Специфика развития современного общества.



По своей сущности формирующаяся ныне общечеловеческая цивилизация на основе информационной технологии, по мнению российских и зарубежных ученых (Н. Моисеев, Р. Дарендорф), определяется как общество социальной справедливости. Близкой к теории социальной справедливости является концепция общества доверия американского социолога Ф. Фукуямы. Он обосновывает, что прогресс в современных условиях определяется не индивидуализмом или коллективизмом, не рыночными принципами, а лишь элементом культуры – доверием. Доверие выступает как результат справедливых отношений во всех сферах общественной жизни.

Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущего на смену индустриальной цивилизации информационного общества, выделяя следующие аспекты:

1) наличие многоукладной экономики и регулируемого рынка при ведущей роли государственного сектора;

2) трудовая основа, вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством труда, социальная защита тех слоев общества, которые по каким-либо причинам не могут трудиться;

3) демократические формы организации во всех сферах общественной жизни;

4) государственное управление всеми социально значимыми процессами;

5) высокий уровень науки и культуры.

 

Таким образом, общество социальной справедливости – это тип гражданского общества, определяющий положение индивида в зависимости от результатов трудовой деятельности.

На этапе становления информационной цивилизации основной акцент делается на уровне межнациональных образований – суперэтносов (это объединение народов в одном государстве) и мегаэтносы (межгосударственные образования). Таким образом. Цель – через консолидационные процессы народов в рамках отдельных региональных объединений современное общество идет к общечеловеческой цивилизации.

Тенденция к множественности цивилизаций. Например, американский социолог С. Хантингтон выделяет в настоящее время 7-8 мировых цивилизаций (западная, конфуцианская, японская, исламская, славяно-православная, латиноамериканская и африканская) и определяет нынешнее состояние и прогнозирует будущее человечества как взаимоотношения между этими глобальными цивилизациями – «столкновение цивилизаций».

Россия, в свою очередь, также находится в рамках формирования постиндустриальной цивилизации. Но в отличие от запада Россия является носителем особой специфической цивилизационной модели и ей необходима собственная идентичность.

Значительная роль в становлении современного общества играет общественное производство, которое направлено на процесс создания материальных благ и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

Любая, и особенно материальная, деятельность предполагает наличие средств, способов достижения ее результатов. В структуре этих средств и способов приоритетное значение занимают техника и технология. В них проявляются сущностные начала человека, мера предметно-практического воплощения человеческого духа.

Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne» - искусство, мастерство, умение. В технике воплощаются единство духовного и материального: с одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины, механизмы); с другой стороны, определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности.

Непременным условием возникновения и развития техники служит технология – это и знание о законах природы, и способ применения этого знания в структуре материально-практической деятельности.

Техники и технология в зависимости от роста научных знаний.

Основные особенности информационного общества:

1) особой ценностью становится информационная технология;

2) социальная структура общества – технократическая элита и средний класс;

3) управление обществом переходит в руки информационной элиты;

4) подавляющая часть населения Земли переходит в сферу информационной деятельности;

5) гуманизация всей системы культуры;

6) противоречие между новым «компьютерным» поколением и носителями старой, индустриальной психологии;

7) информационное производство само по себе безотносительно и нейтрально к любой социальной системе.

 

Остановимся на первом аспекте – наука и цивилизация, когда общественное развитие и его научный потенциал определяет и определяется, а также находит реализацию в условиях цивилизационного развития.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!