Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,



2. и чтобы нам избавиться от беспорядочных 1) и лукавых 2) людей, ибо не во всех вера.

Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое принял от нас,

Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,

Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, -

Не потому, чтобы мы не имели власти, но, чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся;

Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его;

Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь – со всеми вами!

17. Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

III. Часть третья – нравоисправительная – гл. 3-я.

       Нравоисправительные уроки начинаются с 6-го стиха, а в 1-5 ст. Св. Апостол помещает мысли, как бы заканчиваюшие его послание: прошения, надежды и благожелания. Как думают Св. О. – толковники, он сделал так для того, чтобы смягчить сердца обличаемых и сделать их восприимчивыми к его урокам. (Злат.).

       1. Заключительные: прошения, надежды, благожелания – III , 1-5.

       Глава 3

        ст. 1-2. Св. Павел просит Солунян молиться за успех проповеди его о Христе Иисусе, дабы слово Господне, заповеданное Апостолам Господом (1 Сол. II, 13), подобно реке многоводной, распространялось беспрепятственно (2 Тим. II, 9)? Распространялось повсюду и прославлялось: 1) и внешне – знамениями и чудесами (Мр. XVI, 20) и, главное, 2) внутренне – принятием слова и благодатным возрождением принявших, подобно тому, как было в Солуни. Просит Св. Павел молиться и о том, чтобы Господь избавил его и его проповедь от беспорядочных – упорных крикунов, не внимающих никаким резонам, но своим криком и шумом только противодействующих делу проповеди Апостолов (Деян. XVIII, 12 и дал.). Ибо не все веруют в слово Господне.

       3. Много таких было везде, были они и в Солуни. В утешение Солунянам Св. Павел говорит, что Господь, избравши их ко спасению, не оставит их и теперь. Он, «начавший, будет и совершать» (Фил. I, 6) – утвердит их силою Своею во всяком слове и деле благом (II, 17) и сохранит от лукавого, от дьявола, который учит всякому злу или сам непосредственно или чрез злых и лукавых людей. И далее (ст. 4) прибавляет:

       4. Что в деле спасения зависит от Господа, то, несомненно, будет свершено Им в вас, только под условием, если вы всегда будете творить святую Его волю, сообщенную вам чрез нас, как это вы до сего времени делали.

       5. Чего ожидал Св. Павел для Солунян от Господа и от них для Господа, о том и молится теперь. Именно, дабы Господь сохранил их твердыми в вере – просит даровать им терпение Христово, какое показал Сам Христос при спасении нашем; а, чтобы Солуняне по-прежнему исполняли открытую им Апостолами волю Божию – молится подать им любовь Божию – к Богу и ко всему Божественному, ибо в любви – исполнение закона и прочность самого терпения, дабы они были не внешне только исправны и стойки, а внутренне, в самой глубине души.

       2. Речь нравоисправительная – III , 6-15.

       Главный недостаток Солунян, замеченный Апостолом – была праздная, суетная и тунеядная жизнь некоторых из них. Апостол укорил их за это и в 1-м своем послании – IV, 11; V, 14; но они, видимо, не исправились, поэтому укоряет их и теперь, но уже гораздо резче, чем в 1-м. Ход его мыслей здесь такой:

       А) Высказывает общий закон христианского поведения (6).

       6. Закон этот Апостол дает от имени Господа Иисуса Христа для поддержания христианского благоповедения. Кто не будет так жить, от того должно отлучаться, как от не принадлежащего обществу верующих: завещеваем – слав.: «повелеваем» - властью Господа Иисуса Христа, нам данною для устроения Его царства на земле, удаляться – слав.: отлучаться – (не самим только не следовать его примеру, но и его самого отлучать от общения с братию) – всякого брата христианина, живущего не так, как Апостол установил жить и вести себя, а по своему произволению – бесчинно.

       Б) Высказав общий закон, Апостол прилагает его к Солунским отступникам от него, но не сразу, а сначала разъясняет виновность их (7-10).

       а) Ибо пример Апостола говорит о другом (7-9).

       7-9. Сами знаете, говорит он, что вы, как ученики наши в христианстве, должны подражать в своей жизни, как и мы – Апостолы, подражаем Христу (1 Кор. XI, 1). Но мы, живя у вас, не бесчинствовали, т.е. не нарушали порядка, установленного нами у вас для христианской жизни, не тунеядствовали, не ели хлеба даром ни у кого, а день и ночь, за исключением необходимого отдыха, проводили в труде и подвиге, то уча вас, то работая для своего пропитания, чтобы не быть кому-либо в тягость, если бы жили на чужой счет. Это мы делали не потому, что не имели нравственной власти пользоваться от вас содержанием, ибо и Господь говорит, что, «в доме же том, (где их примут), оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть» (Лк. X, 7, ср. 1 Кор. IX, 14). Но делали так для того, чтобы вы подражали нам в трудолюбии и домоседстве.

       б) И прямая его заповедь (ст. 10) учить иному, чем они делают.

       10. На то дана была и прямая заповедь Апостола: кто не хочет трудится, того не за что и хлебом кормить, если же кто и ест хлеб, то без всякого права на то, или по своему нахальству, или по милости других. И так, труд, телесный ли то, или духовный, неизбежно обязателен для всякого. Кто не хочет трудится, кто бы он ни был, богатый ли то, или бедный «ниже да яст», тот если и ест, ест с насилием совести, с грехом. Но что же? Значит не нужно помогать нищим и ленивцам? На то Апостол дает ответ далее – в 13 стихе, а здесь

       В) определенно указывает порок обличаемых бесчинников (11).

       11. Есть у нас некоторые, говорит Апостол, которые, несмотря на столь обязательные побуждения к доброму поведению, ведут себя совсем не как следует, - они ничего не делают, что положено им делать, им не по душе сидеть за каким-либо серьезным и постоянным трудом, а приятно проводить время в свое удовольствие, это суетящиеся, слав.: лукавнообходящиеся, с греч, все любопытствующие, слоняются по площадям, улицам и домам, все разведывают, подсматривают и сплетничают. Кто они были такие – нищие ли, пренебрегающие трудом рук своих, предпочитая труду тунеядство или, вообще, легкомысленные праздношатаи, из слов Апостола не видно, но видно только, что таковых было много – некоторые.

       Г) Предлагает им исправиться (12).

       12. Желая таких исправить, Св. Апостол увещевает и убеждает именем Господа Иисуса Христа, чтобы они не шатались праздно там и сям, а сидели бы дома за работою, у кого какая есть, и при том не в шуме, - суетливости и болтовне, а серьезно – в безмолвии и сосредоточенности и чрез это не жили бы на чужой счет, а посильно руками своими добывали бы себе пропитание. Но все-таки надо оказывать милостыню и им (13).

       Д) Апостол заповедует исправным христианам Солуня не скучать, не тяготиться, не изнемогать «добро творяще», разумея под этим их благотворительность к неисправным.

       13. В самом деле, праздно живущие – тунеядцы – могли даже невольно навести на тяжелые мысли – за что и почему одни, в поте лица, добывающие себе хлеб, должны делиться им с не хотящими ничего делать? Св. Павел как бы в утешение труженикам и говорит: - вы, оказывавшие доселе благотворение, даже и этим тунеядцам, привыкшим есть чужой хлеб, не отставайте от такого образа действия, не изменяйте такого отношения к ним, продолжайте благотворить им, не скучая и не тяготясь тем и не допуская мысли, будто добро ваше тратится даром. Нужду надобно видеть в просящих, а не обращать внимания на их неисправность. А тунеядцев Апостол исправляет иным способом.

       Е) А, неисправных надо карать, но как? (14-15).

       14-15. Каким же способом Апостол вразумляет тунеядцев? Если они не вразумятся его посланием, то он делает такое распоряжение настоятелям: иметь их на замечании – доложить об них ему посланием, конечно, с поименованием их для дальнейших распоряжений, а самим исправным не сообщаться с ними – чуждаться их, но без неприязни и негодования, а для вразумления их, как братьев, давая знать им, что они своим поведением срамят христианское общество, долженствующее быть чистым и святым во всех своих членах и во всех отношениях.

       З) Заключительные благожелания и молитвы, и указания особых примет писанных Апостолом посланий (16-18).

       16. Чтобы не было пререканий по поводу его распоряжений относительно праздных тунеядцев, Апостол молит Бога мира дать им мир всегда во всем, - устранить всякие поводы к раздору – в словах и действиях, и чтобы Господь пребывал со всеми ими и с Ним умножалось всякое благо среди них во спасение.

       17. «Приветствием» Апостол называет благословение и молитву, выраженную в следующем стихе. Апостол пишет сам, своею рукою Павловою и обещает впредь писать ею в каждом послании. Это – в предотвращение обмана подлогом. Он как бы так сказал: в каком послании эти слова молитвы (18) окажутся написанными не моею рукою, то – не мое. А чтобы вам безошибочно было проверить это, вот вам почерк моей руки: пишу я – так.

       18. Этими словами Апостол будто хотел выразить такое благожелание Солунянам, - если пребудет с вами благодать, спасающая нас, то она уврачует все ваши немощи, ибо такова сила благодати. Благодать обитает в душах, благодушных, исполненных простой веры и братолюбия. Да даруется возможность и нам иметь такие души, чтобы и нам быть отовсюду охраняемыми благодатью Господа Нашего Иисуса Христа, принявшего нас в число верующих и приведшего ко Отцу во Св. Духе (Феофилакт Болгарский).

       1) Слав.: «злых», с греч. – нелепый, бестолковый, не умеющий действовать сообразно с обстоятельствами времени и места, упорный крикун.

           2) Слав.: «лукавый»; с греч. – хитрый, злонамеренный.

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!