От моды к моде : содержание и природа модных изменений 2 страница



Не будем, однако, злоупотреблять обращением к словарям и энцик­лопедиям. От житейских, повседневных истолкований моды перейдем к научному объяснению. Конечно, как уже отмечалось, полностью уйти от житейского понимания этого явления невозможно, да и не нужно, но несколько отойти от него или подняться над ним, с тем чтобы по­стараться проникнуть в его сокровенную сущность, стоит попытаться. Именно такую попытку мы и предпримем в этой книге.

1 Словарь русского языка: В 4 т. — М, 1982. — Т. 2. — С. 285.

2 Там же.

3 Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16. — С. 389.

Глава 1

Структура и ценности моды

Глуп тот, кто в моде видит только моду.

Опоре де Бальзак. Трактат об элегантной жизни

Быть в моде — значит знать некий язык.

Л.чеп. Система изящных искусств

1. Структура

Во введении автор отстаивал необходимость научного подхода к мо­де. Но какая наука исследует моду? Мода выходит за рамки каждого из фрагментов человеческой и социальной реальности, рассекаемой на части отдельными науками. Это явление целостное и универсаль­ное, оно расположилось в самых разных областях жизнедеятельности человека: экономической, психологической, эстетической и пр. Поэто­му исследование моды осуществляется различными научными дисцип­линами, оно носит междисциплинарный характер. Велики достиже­ния и возможности в этой области у истории и теории культуры, эстетики, экономики, психологии, социологии, этнографии, семиотики.

Ни одну из названных, а также многих других дисциплин и проблем­ных областей науки невозможно игнорировать в изучении моды без ущерба для ее познания, так как каждая из них высвечивает какую-то грань этого многогранного явления. И все же роль отдельных наук в исследовании интересующего нас предмета неодинакова. Выдвиже­ние на первый план той или иной из них зависит либо от концепции исследователя, либо от его специальности, либо от того и другого. Так, например, исследователь-искусствовед, трактующий моду как явление эстетическое по преимуществу, естественно, отводит ведущую роль в ее изучении близким ему искусствоведению и эстетике. (Кстати, довольно долго такая точка зрения была весьма популярной.)

11

Автор настоящей книги не исключение из этого общего правила. Поскольку по специальности он социолог, поскольку вслед за многи­ми другими исследователями он считает, что мода — явление главным образом социальное и социально-психологическое1, постольку веду­щую роль в изучении этого явления он отводит социологии и соци­альной психологии.

Именно социология, даже имея дело с отдельными сферами соци­альной реальности, с отдельными институтами и явлениями, всегда помещает их в целостный социальный контекст, в рамки определен­ной социальной системы того пли иного уровня. Так, например, соци­ология экономической жизни отличается от экономической науки тем, что рассматривает экономические институты в тесной взаимосвязи с другими институтами, с потребностями и ориентациями различных социальных групп и с социальной системой, в которую включен тот или иной экономический факт.

Что касается социальной психологии, то она изучает взаимодействие индивидов между собой и с социальными группами, психические и по­веденческие особенности этих групп и массовых сообществ.

Вопреки повседневному словоупотреблению мода принадлежит прежде всего не миру вещей, а миру людей. Вещи сами по себе не ме­няются под влиянием моды; их изменяют люди, приписывающие им значения, взаимодействующие между собой и с культурой.

Именно потому, что мода касается самых различных сторон социаль­ной жизни, сознания и поведения человека, социальных групп и массовых сообществ, социология и социальная психология оказываются главны­ми, привилегированными дисциплинами в исследовании моды. При этом следует еще раз подчеркнуть междисциплинарный характер этого иссле­дования, необходимость привлечения самых разных наук — от этногра­фии и истории культуры до экономической науки и семиотики.

В этой книге мода понимается как одна из форм, один из механиз­мов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведе­ния: индивидуального, группового и массового. Поведение человека регулируется, разумеется, не только социальными, но и биологиче­скими и психологическими механизмами; все они взаимодействуют

1 И:! работ этого направления см., в частности: Толстых В. И. Мода как со­циальный феномен. Васин Е. Я.. Краснов В. М. «Гордиев узел» моды. Любимо­ва Т. Б. Мода и ценность // Мода: за и против. — М., 1973: Петров./!. В. Мода как общественное явление. — Л., 1974.

12

между собой и проникают друг в друга. Понятие социальной регуля­ции близко по смыслу двум другим социологическим понятиям: «со­циальное управление» и «социальный контроль». Основное содержание процессов социальной регуляции состоит в обеспечении нормально­го функционирования и развития социальных систем различного уровня (от глобальных обществ до малых групп), а также в создании и поддержании социальных условий для нормального функциониро­вания биологических, психических, экологических и других систем, составляющих, в свою очередь, «внутренние» и «внешние» условия су­ществования самого общества.

Механизмов социальной регуляции великое множество. К ним от­носятся, в частности, социальные нормы, ценности, институты, орга­низации, обычаи и т. д. Мода — один из таких механизмов; ограничимся пока такой общей констатацией, которая послужит нам отправным пунктом. В ходе дальнейшего изложения она будет последовательно конкретизироваться и уточняться, так что в конце концов мы попыта­емся дать более или менее развернутый ответ на вопрос о том, в чем состоят особенности моды как социального регулятора и саморегуля­тора поведения человека.

Один из труднейших вопросов в изучении моды: как выделить соб­ственно моду, как достаточно достоверно и надежно очертить ее гра­ницы и отделить ее от того, что модой не является? Ответ на этот воп­рос отчасти затруднен уже отмеченным сильным, хотя и не всегда осознаваемым, грузом обыденных, повседневных представлений. В ре­зультате в разряд «модных» нередко попадают явления, к моде не от­носящиеся, а сам объект исследования — мода — ускользает из поля зрения исследователя, в действительности рассматривающего совсем не то, что он имеет в виду. Иногда моду интерпретируют как некое неуловимое, вездесущее и нерасчлепенное начало без определенных границ. Бывает и так, что часть моды (чаще всего какие-нибудь мод­ные объекты, т. е. то, что «в моде») принимают за моду в целом.

Как же избежать опасностей подобного смешения или подмены ин­тересующего нас предмета? Для этого необходимо прежде всего пост­роить теоретическую модель моды. Впрочем, это вообще необходимо для понимания сущности изучаемого явления. Основная особенность теоретической модели состоит в том, что «она представляет собой не­которую четкую фиксированную связь элементов, предполагает опре­деленную структуру, отражающую внутренние, существенные отно-

13

шения реальности» '. Создать такую модель в нашем случае — значит представить моду в виде идеализированного или идеального объекта 2, не тождественного моде как объекту эмпирического наблюдения, об­ладающего сложной структурой и состоящего из совокупности взаи­мосвязанных элементов — частных идеальных объектов.

Эти объекты отражаются в понятиях, конструируемых в процессе идеализации. Идеализация — одна из форм научной абстракции, без которой не обходится никакая наука. Она способствует выделению объекта в чистом виде, без посторонних «примесей», которые зачастую незаметно подменяют его другим объектом.

Идеальные объекты присущи как естественным, так и гуманитар­ным наукам. Характерным примером понятия идеального объекта, нередко приводимым в логике и методологии науки, служит понятие геометрической точки. Очевидно, что реально в природе никаких то­чек нет, однако это понятие фиксирует существенные в определенном отношении черты реальности. То же самое относится к множеству по­нятий социальных наук. Такие объекты, как, скажем, социальные нор­мы, ценности или роли, нельзя «пощупать», воспринять непосредствен­но какими-либо органами чувств, и тем не менее они не являются продуктом разгулявшейся фантазии исследователей: это реальные и действующие факты и факторы социальной жизни.

Создавая теоретическую модель моды, т. е. представляя последнюю в виде структуры, состоящей из взаимосвязанных элементов, мы тем самым постараемся ответить на вопрос: «Из чего состоит мода всегда и везде»?

Первый, наиболее очевидный и наименее устойчивый элемент моды — это то, что «входит» в моду и «выходит» из нее: определенные способы или образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга. Их можно назвать модными стандартами: в обиходе их называют просто модами, например в выражении «Каковы моды в нынешнем сезо­не?» (синонимические выражения: «Что в моде?» или «Что модно?»).

1 Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. —М., 1978.-С. 327.

2 Отличие идеального объекта от реальных «состоит и том, что из беско­нечного числа свойств и отношений реальных объектов (а любой такойобъект неисчерпаем в своих свойствах, своих связях и отношениях с другимиобъектами) идеальный объект фиксирует только отдельные свойства и от­ношения. Он выступает как схематизирующий образ реальных объектов»(Стетт В. С. Становление научной теории. — Минск, 1976. — С. 12).

14

Модные стандарты — это разновидность культурных образцов, т. е. некие способы или правила поведения или действия, зафиксирован­ные в культуре особыми средствами, отличными от самого этого пове­дения и его биопсихических элементов. К этим средствам относятся все существующие в культуре методы и формы фиксации, хранения и передачи информации: от одежды и танца до печатного текста и маг­нитной записи.

Модные стандарты чаще всего реализуются посредством каких-то объектов, как материальных, так и нематериальных (духовных, знако­вых, символических и т. п.). Эти объекты назовем модными объекта­ми. К ним относятся: вещи, идеи, слова, художественные произведе­ния и т. п., а также свойства объектов, например формы или размеры. Модные объекты — это любые объекты, которые оказываются «в моде». Каждый из них, и это следует особо подчеркнуть, существу­ет исключительно как элемент и средство реализации модного стан­дарта, т. с. определенного способа поведения.В повседневной жиз­ни мы говорим, что платье такого-то фасона «в моде», но, строго го­воря, «в моде» не платье само по себе, а, скажем, его ношение для женщины или его проектирова­ние для дизайнера одежды. Если, к примеру, обладательница пла­тья спрячет его в сундук и никому не покажет или будет использовать его по другому назначению, то это, вероятно, уже не будут акты мод­ного поведения.

Вообще одни и те же объекты могут включаться в различные образ­цы поведения; соответственно различны и функции, выполняемые эти­ми объектами. В средневековой Европе помидоры не употреблялись в пищу, а дарились возлюбленным, как цветы. Сахар, водка, шоколад, чай и кофе вначале рассматривались и использовались как лекарства. Табак в истории использовался по-разному: его жевали, нюхали и курят, к сожалению, по сей день. Так же и с модой: одна и та же «вещь» быва­ет включена в разные модные стандарты. Одна и та же пьеса может быть «в моде», но в одних случаях модно ее хвалить, а в других — ру­гать.

Существуют «безобъектные» модные стандарты, которые вообще никак не отделены от тела человека, например жесты, мимика или

15

танцы. Иногда модный стандарт состоит в отказе от использования каких-то некогда модных объектов, к примеру, отказ от ношения го­ловного убора, галош, веера, галстука, зонта, муфты, от восприятия каких-то художественных произведений и т. д.

Но почему одни образцы поведения или предметы считаются мод­ными, а другие нет? Или почему одни и те же веши, их свойства (фор­мы, размеры и т. п.), идеи когда-то считались модными, затем станови­лись немодными, а впоследствии вновь «входили в моду»? Что с ними происходило, что придавало им «модность», а что лишало ее, в то вре­мя как сами они оставались, по существу, теми же? Очевидно, дело здесь ие в их внутренних свойствах. Те или иные стандарты и объекты становятся модными, оказываются «в моде» тогда и только тогда, ког­да они обладают модными значениями, т. е. выступают в качестве зна­ков моды. В свою очередь, выражение «выступают в качестве знаков моды» означает, что эти стандарты и объекты замещают и указывают на какие-то ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные.

В качестве последнего компо­нента моды выделим поведение участников моды, т. е. такое пове­дение, которое ориентировано на отмеченные другие компоненты: стандарты, объекты и ценности моды.

В ходе дальнейшего изложения мы рассмотрим последовательно каждый из выделенных компонен­тов. А начнем с одного из главных с ценностей моды. Ответ на вопрос: «Что представляют собой модные ценности?» — позволит в дальней­шем ответить и на следующие, пока неясные, вопросы: «Какие стан­дарты и объекты считаются модными?», «Каково "значение модных значений", или, иначе говоря, знаками чего именно становятся стан­дарты, когда им приписывается атрибут "модности"?», «На что ре­ально ориентированы в своем поведении участники моды, когда они, как принято говорить, "гоняются за модными тряпками"?». Да и ответ на решающий вопрос: «Что же такое мода?» — будет в большой мере зависеть от представления о модных ценностях. Таким образом, эти ценности оказываются «структурообразующим» компонентом моды;

16

именно через его описание можно определить и представить осталь­ные компоненты.

Культурные образны, или социальные правила поведения, имеют две стороны. Первая сторона состоит в том, что им надо следовать, вто­рая — в том, что им хотят следовать. В первом случае эти правила, или образны, выступают как социальные нормы, во втором — как соци­альные ценности. В одних правилах доминирует нормативная сторо­на, в других — ценностная. Иногда эти две стороны в одних и тех же правилах настолько тесно переплетаются, что невозможно зафикси­ровать, где кончается одна и начинается другая; это две стороны одной медали. Повсеместно и единодушно разделяемая ценность нередко приобретает нормативный, обязательный характер, а интериоризован-ная, «овнутрённая» норма становится ценностью, желаемым благом. Иными словами, то, чего когда-то всем хотелось, со временем может становиться обязательным, и наоборот; вчерашнее «хочу» может стать сегодняшним «надо», и наоборот.

В моде, как и во многих других социальных регуляторах, присут­ствуют оба начала: нормативное и ценностное. Но преобладает в ней начало ценностное. Ведь как бы ни были строги предписания моды, санкции за их нарушение не очень суровы и несопоставимы по жест­кости с санкциями за нарушение многих нравственных и тем более правовых норм. Если же такие санкции становятся жесткими или даже репрессивными, то это означает, что мода либо умерла, уступив место другому регулятору, либо вообще не рождалась в данной социальной ситуации. Вот почему мы выделили в качестве отдельного элемента структуры моды ис нормы, а ценности, учитывая при этом, что в них вплетено и нормативное начало.

Под социальной ценностью вслед за польским социологом Яном Щепаньским мы будем понимать «любой предмет, .материальный или идеальный, идею пли институт, предмет действительности или вооб­ражаемый, в отношении которого индивиды или Группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стрем­ление к обладанию им ощущают как необходимость» '.

Утверждение о том, что мода изменчива, непостоянна, легкомыс­ленна, — банальность, которой зачастую злоупотребляют не только журналисты, но и исследователи. Что моды меняются, известно всем, даже маленьким детям, не говоря уже о подростках. Однако несмотря на эти очевидные изменения, функционирование самой моды — иро-

1 ЩепапьскийЯ. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — С. 52.

17

цесс постоянный. Естественно, возникает вопрос о том, какова ценно­стная основа этого постоянства. Если модные стандарты время от вре­мени обесцениваются', то за что люди ценят собственно моду?

Вероятно, существует некоторое ценностное ядро, создающее само­тождественность и постоянство этой особы, которую так часто харак­теризуют как «легкомысленную», «капризную», «непостоянную».

Это ядро, составляющее набор основных модных ценностей, обо­значим как атрибутивные2 или внутренние ценности моды.

Выделенные посредством процедуры идеализации, они тем не ме­нее представляют собой реальные регуляторы поведения участников моды. Лишь в том случае, когда какие-либо стандарты и объекты обо­значают весь набор этих внутренних для моды ценностей, можно го­ворить о том, что они обладают модными значениями, т. е. попросту являются модными. К этим ценностям относятся современность, уни­версальность, демонстративность и игра.

Следуя тем или иным стандартам, действуя с определенными объек­тами, участники моды руководствуются в своем поведении не только этим явным, лежащим на поверхности регулятивным уровнем, но и скры­тыми за ним ценностями, перечисленными выше. Причем ориентация на атрибутивные («внутренние») ценности моды у отдельных ее уча­стников может быть как осознанной, так и неосознанной3.

Напротив, если поведение ориентировано только непосредственно на некие стандарты, которые ничего не означают, кроме самих себя, то здесь нет ситуации моды. Не существует стандартов поведения и объек­тов, которые были бы изначально, «по природе», вследствие своих внут­ренних свойств модными, но они становятся ими тогда, когда наде­ляются модными значениями. Очевидно, что одни классы стандартов и объектов больше подвержены знаковой модной функции (например одежда), другие— меньше, по в любом случае без этой функции нет моды. Таким образом, теперь мы можем уточнить, что представляют собой модные стандарты и объекты: это те способы поведения и реа-

' «Мода — это то, что выходит из моды» — такое шутливое определение одни приписывают Пабло Пикассо, другие — Коко Шанель.

2 От слова «атрибут», означающего неотъемлемый постоянный признак какого-либо явления действительности.

1 «Могут существовать признанные ценности, к которым, однако, не стре­мятся, могут быть ценности, к которым действительно стремятся, но не при­знаются в этом» (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. -С. 52).

18

лизующпе их объекты, которые обозначают указанные атрибутивные ценности моды.

Но за этим слоем ценностей существует еще один слой, который далее будет именоваться денотативными' или внешними ценностями моды.

Если модные стандарты обозначают атрибутивные («внутренние») ценности, то последние, в свою очередь, выступают как знаки по отно­шению к денотативным ценностям моды. Денотативными мы называ­ем их потому, что они составляют конечный ценностный объект обо­значения в моде. Разумеется, и атрибутивные ценности выступают как денотаты по отношению к модным стандартам, но они не являются конечным пунктом обозначения в моде, занимая промежуточное ме­сто и выполняя функцию незаменимого посредника между стандарта­ми, с одной стороны, и денотативными ценностями — с другой. Мы называем их «внешними» ценностями потому, что в определенных ситуациях, включаясь весьма энергично в систему модного поведения, сами по себе они выходят далеко за его пределы и не составляют при­надлежность собственно моды. Одновременно или последовательно они могут составлять элементы как моды, так и других форм социаль­ной регуляции. Следуя определенным модным стандартам, участники моды следуют атрибутивным ценностям, а через их посредство — де­нотативным.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!