От моды к моде : содержание и природа модных изменений 13 страница



1 Вполне очевидно поэтому, что тиражирование отнюдь не равно эпигон­ству: одно дело — подражательное и неоригинальное произведение, другое — тиражированный шедевр.

104

Именно это последнее обстоятельство позволяет успешно работать над тем, чтобы подлинные ценности как созданные в прошлом, так и формирующиеся на наших глазах, не замыкались ни на верхних, труд­нодоступных и малопосещаемых этажах куль туры, ни на нижних, а жи­ли полноценной жизнью повсеместно. И тогда, возможно, в рассуж­дениях теоретиков культуры «верх» не будет выглядеть столь недосягаемо высоким, а «низ» —- таким непотребно низким, какими они часто вы­глядят сегодня.

3. Мода и массовые сообщества (конгломерат, толпа, публика)

Массовый характер процессов материального и духовного произ­водства, их результатов, распространения и усвоения обусловил не только необходимость, но и возможность возникновения, развития и функционирования моды в качестве реального регулятора поведе­ния широких социальных слоев. Именно вследствие массовости су­ществует определенная избыточность культурных образцов, без кото­рой невозможны изменения в сфере модных стандартов и объектов. Эта избыточность обусловливает ассимиляцию извечного игрового начала модой в качестве одной из ее «внутренних» ценностей. Расши­рение масштабов массового взаимодействия людей (прямого и косвен­ного) стимулировало усиление значения другой ценности — демонст­ративности, которая ранее была включена в регулятивный механизм обычая. Обе ценности претерпели, естественно, существенные изме­нения в структуре моды. Подрывая традиционализм и культурный изо­ляционизм, массовость способствовала возникновению и утверждению таких «внутренних» ценностей моды, как современность и универсаль­ность.

Итак, модное поведение — это разновидность массового поведения, мода неотделима от массы и массовой культуры. Но что такое, соб­ственно, «масса», вызывающая столь сильное отвращение у многих искусствоведов и литературоведов в тех случаях, когда это понятие оказывается рядом со всеми ценимым понятием «культура»? В исто­рии социальной мысли существует немало попыток ответа па этот вопрос'.

' Ашии Г. К. Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового об­щества» // Массовая культура — иллюзии и действительность. — М., 1975. — С. 28-51.'

105

Термином «масса» обозначают и структурированные, зачастую орга­низованные большие социальные группы (классы, слои и т. л.), и раз­нообразные стихийно формирующиеся множества людей. Отличитель­ные признаки массы хорошо описаны Б. А. Гришиным; в частности, они характерны и для массы как совокупности участников моды. К этим признакам относятся:

1) статистический характер общности:

2)стохастический (вероятностный) характер общности: «вхожде­ние» индивидов в состав общности носит неупорядоченный, слу­чайный характер;

3) ситуативный характер существования общности: неопределенный количественный и качественный состав, «размытость» (откры­тость) границ, неразрывная связь с конкретным видом деятель­ности;

4) явная разнородноеть состава общности, ее тшегруштовая пли меж­групповая природа'.

Можно выделить три разновидности массы участников моды, обла­дающей отмеченными характеристиками. Это конгломерат людей, толпа и публика.

Конгломерат представляет собой кратковременное аморфное мно­жество людей, связанных между собой только близким расположени­ем в физическом пространстве без какого-либо иного объединяющего начала. Примером такого множества могут служить прохожие па опре­деленном участке городскою пространства или пассажиры в город­ском транспорте. Конгломераты — наиболее универсальный вид мас­сового сообщества, существовавший и существующий всегда и везде, хотя масштабы, количество и плотность конгломератов в целом небы­вало увеличились в связи с процессами массовизации.

Общение в конгломератах способствует расширению круга привер­женцев определенных модных стандартов, ускоряет распространение и принятие одних стандартов и соответственно отказ от других, сти­мулирует активность участия в моде. Однако, поскольку обмен сооб­щениями в конгломератах носит мимолетный и поверхностный ха­рактер, этот вид массовых сообществ не может, разумеется, играть

1 Массовая информация в советском промышленном городе / Под ред. Б. А. Грушипа п Л. А. Опикова. — М, 1980. - С. 32 - 34; Гришин Б. Л. Массовое сознание. - М., 1987. - С. 211-212.

106

решающей роли в процессе модной коммуникации, т. е. в распростра­нении модных стандартов. Их роль состоит главным образом в под­креплении и стимулировании информации о модных стандартах, уже функционирующей и распространяющейся по иным, более эффектив­ным каналам коммуникации.

Толпа представляет собой относительно кратковременное, внутрен­не не организованное скопление людей, объединенных пространствен­ной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной об­щностью. В социальной психологии имеется множество типологий толпы. По характеру осуществляемого поведения выделяют, в частно­сти, следующие четыре типа толпы:

1)случайную;

2) экспрессивную (множество люде]'!, совместно выражающих ра­дость, горе, гнев или протест);

3) конвенциональную, поведение которой изначально строится на основе явных или подразумеваемых условных норм;

4) действующую.

Последнюю, в свою очередь, делят на повстанческую, агрессивную, спасающуюся, стяжательную и экстатическую '.

Попятно, что указанное разделение носит условный характер; в дей­ствительности одни типы толпы могут превращаться в другие, частич­но они пересекаются друг с другом. Так. очевидно, экстатическую тол­пу с не меньшим основанием можно рассматривать и как разновидность экспрессивной толпы.

Как отмечает Ю. А. Шерковин, «психическое состояние индивида в тол­пе изменяется в сторону:

1) повышения эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;

2) повышения внушаемости и соответственного уменьшения степе­ни критического отношения к самому себе и способности рацио­нальной переработки воспринимаемой информации;

3) подавления чувства ответственности за собственное поведение;

4) появления чувства силы и сознания анонимности»2.

' Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного п К). Л. Шерковина. - М., 1975. - С. 289-290. 2 'Гам же. - С. 288.

107

Относительная слабость нормативной регуляции и внутренних орга­низационных начал в толпе ' компенсируется деятельностью ее лиде­ров или каким-либо внешним событием, привлекающим к себе вни­мание всех участников толпы.

Преднамеренно или непреднамеренно лидеры и события, привле­кающие внимание, таким образом, являются для толпы объединя­ющим фактором.

В случае, если модные стандарты исходят непосредственно от со­бытия или лидера (например, во время разного рода фестивалей или уличных концертов), они сами по себе служат для толпы сплачива­ющим фактором. Прямое или косвенное участие в событии, идентифи­кация с лидерами способствуют усвоению модных стандартов, интен­сифицируют процесс приписывания модных значений. Но и в толпах, объединяемых внемодцыми факторами, процесс модной коммуника­ции имеет место. Названные особенности поведения индивидов в тол­пе: повышение эмоциональности, внушаемости и т. д., — оказывают воздействие на общее принятие определенных модных стандартов, их распространение не только от события или лидеров к основной массе участников толпы, но и от одних участников к другим. Важное значе­ние имеет и взаимное стимулирование в толпе, осуществляемое в раз­личных формах, носящих характер ритуала: аплодисменты, возгласы одобрения и т. п.

Относительная простота и легкость модной коммуникации в тол­пах обусловлены такими факторами, как простота формирования тол­пы, ее «открытость» и возможность быстрой смены участников, не-

' Начиная с Г. Лебоиа и С. Стеле, в социологии и социальной психологии существует традиция трактовки толпы как сугубо иррациональной, стихий­ной и разрушительной силы, направленной против социального порядка во­обще и пробуждающей в человеке всякого рода низменные инстинкты. Одна­ко впоследствии эта трактовка стала все чаще отвергаться социологами, социальными психологами и историками, отмечавшими тенденциозный ха­рактер подобных воззрений, их несоответствие социально-исторической дей­ствительности. Научный анализ этого вида массового сообщества обнаружи­вает, что: 1) агрессивный и иррациональный характер присущ далеко не всем типам толпы: 2) он не столько проистекает из сущности толпы как таковой, сколько бывает подготовлен более глубокими и масштабными социальными процессами, предшествующими формированию таких сообществ; 3) толпа — хотя и не институциональное по своей природе, но отнюдь не «безнормное» образование; 4) толпа зачастую выступает как фактор не разрушения, а под­держания социального порядка.

108

посредственность и плотность физического контакта между индиви­дами в толпе, наконец, множественность толп. Внутри толпы роли уча­стников жестко не фиксированы. «Актеры» и «зрители», «подражате­ли» и «подражаемые» постоянно меняются местами или одновременно выступают в качестве отправителе]"] и получателе]"] «сообщений»: мод­ных стандартов и включенных в них объектов.

Конгломераты и толпы в истории существовали, разумеется, всегда и везде. Новым историческим явлением, связанным с описанными выше процессами массовизации. стало развитие и широкое распрост­ранение такого вида массы, как публика. В функционировании пуб­лики феномен массовости получил одно из наиболее полных выражений, приобрел небывалый прежде масштаб, без которого возникновение и развитие моды как социально значимого явления были бы невоз­можны.

Широкое развитие различных видов публики составляет характер­ную черту Нового и новейшего времени. Прав был поэтому /'. Тард\ критикуя воззрения Г.Лебона: «Я не могу... согласиться с Лебоном, что наша эра — "эра толпы"; это эра публики или публик, что не одно и то же» 2.

Публика как разновидность массы в сравнении с толпой представ­ляет собой в целом более устойчивое, менее эмоциональное и ситуа­тивное образование. Она формируется и объединяется явлениями (событиями, людьми, образцами культуры и т.д.), привлекающими общественное внимание и воспринимаемыми как важные в каком-либо отношении. Эти явления в публике становятся предметом рациональ­ной оценки и обсуждения;!. Таким образом, публика составляет среду, в которой происходит формирование и функционирование обществен­ного мнения. Если размеры толпы ограничены возможностями не­посредственного физического взаимодействия между индивидами, то масштабы публики могут быть сколь угодно большими. Даже форми­рование толпы, казалось бы, сугубо стихийное, зачастую бывает под­готовлено сформировавшейся ранее публикой.

' Он был, вероятно, первым в социальной пауке, кто обратил внимание на фундаментальное значение этого вида массового сообщества в нашу эпоху, связав его развитие, в частности, с революционными изменениями в технике массовых коммуникации.

2 'Гард Г. Социальные этюды — СПб., 1902. — С. 90.

1 Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковпна. - М., 1975. - С. 282-283.

109

Из существующих типологий публики наиболее общий характер носит различение, во-первых, контактной (например, собравшиеся в зале зрители фильма или слушатели оперы) и рассеянной публики (например, читатели газет, телезрители и т.д.)' во-вторых, постоян­ной и случайной публики. В рамках социологии искусства выделяют­ся следующие виды публики:

1) публика в целом;

2) публика события (отдельно взятого конкретного концерта, спек­такля, телепередачи и т. д.);

3) публика цикла событий (фестиваль, цикл телепередач и т. д.);

4) публика определенного произведения, исполнителя, композито­ра и т. д.;

5) публика конкретного учреждения (данной филармонии,оперно­го театра и т. д.);

6) публика определенного института искусства в целом (филармо­нии как таковой, массовых аудиовизуальных средств).

Кроме того, публику делят на потенциальную п актуальную'.

Значение публики в функционировании моды в целом исключитель­но велико и в дальнейшем будет возрастать. В отличие от конгломера­та и толпы публика не только воспринимает, усваивает и распространя­ет модные стандарты, но и формирует их, приписывает им в социально значимых масштабах модные значения. До тех пор пока какой-либо культурный образец не признан в качестве модного публикой, т. е. пока она не признала его в качестве знака модных ценностей, он не может считаться модным.

Модные стандарты в отдельных областях социальной жизни и куль­туры связаны со специфическими публиками. Так, публика, потреб­ляющая и формирующая модные стандарты в области музыкальной культуры, отлична от аналогичной публики в сфере изобразительного искусства, дизайна или художественной литературы. Поэтому участ­ники моды в одной сфере культуры отнюдь не обязательно являются участниками моды в других; в последних их поведение может опреде­ляться иными формами социальной регуляции. «Модник» в одежде, например, может не быть таковым в музыке или художественной ли­тературе. При этом, разумеется, между различными областями куль-

1 Сохор А. Социология и музыкальная культура. — М.. 1975. — С. 154; Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искус­ства. -Л., 1980.- С. 155.

110

туры существуют взаимопроникновение и взаимопересечение публик в процессе функционирования моды.

Принятие публикой определенных стандартов и «внутренних» цен­ностей моды сопровождается дифференциацией на уровне ее «вне­шних» ценностей, так как публика разнородна, а потому приписывает «модам» и «внутренним» ценностям самые разные значения.

Процесс массового создания и распространения модных стандартов и объектов часто, хотя и не всегда, осуществляется специалистами-про­фессионалами. В то же время от имени публики в отдельных областях потребления также выступают профессионалы, эксперты в той или иной области. Возникают особые социально-экономические и куль­турные институты потребления, представляющие публику: художе­ственная критика ', потребительские общества и потребительская экспертиза качества изделий, государственные службы контроля ка­чества п т. д.

Важную роль в формировании публики играют средства массовой коммуникации, означении которых шла речь выше. Средства массо­вой коммуникации выражают устремления различных социальных групп, и контроль над ними одновременно означает влияние на функ­ционирование публики. Ее участники, сколь бы многочисленны и дале­ки друг от друга они ни были, оказываются связанными между собой восприятием, а зачастую в той или иной мере — принятием идентич­ных сообщен и it.

Особое значение для функционирования в публике модного созна­ния имеет феномен новостей. Сама регулярность и частота новостей, сообщаемых газетами, журналами, радио, телевидением, способству­ют распространению и утверждению в массовом сознании не только собственно содержания новостей, но и ценности современности как таковой.

Механизм функционирования новостей во многом подобен меха­низмам модной инновации. Подобно «модам», они, по выражению американского социолога Р. Парка, «представляют собой ожидаемые, но в то же время непредсказуемые вещи»2.

В средствах массовой коммуникации, помимо остальных качеств, новизна, «свежесть» передаваемой информации ценятся сами по себе,

1 Исторически критик выступал первоначально не как представитель осо­бой профессии, а как «первый среди равных» по отношению к остальной ча­сти публики.

- Park R. On social control and collective behavior. — Chicago; L., 1964. — P. 45.

111

и каждая «новая» новость в какой-то мере обесценивает предыдущую. При этом новости поступают не в форме продолжающегося, непрерыв­ного повествования (хотя, в действительности, между ними может су­ществовать теснейшая преемственность), а дискретно, в впдеотдельных «квантов» информации, т. е. точно таким же способом, каким проис­ходит смена модных стандартов.

Синхронное создание и потребление идентичной информации пуб­ликой, образуемой читателями газет, радиослушателями или телезри­телями, теснейшим образом связаны с аналогичным характером созда­ния и потребления в массовом масштабе продуктов материального производства. Модные инновации служат средством компенсации это­го синхронного однообразия, они компенсируют его массовым внедре­нием диахронного разнообразия. Таким образом, происходит своего рода постоянное массовое уклонение от массовых стандартов.

Аналогом новости в товарах широкого потребления является новин­ка. Новости и новинки стимулируют процессы модной инновации, в некоторых случаях они сами становятся модными стандартами и объек­тами. Если новость-событие и новость-сообщение производят наибо­лее сильное впечатление и привлекают к себе на какое-то время наи­более интенсивное внимание значительной массы публики, то они становятся сенсацией.

Процесс распространения информации о модных стандартах и объек­тах средствами массовой коммуникации носит однонаправленный ха­рактер: от коммуникатора (отправителя сообщений) к реципиенту (по­лучателю сообщении). Однако если содержание сообщений непонятно или резко и явно противоречит сформировавшимся ценностным ори-ентапиям публпки-рециппеша, коммуникация неэффективна, если вообще имеет место. Поэтому обратное воздействие публики-реци­пиента на коммуникатора и содержание сообщений весьма велико. Публика в театре выражает свое одобрение пьесе аплодисментами, те­лезрители и читатели газет высказывают своп суждения в письмах и телефонных звонках в студии, редакции и т. д. Но особенно важно косвенное воздействие реципиента на коммуникатора, который стре­мится не только воздействовать на публику, но и найти у нее призна­ние, заранее стараясь и редв! щеть ее реакции и строя свою деятельность в соответствии с ними.

Участники рассеянной публики, воспринимая одну и ту же ин­формацию, зачастую в одно и то же время оказываются вовлеченны­ми в контакт не только с коммуникатором, но и косвенным образом между собой. Кроме того, индивиды испытывают воздействие малых

112

групп (семьи, друзей и т.д.) непосредственно в процессе восприятия сообщении. Наконец, информация о модных стандартах и объектах и стоящих за ними модных ценностях, передающаяся средствами мас­совой коммуникации, передается далее по неформальным каналам, вследствие чего масштабы публики становятся еще более значитель­ными.

Многочисленные исследования в нашей стране и за рубежом свиде­тельствуют о том, что для большинства публики в процессе матери­ального и культурного потребления воздействие неформальных лич­ных влияний, а также производственного коллектива, зачастую более эффективно, чем воздействие средств массовой коммуникации1. Од­нако влияние первых нередко является прямым продолжением влия­ния последних.

В ранних исследованиях публика-реципиент рассматривалась как множество индивидов, не связанных между собой и непосредственно подключенных к средствам массовой коммуникации. В 1940-1950-е гг. этот взгляд сменился (прежде всего в работах П. Ла.шрсфельда и его сотрудников) концепцией «двухступенчатого распространения ком­муникации» ( two- step flow oj communication), согласно которой воздей­ствие средств массовой коммуникации проходит две стадии:


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!