Культура и социальная дистанция



Брак означает минимальную «социальную дистанцию» (Bogardus, 1925). Чтобы изучить социальную дистанцию более основательно, мы можем  опросить представителей разных культур, будут ли они иметь дело с человеком, которому приписывается ряд определенных характеристик. Например, «Посетили бы вы званный обед, устраиваемый неквалифицированным цветным рабочим?». Исследования, проведенные в 60-х годах (например, Triandis, Davis, Takezawa, 1965; Triandis, Triandis, 1960), обнаружили наличие существенных различий. Американцы в то время были особенно чувствительны к расовым стимулам. Например, они давали совершенно разные реакции на выше приведенный вопрос, когда стимулом был «белый» или «черный / цветной».

В тех работах около 60-ти процентов разброса суждений о социальной дистанции у американских студентов в Соединенных Штатах приходилось именно на долю расовых стимулов; соответствующий показатель в Германии  6% и 38% в Японии. Сфера профессиональной деятельности была наиболее значимой в Германии. На долю этого стимула приходилось около 70-ти процентов изменчивости ответов. В Японии этот показатель составил 50%, а в Америке - 22%. Религия (т.е. принадлежность к христианству, иудаизму и т.д.) была более значимым стимулом в Германии (12%), чем в Соединенных Штатах (около 6%) и имела нулевую значимость в Японии. Национальность была менее значима для студентов США, чем для студентов Германии (2%) и Японии (более 3-х %).

Спустя двадцать лет, используя аналогичную методологию на респондентах из Канады, Дион (Dion, 1985) обнаружил следующие эффекты (по значимости стимула для вынесения суждения о социальной дистанции – прим. переводчика, В. С.): место работы / профессия (42%), раса (9%) и национальность (4%). Различие между Канадой и Соединенными Штатами может быть обусловлено временным периодом, в рамках которого собирались данные. Но это может отражать и культурные различия, с принятием в Канаде социально-классовой идеологии, пришедшей из Великобритании.

Культура и стереотипы

В предыдущих главах мы видели, что о других группах люди думают согласованно с другими членами своей культуры. Мы знаем, чем больше различия между группами в обычаях, особенностях, внешности или материальной культуре, тем больше вероятность того, что эта черта / признак появится в гетеростереотипных образах этих групп (Campbell, 1967, с.821).

Важно рассмотреть эту тенденцию в перспективе. Предположим, вы имеете какую-то группу людей в культуре «А», которая моет руки приблизительно 100 раз в день, в то время как люди в культуре «В» моют их приблизительно 70 раз в день. Рисунок 5-1 показывает частотные распределения. На рисунке

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее ксерокс рис. 5-1 со стр. 138 книги и перевод обозначений:

1- Рисунок 5-1 Стереотипы - это сравнительные суждения. Люди в культуре «А», которые моют руки в промежутке от 80 до 100 раз в день (среднее - 100 раз в день), вероятно, будут называть сверхчистых людей в культуре «В» (которые моют руки «только» 70 раз в день) «грязнулями»! Кривые показывают частоту распределения в двух гипотетических культурах.

2- Культура «В»

3- Культура «А»

4- Не моют никогда

5- Количество раз в день

6- Объективно чистые культуры

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

видно, что некоторые люди в культуре «А» моют руки только 80 раз в день, а некоторые из культуры «В» больше, чем 80 раз в день. Однако центральные тенденции совершенно отчетливы: 100 против 70. Важная мысль в этом примере состоит в том, что обе культуры объективно являются исключительно чистоплотными. Но большинство членов культуры «А» будут считать представителей культуры «В» «грязнулями».

Другими словами, стереотипы - это сравнительные суждения, которые люди переживают как абсолютные. Триандис (1972) представил данные исследований стереотипов, которые подтверждают эти выводы.

Важные разграничения имеются между нормативным и личным стереотипом. Например, встречались ли вы когда-нибудь вообще с эскимосом? Вероятнее всего – нет. Тем не менее, не исключено, что стереотипы об эскимосах у вас существуют. Это нормативный стереотип, т.е. норма о том, как представляют эскимоса в вашей стране, которая сформировалась под воздействием учителей, писателей и других людей, которые предположительно знали эскимосов.

Некоторые аспекты стереотипа могут быть точными, и они называются социотипом. Например, если в исследовании было установлено, что 90% представителей какой-то группы имеют определенную характеристику и если мы считаем, что каждый член этой группы имеет эту черту, то мы окажемся правыми в 90% случаев. В таких случаях для характеристики представителей какой либо группы лучше пользоваться социотипом, чем говорить «Я об этом человеке ничего не знаю».

На рисунке 5-2 (заимствовано из работы Триандиса, 1972, с.113) показано, как взаимосвязаны друг с другом социотипы,и нормативные и личностные стереотипы, и как эти связи зависят от наличия личных контактов.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее: ксерокс рис. 5-2 со стр. 139 книги и перевод обозначений:

1- рисунок 5-2. Теоретические изменения в различных типах стереотипов в зависимости от наличия контакта. (Триандис, 1972, с.113).

2- черта х

3- нормативный стереотип представителя культуры «А» у представителей культуры «В»

4- Социотип представителя культуры «В»

5- Социотип представителя культуры «А»

6- гетеростереотип с нормативным стереотипом

7- гетеростериотип без нормативного стереотипа

8- автостереотип

9- Отсутствие контактов

10- Много контактов

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Из рисунка видно, что если социотипы групп А и В различны, то группа А, вероятнее всего, будет иметь нормативный стереотип, который будет преувеличивать эти различия.. Однако, чем больше происходит контактов с группой В, тем более реалистично эта группа будет восприниматься. Короче говоря, гетеростереотип с нормативным компонентом будет изменяться в сторону приближения к социотипу.

Если между двумя культурами существуют дружеские взаимоотношения и культура А не имеет нормативного стереотипа, в этом случае группа А, вероятнее всего, будет считать, что группа В похожа на группу А. Предполагаемая схожесть двух групп обычно является ошибкой. Чем больше будет происходить контактов, этот стереотип группы В также будет сдвигаться к социотипу.

Личные стереотипы (автостереотипы) формируются из опыта взаимодействия с другой группой. Этот опыт в начале так же имеет тенденцию быть ошибочным. Но чем больше контактов мы имеем с другой группой, стереотипы, скорее всего,  становятся более аккуратными  и точными.

Различия стереотипов по степени позитивности или негативности в разных странах являются функцией международных отношений - степени восприятия другой страны как динамичной (сильной и активной), непостоянной (изменчивой, легко возбуждаемой), уникальной или знакомой (Tanaka, 1972).

И, наконец, есть некоторые свидетельства тому, что автостереотипы подвержены влиянию контактов между группами. Чем больше контактов, тем «контрастнее» становятся автостереотипы по сравнению с другой группой (Triandis, Vassiliou, 1965). Короче говоря, в этом случае будет сильнее тенденция воспринимать себя, свою группу отличной от другой группы. Такой результат можно было ожидать, если вспомнить, что стереотип - это сравнительное представление. Чем больше возможностей обнаружить отличие, тем больше вероятность, что чаше восприятие себя будет отличаться от восприятия другой группы.

 

Полоролевые стереотипы

В исследовании 30 стран, расположенных в различных регионах земного шара, Вильямс и Брест (Williams, Best, 1982) измеряли половые стереотипы респондентов этих выборок. Они просили испытуемых указать типичные характеристики мужчин и женщин, отмечая, какие из 300 наиболее часто используемых характеристик присущи мужчинам и женщинам. Половые стереотипы в различных странах оказались совершенно одинаковыми. Женский стереотип описывал женщин как эмоциональных, чутких, слабых и т.д., мужской - как агрессивных, предприимчивых, смелых, независимых и т.д.. В таблице 5-1 эти результаты представлены более подробно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Далее ксерокс табл. 5-1 со стр. 141 книги и перевод обозначений:

1- эмоциональный

2- агрессивный, настойчивый, жесткий, волевой

3- предприимчивый, смелый, отважный

4- чуткий

5- слабый

6- независимый

7- неорганизованный

8- разговорчивый (болтливый)

9- пустоголовый, непостоянный

10- амбициозный, инициативный

11- веселый

12- кроткий, добрый

13- фривольный, легкомысленный

14- грубый

15- твердый, настойчивый, хладнокровный, невозмутимый

16- суетливый, ворчливый

17- кроткий, тихий

18- хвастливый

19- вульгарный

20- плаксивый, ноющий

21- кокетливый, обаятельный, привлекательный

22- суровый, жесткий

23- шумный, крикливый

24- возбудимый, нервный

25- нежный, ласковый

26- доминантный, автократичный

27- уверенный, самоуверенный

28- мягкосердечный, сентиментальный, чувствительный

29- зависимый, покорный

30- логичный, рациональный, реалистичный

31- выносливый, сильный

32- утонченный изощренный, жеманный, излишне стыдливый

33- Таблица 5-1. Характеристики, приписываемые образам «женщины» и «мужчины» по результатам исследований в двадцати пяти странах

34- №. Определяющее прилагательное (-ые)

35- Х, среднее, женщины в %;

36- Х, среднее, мужчины в %.

37- Источник: Вильямс и Бест, 1982. Перепечатано с разрешения издательства «Sage Publication, Inc.»

------------------------------------------------------------------------------------------------

Характеристики стереотипов имеют три аспекта: предпочтительность, активность и силу. Эти переменные, аналогичны переменным, выделяемым в работе Осгуда и др., которую мы обсудили в главе 4. В таблице 5-2 показано, в какой степени мужской и женский стереотипы более предпочитаемы, активны и сильны. Из таблицы видно, что мужчины в Японии воспринимаются более предпочтительно, чем женщины. Та же картина наблюдается в Нигерии и Южной Африке. С другой стороны, стереотипы женщин более предпочтительны в Австралии, Италии и Перу. Мужчины воспринимаются более активными и сильными по сравнению с женщинами во всех странах. Хотя степень различия варьирует от страны к стране: в Боливии, Перу, Новой Зеландии и Шотландии наибольшее различие стереотипов по степени активности, а в Нигерии, Японии и Южной Африке по степени силы. Одно заключение из этой работы: в целом, чем больше развита страна, тем меньше различий проявляется в стереотипах мужчин и женщин.

Далее: ксерокс таблицы 5-2 со стр. 142 книги и далее перевод обозначений:

1- Таблица 5-2. Среднее аффективное (воспринимаемое) значение мужского (М) и женского (F) стереотипов в двадцати шести странах.

2- Название страны

3- Предпочтительность

4- Активность

5- Сила

6- Австралия (AUS)

7- Боливия (BOL)

8- Бразилия (BRA)

9- Канада (CAN)

10- Англия (ENG)

11- Финляндия (FIN)

12- Франция (FRA)

13- Германия (GER)

14- Индия (IND)

15- Ирландия (IRE)

16- Израиль (ISR)

17- Италия (ITA)

18- Япония (JAP)

19- Малайзия (MAL)

20- Нидерланды (NET)

21- Новая Зеландия (NZ)

22- Нигерия (NIG)

23- Норвегия (NOR)

24- Пакистан (PAK)

25- Перу (PER)

26- Шотландия (SCO)

27- Южная Африка (SAF)

28- Тринидад (TRI)

29- Соединенные Штаты (USA)

30- Венесуэла (VEN)

31- Источник: Вильямс и Бест, 1982. Перепечатано с разрешения издательства «Sage Publication, Inc.»

--------------------------------------------------------------------------------------------------


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!