тайном голосовании на устричной раковине), удостоверяющая, что члены группы хотят исключения данного человека из сообщества.

В сложно организованных обществах мы не можем исключить из него тех лиц, кто не согласен с мнением большинства. Тем не менее, мы используем процедуру голосования, чтобы поставить тех, с кем мы согласны, во властные позиции. Мы надеемся, что они будут заботиться и тех людях, с которыми мы не согласны. Этот тип демократии связывается с индивидуализмом. Французский мыслитель Алекс Токвилль, написавший знаменитую работу «Демократия в Америке» после посещения Нового Света в 1840-х годах, открыто обсудил вопрос о связи индивидуализма с этой формой правления.

Прототипически коллективистическим видом социальных отношений является семья, которая связывает людей долговременными эмоциональными связями и общими целями. Сотрудничество в семье является естественным типом взаимоотношений, а статус определяется позицией в группе.

Прототипически индивидуалистическим видом социальных взаимоотношений является рынок. Вы платите деньги и взамен получаете нечто. В добровольных объединениях, таких как Ротари-клуб, взаимосвязи также являются индивидуалистическими. В этой культурной модели, когда люди присоединяются к какой-либо группе, они проявляют внешнюю вежливость и обращаются с другими людьми с уважением. Однако они четко осознают, что они являются и остаются отдельными независимыми индивидами. В своей группе они конкурируют за обладание статусом, который зависит в большей степени от их индивидуальных достижений, а не от простого членства в своей группе.

В исследовании ценностных ориентаций также был выделен синдром коллективизма (Schwartz, 1992). Шварц со своими коллегами собрал данные в отношении двадцати восьми стран. Они опрашивали 200 учителей и 200 представителей других социальных групп (студентов, представителей рабочих профессий, пожилых людей), чтобы идентифицировать значимость пятидесяти шести ценностей, которые являются «руководящими принципами жизни». «Анализ наименьшего пространства» данных (статистический метод, обеспечивающий «карты» расположения ценностей или выборок в многомерном пространстве) показал, что ценности группируются тем же самым образом как при их анализе внутри стран, так и при анализе между странами.

Такие ценности, как «безопасность семьи», «социальный порядок» и «почитание родителей и старших», группировались в одном месте этой карты, а ценности «способность к творчеству», «удовольствие» и «интересная жизнь» в противоположном. Таким образом, коллективистические и индивидуалистические ценности, по-видимому, контрастировали друг с другом. Наиболее коллективистическими типами выборок являлись представители Эстонии (сельские и городские учителя, взрослые люди из сельских районов республики), Болгарии (учителя турецкого происхождения), турецкие учителя, учителя Тайваня и Малайзии, а также студенты и представители взрослого населения этих стран. Наиболее индивидуалистическими типами выборок оказались студенты из Новой Зеландии, Англии, Голландии, Италии и Западной Германии. Учителя из Соединенных Штатов занимали среднее положение на континууме «индивидуализм-коллективизм». Однако я собрал эти данные в Данвилле, штат Иллинойс, и подозреваю, что срединные регионы страны более коллективистичны, чем береговые. Студенты Иллинойса оказались инидвидуалистами, однако по показателям этих конкретных ценностей не сильно отличающихся от японских студентов.

Следствия

В коллективистических культурах детей намного больше, чем в индивидуалистических, воспитывают для того, чтобы во взрослой жизни исполнять свои обязанности, жертвовать собой ради своей группы и подчиняться властям. Наоборот, в индивидуалистических культурах детям больше прививается любознательность, творческая ориентированность и самодостаточность.

Существуют эмпирические данные, свидетельствующие о том, что социальное поведение в коллективистических и индивидуалистических культурах существенно отличается друг от друга (например, Early, 1989). Даже реклама различна и соответствует той культурной модели (Han, 1990), которая содержит коллективистические элементы (например, «Этот продукт полезен для вашей семьи») и индивидуалистические элементы (например, «Используйте этот продукт и получите удовольствие, используйте его, и вы его полюбите!»).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!