Гендерное наравноправие в современном мире



 

Во второй главе была проанализирована проблема неравенства ролей по признаку пола с акцентом на полноте понимания этого феномена при его изучении в кросс-культурной перспективе. В этой главе он будет рассмотрен более подробно.

Отметим, что для описания феномена были использованы оба слова - «пол» и «гендер». Какую смысловую нагрузку несут эти термины? Шлегел (Schlegel, 1989) утверждает, что при описании биологических характеристиках наобходимо использовать термин «пол», отличающий мужчин от женщин, а слово «гендер» - для различения социально приемлемых форм поведения для мужчин и женщин.

Гендер – это преимущественно «объяснительный конструкт» (Hare-Mustin, Marecek, 1990) в том смысле, что люди во всем мире начинают с восприятия чего-то реального (пол) и затем проецируют свои установки, убеждения, нормы, стереотипы и ценности для формирования понятия «гендер» (Moore, 1988; Ortner, Whitehead, 1981).

Различия, основанные на биологической природе, как правило, преувеличиваются. У людей выражена тенденция к преувеличению различий между мужчинами и женщинами, чем это обнаруживается на основе строгих психологических исследований (Lott, 1990). Например, исследование, проведенное Луммисом и Стевенсоном (Lummis, Stevenson, 1990), в котором были протестированы тысячи детей начальных классов в Тайване, Японии и США, показало очень мало гендерных различий. Во всех трех культурах девочки немного лучше читали, мальчики немного успешнее были в математике. Более того, гендерные различия объяснялись «биологическими факторами» намного больше, чем это подтверждалось фактами.

Короче говоря, статистически значимые различия имели тенденцию быть небольшими, неустойчивыми и во многом обусловленными спецификой ситуации. Респонденты действительно «проецировали» и преувеличивали свои культурно обусловленные представления, зачастую оправдывающие эксплуатацию по гендерному признаку.

В предыдущей главе отмечалось, что наше восприятие окружающего мира частично обусловлено объективной реальностью, частично элементами субъективной культуры, которую мы усваиваем в процессе социализации и жизни в конкретной культуре (совместно разделяемыми установками, убеждениями и ценностями). Другими словами, пол - это реальное и этическое (общее), а гендер – это сконструированное и эмическое (конкретное, культурно обусловленное). В каждой культуре этот конструкт сформирован совершенно уникальным способом. Представления о «мужественности» и «женскости» являются еще более эмическими.

Элементы субъективной культуры, связаные с признаками пола, во всем мире различны, поскольку зависят от характера жизнедеятельности и определенных экономических условий. Начнем наш анализ с констатации реальности: женщины во всем мире рожают детей и несут на себе определенное бремя риска во время беременности и в процессе воспитания детей. Сообщества, которые вынуждены для своего выживания заниматься опасными видами деятельности (например, рыбная ловля в открытом море или охота на диких животных), формируют субъективные типы культур, в которых эти виды деятельности возвеличиваются и социально одобряются. Высокий социальный статус этих видов активности обеспечивает их выполнение. Таким образом, устанавливается статусная дифференциация различных видов деятельности, которая, в свою очередь, создает статусные гендерные различия. Естественно, в информационных обществах, таких как Соединенные Штаты, опасные виды деятельности не так необходимы для выживания. В результате действительно, мы получаем подтверждение - чем более «современным» является общество, тем меньше в нем различий в стереотипах в отношении мужчин и женщин (Williams, Best, 1982, 1990).

Связь между экологией и статусом женщин можно увидеть на интересном примере феномена полиандрии*. Братская полиандрия (несколько братьев являются мужьями одной женщины) практикуется людьми, живущими в северной части Непала, около Тибета. Это земля, мало приспособленная к деторождению, и здесь трудно поддерживать рост народонаселения. В этой части мира семьи вынуждены работать на полях, пасти скот и осуществлять торговый обмен для поддержания экономической независимости. Редко, чтобы один мужчина выполнял все виды этих работ, поэтому широко практикуется братская полиандрия (Goldstein, 1987). Нормальной моделью считалось, что женщина приходит жить на землю своих мужей. Так как женщина может родить только несколько детей, то различие между моногамией и полиандрией с точки зрения воспроизводства населения является впечатляющим. Члены этой культуры имеют возможность выбора между моногамией или полиандрией, однако часто выбор делается в пользу полиандрии, чтобы не делить землю.

Те братья, которые выбрали моногамию, но не хотели делить землю, обнаруживали, что конфликты между их женами были особенно тяжелыми. Поэтому полиандрия как тип организации семейной жизни становится более привлекательной.

Короче говоря, исходя из реальности жизни и нежелательности разделения земли, этот сегмент непальского общества выбрал такую модель организации семейной жизни, которая позволяет сохранять контроль за ростом народонаселения, сохранять землю неразделенной и обеспечивать безопасность для женщин и детей.

Что можно сказать о статусе женщин? Номинально самый старший муж является главой семьи, и все дети называют его «отцом». Другие мужья называются либо «отец», либо «брат отца». Однако, в отличие от женщин, которые находятся в моногамных семейных отношениях, женщина, находящаяся в поландрических отношениях, может интриговать против того или иного мужа и тем самым контролировать многие ситуации в свою пользу. В этом случае трудно делать какие-либо обобщения в отношении статусных различий, поскольку некоторые женщины в семейной жизни будут более успешными, чем другие.

Это конкретный пример методологических трудностей в области сравнительного изучения статусно-гендерных характеристик между культурами. Статус гендера – это эмический статус. Каким образом можно сравнивать эмические характеристики? В главе 3 говорилось о том, что сравнивать можно только этические характеристики. Если мужчины и женщины сравниваются как биологические существа, то каких-либо известных культурных различий не наблюдается. Они возникают только тогда, когда мужчины и женщины сравниваются как культурные конструкты. Только тогда мы обнаруживаем различия. Однако, если индикаторы различий являются эмическими конструктами, то сравнение становится невозможным.

Для получения конкретных выводов о наличии у мужчин больше власти, по сравнению с женщинами, в исследованиях обычно используется ряд положений или критериев (таких, например, как «кто принимает главные решения»). Однако здесь возникает необходимость концептуализации - что означает «главное» решение? Если главное решение – это такое решение, которое влияет на жизнь всего сообщества (например, «Следует ли нам вступать в войну?»), тогда действительно есть основание говорить о том, что мужчины имеют больше власти, чем женщины. Однако, если главное решение – это решение, которое влияет на семейную жизнь (например, «Следует ли нам завести еще одного ребенка?»), то вопрос о наличии у мужчины больше власти становится не таким ясным. Исследований, «шкалирующих» решения с точки зрения их значимости на основе мировой статистики не существует.

Интересный случай «эмического равенства» дает поколение японских женщин, родившихся в период 1946-1955 годов, в исследовании Ивао (Iwao, 1993) . Он утверждает, что женщины, родившиеся перед Второй мировой войной, сохраняют традиционные представления. И их статус по отношению к мужчинам – это подчиненный статус. Однако поколение женщин 1946-1955 годов рождения сильно отлично от предыдущего. В этом поколении жена жестко контролирует семейную жизнь (муж приносит в семью заработанные деньги, а жена выделяет ему определенные суммы на расходы). Она может принять самостоятельное решение устроиться на работу, принося в общий семейный бюджет порядка 650 долларов ежемесячно, тогда как ее муж имеет доход порядка 406 долларов (с. 87). Если она работает, то тратит деньги по своему усмотрению так, как считает нужным. Она свободна в выборе – работать, идти учиться, принимать участие в работе международных организаций, вступать на стезю политической активности или писать романы и сочинять стихи. Если жена решает работать, она имеет право сама выбрать сферу профессиональной деятельности. Муж, в отличие от жены, является «рабом своей корпорации». Она может свободно путешествовать по всему миру, посещать концерты и театры, быть свободной в выборе своей одежды. Ее муж все свое время тратит на работу и не может уделять столько времени семье, как бы это ему ни хотелось. Японец говорит: «Мужчина – главный, а женщина – доминирует». Японские женщины, интерпретируя взгляды американских женщин на проблему равенства полов, реагируют ироничной фразой: «Поскольку их мужчины убивают себя на работе, то они полагают, что должны делать то же самое». Японки предпочитают самостоятельно планировать свой распорядок дня.

Более того, в японской культуре, в которой семья является наиболее значимой жизненной ценностьюью как для мужчин, так и для женщин, первые работают, чтобы поддержать семью, а женщины готовят детей для жесткой конкуренции во внешнем мире. В результате «ни мужчины, ни женщины в Японии не считают, что рождение и воспитание детей является основанием для подчиненного статуса женщин» (Iwao, 1993, с. 129).

На американцев сильное впечатление оказывает тот факт, что японские женщины в целом не принимают участия в социальной активности своих мужей, что американцы рассматривают как явный признак их подчиненного положения. Однако японские женщины относятся к этому иначе: «Я должна проявлять свои лучшие качества перед коллегами своего мужа и производить хорошее впечатление на его руководителей, которые неоднозначно относятся к женщине» (Ивао, 1993, с. 91). Женщины, родившиеся в период между 1946-1955 годами, самостоятельно принимают большую часть важных семейных решений: где проживать, в каких школах должны учиться дети, что покупать, особенно, если учесть, что одна треть японских семей является «взаимно заменяемыми семейными сообществами» («commuting marriages» - муж отсутствует и появляется в семье раз в месяц на уикенд). Некоторые семейные решения относятся к самостоятельному выбору работы в той или иной сфере бизнеса, поэтому около 5 процентов президентов японских корпораций являются женщинами. Короче говоря, японские женщины рассматривают качество жизни как критерий для оценки равенства, и рассматривают мужчину, как человека, имеющего более низкое качество жизни. Ивао утверждает, что японцы послевоенного поколения ринулись к обеспечению богатства и изобилия, поэтому институт власти в семейных отношениях оказался для мужчин недостижимым.

Другая трудность в сравнении статусных параметров мужчин и женщин состоит в том, что в разных культурах нет одинаковых «моделей взаимоотношений» между мужчинами и женщинами. В  доколониальной Гане и в некоторых регионах Африки, например, мужчины и женщины имели «разные», но «равные» взаимоотношения. Женщины вели финансовые дела независимо от своих мужей и во многих случаях они оказывались более успешными. Мужчины и женщины объединялись вместе для интимных отношений и продолжения потомства, но в других аспектах отношений они жили отдельной жизнью (Giele, Smock, 1977). Поэтому не совсем ясно, как нам в этом случае сравнивать статусы.

Во всяком случае, существуют большие культурные различия в понимании содержания и объема гендерного неравноправия. Эти различия отражают разнообразие субъективных культур в плане понимания того, что есть «мужчина» и что есть «женщина», так же как и в отношении концепции «хорошая жизнь». Субъективные культуры часто отражают большие отличия в экологических условиях жизни, в рамках которого сообщество конкурирует с другими  за выживание.

О’Келли и Карни (O’Kelly, Carney, 1986) написали целую книгу на эту тему. Они проанализировали взаимоотношения между мужчинами и женщинами в нескольких типах обществ: «натуральном» (охота, рыбная ловля, сбор дикорастущих плодов, ягод и трав); «садоводческом» (сбор урожая на почве, отвоеванной на основе вырубки лесов); «пастушеском» (содержание и разведение домашнего скота); «аграрном» (возделывание почвы на основе вспашки, внесения удобрений и ирригации) и «индустриальном» (производство предметов потребления, товаров и услуг, которые обмениваются на другие ресурсы).

Некоторые ученые убеждены, что культурная эволюция проходила эти стадии. За время своего существования 99 процентов времени у человекообразных существ занимала «натуральная» культурная модель - добывание, сбор и заготовление пищи. Другие модели развивались и формировались непосредственно из предыдущих. Некоторые следы и остатки этих, более ранних культурных моделей можно обнаружить в большинстве обществ. В отдельных районах земного шара до сих пор существуют культуры натурального типа, например, в пустыне Калахари или Арктике. Садоводческие культуры можно обнаружить в регионах, которые начинают открываться и развиваться, таких как леса Амазонки в Бразилии. Пасторальные культуры также широко распространены - их можно обнаружить в Европе (на некоторых больших островах Средиземноморья и на Балканах) и особенно в Африке (например, Кения) и Азии.

В современном мире наиболее широко распространены аграрные культуры. Даже в Соединенных Штатах - где только 3 процента населения занято в фермерском секторе и где фермеры стремятся превратиться в «высокотехнологичных» современных менеджеров, - все еще можно найти элементы аграрной культуры с традиционными представлениями о роли женщины в обществе. Естественно, другие страны являются агрокультурными в большей степени. Например, около 80 процентов 1.1 миллиардного населения Китая занято в аграрном хозяйстве.

В то время как большинство индустриальных обществ находится в Европе и Северной Америке, то Япония, Гонконг, Северная Корея, Тайвань и Сингапур - это наглядные примеры обществ индустриального типа в Азии. Многие социалистические страны также достигли хорошего индустриального развития. Отдавая должное сложностям развития индустриальных обществ, О Келли и Карни (1986) в своей книге посвятили отдельные главы Соединенным Штатам, Швеции и Японии, странам третьего мира и социалистическим странам.

 

Охотничьи общества

В натуральных культурах наблюдается мало гендерных неравенств и фактически отсутствует развитая социальная стратификация (правители, боссы). В этих обществах высоко ценится и уважается человеческая жизнь сама по себе. Например, эскимосы очень низкого мнения о представителях западных индустриальных обществ, поскольку они «травят друг друга как животных». Воспитание детей является наиболее важной сферой, и двухсторонние системы поколений (равноправность и одинаковая значимость родни как со стороны матери, так и отца) являются общепринятыми. Натуральные общества имеют тенденцию быть моногамными (в одно время иметь только одного супруга / супругу) и жить ядерными семьями, состоящими из матери, отца и детей. Поскольку никаких излишков не существует, то мужчины не могут рассматриваться как богатые и, следовательно, сильные.

Неравенство между мужчинами и женщинами создают, по меньшей мере, два фактора: (1) относительная опасность активности мужчин и женщин и (2) зависимость от пищи (питания). Поскольку такие опасные виды деятельности, как охота и рыбная ловля, выполняются мужчинами, а большинство менее опасных видов – сбор и приготовление пищи, устройство жилья, воспитание детей – женщинами, это разделение труда в определенной степени служит  основанием для возникновения неравенства между мужчинами и женщинами. Кроме этого, в натуральных обществах, в которых потребляется много пищи, существует гендерное неравноправие в тех случаях, когда добыванием пищи в основном занимаются мужчины. Несмотря на это, отношения между полами в этих обществах более равноправные, чем в других обществах, поскольку каждый пол зависит друг от друга с точки зрения выполнения конкретных видов деятельности. В целом, чем более суровые и жесткие условия добывания пищи из окружающей среды, тем больше неравноправия даже среди «добывателей» пищи. Однако в целом эта культурная модель взаимоотношений характеризуется сотрудничеством, уравнительностью (эгалитаризмом) и гибкостью, а также признанием свободы человека, независимо от возраста, пола и личных достоинств. Социальный порядок не зависит ни от фактического, ни от теоретического доминирования мужского начала.

Натуральные общества

В тех частях земного шара, где нет свободной земли, доступной для обрабатывания, расширенные семьи работают вместе, как одна большая группа. Земля начинает использоваться сразу после ее освобождения от лесов. В этих обществах часто образуются излишки пищи, и те члены общества, у которых есть дополнительные ресурсы, находятся в положении, которое позволяет им диктовать свою волю другим людям. В развитых садоводческих обществах продуктивность достаточно высокая, благодаря доступности современных средств труда (т.е. средств, изготовленных из металла).

Средний размер сообщества – около 40 человек для натуральных образований, 95 - для садоводческих сообществ и порядка 280 человек среди развитых садоводческих образований (О’Келли и Карни, 1986, с. 37).

В простых садоводческих обществах наблюдается тенденция к равноправию, но, по сравнению с сообществами натурального типа, наблюдается большее внимание вопросам престижа, демонстрации своих возможностей и открытой конкуренции.

Способность организовывать свои родственные структуры для производства пищи и их излишков превращается в феномен доминирования «больших мужчин» в родственной группе. В продвинутых садоводческих сообществах неравенство становится более распространенным с наличием института рабства и наследственным владением позициями руководства и лидерства, которые обнаруживаются в таких группах.

Обычно задача очистки земли возлагается на мужчин, а женщины оказывают помощь в ее культивировании. В развитых садоводческих сообществах, таких как Западная Африка, женщины берут на себя основное бремя в вопросах торговли, обмена продуктов на промышленные товары или деньги. Поскольку женщины получают прибыль, они так же обладают большим статусом.

В отличие от культур натурального типа, которые, как отмечалось выше, преимущественно используют двусторонние виды родственных связей, представители садоводческих обществ используют односторонние связи. Если наследование исключает женскую линию, то оно идет по линии отца, если исключается наследование по мужской линии, то оно осуществляется по линии матери. Наследование по мужской линии очень распространено, хотя в садоводческих обществах не так редки наследования по женской линии.

Наследование по женской линии дает женщинам большую власть, влияние, и личную автономию. Такая ситуация наблюдается приблизительно в 10% для натуральных обществ, 27% для садоводческих обществ и 4% для аграрных обществ. Хотя наследование по женской линии фактически не присутствует в индустриальных обществах (О Келли и Карни, 1986, с.41)

Когда общество вступает в полосу доминирования мужчин в торговле, работе или обеспечении внешнего благосостояния, связанную с отдаленным пребыванием от дома  и уходом из семьи на длительное время, женщины получают больше власти. Во многих культурах, когда мужчины длительный период времени должны отсутствовать (быть вдали от своей семьи), женщины берут на себя принятие важных решений относительно функционирования семьи.

Обеспечение благосостояния, тем не менее, связывалось с гендерным неравноправием, так как эта деятельность более опасна. И один из способов убедить людей брать на себя такие риски - сделать этот вид деятельности более престижным.

Одно из обществ, с наиболее доминирующим мужским началом - это индейцы Янамано, которые проживают на границе между Бразилией и Венесуэлой. Они имели так называемый комплекс «воинственности» (Chagnon, 1968), были исключительно привержены    «мужским» семейным ценностям (невеста должна жить с родственниками мужа), а мужчины должны контролировать большинство ресурсов. Это общество могло производить достаточное количество овощных и растительных продуктов питания, бедных протеином. Это, в свою очередь, требовало компенсации – добывать пищу, богатую протеином, ведя охоту за дефицитными ресурсами. Конфликт с соседями за владение территориями для охоты - достаточно распространенное явление. Сознательно или бессознательно, но в этих сообществах существовали механизмы контроля за рождаемостью, чтобы эта конкуренция не приводила к его полному истощению. Многие мужчины умирали во время военных столкновений, а женщины практиковали детоубийства. В результате этого полигамия и жесткая ориентация женщин на деторождение, - все это означало отношение к женщине как к источнику воспроизводства и закрепляло доминирование мужчин. Комплекс воинственности делает женщин «товаром или предметом потребления» и ставит их в приниженное положение. Основную энергию мужчины тратят на борьбу и на поддержание образа свирепого, сильного и агрессивного храбреца. В целом, во всем мире женщины являются теми представителями человеческого рода, с которыми обращаются грубо и жестоко, поскольку это помогает мужчинам в соответствии со своим «имиджем» на «законных основаниях» подавлять и принижать свою жену «на публике». Женщин приобретают путем набегов. Захваченные женщины подвергаются насилию, а затем распределяются между наиболее сильными захватчиками. Многоженство является исключительно престижным явлением. Поэтому гендерные различия, неравноправие в этих обществах выражены наиболее сильно.

Короче говоря, конкурентность, скудность ресурсов, агрессивность и неравенство - это характерные особенности многих культур садоводческого типа. Развитие этих обществ - от простых к развитым - связывается с возрастанием доминирования мужчин и неравенства между положением мужчины и женщины в обществе.

 

Земледельческие общества

В этих обществах основным источником получения средств питания является разведение и обслуживание домашних животных. Жизнь организуется вокруг потребности содержания домашнего скота; например, летом люди живут на возвышенностях, а зимой - в долинах. Таким образом, это сообщество является от части кочующим.

Обмен осуществляется между родственными связями, поэтому торговля животными редко происходит с представителями внешних групп. В этих обществах существует натуральный сбор пищи и элементы садоводческих видов деятельности. Расширенное воспроизводство домашних животных является важной целью. Поэтому набеги на соседей, другие группы для получения пищи или увеличения поголовья своих стад - достаточно распространенное явление.

Экономический контроль мужчин и подчиненное положение женщин в этих обществах - нормальное явление. Мужчины соперничают и дерутся с другими пастухами, а женщины занимаются домашними делами. Женщины сознательно принимают и соглашаются со своим подчиненным положением в обмен на возможность защиты и доступ к пищевым ресурсам. Важнейшей ценностью является концепция о чести и репутации семьи: репутация семьи может быть утеряна, если убивают родственника или если женщина вступает в сексуальную связь с мужчиной из внешней группы. В этих случаях убийство «нарушителя» из внешней группы становится обязательным и императивным. Женщины, которые позорят честь своей группы, также подлежат убиению. Вражда между мужчинами - естественное явление, поскольку члены ин-группы постоянно стремятся приобрести животных за счет внешних групп. Социализация ориентирована на то, чтобы воспитать у мужчин независимый характер, вырастить их агрессивными и мужественными воинами. Ислам широко распространен среди скотоводческих сообществ в Азии и Африке; эта религия освящает и закрепляет разделение мужчин и женщин, подчиненное положение последних и изоляцию от мужчин.

Скотоводческие общества можно рассматривать как общества, занимающие промежуточное положение между садоводческими и аграрными обществами. В некоторых их них существуют гендерные отношения, аналогичные садоводческим обществам, в других - больше аналогии с аграрными обществами.

 

Аграрные общества

Возделывание пашни, внесение удобрений и ирригация - это элементы культуры, которые характеризуют сообщества этого типа. Трудовая деятельность в этих обществах более необходима, чем в обществах садоводческого типа.

Первые аграрные общества возникли около пяти тысяч лет тому назад в Месопотамии и Египте, и для них характерна аккумуляция больших запасов продуктов. Излишки продуктов питания и товаров привели к развитию классовой структуры общества, к развитию больших городов и дали возможность возведения монументальных сооружений.

Гендерное неравенство в этих сообществах является экстремальным. Сельскохозяйственный труд требовал больших и долговременных физических усилий. Поскольку эта деятельность также могла быть опасной, ее главным образом выполняли мужчины. Однако женщины также были заняты воспитанием детей и работами по домашнему хозяйству. В этих сообществах существовало более сильное разделение в публичном и частном поведении мужчин и женщин по сравнению с сообществами натурального и садоводческого типа.

Мужчины в целом проявляли активность в публичной сфере, женщины в домашней. Концепция «место женщины» одновременно включала в себя и подчинение, и идеализацию женщины. Серьезная дискуссия по поводу дихотомии «публичность - домашние дела» содержится в работе Эйзенштейна (Eisenstein, 1983, с. 15-26).

Гендеры являются взаимозависимыми, поскольку мужчины часто не способны приготовить пищу, а женщины не способны быть войнами. Вражда за обладание территорией - это обычное и широко распространенное явление. Существует жесткий двойной стандарт в отношении полов, когда женщина часто рассматривается как «собственность», а достоинство мужчины зависит от степени контроля над сексуальной активностью женщины.

Хорошее описание взаимосвязи изоляции женщин и публичности мужчин дано в работе Мандельбаума (Mandelbaum, 1988), который исследовал взаимоотношения мужчин и женщин в северной Индии, Бангладеш и Пакистане. Стыдливость в манерах поведения, избегание глазного контакта с мужчинами, избегание громкой речи, смеха и минимальный контакт с мужчинами, кроме членов своей семьи - это неотъемлемые элементы нормативного «хорошего» поведения для женщин. Например, они должны покрывать вуалью лицо, когда проходят мимо старших мужчин, сидящих на пути их следования. Во многих аграрных регионах Азии мужчины и женщины живут в разных частях дома. Муж разделяет ложу со своей женой в период совокупления в течение ночи. Молодая жена должна вести себя совершенно индифферентно по отношению к своему мужу в присутствии других людей. С другой стороны, жена имеет полное право иметь неформальные отношения с младшими братьями мужа. Если женщина имеет недозволенные сексуальные контакты, для нее это является крушением всей жизни. Женщина, которая забеременела, находясь в положении незамужней, скорее всего, будет убита своим отцом или братьями. «Недостойное» поведение замужней женщины оказывает большое влияние на положение мужа и приносит бесчестие его семье. Однако после того, как женщина стала матерью ребенка мужского пола, ее статус повышается, и если в пожилом возрасте является главой семьи вместе с законными «сестрами», она достигает вершины женского престижа.

Современные общества подвержены влиянию тех установок, которые сформировались в период аграрного развития культурной эволюции.

 

Индустриальные общества

Производство товаров и услуг, и их обмен на другие услуги или деньги - это ключевые характеристики индустриальных сообществ. Зависимость от финансовой экономики позволяет представителям обоих полов предлагать свои услуги работодателям. Наличие больших излишков (во всех аспектах) способствует дальнейшему развивитию городов, различных видов общественных работ, и возможности тратить больше средств на военные нужды по сравнению с аграрными сообществами. Возникает достаточно жесткая социальная стратификация не только среди экономических классов, но также мажду «мужскими» и «женскими» типами социальной деятельности. Разделение деятельности по принципу «публичное - домашнее» признается важным, хотя женщины часто участвуют в обоих видах активности, а мужчины в основном занимаются публичной деятельностью.

Феномен потребительства связывается со стремлением женщины избегать скучных аспектов домашнего труда и хождением по магазинам. Это помогает бизнесу продавать излишки своей продукции. Некоторые специалисты подчеркивают, что эксплуатация мужчин на рабочем месте смягчается раболепно подчиненным поведением их жен. От жен ожидается, что они будут стремиться к удовлетворению физических, эмоциональных и сексуальных потребностей своих мужей. Они освобождают мужчин от домашних забот и воспитания детей. Тем самым они позволяют мужьям быть более эффективными на работе.

Однако женщины в равной степени принимают участие в экономической жизни, поэтому требуют равноправия с мужчинами, и во многих развитых индустриальных обществах они добиваются этого равенства. К концу 1970-х годов женщины в США имели такой же уровень образования как мужчины; и хотя они все еще сталкиваются с так называемым феноменом «зеркального потолка» (не добираются до вершин экономических структур), разрыв в уровнях зарплат мужчин и женщин стремительно сокращается. В некоторых обществах (например, в Швейцарии) этот разрыв совершенно незначителен.

Большая сексуальная свобода и доступность альтернативных способов и стилей жизни уменьшили силу влияния двойного стандарта во взаимоотношениях полов. Однако степень гендерного неравенства сильно варьирует среди разных индустриальных обществ.

В настоящее время Швеция имеет самый высокий уровень жизни и идет впереди США по таким показателям, как уровень дохода на душу населения, медицинскому обслуживанию, более низкому уровню детской смертности, жизненным ожиданиям и по показателям материального благополучия. Каждый взрослый гражданин имеет право на труд. Дети считаются ценным ресурсом общества, и государство берет на себя бремя оказания помощи, связанной с рождением и воспитанием детей.

Поддерживающая политика деторождения и воспитания позволяет каждой шведской матери иметь годичный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. Уровень наличия гражданских браков (живущих вместе без регистрации) очень высокий. Такая модель взаимоотношений неизбежно означает большой уровень равенства. И так как бремя расходов за рождением и воспитанием детей в целом берет на себя государство, многие женщины чувствуют себя свободными в выборе партнера по совместной жизни или в прекращении отношений. Уровень разводов исключительно высокий, хотя дети после развода в основном воспитываются и проживают с матерями. Несмотря на подчеркивание профессионального равенства между полами, женщины на самом деле выполняют большую часть рутинной, секретарской и воспитательной работы, а мужчин, занимающих высшие руководящие позиции, значительно больше. Женщины принимают участие в политической жизни страны, но государственные должности занимают мужчины.

 

Социалистические общества

Идеология социализма строго связанна с гендерным равноправием, однако реальность такова, что в большинстве социалистических стран трудно найти женщин, занимающих ведущие позиции. Фактически, в определенном смысле идеология эгалитаризма (уравниловки) заключалась в том, что женщины в социалистических обществах стали выполнять более опасные виды работ, по сравнению с обществами с гендерным неравноправием. Например, мужчины и женщины в одинаковой мере работают на химических производствах и выполняют тяжелые виды физического труда, такие как строительство дорог.

 

Страны Третьего мира

Сегодня большинство женщин проживают в неиндустриальных обществах, характеризуемых смешанными социальными структурами. Большинство из них - это агрокультурные общества, хотя во многих регионах можно найти зоны индустриальных структур, особенно в городах. Во многих отношениях положение женщин в этих обществах менее удовлетворительное, чем в натуральных обществах. Однако оценить эти тенденции достаточно сложно, поскольку мы будем сопоставлять «яблоки» с «апельсинами», например, сравнение дефицита питания с деградацией труда в связи с низкой оплатой труда. Основная характеристика обществ такого типа – это большое разнообразие гендерных ролей, зависящее от социально - классового положения. В высших эшелонах этих обществ, например на Филиппинах, развиваются гендерные роли, которые копируют роли, имеющиеся в развитых индустриальных обществах. В то же время у низших классов сохраняются роли, близкие к моделям аграрного общества.

Информационные общества

Поскольку мы все больше и больше двигаемся к информационному обществу, где наличие физической силы больше не будет являться таким важным атрибутом, а опасные виды работ будут сокращаться, то можно ожидать роста равноправия во взаимоотношениях полов. Но, как отмечалось выше, мы воспринимаем окружающий мир, исходя не только  из объективной реальности, но также в соответствии с субъективными культурами. Поэтому достижение полного равенства даже в этих обществах займет весьма длительный период времени.

Есть данные, свидетельствующие о том, что с увеличением уровня «сложности» общества при прохождением стадий от натурального до информационного, различие в статусах мужчин и женщин сначала возрастает, затем затухает. Таким образом, это взаимоотношение имеет U-образную форму (Giele, Smock, 1977).

Хорошую аннотированную библиографию - с обсуждением статуса женщин в Индии, Китае, странах Океании, Южной Африки, Латинской Америки, а так же на Среднем Востоке и в Северной Африке - можно найти в работе Дьюлея и Эдвардса (Duley, Edwards, 1986). Ее можно рекомендовать для более глубокого изучения обсуждаемого вопроса.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!