Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.



 

 

Подходы к определению культуры характеристики
Аксиологический (оценочный)подход культура рассматривается как система ценностей, созданных человечеством. При использовании данного подхода к определению понятия «культура» у исследователей возникает целый ряд проблем. Во-первых, такая дефиниция автоматически требует последующего дефинирования понятия «ценности», которое также достаточно сложно и многоаспектно. Во-вторых, очень многие элементы культурного процесса не входят в объем понятия «ценности».
Деятельностный подход культура рассматривается как объект, процесс и результат человеческой деятельности. Культура - это не сама деятельность, а тот способ, которым она осуществляется. Именно деятельностный подход к пониманию культуры начинает сегодня преобладать в научной литературе. И это не в последнюю очередь связано с тем, что деятельностный подход не отверг два других - описательный и оценочный, а впитал в себя их рациональное содержание.  
Суммативный(эмпирический, описательный) подход культура рассматривается как некая сумма определенных характеристик, как совокупность правил, норм, мировоззренческих установок, ценностей, традиций и т.д., усвоенных человеком как членом общества. Является элементом культуры, но не является ценностью в общечеловеческом понимании.  

 

 

Поскольку наукаэто форма культурной деятельности людей, то сложно дать адекватное определение науки как в диахронном историческом контексте, так и в синхронном – современном.

Наука как важнейший элемент духовной культуры наука характеризуется следующими признаками:

(1) совокупностью объективных и обоснованныхзнаний о природе, человеке и обществе (система знаний);

(2) деятельностью, направленной на получение новых знаний, и одновременно результатом этой деятельности (деятельность);

(3) совокупностью социальных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие знания и познания (институт).

Они, по сути, являются и подходами к определению науки: если сравнить их с вышеприведенными подходами к определению культуры, то напрашивается явная аналогия.

Как часть культуры наука полностью вписана в нее и определяется ею, но имеет в ней свои границы.

Границы науки, или протонауки, более узки, нежели культуры, но достаточно размыты. Так, протонаука четко детерминирована социокультурной сферой. Она растворена в обыденной жизни, ее граница с литературой, искусством, философией, эзотерикой крайне эфемерна (размыта).

На ранних этапах формирования науки ее границы в определенной степени могут совпадать с границами религии, искусства (например, в эпоху Возрождения). В Новое время, формируясь, наука оформляет и свои границы, она становится феноменом, достойным рефлексии. Но на этом этапе границы ее достаточно прозрачны, институционально оформленных фильтров, отделяющих овец от козлищ, еще не существует. Поэтому внутри себя наука содержит достаточное количество псевдонаучных составляющих.

Границы науки можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние границы науки – это ее границы как когнитивной системы – относительные (познанное/непознанное) и абсолютные (познаваемое/непозна-ваемое).

Внешние это границы науки с другими социокультурными феноменами – искусством, религией, эзотерикой и т.д. Границы науки – это некоторые мембраны, способные отсортировывать информацию и пропускать вовнутрь только ту, которая соответствует общепринятым стандартам. На разных этапах развития науки представления о ее границах значительно отличаются: от веры в ее безграничные возможности в эпоху модерна до полного неверия в эпоху постмодерна.

Таким образом, во многом представления о границах науки зависят от принятой в данном обществе модели науки. Так, в археологии знания М. Фуко наука – это дискурс и в соответствии с этим серия порогов или границ научного дискурса (порог позитивности, эпистемологизации, научности и формализации)[31].

Наука обладает свойствами, выделяющими ее из общей системы культуры.

· Наука инновационно заострена, она динамично развивается, обновляясь предельно быстро.

· Наука регулируется принципиально познавательной целью.

· В науке определена ведущая роль профессионального сообщества.

· Наука представляет собой деятельность, стремящуюся в перспективе к идеальной рациональности.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!