Что функционально, то и полезно



Терпимость к гомосексуальным отношениям на социальном уровне, как было подтверждено эмпирически, больше в тех обществах, в которых наблюдается перенаселенность, дефицит продуктов питания и где аборты и убийства новорожденных являются распространенным явлением (Levinson, 1991, с.96). Одно из возможных объяснений этих данных состоит в том, что в обществах с большим давлением на человека от перенаселенности, любая активность, направленная на уменьшение уровня рождаемости является функциональной, социально одобряемой и начинает связываться с тем, что называется «нормальным и желательным». Человек, посещавший наиболее перенаселенные регионы Индии и Китая, скорее всего, будет одобрять усилия властей, направленные на сокращение рождаемости. Директор института психологии в Китае рассказывал мне, что он сам призывал своих сотрудников к тому, чтобы иметь в семье разрешенное число детей - одного ребенка. Если они не подчинялись, то лишались любой работы! В США такое вмешательство в личную жизнь сотрудников было бы невозможно. Однако после неоднократного посещения этого региона, я полностью осознал разумность действий этого директора.

 

Культурные различия в характеристиках

Если вы потерпели неудачу на экзамене, ваши родители захотят спросить - почему? В ответ вы, скорее всего отреагируете одним их четырех типов объяснений (Weiner et al., 1972), основанных на способности, трудности задания, от предпринятых усилий или невезения. Например, вы можете сказать родителям, что у вас не хватило знаний и способностей; что экзамен был чрезвычайно трудным; что вы недостаточно глубоко изучили предмет или что вам не повезло, поскольку профессор задавал именно те вопросы, которые вы не изучили.

Культуры стремятся использовать разные формы аргументации для объяснения успехов и неудач. Например, японцы обычно объясняют свои успехи, отмечая оказание помощи, получаемой от других людей (Kashima, Triandis, 1986), а неудачи, отмечая отсутствие собственных усилий (Holloway, Kashiwagi, Hess, Azuma, 1986). В отличие от этого, американцы вероятнее всего успех припишут своим способностям, а неудачу - трудности задания. Отметим, что способность и усилие - это внутренние характеристики личности, а трудность задания и отсутствие удачи – это внешние атрибуты.

Психологи хорошо изучили модели объяснения явлений (причинного обусловливания) и была вылялена наиболее широко распространенная тенденция. Ее суть состоит в том, что свои  неудачи люди чаще объясняют отсутствием собственных усилий, чем отсутствием способностей или трудностью задания. Поэтому некоторые психологи рекомендуют обучать детей приписывать свои неудачи недостатку своих собственных усилий (так, как в большинстве случаев делают японцы). Дети, которых обучают оценивать свои успехи и неудачи на языке своих собственных усилий, лучше учатся в школе по сравнению с детьми, которые используют другие модели объяснения.

 

Категория времени в разных культурах

Дууб (Doob, 1971) выдвинул гипотезу, что восприятие длительности временного интервала будет иметь большее значение при следующих условиях: (1) когда цели легче достигаются при координации усилий не с одной, а с несколькими личностями; (2) когда люди имеют одни и те же цели и должны координировать свои усилия для их достижения; (3) когда активность включает отношения власти между группами и индивидами; (4) когда обмен информацией имеет значение для коммуникатора (источника) и аудитории; (5) когда осознается, что продолжение или временное прекращение активности приближает достижение цели или уменьшает уровень фрустрации; и (6) когда удовлетворение потребностей часто откладывается. Эти гипотезы предполагают, что чем более индустриализировано общество, тем больше внимания уделяется временному аспекту жизни.

В работе Левайна и Бартлетта (Levine, Bartlett, 1984), упомянутой во второй главе, показано, что японцы больше озабоченны проблемой времени, чем американцы, которые, в свою очередь, больше внимания уделяют временным аспектам своей жизни по сравнению с представителями менее развитых стран. Жители больших городов также сильнее озабочены проблемой времени в отличие от жителей небольших городов. Одним из способов узнать отношение людей ко времени - это задать вопрос: «Если вы решили встретиться с одним из своих друзей и назначили встречу на 12 часов дня, сколько времени вы будете ждать, прежде чем решите, что ваш друг на встречу не придет?». Большинство людей из Европы и Северной Америки дают интервал времени около 15 мин. Естественно, некоторые ждут меньше, а некоторые больше. Однако в некоторых менее развитых регионах мира не так уж неожиданно получить ответ «примерно один день». Вспомним, что это среда обитания без телефонной связи, с малоразвитым населением и у людей мало возможностей как-то развлекать себя (принимать друзей и.т.п.).

Если они ожидают друга, сидя в кофейне, и он не пришел, они еще раз проверят - придет ли он на следующий день. Возможно, друг перепутал дату встречи.

Диаз-Гуэрреро (Diaz-Guerrero, 1979) опрашивал мексиканцев и американцев, задавая вопрос - «когда заканчивается минута?». Он обнаружил, что мексиканцы в среднем сообщали об окончании минуты в интервале 1.5 минут, а американцы - в пределах 0.8 минут! Этот результат свидетельствует о том, что американцы намного активнее обращаются современи, а мексиканцы более спокойны и расслабленны.

Культура и институт брака

Культуры различаются по способам организации семейных отношений, которые считаются наиболее типичными. Кроме этого, в дополнение к моногамной модели, с которой мы больше всего знакомы, есть множество других моделей, таких как полигамия (многоженство), полиандрия (многомужие) и  обязательный брак (или брак по обязательству) на конкретных родственниках (например, на дочери брата отца). Тодд (Todd, 1983) утверждал, что семейные структуры имеют важные политические последствия. Например, демократические институты обнаруживаются в тех культурах, где в организации семейных отношений превалирует ядерная семья и моногамные браки.

Кто считается хорошим супругом / супругой? По результатам исследования Басса (Buss, 1990) можно заключить, что люди обращают внимание на разные характеристики. Например, в странах с индивидуалистической ориентацией люди при ответе на этот вопрос стремятся найти «волнующую, привлекательную личность», тогда как в коллективистических странах они ищут «хорошую домохозяйку / кормильца семьи» и «девственность / непорочность». Современная японская женщина стремится найти в будущем муже «высокий доход» (более 35 тысяч долларов в год), «выпускника престижного университета» и «мужчину высокого роста» (по меньшей мере, около 175 сантиметров или 5 футов и 10 дюймов, согласно Ивао (Iwao,1993, c. 67-68)).

Представления о семье и браке в этих культурах сильно различаются. В коллективистических культурах вся расширенная семья « вступает в брак» со всей другой расширенной семьей. В индивидуалистических культурах – это только те индивиды, которые непосредственно вступают в брак.

Браки по соглашению (по обязательствам) более широко распространены в коллективистических культурах. Даже в современной Японии многие браки заключаются по соглашению (порядка 24 процентов, согласно Ивао, 1993). «Как можно позволить эмоционально неуравновешенным молодым людям принимать решения, которые будут влиять на отношения многих других людей?» вопрошали индийские респонденты в работе Швейдера и др. (Shweder et al., 1990).

При выборе будущего супруга / супруги индивидуалисты спрашивают себя: «Что подсказывает мне мое сердце?», а коллективисты - «что скажут другие люди?». В целом уровень разводов среди пар, вступивших в брак по желанию родителей или какой-либо иной общности, на много ниже, чем среди тех, кто женился по любви. Спорить о том, желательно это или нет, можно бесконечно долго. Человек, увидев, что в браке, заключенном по соглашению родителей, супруги прожили около пятидесяти лет, скорее всего, будет считать его удачным (т.е. если он будет заключаться после тщательного рационального анализа взрослыми, а не сексуально возбужденными молодыми людьми). С другой стороны, есть данные, что в браках, заключенных по соглашению, чаще устанавливаются более формальные взаимоотношения между супругами (например, между королями и королевами). В таких браках супруги зачастую разговаривают друг с другом как с обычными знакомыми, половая связь рассматривается как обязанность или долг по воспроизводству потомков,  а большая часть личной жизни проходит с любовницами и любовниками.

Что бы оценить эти модели, нам необходимо  подробнее рассмотреть имеющиеся данные о последствиях разводов. Развод зачастую является разрушительным событием для нормальной жизни женщины - ухудшается материальное положение, а дети часто чувствуют себя обманутыми и враждебно настроенными по отношению к одному из родителей. Трудно оценить социальные последствия разводов, поскольку проблемная семья может оказывать на детей такое же разрушительное воздействие, как и разводы.

Одно соображение здесь может оказаться полезным: нам не следует считать, что если мы что-то  делаем в своей культуре, то это является обязательно самым лучшим! Вполне может оказаться так: то, что делается в других культурах (например, в Индии), так же хорошо и функционально или даже еще лучше. Мы должны оставаться открытыми к восприятию других культур. Например, один из моих близких дрзей из Индии весьма откровенно рассказывал о своей свадьбе и последующей семейной жизни. Ему было девятнадцать, а ей пятнадцать, когда родители договорились о заключении брака. В начале жена много времени проводила со своими родителями, и их взаимоотношения были весьма натянутыми. Но со временем между ними возникла глубокая взаимная привязанность. Они воспитали двоих детей и имеют несколько внуков, хотя им еще нет и пятидесяти лет. Оглядываясь назад на всю свою жизнь, они оба считают, что их родители сделали правильный выбор. Я могу поделиться собственными наблюдениями в отношении этой пары. Это не была страстная влюбленность, но взаимоотношения действительно были хорошие. Жена всегда помогала мужу в его профессиональной работе и способствовала его становлению одним из ведущих психологов Индии. Этот пример, возможно, поколеблет вашу уверенность в том, что страстная влюбленность, которая зачастую  заканчивается великими разочарованиями (более половины семейных браков между тинэйджерами в Соединенных Штатах заканчиваются разводом) является действительно предпочтительной основой для вступления в семейные отношения.

Можно подкрепить эту точку зрения данными эмпирического исследования, проведенного Гуптей и Сингом (Gupta, Singh, 1982). Они выделили пятьдесят семейных пар в городе Джайпуре, Индия; причем некоторые из них вступили в брак по любви, а другие по соглашению родителей. Исследователи использовали шкалу для измерения интенсивности «любовных отношений» (степени «нахождения в согласии и любви»). Они обнаружили, что семейные пары, вступившие в брак по любви, находились в большем состоянии любви, только первые пять лет супружеской жизни. Они статистически значимо оказывались меньше в состоянии любви, чем семейные пары, женившиеся по договоренности после пяти лет супружеской жизни. И эта разница оставалась такой же большой после десяти лет брачной жизни.

Психологическая теория и имеющиеся данные постоянно фиксируют проявление феномена, называемого регрессия к среднему. Если вы измеряете какую-либо психологическую черту в двух случаях измерения, и первое значение является экстремальным, то во второй раз вы получаете значение, которое, вероятнее всего, будет ближе к среднему распределению. Короче говоря, не удивительно, что семейные пары, вступившие в брак по любви, оказывались «менее влюбленными», спустя несколько лет семейных отношений. Однако интересно отметить то, что семейные пары по соглашению, спустя несколько лет семейных отношений, превосходили семейные пары первого типа по интенсивности своих чувств друг к другу.

Не поймите меня неправильно: я не утверждаю, что эти данные могут повториться на респондентах в индивидуалистической культуре. Условия слишком разные. Однако может оказаться так, что наши модели семейных отношений не обязательно являются самыми лучшими! Возможно, нам следует ввести в жизнь процедуры, когда две семьи будут принимать больше участия в рпринятии решений о заключении брака, чем это происходит сейчас при заключении большинства американских браков.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!