Формальное и неформальное обучение



Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, при­вивает навыки повседневных действий (введение инсулина, из­мерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специа­листов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.

Неформальное обучение проводится, когда медицин­ская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему при­ведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.

Используя формальное и неформальное обучение, медицин­ская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и его родственников.

Условия эффективного обучения

Для того чтобы обучение пациента или его близких было мак­симально эффективным, медицинской сестре необходимо учиты­вать множество факторов.

Готовность пациента к обучению зависит:

· от состояния здоровья - при тяжелом состоянии пациента обучение лучше отложить;

· состояния сознания - обучение должно проводиться только при ясном сознании пациента и совершенно невозможно, если  пациентнаходится без сознания;

·  умственных способностей (интеллекта), образования обучаемого -  при низких умственных способностях процесс обучения возможен, но потребует от медицинской сестры значительных физических и эмоциональных затрат;

·  возраста - чем младше пациент, тем меньший объем информации он может усвоить и овладеть только самыми несложными действиями; преклонный возраст также не способствует эффективному обучению.

Обучение должно удовлетворять нескольким условиям:

·  наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;

·  доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);

·  создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;

·  обязательная практическая отработка полученных знаний.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:

·  использует технику эффективного общения;

·  выслушивает все, что ей говорят или, о чем ее спрашивают;

·  относится к ним терпеливо;

·  хвалит за успехи в обучении;

·  делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:

·   желание и готовность к обучению;

·  способность к обучению;

·  окружающую обстановку.

Желание и готовность к обучению зависят,

· во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал,

· во-вторых, от внимания.

Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый и т. д.).

Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, мебель.

Таким образом, обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни.

 

Вопросы для повторения:

1. Что оценивает медсестра, организуя процесс обучения пациента?

2. Назовите основные функции медсестры как преподавателя, раскройте их суть.

3. Какие способы обучения использует медсестра?

4. Какие педагогические методы и средства может использовать медсестра в процессе обучения?

5. Назовите основные факторы, способствующие или препятствующие эффективному обучению.

 

Тема 5. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела

Вопросы для изучения:

1. Понятие о потребности

Иерархия потребностей

3. Понятие о модели сестринского дела

4. Добавочно-дополняющая модель В. Хендерсон

5. Модель сестринского ухода Н. Роупер(В.Логан, А.Тайэрни)

6. Поведенческая модель Д. Джонсон

7. Адаптационная модель К. Рой

8. Модель дефицита самоухода Д. Орем

9. Модель, направленная на укрепление здоровья М. Аллен

Понятие о потребности

В самом общем виде потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т.д.). Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация.

Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище - в форме чувства голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски и т.д. Люди замечают индикаторы потребностей, когда последние не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к действиям лишь после их декодирования. Например, заболел живот. Что случилось? Человек декодирует свои ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта, что тесно связано с уровнем медицинской культуры данной страны. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их декодировании (например, потребность в витаминах осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).

Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, есть природная потребность в воде, но общество сформировало в людях чувство брезгливости по отношению ко всему нечистому, поэтому возникает синтетическая осознанная потребность не в воде вообще, а в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще. Таким образом, осознание природной потребности является по своей природе социальной конструкцией, несущей на себе отпечаток культуры данного общества.

Иерархия потребностей

В общественных науках давно утвердилась мысль, что потребности человека многообразны и имеют разную значимость. Потребность - это объективное условие нормального существования человека. Однако человек многомерен: в нем есть элементы, без функционирования которых, само существование человека невозможно (работающее сердце, мозг, желудок и т.п.), а есть такие, которые вызывают дискомфорт, но не смертельный исход. Карл Маркс  сформулировал эту идею так: «Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.»[4.85] 

Более детальную проработку эта идея получила в психологической концепции мотивации, разработанной американцем (сыном еврейских иммигрантов из России) Абрахамом Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:

· физиологические потребности (голод, жажда и т.п.);

· потребности в безопасности (долговременное выживание и стабильность);

· потребности  в принадлежности и любви (социальные потребности);

· потребности  в достижении успеха (в самоуважении, уважении);

· потребность в самосовершенствовании, самовыражении.

Все эти потребности выстроены в иерархию. Это означает, что чем ниже расположена потребность, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.

Рассмотрим каждый этаж иерархии подробнее. Самыми сильными и неотложными являются физиологические потребности, то есть условия, существенные для физического выживания. А.Маслоу характеризовал их как «самые насущные, самые мощные из всех потребностей»[20.217], подчеркивал факт их первичности по отношению ко всем прочим потребностям. Об их неудовлетворении организм сигнализирует позывами, которые при длительном неудовлетворении могут приобретать мучительный характер. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, сне, защите от экстремальных температур, в физической активности, потребности в выделении продуктов жизнедеятельности. Физиологические потребности это потребности выживания. Для существования человека эти потребности должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма потребности. «На практике это означает, - писал А. Маслоу, - что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня»[20.220].

«Во время Второй мировой войны был проведен эксперимент с участием мужчин, отказавшихся по религиозным и иным причинам от несения воинской службы. Они согласились участвовать в эксперименте, в ходе которого их посадили на полуголодную диету для изучения голода на поведение. Во время исследования, по мере того как мужчины начали терять в весе, они стали безразличными почти ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их любимым чтением»[20.231] .

Как отмечал А.Маслоу, у постоянно голодного человека происходит «изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом раем покажется такое место, где можно до отвала наесться… Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста: «Любовью сыт не будешь»[20.235].

Потребности в безопасностив иерархии Маслоу занимают второе место после физиологических. В эту категорию он включил потребности в безопасности, в стабильности, в зависимости, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке, спать, отдыхать, быть чистым, одеваться, раздеваться, поддерживать температуру, поддерживать состояние, или быть здоровым, избегать опасности, двигаться.

В целом их можно охарактеризовать как потребности в долговременном выживании. У взрослых людей эта потребность удовлетворяется в таких действиях, как предпочтение, отдаваемое стабильной работе, даже если она не очень хороша в остальных отношениях, предпочтение надежной техники, бытовых приборов, даже если они уступают другим моделям по своей изощренности, спектру услуг.

Таким образом, человек на протяжении всей своей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей средой. Всвязи с этим у него возникают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде.

На третьем уровне находятся потребности в принадлежности и любви (социальные потребности). С точки зрения Маслоу, эти потребности начинают действовать после удовлетворения физиологических потребностей и потребностей в безопасности и защите. Достигнув этого уровня, люди стремятся формировать отношения привязанности с другими людьми. Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности. Маслоу утверждал, что быть любимым и признанным очень важно для здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляется пустота и враждебность. Человек, чья потребность в принадлежности, не удовлетворена, «терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга»[20.251].

На этой потребности вырастает рынок услуг по организации общения. Это дискотеки, рестораны и кафе, разного рода клубы, лагеря отдыха, общественные организации и т.д. «Человеку, - по словам А. Маслоу, - крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают «свои», что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу»[20.253].

На четвертом уровне находятся потребности в достижении успеха (в самоуважении, в уважении). Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Общаясь с людьми человек, не может быть равнодушным к оценке своего успеха в каких-то делах со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении.  Маслоу выделял два варианта. Во-первых, самоуважение, предполагающее потребность в компетенции, уверенности, независимости и свободе. Иначе говоря, человеку важно знать, что он достойный человек. Во-вторых, это уважение к другим. «Каждый человек постоянно нуждается в признании, устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать себя»[20.258]. Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности. Эти потребности особенно остро ощущаются в молодости. С годами люди приобретают более реалистическую оценку своей личности и не нуждаются так, как в молодости, в признании окружающих. Кроме того, взрослые уже достигают какой-то степени признания, которым в принципе можно удовлетвориться. Молодым же надо добиваться его с нуля.

Вершину пирамиды, составляют потребности в самосовершенствовании, самовыражении, обеспечивающие самоактуализацию человека и развитие его как личность. Это потребность учиться, работать и играть.

Потребность в самоактуализации является высшей в иерархии Маслоу. Она остро чувствуется, когда остальные потребности более или менее удовлетворены. Самоактуализация - это желание человека стать тем, кем он может стать, это значит достичь вершины потенциала. Как писал Маслоу, «музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт - сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с самими собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе»[20.261].

Правда, есть другая сторона проблемы: кто из нас знает, на что мы способны в наибольшей мере, кто знает, где наш потолок? В фильме «Как стать счастливым» главный герой - изобретатель, создавший прибор, позволяющий определить, в какой области у человека максимально развиты способности. Он становится учителем школы, которая начинает выпускать в большом количестве выдающихся людей: музыкантов, спортсменов, рабочих-рекордсменов, изобретателей и т.д. Но эта фантастика еще далека от реальности. По оценке Маслоу, только немногие (менее 1%) людей достигают самореализации. Этому препятствует две группы причин: 1) незнание людьми своих возможностей; 2) препятствия со стороны среды не только в реализации, но даже в их осознании.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!