Третье благовестническое путешествие Св. Апостола Павла.



(Деян. XVIII, 23; XXI, 16).

    Пробывши некоторое время в Антиохии, Св. Павел в сообществе Тимофея, Тита, а, может быть, и Гая, Аристарха и Ераста, предпринял третье свое благовестническое путешествие сухим путем, чтобы сначала посетить и утвердить уже основанные им Церкви, а потом посетить и Ефес, как он обещал (Деян. XVIII, 21). Пройдя чрез Киликийские ворота Тавра, он пошел по восточной части Малой Азии, утверждая на своем пути Церкви Галатии и Фригии. В Галатии он заповедал каждый воскресный день производить сбор для бедных Иерусалимской церкви (1 Кор. XVI, 1-2). Он нашел так же необходимым сделать Галатийским христианам некоторые серьезные внушения. И хотя тогда еще не было к них прямого уклонения от преподанного им учения, однако он заметил некоторое ослабление того пылкого рвения, с которым он принят был в первый раз этим славным, но несколько легкомысленным населением (Гал. IV, 14-15). Позаботившись, таким образом, об утверждении заложенного ранее основания Галатийской Церкви, Св. Павел спустился с Фригийских возвышенностей и вступил в Ефес, великую столицу проконсульской Азии, складочного места товаров востока и запада.

       Благовестническая деятельность Св. Апостола Павла в Ефесе (Деян. XVIII , 24; XIX , 40; 55-59 гг.).

       Ефес был третьей столицей и новым исходным пунктом христианства. В Иерусалиме христианство родилось в колыбели иудейства; Антиохия была исходным пунктом христиан из язычников; Ефесу суждено было стать свидетелем полного развития христианства и окончательного сочетания его разрозненных элементов – Иудеев и эллинов в труде Св. Иоанна Богослова, Апостола любви.

       Ефес находился верстах в двух от Икарийского залива, в великолепной луговине. Здания его гнездились у подошв гор Кореса и Приона Гавань его была одна из самых защищенных и удобных на Средиземном море для кораблестроения, посещалась множеством кораблей со всех концов мира. Ефес находился на встречном пункте больших дорог и к северу, и ко всей внутренности материка. Озера и реки кругом его изобиловали рыбой и, при здоровом воздухе и несравненном местоположении, население его было разнообразное и огромное. Рынки его, блиставшие произведениями всемирного искусства, были своего рода базарными центрами Азии. Вместе с тем Ефес был столько же богат и обширен, сколько и славен, - весь берег Малой Азии и, особенно, Ефеса во всех отношениях был седалищем лучшей эллинской культуры и многих эллинских философов. Но главною гордостью Эфеса и одним из чудес тогдашнего мира был храм Артемиды Ефесской. Он окружен был 120 мраморными колоннами, украшенными резьбой и живописью лучших греческих художников. У передней стены храма стоял огромный жертвенник, за ним, за пурпуровой завесой, скрывался во мраке самый идол Артемиды: безобразная фигура, закутанная в роде мумий, покрытая чудовищным нагрудником, с трезубцем в одной руке и с дубиной в другой. Но самое безобразие идола увеличивало суеверный страх к нему на статуе богини начертаны были какие-то таинственные слова, которым придавалось волшебное значение. Под покровом такого культа процветало суеверие всякого рода. Ефес по преимуществу был городом астрологии, волшебства, причитаний, амулетов, заклинаний и чародейственного шарлатанства всякого рода. С другой стороны, культ Афродиты – богини плодородия, был культом чувственности – сладострастия; а около храма ее, как храма убежища, поселилась всякая мерзость языческая – убийцы, воры и т. под., преследуемые законом *).

       Таково было поле, на котором Св. Павел видел духовными очами, что для слова его в Ефесе «отверста великая и широкая дверь», хотя и «противников много» (1 Кор. 16, 9).

       Как мы видели, Св. Павел в конце своего 2 благовестнического путешествия, на пути из Коринфа в Иерусалим, посетил Ефес, и в синагоге возвестил Иудеям о Христе Иисусе. Но, спеша в Иерусалим на праздник, не смотря на просьбы иудеев поучить их еще и в следующую субботу, оставил здесь Акилу и Прескиллу, а сам ушел в Иерусалим (Деян. XVIII, 21-22). После него пришел в Ефес из Александрии красноречивый муж - иудеянин, Аполлос, наставленный в вере Акилою и Прескиллою. Все они продолжали проповедь в Ефесе Св. Павла и образовали здесь христианскую общину. Впрочем, эта братия Ефесская была только подготовлена к принятию христианства: они крестились крещением Иоанновым, а о Духе Святом и Его благодатных дарах некоторые из них и не слыхали совсем. Пришедши в Ефес, Св. Павел нашел таких человек 12 и объявил им, что крещение Иоанново только преддверие в царство Божие. Дверь же в Него есть крещение во имя Господа Иисуса, а совершение сынов Царствия – благодать Св. Духа. Приняв с полною верою слово Апостола, они крестились христианским крещением и, по возложении на них рук Апостола, приняли наитие Св. Духа и стали говорить иными языками и пророчествовать (ст. 2-7). После этого Св. Павел три месяца учил о Христе иудеев в их синагоге. Но успеха было мало. Иудеи, споря с ним, ожесточились против него и святого учения и поносили путь Господень. Поэтому Св. Павел оставил синагогу, отделил уверовавших и перешел к язычникам с Евангельскою проповедью, которую и предлагал каждодневно в училище некоего софиста Тиранна (ст. 8-9). Два года учил здесь Св. Апостол. Его слушали иудеи и Эллины, местные и пришлые, близкие и далекие, так что большая часть жителей Азии слышали проповедь Евангельскую о Господе Иисусе. Церковь Божия пустила широкие ветви (ст. 10), ибо «Бог творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (ст. 11-12). И славилось имя Господа Иисуса, Св. Павлом проповедуемое; так что некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: «заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует» (ст. 13). Может быть, некоторое время они и имели успех (ср. Лук. 9, 49), но потом следовало показать всем, что в области Божией не слова и имена страшны демонам, но дух веры, с которым оно произносятся. Почему однажды бес, которого старались выгнать заклинатели именем Иисуса, сказал им: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, изодрал одежду на них, избил их, так что они нагие и избитые выбежали из того дома (ст. 15-16). Когда весть об этом разнеслась между иудеями и греками, напал на всех страх «и величаемо было имя Господа Иисуса». После этого обаяние чародейства умалилось и чернокнижничество утратило цену. Сами чернокнижники, собрав волшебные книги свои, сожгли их пред всеми; цена их книг на наши деньги равнялась 12500 руб. золотом (1912 год). «С такою силою возмогало и возрастало слово Господне!» (ст. 17-20)

       Но «сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Сам проповедник слова Божия, Св. Павел, в Ефесе, как, впрочем, и везде, имел множество врагов, терпел всевозможные бедствия: уча со слезами день и ночь (Деян. XX, 19); он испытывал множество искушений от язычников, для которых проповедь о Распятом была «безумием» (1 Кор. I, 23), но, особенно от иудеев, соблазняющихся проповедуемым им Мессией-Христом-Иисусом. Вовремя, по-видимому, самого блестящего успеха его проповеди, он сам среди людского безумия находился с висящим над головою смертным приговором. Бесприютный, гонимый, терпя голод, жажду и недостатки в одежде, он был поносим и злословим и, как сор для мира, был попираем всеми (1 Кор. IV, 8-13; 2 Кор. IV, 8-9). Он был как бы на арене в борьбе с дикими зверями, каждую минуту ожидая себе смерти; он уже был приговорен к смерти (Рим. VIII, 36; 2 Кор. IV, 8, 11. 23 и др.). Все это он сам говорил о себе. Удивительно ли, если он нашел себя вынужденным сказать, что если бы такова была вся жизнь христианина, без надежды на будущее воздаяние, то он был самым несчастным из людей (1 Кор. 19).

       Много противников было у Св. Павла, но самыми опасными для дела проповеди и самыми жестокими лично по отношению к нему были иудеи. Он как бы жалуется Солунянам на «своих сродников по плоти» - иудеев, говоря, что «они убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, они препятствуют нам проповедовать Евангелие язычникам, чтобы они спаслись» (1 Сол. 2, 15-16). И, действительно, большинство иудеев, рассеянных между всеми народами, сначала по-видимому, внимательно слушали проповедь Св. Павла о Христе, а потом отворачивались от нее, вступали в спор с Апостолом, ожесточались и мстили ему или сами, или подучая и вооружая против него язычников – народ и начальство. Но что замечательно, даже принявшие христианство иудеи вооружались против Св. Павла и его Апостольского дела – основанных им церквей, стремясь разрушить их.

       Еще на Соборе Апостольском в Иерусалиме, как мы видели, некоторые фанатики иудействующие настойчиво говорили, что «должно обрезывать язычников», принимающих христианство, и «заповедовать им соблюдать закон Моисеев» (Деян. XV, 5). Хотя Собор Апостольский постановил не возлагать на язычников ига закона Моисеева (ст. 28), но они остались верными своему убеждению, и, считая Св. Павла противником их убеждений, как бы поклялись в душе разрушить дело его и мстить ему самому всякими способами. Для этого они шли по следам Св. Павла языков, вторгались в основанные им церкви и смущали умы христиан своим лжеучением. Так, они вторглись в церковь Галатийскую и поколебали основу ее, что единственное спасение в вере в Господа Иисуса Христа, а не в делах закона. Весть об этом принесена была кем-то в Ефес, вскоре после прибытия его сюда, и побудила его тотчас же уничтожить зло посланием.

       *) У Феррара – Жизнь и Труды Св. Ап. Павла.

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!