Часть первая защитительная (1, 6-11, 21).



       Св. Павел доказывает Божественное происхождение своего Апостольства.

       Иудействующие лжеучители говорили Галатийцам, что:

Учение Св. Павла много разнится в существенном от учения столпов Церкви – Петра, Иакова, Иоанна; следовательно, оно не есть истинное.

Что Св. Павел не имеет Божественного призвания к Апостольству, - он не Апостол – самозванец, и

Что он научился истинам христианским от людей.

       Апостол Павел доказывает несостоятельность таких клевет на него.

       1) (Сначала говорит, что учение его – истинное учение, следовательно, Апостольское, п. ч. Истинное учение м. б. только одно, т.е. от Бога –Апостольское (I, 6-10).

       6. Св. Павел обращается прямо к Галатам с словом укора, тогда как в других посланиях сначала хвалит тех, к кому пишет, за принятие веры и успехи в ней, хотя и те бывали в чем-нибудь неисправны. Но какая же может быть похвала тем, кто отпадает от веры? Другие Церкви, хотя и являлись несовершенными, но твердо держали веру, а эти, изменив вере, уничтожили в себе самое дорогое. Дивлюсь, понять не умею, говорит он, изумляет меня эта неожиданность, - ваше изменение и отпадение от веры. Ожидать этого нельзя было и потому, что вы с таким жаром приняли веру, и потому, что испытали уже спасительные плоды ее. Давно ли я был у вас и видел, что вы стоите на добром пути, - вы шли хорошо. Как же так скоро склонились на лжеучение, - пошатнулись к верности Евангелию – переходите к иному благовествованию и от кого же? – от Бога Отца, призвавшего вас в Царство благодати – Сына Своего Иисуса Христа (ср. Рим. 8, 30; Сол. 2, 12; 5, 24; 2 Сол. 2, 14; 1 Тим. 1, 9 и др.). Пришедшие к вам лжеучители предлагают вам иное – свое благовествование, свое Евангелие, как истинное, к которому и влекут вас.

       7. Но другого истинного Евангелия нет, кроме того, которое благовестили Апостолы и Св. Павел; учение же лжеучителей не истинное Евангелие, а извращение Евангелия. Пришли они к вам, говорит он, внушили ложные мысли о спасении и тем смешали ваши понятия, возбудили опасения, затмили ум ваш, а вы стали видеть истину там, где были только ложь и обман, цель же их та, чтобы извратить Евангелие Христово.

       8-9. То Евангелие, которое я благовестил вам, говорит Св. Павел, одно есть истинное и непреложное, как откровение Господа, и никто из существ небесных ли –Ангелы, или земных – мы, Апостолы, не можем ничего изменить в нем, учить не тому, чему я научил вас, изменить безнаказанно от Бога: покусившийся на это будет «анафема» - отлученный от общения с Богом и жизни Его. Это Св. Павел говорил им лично, а теперь повторяет письменно, чтобы они хорошенько запомнили и остерегались лжеучителей.

       1) Анафема – озн.: А) вещи, посвященные Богу, и потому неприкосновенные (Лев. 27, 21; I. Нав. 6, 18-19); б) вещи или лица, осужденные на смерть, как мерзкие пред Богом (Втор. 7, 25, 26; I. H. 4, 18-19). В последнем значении – отчуждения от общества людей Божиих, слово «анафема» употреблялось евреями во времена Ап. Павла.

10. У людей ли я ныне ищу благоволения 1), или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа.

Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее,

И преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

Открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

           

       10. Могли сказать – Евангелие само в себе неизменно, но убеждения-то самого Апостола Изменчивы: он, применяясь к людям, в одном случае так говорит и действует, в другом – иначе. Св. Павел как бы так отвечает на это: после таких моих речей, определяющих анафему тому, кто изменяет Евангелие, или что-нибудь в Нем, судите сами, могу ли и сам я быть изменчивым ради угождения людям? Если бы я старался и учить, и делать в угоду людям, я бы и рабом Христовым не сделался, - не обратился бы ко Христу, не был бы призван Им к Апостольству; Евангелие и в моем учении так же неизменно, как неизменно оно само в себе. Правда, Св. Павел говорит о себе в других посланиях: всем угождаю (1 Кор. 10, 33), и всякому христианину советует угождать ближнему (Римл. 15, 2), но в этих и подобных словах Св. Павел выражает ту мысль, что для спасения людей он, применяясь к ним, употреблял все способы и приемы (1 Кор. 9, 22). Не истину он менял, применяясь к людям, а способы свои и приемы, чтобы люди удобнее приняли единую для всех истину. Доказав первую, как бы вводную, но вместе с тем и основную мысль, Апостол прямее переходит к защите своего Апостольства.

       2) Он есть истинный Апостол Христов. (I, 11 – II, 21).

           Пришедшие к Галатам лжеучители, чтобы успешнее совращать, унижали в глазах их истинное Апостольство Св. Павла, говоря, что он Самого Господа не видел, а научился Евангелию от других Апостолов, а потом отступил от них и, составив свое учение о ненужности закона Моисеева, стал учить не согласно с ними. Для того же, чтобы прикрыть свое отступление от их учения, - бывая в Иерусалиме с другими Апостолами, он учил и действовал так же, как и они, - лицемерил пред ними. Против таких ложных внушений Св. Павел в начале и обращает свою речь, потому что эти клеветы, заложенные в душу Галатов, мешали бы им правильно понять предлагаемое далее учение о спасении. Он говорит: А) что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, и не сам он придумал его, а научен ему Самим Господом (ст. 11-16); Б) что от других Апостолов, или вообще верующих, научиться этому Евангелию он не мог, как видно и из обстоятельств его жизни, а все-таки Евангелие его принято и Апостолами и церковью, след., оно – истинное (ст. 17-24); В) что учит он нисколько не разно с прочими Апостолами, - они сами дали ему и Варнаве согласие на это учение (II, 1-10); Г) что он нисколько не применялся к другим, напротив, прямо пошел против Петра, когда увидел, что тот действует не согласно с Евангелием (II, 11-21), Все это он делает с той целью, чтобы восстановить в сердцах Галат убеждение, что Евангелие, им проповеданное, есть Богом откровенное ему и потому непреложно истинное и изменяемо быть не может (Злат.).

       А. О непосредственном откровении Евангелия Св. Павлу Самим Господом ( I , 11-16).

       Что Св. Павел непосредственно от Самого Господа принял откровение Евангелия, это он доказывает: а) своими личностью, совестью, честью (сказую… 11, 12) и подтверждает свидетельством других, которые могут подтвердить внезапность его перемены из гонителя в защитника (13-16) Христова Евангелия.

       а) 11-12. Св. Павел своим Апостольским авторитетом: «возвещаю» (слав. – сказую) (ср. 1 Кор. 15, 1 и д. сравн. 2 Кор. 13, 3; Гал. 2, 20) удостоверяет Галатийскую братию, что, то Евангелие, которое он благовествовал им, не есть человеческое, не под силу человеку, и ожидать нельзя, чтобы человек умом своим мог придумать его. Но оно не только не человеческое измышление, но и, будучи Божественным, дошло до него не чрез какого-либо человека, а он, как и прочие Апостолы, самовидцы, прямо получил его и научился ему от Самого Господа Иисуса Христа чрез откровение. Когда были эти откровения Евангелия Св. Павлу, он здесь не говорит, но в других посланиях он говорит, что восхищен был до третьего неба и слышал там глаголы (2 Кор. 12, 4); о втором пришествии Христовом он говорит словом Господним (1 Сол. 4, 15); о тайной вечери, говорит так, как принял сам от Господа (1 Кор. 11, 23). Судя поэтому и там, где он пред изложением существа Евангелия говорит: «что сам принял» (1 Кор. 15, 3*), надо разуметь, что это он принял от Господа. Все такие указания обязывают нас признать, что все Евангелие, во всем своем составе, было открыто Св. Павлу непосредственно Самим Господом, и что, следовательно, он есть полный непосредственный ученик Господа, как и все первейшие Апостолы – «самовидцы».

       б) Другое, более осязательное доказательство того, что Евангелие, им возвещаемое, получено им свыше, Св. Павел берет из той резкой нравственной перемены, которая произошла с ним после его обращения, и обстоятельств, сопровождавших его. Галатийцам известно, что он, будучи ревностным иудеем, был жестоким гонителем Церкви Христовой, за что пользовался в Иерусалиме почетом больше других своих сверстников; и вдруг всем этим пренебрег и стал сильным ревнителем христианства, проповедником Евангелия, которому он ни у кого из людей не учился. Очевидно, и нравственная перемена, и знание Евангелия даны были ему свыше.

       13-14. В молодости своей (лет 20 тому назад) я был говорит, слишком враждебно настроен к христианству, и, как лютый разбойник какой, жестоко гнал, стремился разрушить всю Церковь Христианскую, Богом созидаемую, преследуя и уничтожая членов ее; так что слух об этом дошел и до вас. Что же побуждало меня так жестоко гнать христиан? Не человеческие какие побуждения, но единственно глубокое, хотя и ложное убеждение, что христианство противно закону нашему и Богу. Я тщательно изучил иудейство с внешней и внутренней его стороны – историю, закон и предания старцев, считал их совершенными и пылал даже неумеренною ревностью охранить их от повреждений. В этом отношении я преуспевал более многих моих сверстников из иудейского народа. Считая христианство противным отеческим моим преданиям и Самому Богу, я и стремился уничтожить его и тем сделать угодное Самому Богу. Вот чем я был! Можно ли было ожидать, судя по-человечески, что я легко оставлю свои глубокие иудейские убеждения и перейду на сторону христианства. Эту перемену произвел в нем Бог.

       15-16. Бог предвидел, что Св. Павел будет «Его избранным сосудом, чтобы возвещать Его Имя пред народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15), поэтому «избрал его от утробы матери его», - как бы наметил его Себе. Но до определенного времени Господь попустил ему собственными силами увидеть горький путь иудейских заблуждений (см. Римл. 7, 7-25). Когда же настало время, предопределенное призвать, Он благоволил призвать его, - обратил чудесно к Себе на дороге в Дамаск. И Савл – гонитель христиан – стал в Дамаске христианином. Но чтобы быть ему Апостолом, ему нужно было познать Христа и Его Евангелие. И Бог открыл ему Сына Своего в нем, - в духе его, его духовным очам, которыми он узрел Его, узнал от Него Его Евангелие и получил от Него свое призвание к Апостольству во языках (Мф. 16, 17; 1 Кор. 2, 9-13). Начало этому положено было в Дамаске, продолжено в Аравии и завершилось во храме Иерусалимском во время «исступления» Св. Павла (Деян. XXII, 17, 18, 21). Так, чудесно получивши призвание и откровение Евангелия от Самого Господа Христа, Св. Павел, очевидно, не имел никакой нужды заимствовать его от кого-либо из людей: не стал тогда же советоваться с плотью и кровью (с людьми), а тотчас же начал в Дамаске проповедовать Христа, как Сына Божия, и все слышавшие дивились такой внезапной перемене и славили Бога. (Деян. 9, 20-21).

       1) Сл.: «препираю»; - греч. Слово значит: убеждаю, привлекаю на свою сторону разными способами, обольщаю, спорю, или защищая свое убеждение, или ища похвалы у людей.

           *) Слав.: «еже и приях».

17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне 1) Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться 2) с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!